Термин предприниматель (был введен французским экономистом Ришаром Кантиллоном)-человек, который берет на себя риск, связанный с организацией нового предприятия или разработкой новой идеи, новой продукции или нового вида услуг, предлагаемых обществу. Слова «предприниматель» и «менеджер» не являются синонимами. Основы американской индустрии были заложены горсткой смелых предпринимателей в конце XIX начале XX веков. Их имена: Джон Рокфеллер (нефть), Морган (сталь и банковское дело), Эндрю Меллон (аллюминий), Эндрю Карнеги (сталь), Форд (автомобили). Имена выдающихся предпринимателей последних десятилетий: Дж.Пол Гетти (нефть),Хант (пищевая промышл.), Эдвин X.Ленд (корпорация «Полароид»), Джон Д. МакАртур (страхование). Тысячи людей, которые каждый год начинают новый бизнес играют ключевую роль в экономике. Малый бизнес предпринимательского характера играет важнейшую роль в экономике США. По данным Несбитта, 10,8 млн. предприятий из 11 млн. их общего числа в Америке-это малый бизнес в нем занято 60% всей рабочей силы. Более того, за период 1972-1979 гг. на 25% возросло количество супер-малых предприятий индивидуально-трудовой деятельности.Предпринимательство, с точки зрения концепции, не ограничивается бизнесом. Инновационные формы управления, введенные генералом У о Гричем в группе тактических войск американских ВВС, превратили ее из малоэффективной, страдающей серьезными недостатками и ошибками службы, в модель, демонстрирующую военное совершенство, и всего за шесть с половиной лет.
Все предприниматели активно участвуют в формировании целей организации и управляют ею в начале ее деятельности, всех их можно считать менеджерами. Некоторые оказываются успешными в своей управленческой деятельности не только в начале развития предприятия, но и в течение долгого периода работы предприятия. Хотя Рей Крок купил имя «МакДоналдса», а не основал свою новую компанию, его предпринимательская акция по переводу на индустриальную основу приготовление гамбургеров произвела революцию в бизнесе быстрого обслуживания в сфере общепита. Этот и многие другие инновационные приемы в управлении, внедренные тогда, когда Крок стоял во главе компании «МакДоналдс» привели ее к успеху. Зачастую, однако, такие характеристики, как личный риск, реакция на финансовые возможности и желание долго и упорно работать, т.е. все то, что традиционно считается чертами хорошего предпринимателя, не обязательно свидетельствуют о возможности эффективно управлятьорганизацией по мере того, как она становится больше. Некоторые предприниматели могут не иметь способности эффективно выполнять управленческие функции, такие как планирование, организация, мотивация и контроль. Автор исследования, в котором сравниваются характеристики успешного предпринимателя и успешного менеджера, приходит к выводу: «Успешные руководители в бизнесе были способны внести организованность в неструктурированную ситуацию и увидеть суть своей организации. Такие руководители способны принимать решения. У предпринимателей это не прослеживалось» Успешный руководитель в бизнесе проявлял положительное отношение к власти, а предприниматель, не желает признавать, подчиняться власти, проявляет неспособность работать под руководством и, как следствие, стремится избежать такой ситуации. Следовательно, нет ничего странного в том, что выдающийся предприниматель становится не эффективным менеджером. Организация, которую создал предприниматель, в результате может даже распасться. Исследования показывают, что на практике большинство новых предприятий в бизнесе распадается, и основной причиной является плохое руководство. Если организации повезет, то у руля встанет хороший руководитель, прежде чем она распадется. «Сирс», например, не становился гигантской фирмой розничной торговли пока им руководили его основатели, которые дали ему название. Розенвальд, купивший «Сирс» на грани краха, превратил его в лидера своей отрасли благодаря новаторской политике управления и маркетинга.