В данном параграфе особое внимание обращается на методы документальной проверки, как наиболее часто используемые в аудиторской практике, относящиеся к группе сопоставлений.
Методы документальной проверки можно условно разделить на две группы[7]:
1. Методы формальной проверки документов:
- проверка соблюдения правил составления, полноты и подлинности оформления документов;
- сопоставление учетных и отчетных показателей с установленными нормативами, что позволяет выявить завышение (занижение) себестоимости продукции (работ, услуг), правильность применения льгот, ошибки при исчислении и уплате налогов;
- проверка соответствия отраженных в документах операций установленным правилам;
- счетный контроль.
2. Методы проверки реальности отраженных в документах обстоятельств:
- сопоставление данных документов, отражающих смысл совершенных операций, с данными документов, которые явились основанием для этих операций;
- проверка записей в регистрах бухгалтерского учета;
|
|
- сканирование;
- встречная проверка;
- взаимная проверка;
- контрольное сличение;
- восстановление натурально-стоимостного учета.
Самый распространенный метод документальной проверки предприятия – выборочный аудит. Выборочный аудит подразделяют на две практически схожие части: выборочную проверку системы внутреннего контроля и проверку верности отражения в бухгалтерском учете оборотов и сальдо по счетам. Перед проведением аудита расчетов с бюджетом необходимо осуществить планирование самой проверки, в соответствии с которым аудитор должен так организовать свою деятельность, чтобы обеспечить ее высокое качество и быть уверенным, что в каждой конкретной ситуации применяются наиболее эффективные и действенные процедуры аудита.[8]
В качестве источников информации при проведении аудита расчетов с бюджетом на ЗАО «КМАрудоремонт» используются:
- приказ по учетной политике для целей налогообложения и для целей финансового учета; (Приложение 11)
- данные о характере и масштабе деятельности аудируемого лица; (Приложение 1)
- сведения о юридической и организационной структуре аудируемого лица; (Приложение 2)
- выдержки или копии учредительных документов, лицензий, соглашений и протоколов; (Приложение 2)
- информация об отрасли, экономической и правовой среде, в которой аудируемое лицо осуществляет свою деятельность; (Приложение 1)
- результаты анализа финансово-хозяйственной деятельности;
- первичные учетные документы, регистры бухгалтерского и налогового учета, используемые при расчете налогов и сборов; (Приложение 3,4,6,8,9)
|
|
- налоговые декларации; (Приложение 3,4,6)
- данные бухгалтерской отчетности. (Приложение 8,9)
В процессе проведения аудита аудитор формирует специальный аудиторский файл, в частности, содержащий следующие рабочие документы:
- план проведения аудита и изменения к нему;
- программа проведения аудита и изменения к ней;
- оценка аудиторского риска;
- оценка уровня существенности;
-сведения об исполнителях, характере, временных рамках, объеме аудиторских процедур и результатах их выполнения;
- описание методов проверок, объемов и параметров выборки.
При проведении аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности аудиторами выборочным способом проверяется правильность исчисления и уплаты налогов и иных обязательных платежей.[9] Однако данная проверка не может охватить весь объем информации, влияющей на налоговые обязательства организации, и не может служить единственным основанием для выражения мнения о достоверности налоговой отчетности. Поэтому многие организации, для которых общий аудит является обязательным, при заключении договора с аудиторскими фирмами отдельно указывают объем работ по налоговому аудиту. Особенно актуально это для крупных организаций с большими оборотами и разветвленной сетью структурных подразделений, как непосредственно предприятие ЗАО «КМАрудоремонт», которые в целях максимального снижения налоговых рисков нуждаются в проведении полноценного налогового аудита. Поэтому налоговый аудит, по нашему мнению, может быть как частью общего аудита, так и самостоятельным направлением аудита.