Развитие стандартов бухгалтерского и финансового учета оказывает влияние на эволюцию стандартов аудита. Более того, продвижение в России международных стандартов аудита зависит от внедрения и применения в учетной практике международных стандартов финансовой отчетности. Это проявляется в содержании документов, разработанных с целью гармонизации бухгалтерского учета и аудита в соответствии с международными стандартами.
1 июля 2004 г. Приказом Минфина России была одобрена Концепция развития бухгалтерского учета и отчетности в Российской Федерации на среднесрочную перспективу. В работе над Концепцией приняли участие Минэкономразвития, Федеральная служба по финансовым рынкам, Банк России, Федеральная служба по статистике, Миннауки, МНС. Концепция была обсуждена с профессиональными общественными бухгалтерскими и аудиторскими объединениями, научными организациями, вузами, коммерческими организациями. В документе учтен мировой опыт и рекомендации ряда международных организаций. Концепция связывает дальнейшее развитие бухгалтерского учета и отчетности в стране с активизацией использования МСФО непосредственно хозяйствующими субъектами и с регулированием учета и отчетности.
|
|
Реализация Концепции осуществляется по специальным планам, охватывающим все выделенные направления развития бухгалтерского учета и отчетности. При этом изменения в бухгалтерском учете и отчетности, в том числе переход на МСФО, предполагается проводить постепенно с учетом потребностей и готовности профессиональной и другой заинтересованной общественности, а также органов государственной власти.
Основными направлениями развития бухгалтерского учета и отчетности, согласно принятой Концепции, являются:
1) повышение качества информации, формируемой в бухгалтерском учете и отчетности;
2) создание инфраструктуры применения МСФО;
3) изменение системы регулирования бухгалтерского учета и отчетности;
4) усиление контроля качества бухгалтерской отчетности;
5) существенное повышение квалификации специалистов, занятых организацией и ведением бухгалтерского учета и отчетности, аудитом бухгалтерской отчетности, а также пользователей бухгалтерской отчетности.
Качество бухгалтерской информации зависит от того, насколько эффективно осуществляется контроль качества бухгалтерской отчетности. Концепция гласит: "Основой системы контроля должен быть институт аудита как форма независимой проверки бухгалтерской отчетности хозяйствующих субъектов лицами, обладающими необходимой квалификацией и наделенными соответствующими полномочиями. В этом отношении институт аудита выступает одним из основных инструментов развития бухгалтерского учета и отчетности. Предпосылками действенности аудита бухгалтерской отчетности являются:
|
|
а) качественные стандарты аудиторской деятельности, соответствующие Международным стандартам аудита;
б) четкие правила независимости аудиторских организаций и аудиторов;
в) непреложное следование аудиторских организаций и аудиторов Кодексу профессиональной этики;
г) единые квалификационные требования к аудиторам, независимо от того, в какой отрасли или сфере экономики они ведут деятельность;
д) высокий квалификационный уровень (в том числе в области МСФО) аудиторов, обеспечиваемый системой аттестации и повышения квалификации, включая квалификационный экзамен;
е) контроль качества работы аудиторских организаций и аудиторов со стороны, прежде всего профессиональных общественных объединений;
ж) эффективная система государственно-общественного надзора за аудиторскими организациями и аудиторами".
С целью развития института аудита как основного элемента системы контроля качества бухгалтерской отчетности, в План мероприятий по реализации Концепции развития бухгалтерского учета и отчетности в РФ включены задачи не только по бухгалтерскому учету, но и по аудиту. К таким задачам относятся:
1) подготовка изменений и дополнений к Федеральному закону "Об аудиторской деятельности";
2) разработка проектов федеральных правил (стандартов) аудиторской деятельности на основе международных стандартов аудита и представление их в Правительство РФ;
3) разработка предложений по совершенствованию правил независимости аудиторских организаций и аудиторов в соответствии с мировым опытом;
4) разработка предложений по введению единых квалификационных требований к аудиторам, в том числе в области аудита финансовой отчетности, подготовленной по МСФО;
5) повышение уровня контроля качества работы аудиторских организаций и аудиторов, в том числе обеспечение единых подходов к содержанию, формам и методам такого контроля.
В результате осуществления ряда мер по данным направлениям система бухгалтерского учета и отчетности будет отвечать реальным и современным потребностям рыночной экономики, а бухгалтерская и аудиторская профессии выйдут на качественно новый этап своего развития.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
При решении основных задач, поставленных в данной курсовой работе, было определено, что внешнеторговые операции обладают рядом особенностей, позволяющих выделить их в отдельное направление финансово-хозяйственной деятельности организаций. Каждая из перечисленных ниже особенностей в той или иной степени влияет на порядок их отражения в бухгалтерском учете:
- большая продолжительность осуществления операций по экспорту товара во времени вследствие значительной удаленности друг от друга участников внешнеэкономической сделки (покупателя и продавца);
- необходимость пересечения товаром таможенной границы Российской Федерации, обусловленная тем, что один из участников внешнеэкономической сделки (покупатель или продавец товара) непременно находиться за границей;
- осуществление расчетов между покупателем и продавцом товара в иностранной валюте в подавляющем большинстве случаев;
- сопряженность продвижения товара от продавца к покупателю с большими затратами, которые несут оба участника внешнеэкономической сделки (каждый из них в части, обусловленной конкретным базисным условием поставки);
- наличие большого числа мест возникновения затрат, т.е. необходимость привлекать много разного рода организаций, оказывающих услуги или выполняющих работы по продвижению экспортного товара.
|
|
Исходя из вышеизложенного, можно сделать вывод, что для формирования в бухгалтерском учете и финансовой отчетности достоверной информацию о результатах экспортных торговых операций, а также эффективного ведения внешнеэкономической деятельности, необходимо достаточное знание и понимание таких областей как:
- методология бухгалтерского учета в России и основы международного учета;
- таможенное законодательство;
- законодательство по налогам и сборам;
- принципы международных коммерческих договоров и обычаи международного торгового оборота;
- законодательная основа, формирующая правовые отношения условий поставки и ответственности за их нарушение;
- законодательство по валютному регулированию и контролю.
Несмотря на постоянно меняющуюся законодательную базу по внешнеэкономической деятельности и трудность ее понимания приведенная в качестве рекомендации модель бухгалтерского и налогового учета экспортных торговых операций, как по прямым торговым договорам, так и по посредническим контрактам дает возможность систематизировать работу бухгалтерии.
Предложенные мной варианты плана и программы аудита экспортных операций позволяют наглядно увидеть основные участки возникновения ошибок в отражении операций по реализации товаров на экспорт и нарушении действующего законодательства.
На основании данных бухгалтерского учета и финансовой отчетности ОАО «Калининградский тарный комбинат» практически был проведен аудит на экспортных торговых операций и по результатам проверки выдано аудиторское заключение.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Гражданский кодекс Российской Федерации
2. Налоговый кодекс Российской Федерации
3. Таможенный кодекс Российской
4. Федеральный закон от 10.12.2003 № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле».
5. Федеральный закон от 07.08.2001 № 119-ФЗ «Об аудиторской деятельности».
6. Федеральный закон от 21.11.1996 № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете».
7. Закон от 21.05.1993 № 5003-1 «О таможенном тарифе».
|
|
8. Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности (утв. Приказом Минфина России от 29.07.1998 № 34н).
9. ПБУ 1/98 «Учетная политика организации» (утв. Приказом Минфина России от 09.12.1998 № 60н).
10. ПБУ 3/2006 «Учет активов и обязательств, стоимость которых выражена в иностранной валюте» (утв. Приказом Минфина России от 27.11.2006 № 154н).
11. ПБУ 4/99 «Бухгалтерская отчетность организации» (утв. Приказом Минфина России от 06.07.1999 № 43н).
12. ПБУ 5/01 «Учет материально-производственных запасов» (утв. Приказом Минфина России от 09.06.2001 № 44н).
13. ПБУ 9/99 «Доходы организации» (утв. Приказом Минфина России от 06.05.1999 № 32н).
14. ПБУ 10/99 «Расходы организации» (утв. Приказом Минфина России от 06.05.1999 № 33н).
15. ПБУ 18/02 «Учет расчетов по налогу на прибыль» (утв. Приказом Минфина России от 19.11.2002 № 114н).
16. План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и Инструкция по его применению (утв. Приказом Минфина России от 31.10.2000 № 94н).
17. Международные правила толкования торговых терминов «Инкотермс 2000» (Публикация Международной торговой палата № 620).
18. Аудит в торговле: учеб.пособие/под ред. М.И.Баканова. – М:, 2005 г.
ПРИЛОЖЕНИЯ