Проблемы и перспективы развития пенсионного фонда

Состояние пенсионной системы России оценивается экспертами как нестабильное. С начала старта пенсионной реформы - 1 января 2002 г. - система обязательного пенсионного страхования накопила ряд проблем. Говоря о сложностях развития этой системы, в качестве первой проблемы выделяется нарастающий дефицит Пенсионного фонда (ПФР). В 1999 г. профицит бюджета ПФР составил 16млрд руб. В 2000 г. - 90млрд руб., а в 2001 г. - 17млрд руб. С 2000 года стал формироваться дефицит, который в 2002 г. равнялся 2млрд руб. В 2005 г. он составил 182млрд руб. В 2006 г. дефицит составит 93млрд руб. К концу 2007 г. дефицит может значительно оказаться больше Колесник А.П., «Отчёт о работе ПФ РФ в 2005-2006 годах по реализации ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированным) учёте в системе государственного пенсионного страхования»// Пенсия, 2007 №2..

В качестве второй проблемы обозначается снижение размера пенсий, т.к. реформа и снижение тарифов идут за счет снижения размеров пенсий. Размер пенсий анализируется при помощи коэффициента замещения, который показывает, насколько пенсия покрывает предыдущий заработок.

В 1995г. этот коэффициент составлял 39,8%, то есть был почти равен норме Конвенции МОТ, согласно которой коэффициент замещения должен составлять 40%. В 1998 г. коэффициент замещения был равен 37,9%, в 2005 г. коэффициент замещения составил 27,5%. На 2006 г., коэффициент замещения составил 25%.

В качестве следующей проблемы можно выделить снижение доли пенсионного страхования в системе обязательного пенсионного страхования в той страховой части пенсии, которая зависит от заработка и стажа. И как следствие, приводит к увеличению прямых выплат в виде базовых выплат пенсий, не зависящих от зарплаты и стажа.

Это приводит к увеличению перераспределяемых через пенсионный фонд льготных выплат. Выплата пенсий составляет 84% от расходов пенсионного фонда, а начиналось все, когда доля пенсионных расходов составляла 96-98%.

К проблемным аспектам развития обязательного пенсионного страхования была отнесена низкая доходность по средствам, как оставшимся в Пенсионном фонде, так и переданным управляющим компаниям, составляющая 4% годовых. Причем негосударственные пенсионные фонды предоставляют доходность от 4 до 17%. В настоящее время уровень инфляции «перекрывает» уровень доходности.

Рост системы государственного (добровольного) пенсионного страхования по всем показателям замедлился. По ее мнению, в результате пенсионной реформы у граждан оказался «подорван» как спрос, так и интерес на услуги негосударственных пенсионных фондов (НПФ).

В качестве мер для преодоления сложившейся ситуации планируется усовершенствование системы налогообложения НПФ, которая в настоящее время является «запретительной», и расширение спроса граждан на их услуги через предоставление адекватной информации об их деятельности.

В результате были представлены предложения Национальной ассоциации негосударственных пенсионных фондов по базовым положениям концепции налогообложения участников негосударственного пенсионного обеспечения. В настоящее время деятельность по негосударственному пенсионному обеспечению осуществляют почти 300 НПФ. 700 тыс. человек уже получают негосударственную пенсию.

Основной целью концепции является снижение бремени государства в деле пенсионного обеспечения путем повышения ответственности работодателей перед своими работниками через систему негосударственного пенсионного обеспечения. Кроме того, концепция направлена на установление тесной связи между размером пенсии и прошлым заработком пенсионера и на создание равных условий для всех институтов, осуществляющих пенсионное обеспечение и страхование.

По оценкам Министерства финансов РФ, уже к 2015 году пенсионная система России будет переживать серьезнейший кризис, связанный с уравниванием численности работающего и неработающего населения. К тому времени даже для поддержания сегодняшнего уровня пенсий государству придется привлекать дополнительные средства в размере 2% ВВП.

Возможно, дефицит бюджета ПФР (Пенсионного фонда России) придется компенсировать за счет, так называемого, человеческого фактора или, другими словами, повысить возрастной пенсионный порог. Иного способа закрыть столь крупные бюджетные дыры в министерстве пока не находят Соловьев А.К. Проблемы развития системы государственного пенсионного страхования в условиях переходной экономики // Вестник ПФР. 2007.

Тем не менее, по мнению председателя правления пенсионного фонда (ПФ) России Геннадия Батанова, дефицит существовал практически всегда и не о каком повышении пенсионного возраста для россиян речи пока не идет. В финансовых расчетах на 2008-2010 годы повышение пенсионного возраста не закладывается. С другой стороны, назрела потребность решения вопроса, касающегося досрочного выхода на пенсию части россиян, занятых в некоторых областях российской экономики. Треть государственного бюджета уходит именно на "досрочников". Оплачивать такие расходы в новом законопроекте о профессиональных пенсионных системах предлагается работодателям, которым в случае принятия закона придется отчислять на социальные нужды на 3-7% больше. Одновременно с этим будет корректироваться перечень профессий, имеющих возможность досрочного выхода на пенсию.

Повысить пенсионный возраст и стимулировать работать пенсионеров, можно, если пообещать им более высокую пенсию. С точки зрения экономической эффективности, эти изменения были бы вполне оправданы. Для Пенсионного фонда это реальная возможность решить проблемы бюджетного дефицита. Но в нашей стране подобные меры невозможны по двум причинам: во-первых, они непопулярны среди населения с социально-политической точки зрения; во-вторых, в тех странах, где порог пенсионного возраста выше, чем в России, совсем другие стандарты медицинского обслуживания и уровень жизни, в целом, гораздо выше. В российских условиях реализовать эту меру можно только в совокупности с весьма существенным пакетом экономических реформ. Но в связи с тем, что реформы в стране продвигаются достаточно медленно, осуществить предложенные изменения вряд ли удастся.

Критический дефицит бюджета ПФР никак не является следствием реформы пенсионной системы. Это результат других преобразований - прежде всего в налоговой политике. Это результат принятия на себя государством новых социальных обязательств, лежащих вне пенсионной сферы, - таких, как выплата ЕДВ и ДЕМО, И в наименьшей степени это результат появления в структуре трудовой пенсии ее накопительной части, на которую не раз уже пытались возложить всю полноту ответственности за дефицит бюджета ПФР.

К примеру, в текущем году выпадающие доходы ПФР, связанные с изъятием средств на формирование источников для финансирования накопительной части, составляет 83,7 млрд. рублей. Поскольку государство несет субсидиарную ответственность по обязательствам Пенсионного фонда, этот дефицит должен быть покрыт из федерального бюджета. И без особого напряжения был бы покрыт, если бы ни одно обстоятельство - наряду с этим, связанным с реформой дефицитом, в бюджете ПФР есть и другой, не связанный с нею дефицит, причем значительно (в 1,8 раза) превосходящий первый. В результате снижения ставки единого социального налога (ЕСН) в бюджете Пенсионного фонда возник дефицит средств на выплату базовой и страховой части пенсий в размере 148,5 млрд. рублей. И он, подрывая финансовую базу пенсионной реформы, никак не является ее условием или продуктом. Это, скорее, результат несогласованности действий разных структур исполнительной власти, нестыковки их приоритетов.

И в самом деле, перспектива ничего радужного не сулит - в 2008 г., например, выпадающие доходы, связанные с накопительной частью, составят около 227 млрд. рублей. При этом выпадающие доходы, обусловленные снижением ставки ЕСН, будут расти более высоким темпом, и достигнут 492 млрд. рублей, что в 2,2 раза выше дефицита, связанного с накопительной частью. Таким образом, очевидно, что основное бремя субсидиарной ответственности для федерального бюджета будут создавать последствия не пенсионной реформы, а реформы налоговой сферы.

Безусловно, сохранять систему социального страхования с огромным нарастающим дефицитом - это нелепица. Но отказ от социального страхования - это далеко не единственный выход. Ведь можно просто устранить проблему дефицита - и продолжать реформу дальше. Как альтернатива возврату к прямым выплатам пенсий из федерального бюджета возможно восстановление финансирования и финансовой устойчивости социального страхования.

После сокращения ставки ЕСН размер собственно налоговой составляющей, идущей на финансирование базовой части пенсии, упал до 6 проц. от фонда оплаты труда. Естественно, этого недостаточно для финансирования базовой части пенсии даже в ее размерах до марта 2005 года. А после мартовского повышения, проведенного по инициативе Президента Владимира Путина,- тем более. Здесь, в этой ранее благополучной части бюджета ПФР с 2005 г. возник дефицит, который необходимо компенсировать. Одновременно дефицитным является и финансирование страховой части, на которое вместе накопительной направляется 14 проц. от фонда оплаты труда в форме налоговых вычетов или страховых платежей. Можно ли одновременно ликвидировать дефицит по двум основным частям в структуре трудовой пенсии?

Можно. Для этого нужно, во-первых, передать оставшиеся 6 проц. налоговой составляющей ЕСН на финансирование страховой и накопительной частей пенсии. При этом дефицит здесь ликвидируется. И, в итоге, платежи работодателя будут, как и ныне, обеспечивать выполнение обязательств государства в этой части пенсионных выплат.

Второе: там, где речь идет об обязательствах по базовой части пенсии, финансировать их нужно за счет средств федерального бюджета из тех источников, которые определить для данной цели сам законодатель. Эта схема ничуть не противоречит той, которая используется сейчас. Ведь размер базовой части пенсии и источники ее финансирования определяются в законах о федеральном бюджете на каждый финансовый год. Отличие только в том, что до настоящего момента источником финансирования были остатки налоговой составляющей ЕСН, теперь предлагается сделать таким источником любые другие доходы федерального бюджета.

С точки зрения пенсионной системы, это будет справедливо - раз государство подарило бизнесу только в 2005 г. порядка 280 млрд. рублей за счет снижения ставки ЕСН, оно должно вернуть утраченные источники финансирования базовой части пенсии из других доходов федерального бюджета.

Предлагаемая схема преодоления дефицитности бюджета Пенсионного фонда достаточно проста и технологична. При этом расходы государства на финансирование своих обязательств перед пенсионной системой будут на 30-40 проц. меньше, чем при любом другом финансировании дефицита. Страховая природа государственной пенсионной системы и накопительный механизм будут сохранены. Как будут сохранены система персонифицированного учета, лицевые пенсионные счета граждан и информирование застрахованных о состоянии их счетов, совершенно не нужные при собесе. Государство сможет продолжать опережающими темпами повышать размер базовой части пенсии для нынешних пенсионеров и, как предполагалось концепцией пенсионной реформы еще в 2001 г., приближать ее к прожиточному минимуму без ущерба для баланса расходов и доходов пенсионной системы.

Иными словами, реформа может быть продолжена.

 

Практическая часть

Общая характеристика исполнения Федерального закона «О бюджете Пенсионного фонда Российской Федерации на 2007 год»

Деятельность Пенсионного фонда Российской Федерации (далее - ПФР, Фонд) по исполнению бюджета на 2007 год осуществлялась в соответствии с законодательством Российской Федерации, а также согласно основным задачам бюджетной и социальной политики, сформулированным в Бюджетном послании Президента Российской Федера­ции Федеральному Собранию Российской Федерации от 30 мая 2006 года «О бюджет­ной политике в 2007 году».

При исполнении бюджета на 2007 год Фондом в целом соблюдались требования Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - Бюджетный кодекс). Бюджет Фонда на 2007 год был утвержден Федеральным законом от 19 декабря 2006 года № 236-ФЗ в соответствии с требованиями статьи 11 Бюджетного кодекса. На основании статьи 212 Бюджетного кодекса в Закон о бюджете ПФР были внесены изменения (Федеральный закон от 23 ноября 2007 года № 262-ФЗ «О внесении изменений в Феде­ральный закон «О бюджете Пенсионного фонда Российской Федерации на 2007 год», далее - Закон № 262-ФЗ, Закон о бюджете ПФР).

Показатели, определенные в Законе о бюджете ПФР, в основном выполнены. Дохо­ды бюджета ПФР составили 1946817349,3 тыс. рублей, или 101,7 % от показателя, ут­вержденного данным Законом. Расходы бюджета ПФР составили 1786457030,0 тыс. рублей (100,2 % к бюджетным назначениям).

В связи с отсутствием в 2007 году дефицита средств по исполнению обязательств ПФР средства федерального бюджета на покрытие дефицита в сумме 88245884,6 тыс. рублей из доходной части бюджета Фонда были исключены на основании Закона № 262-ФЗ.

В 2007 году общая численность пенсионеров увеличилась на 142,1 тыс. человек и по состоянию на 31 декабря 2007 года составила 38,5 млн. человек. Число получателей социальной пенсии увеличилось на 189,9 тыс. человек (за 2006 год - на 152,6 тыс. чело­век) в связи с переходом в данную категорию получателей трудовых пенсий по случаю потери кормильца и по инвалидности.

По состоянию на 31 декабря 2007 года из общего числа получателей трудовых пен­сий (36,0 млн. человек) 82,9 % составляют пенсионеры, получающие пенсию по старос­ти (29,8 млн. человек), 11,1 % - по инвалидности (4,0 млн. человек) и 6,0 % - по случаю потери кормильца (2,2 млн. человек).

Доля пенсионеров, получающих пенсии, пособия, доплаты и иные выплаты из ПФР, согласно российскому законодательству в общей численности населения Россий­ской Федерации (141,6 млн. чел.) по состоянию на 31 декабря 2007 года выросла и со­ставила 27,4 процента.

В 2007 году Правительством Российской Федерации проведен ряд мероприятий по улучшению материального положения пенсионеров.

В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 27 мар­та 2007 года № 181 «Об утверждении коэффициента индексации с 1 апреля 2007 года базовой части трудовой пенсии и коэффициента дополнительного увеличения с 1 апре­ля 2007 года размера страховой части трудовой пенсии» осуществлена индексация ба­зовой части трудовых пенсий, пенсий по государственному пенсионному обеспечению, а также ежемесячной денежной выплаты (ЕДВ) отдельным категориям граждан на 7,5 %, размера страховой части трудовой пенсии - на 9,2 %. Дополнительные расходы бюджета Фонда на индексацию и увеличение пенсий составили 84,24 млрд. рублей, на индексацию ЕДВ - 11,0 млрд. рублей.

В соответствии с федеральными законами от 24 сентября 2007 года № 223-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О трудовых пенсиях в Российской Фе­дерации» в связи с установлением размеров базовых частей трудовых пенсий» и от 1 ноября 2007 года № 244-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях повышения уровня материального обеспечения отдельных категорий граждан» размер базовой части трудовой пенсии по старости уве­личился до 1560 рублей (рост на 23,8 %).  Дополнительные расходы бюджета Фонда на выплату этой части трудовой пенсии составили 35,6 млрд. рублей.

В целом за 2007 год средний размер пенсии увеличился на 822,4 рубля, или на 28,9 %, и составил 3663,9 рубля. При этом базовая часть трудовой пенсии увеличилась в среднем на 606,9 рубля (52,0 %), размер социальной пенсии вырос на 878,9 рубля (46,8 процента).

Следует отметить, что опережающие темпы роста базовой части трудовой пенсии и социальной пенсии по сравнению с ежегодным ростом (индексацией) страховой части трудовой пенсии снижают мотивацию работающей части населения к формированию страхового стажа, и, соответственно, к стимулированию роста страховой части трудо­вой пенсии, которая рассчитывается, исходя из начисленных и уплаченных работодате­лем страховых взносов за застрахованное лицо. Базовая часть трудовой пенсии соглас­но российскому законодательству выплачивается из федерального бюджета в фиксиро­ванной величине каждому гражданину, имеющему право на пенсионное обеспечение. Таким образом, складывающаяся тенденция опережающего роста базовой части трудо­вой пенсии по сравнению со страховой способствует в итоге установлению незначи­тельной разницы в размерах пенсий у граждан, имеющих продолжительный страховой стаж, и граждан, достигших определенного возраста, но не имеющих значительных размеров страховых накоплений. Вместе с тем государство обязано будет обеспечить последних постоянно увеличивающейся суммой социального обеспечения.

Так, указанные выше тенденции были установлены Счетной палатой при проверке отделения ПФР по Ивановской области. С 2003 по 2007 год в данном регионе размер базовой части трудовой пенсии увеличился на 199,0 %, а расходы на выплату страховой части трудовой пенсии увеличились на 161,9 % при росте поступления страховых взно­сов (в части распределительной составляющей) на 273,5 процента.

В 2007 году исполнение Закона о бюджете ПФР осуществлялось при отсутствии ряда законодательных актов, принятие которых могло бы способствовать обеспечению более полного и эффективного исполнения бюджета ПФР на 2007 год.

Несмотря на то, что Счетная палата неоднократно отмечала факты несвоевременно­го принятия законодательных и иных нормативных правовых актов, до настоящего времени не принят федеральный закон, определяющий правовой статус ПФР с учетом современного состояния системы пенсионного обеспечения и перспектив ее развития. Фонд в своей деятельности руководствуется Положением о Пенсионном фонде Россий­ской Федерации (России), утвержденным постановлением Верховного Совета Россий­ской Федерации от 27 декабря 1991 года № 2122-1, в части, не противоречащей дейст­вующему законодательству.

До настоящего времени в Минздравсоцразвития России и Минэкономразвития Рос­сии в стадии разработки находятся 10 законопроектов, направленных на совершенство­вание механизма инвестирования пенсионных накоплений, персонифицированного учета, государственной поддержки Героев Советского Союза, Героев Российской Федерации и полных кавалеров ордена Славы, пенсионного обеспечения граждан, осуще­ствление перевода базовой части трудовой пенсии в систему государственного пенси­онного обеспечения, установление порядка финансирования выплат накопительной части трудовой пенсии.

До настоящего времени не решена проблема ежегодной подачи заявлений об отказе от льгот некоторым категориям граждан и выплате ЕДВ. В частности, членам семей Ге­роев Советского Союза, Героев Российской Федерации и полных кавалеров ордена Сла­вы в случае их смерти в период с 1 октября до 31 декабря 2007 года Фонд, руководству­ясь нормой, содержащейся в абзаце 2 пункта 6 статьи 9.1 Закона Российской Федерации от 15 января 1993 года № 4301-1 «О статусе Героев Советского Союза, Героев Россий­ской Федерации и полных кавалеров ордена Славы» (далее - Герои), согласно которому заявление об установлении ЕДВ на следующий календарный год подается Героем до 1 октября текущего года, выносит решения об отказе в назначении указанных выплат.

Действующее законодательство ущемляет права членов семьи Героя или полного кавалера ордена Славы, если его смерть наступила в период с 1 октября по 31 декабря текущего года, так как они фактически лишаются возможности подать заявление об ус­тановлении им ЕДВ. При этом сами Герои Советского Союза или полные кавалеры ор­дена Славы до своей кончины уже обратились с заявлением об установлении им ЕДВ на следующий календарный год, и средства на эти выплаты в федеральном бюджете уже запланированы.

В целях исправления сложившейся ситуации и восполнения существующего пробе­ла в действующем законодательстве Фондом разработан и направлен письмом от 26 июля 2007 года № ГБ-28-12/8155 в Минздравсоцразвития России проект федераль­ного закона «О внесении изменений в Закон от 15 января 1993 года № 4301-1 «О стату­се Героев Советского Союза, Героев Российской Федерации и полных кавалеров орде­на Славы», которым предусмотрено внесение в указанный Закон соответствующего до­полнения. До настоящего времени данные изменения в законодательство не приняты.

Банком России с начала пенсионной реформы так и не решен вопрос об открытии отдельных банковских счетов ПФР для учета страховых взносов на финансирование накопительной части страховой пенсии, предусмотренных статьей 14 Федерального закона от 24 июля 2002 года № 111-ФЗ «Об инвестировании средств для финансирова­ния накопительной части трудовой пенсии в Российской Федерации». Отсутствие ука­занных счетов существенно усложняет ведение учета и осуществление контроля за операциями со средствами пенсионных накоплений. Кроме того, отсутствие этих сче­тов создает возможности для отвлечения пенсионных накоплений на финансирование текущей выплаты трудовых пенсий. В ходе контрольного мероприятия было установ­лено 2 факта заимствования средств страховых взносов накопительной части трудовой пенсии на выплату пенсий и осуществление государственных обязательств на общую сумму 8879447,3 тыс. рублей с восстановлением их в течение следующего дня из средств федерального бюджета.

В 2007 году Правительством Российской Федерации не были приняты меры к уре­гулированию проблемы оплаты стоимости проезда пенсионерам, являющимся получа­телями трудовых пенсий по старости и инвалидности и проживающим в районах Край­него Севера и приравненных к ним местностях, к месту отдыха на территории Россий­ской Федерации и обратно, поскольку утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 1 апреля 2005 года № 176 Правила компенсации расходов не в полной мере позволяют Фонду обеспечить выполнение положений Закона Россий­ской Федерации от 19 февраля 1993 года № 4520-1 «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях». Результаты правоприменительной практики свидетель­ствуют о том, что установленные Правилами компенсации расходов порядок, размер и условия компенсации не позволяли территориальным органам ПФР принимать поло­жительные решения о возмещении расходов значительному количеству пенсионеров, что, в свою очередь, привело к массовому обращению пенсионеров в судебные органы по данной проблеме. В 2007 году судами по искам в пользу пенсионеров принято 15782 решения в размере 90811,0 тыс. рублей, сумма судебных издержек составила 5074,4 тыс. рублей.

Распоряжениями Правительства Российской Федерации от 19 января 2006 года № 38-р и от 29 января 2007 года № 88-р в рамках Программы социально-экономического раз­вития Российской Федерации на среднесрочную перспективу (2006-2008 годы) был ут­вержден план разработки законопроектов, способствующих развитию пенсионной сис­темы в 2006-2007 годах. Результаты проверки Счетной палаты показали, что в 2007 го­ду ответственными министерствами (Минздравсоцразвития России, Минэкономразви­тия России) не завершена разработка 5 из 7 законопроектов, предусмотренных планом.

Правительством Российской Федерации в Государственную Думу Федерального Со­брания Российской Федерации было внесено только 2 законопроекта (пункты плана на 2006 год - 13 и на 2007 год - 15), на основании которых были приняты федеральные за­коны от 30 апреля 2008 года № 56-ФЗ «О дополнительных страховых взносах на накопи­тельную часть трудовой пенсии и государственной поддержке формирования пенсион­ных накоплений» и от 30 апреля 2008 года № 55-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О дополнительных страховых взносах на накопительную часть трудовой пенсии и госу­дарственной поддержке формирования пенсионных накоплений».

Минздравсоцразвития России с нарушением срока (до 11 сентября 2005 года), уста­новленного поручением Правительства Российской Федерации от 11 июня 2005 года № АЖ-П12-2901, разработан проект постановления Правительства Российской Федерации «Об утверждении Правил выплаты Пенсионным фондом Российской Федерации право­преемникам умершего застрахованного лица средств пенсионных накоплений», которое было принято только 2 ноября 2007 года. Выплаты пенсионных накоплений правопреем­никам умершего застрахованного лица Фонд начал осуществлять с марта 2008 года.

Постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 10 июля 2007 года № 9-П возложена обязанность на федеральный бюджет по перечислению в Фонд за страхователя необходимых средств в пользу застрахованных лиц в случае неуплаты (ненадлежащей уплаты) страхователем страховых взносов. Правительством Российской Федерации не исполнено решение Конституционного Суда Российской Федерации. В 2007 году финансирование расходов на выплаты, связанные с реализацией этого по­становления, Фондом осуществлялось за счет средств, предназначенных на выплату страховой части трудовой пенсии.

На рассмотрении в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Фе­дерации в 2007 году находились внесенные ранее законопроекты, отсутствие которых затрудняет функционирование пенсионной системы. С 2002 года не приняты проекты федеральных законов № 183353-3 и № 183365-3, направленные на регулирование фор­мирования и деятельности профессиональных пенсионных систем; проект федерально­го закона № 342391-3, предусматривающий внесение изменений в социальное обеспе­чение членов летных экипажей воздушных судов гражданской авиации (внесен на рас­смотрение в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации в 2003 году); проект федерального закона № 381225-4, регламентирующий взыскание недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов (внесен на рассмотрение в Государ­ственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации в 2006 году).

Правлением Фонда было принято постановление от 21 декабря 2006 года № 291п, регламентирующее порядок доведения объемов финансирования расходов бюджета ПФР на выплату пенсий, пособий, ЕДВ отдельным категориям граждан, других соци­альных выплат и их доставку, положения которого противоречат установленным стать­ей 38 Бюджетного кодекса Российской Федерации принципам адресности и целевого характера использования бюджетных средств.

 

 

Анализ исполнения доходов бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации в 2007 году

Доходная часть бюджета ПФР в 2007 году составила 1.946.817.349,3 тыс. рублей (101,7 % от утвержденного Законом о бюджете ПФР показателя), в том числе: налоги и взносы на социальные нужды поступили в объеме 1.026.866.746,9 тыс. рублей, безвоз­мездные поступления – 919.950.602,4 тыс. рублей.

По распределительной составляющей бюджета доходы составили 1.806.121.728,7 тыс. рублей, или 101,6 % к показателю, предусмотренному в бюджете ПФР, по накопитель­ной составляющей – 140.695.620,6 тыс. рублей (103,1 процента).

На рост доходной части бюджета ПФР в 2007 году значительное влияние оказал более высокий темп роста фонда заработной платы в Российской Федерации (27,2 %) по сравнению с запланированным (20,0 процента).

Страховые взносы на обязательное пенсионное страхование поступили в объеме 1.011.682.497,4 тыс. рублей, или на 3,0 % больше показателя, утвержденного Законом о бюджете ПФР (982.021.672,0 тыс. рублей), из них:

- страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в Российской Федера­ции, зачисляемые в ПФР на выплату страховой части трудовой пенсии, поступили в размере 874.602.620,6 тыс. рублей, что на 25.642.620,6 тыс. рублей, или на 3,0 %, больше показателя, утвержденного Законом о бюджете ПФР (848.960.000,0 тыс. рублей);

- страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в Российской Федера­ции, зачисляемые в ПФР на выплату накопительной части трудовой пенсии, поступили в объеме 130.271.181,8 тыс. рублей, что на 3.762.581,8 тыс. рублей, или на 3,0 %, больше показателя, утвержденного Законом о бюджете ПФР (126.508.600,0 тыс. рублей);

- страховые взносы в виде фиксированного платежа, зачисляемые в ПФР на выпла­ту страховой части трудовой пенсии поступили в сумме 4001794,4 тыс. рублей, что на 261.794,4 тыс. рублей, или на 7,0 %, больше показателя, утвержденного Законом о бюд­жете ПФР (3.740.000,0 тыс. рублей).

- страховые взносы в виде фиксированного платежа, зачисляемые в ПФР на выпла­ту накопительной части трудовой пенсии, поступили в размере 1.048.776,1 тыс. рублей, что на 191.223,9 тыс. рублей, или на 15,4 %, меньше показателя, утвержденного Зако­ном о бюджете ПФР (1.240.000,0 тыс. рублей).

Неисполнение Закона о бюджете ПФР в части поступления страховых взносов в виде фиксированного платежа на накопительную часть трудовой пенсии обусловлено тем, что фиксированный платеж не уплачивался индивидуальными предпринимателями -страхователями, являвшимися получателями пенсий, установленных в соответствии с Законом Российской Федерации «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших воен­ную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных ве­ществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей», а также страхователями за период, в течение которого ими не осуществлялась соответствующая деятельность в связи с уходом за ребенком до достижения им возраста полутора лет.

Отсутствие в Российской Федерации законодательно урегулированного порядка осу­ществления процедуры зачета и (или) возврата излишне уплаченных сумм страховых взносов также оказало отрицательное влияние на процент сбора страховых взносов в виде фиксированного платежа, что неоднократно отмечала Счетная палата.

В целом по Российской Федерации в 79 отделениях ПФР поступление страховых взносов на обязательное пенсионное страхование составило более 100,0 % от установ­ленных Фондом показателей. Вместе с тем в связи с применением регрессивной шкалы в ряде северных и дальневосточных регионов, где средняя заработная плата застрахо­ванных лиц была более 30,0 тыс. рублей в месяц, наблюдалась тенденция неисполнения установленных Фондом показателей по поступлению страховых взносов на обязатель­ное пенсионное страхование. Так, поступление страховых взносов на обязательное пен­сионное страхование в Магаданской области составило 98,7 %, в Ямало-Ненецком ав­тономном округе - 99,0 %, в Ханты-Мансийском автономном округе - 99,8 %, в Коряк­ском автономном округе - 87,8 %, в Чукотском автономном округе - 96,5 %. При этом в этих регионах поступление страховых взносов превышает расходы на страховую часть трудовой пенсии в 1,2-3,4 раза.

Проблема применения регрессивной шкалы сбора страховых взносов также неод­нократно отмечалась Счетной палатой. В соответствии с действующим законодатель­ством Российской Федерации базовый тариф уплаты страховых взносов на обязатель­ное пенсионное страхование составляет 14 % с суммы годового дохода застрахованных лиц до 280,0 тыс. рублей включительно. В связи с ежегодным ростом фонда заработной платы увеличивается численность застрахованных лиц, годовой доход которых превы­шает 280,0 тыс. рублей. Однако тариф уплаты страховых взносов с суммы, превышаю­щей 280,0 тыс. рублей до 600,0 тыс. рублей, уменьшается с 14,0 % до 9,5 %. Ставка уп­латы страховых взносов за застрахованных лиц с годовым доходом свыше 600,0 тыс. рублей составляет 56,8 тыс. рублей.

Федеральным законом от 15 декабря 2001 года № 167-ФЗ «Об обязательном пенси­онном страховании в Российской Федерации» также установлены более низкие тарифы для уплаты страховых взносов для работодателей - организаций, занятых в производст­ве сельскохозяйственной продукции, родовых, семейных общин коренных малочис­ленных народов Севера, занимающихся традиционными отраслями хозяйствования, и крестьянских (фермерских) хозяйств.

Тем самым регрессивной шкалой искусственно ограничивается верхний предел пенсионного обеспечения застрахованных лиц, что приводит к нарушению их права на адекватное доходу пенсионное обеспечение.

Вместе с тем Минфином России и Минздравсоцразвития России не приняты доста­точные меры по внесению в законодательство изменений, обеспечивающих соблюде­ние прав застрахованных лиц, что также отрицательно влияет на увеличение поступле­ний страховых взносов и сбалансированность бюджета ПФР.

Поступления сумм недоимки, пеней и иных финансовых санкций по взносам в Фонд, образовавшихся по состоянию на 1 января 2001 года, составили 2.522.925,9 тыс. рублей или в 5 раз больше показателя, утвержденного в Законе о бюджете ПФР (495.824,5 тыс. рублей). Значительное перевыполнение показателя в целом связано с поступлениями в счет погашения задолженности по страховым взносам, пеней и иных финансовых санкций вне рамок мероприятий по реструктуризации задолженности. При этом в рамках проводимых мероприятий по реструктуризации задолженности за 2007 год поступило 504,1 млн. рублей, в том числе 249,3 млн. рублей - страховые взно­сы (62,3 % от плана на 2007 год согласно графикам погашения), 254,8 млн. рублей - пе­ни и штрафы (266,7 % от плана на 2007 год согласно графикам погашения).

Доходы от оказания платных услуг и компенсации затрат бюджета ПФР составили 325.772,8 тыс. рублей, или 260,6 % от утвержденных в Законе о бюджете показателей (125.000,0 тыс. рублей). По данному коду поступали: возвраты сумм пенсий, пособий и других выплат умерших получателей, средства переплат пенсий, пособий и иных соци­альных выплат прошлых лет, возвраты средств адресной социальной помощи, средства, взысканные по актам ревизий и проверок контрольных органов, возвраты по смете до­ходов и расходов на содержание органов ПФР.

Доходы от реализации имущества, находящегося в государственной и муниципаль­ной собственности составили 9804,8 тыс. рублей, или 213,1 % к утвержденному Зако­ном № 262-ФЗ показателю (4600,0 тыс. рублей). По данному коду бюджетной класси­фикации отражалась реализация структурными подразделениями и территориальными отделениями Фонда основных средств и материальных запасов.

Данные факты значительного перевыполнения бюджетных назначений свидетель­ствуют о недостатках в планировании доходов Фонда.

Страховые взносы по дополнительному тарифу для работодателей - организаций, использующих труд членов летных экипажей воздушных судов гражданской авиации, поступили в сумме 1.758.124,5 тыс. рублей, что составляет 111,8 % от показателя, ут­вержденного Законом о бюджете ПФР (1.573.072,0 тыс. рублей).

Доходы от размещения средств бюджета ПФР, сформированных за счет страховых взносов на накопительную часть трудовой пенсии, составили 9.303.941,3 тыс. рублей, или 108,0 % от показателя, утвержденного Законом о бюджете ПФР, в том числе:

- доходы от инвестирования средств пенсионных накоплений, перечисленные управляющими компаниями в ПФР в соответствии с законодательством Российской Федерации, - 1.527.704,7 тыс. рублей (102,0 %);

- доходы, полученные от временного размещения средств пенсионных накоплений, - 7.776.236,6 тыс. рублей (109,3 процента).

Денежные взыскания (штрафы) за нарушение законодательства Российской Феде­рации о государственных внебюджетных фондах и о конкретных видах обязательного социального страхования, бюджетного законодательства (в части бюджета ПФР) при утвержденном показателе 210.000,0 тыс. рублей были получены Фондом в сумме 270.472,7 тыс. рублей, или на 12,9 % больше утвержденных указанным Законом плано­вых показателей. По данному коду поступили: денежные взыскания (штрафы) за нару­шение пенсионного законодательства Российской Федерации в размере 270.148,7 тыс. рублей; денежные взыскания с лиц, виновных в совершении преступлений, и в возме­щение ущерба имущества в объеме 275,0 тыс. рублей; денежные взыскания за наруше­ние законодательства Российской Федерации о размещении заказов на поставки това­ров, выполнение работ, оказание услуг для нужд ПФР - 49,0 тыс. рублей.

Прочие неналоговые доходы составили 59454,8 тыс. рублей, или 84,9 %, от показа­теля, установленного Законом о бюджете ПФР (70000,0 тыс. рублей). По данному коду бюджетной классификации поступали возвраты госпошлины, проценты, начисленные на остатки средств ПФР учреждениями банков.

Безвозмездные поступления составили 919.950.602,4 тыс. рублей, или 99,99 % к показа­телю, установленному Законом о бюджете ПФР (919.963.563,1 тыс. рублей), в том числе:

- средства федерального бюджета, передаваемые бюджету ПФР, - 919.878.881,0 тыс. рублей (99,99 %);

- средства пенсионных накоплений, поступившие в ПФР из негосударственных пенсионных фондов, - 71721,4 тыс. рублей (107,4 процента).

Из 11 показателей безвозмездных перечислений средств федерального бюджета, уста­новленных Законом о бюджете ПФР, объемы исполнены с превышением по одному показателю, выполнены на 100,0 % по 8 показателям. Не выполнены показатели Закона о бюд­жете ПФР по безвозмездным перечислениям средств федерального бюджета, передавае­мых бюджету ПФР на осуществление ежемесячных денежных выплат ветеранам, а также на осуществление выплаты пенсий, назначенных досрочно гражданам, признанным безра­ботными. Анализ неисполнения вышеуказанных показателей приведен в 5 разделе.

 

Анализ исполнения расходов бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации в 2007 году

Исполнение Закона о бюджете ПФР по расходам в 2007 году составило 1.786.457.030,0 тыс. рублей, или 100,2 % к показателю, утвержденному Законом о бюд­жете ПФР, в том числе: по распределительной составляющей бюджета – 1.769.921.155,7 тыс. рублей, или 100,3 % к показателю, предусмотренному бюджетом ПФР, по накопитель­ной составляющей бюджета – 16.535.874,3 тыс. рублей (92,3 процента).

Структура расходной части бюджета ПФР состоит из следующих разделов:

- социальная политика – 1.786.335.884,3 тыс. рублей (100,2 % к показателю, утвер­жденному Законом о бюджете ПФР);

- образование - 55662,2 тыс. рублей (97,4 %);

- межбюджетные трансферты - 50118,1 тыс. рублей (86,9 %);

- общегосударственные вопросы - 15365,4 тыс. рублей (94,4 процента).

В структуре расходов на социальную политику кассовое исполнение по пенсионному обеспечению составило 1.783.982.138,7 тыс. рублей (100,3 %), другим вопросам в об­ласти социальной политики – 2.353.745,6 тыс. рублей (81,2 %). В части осуществления прикладных научных исследований в области социальной политики бюджетные назна­чения в размере 40000,0 тыс. рублей не исполнены.

В структуре расходов по пенсионному обеспечению кассовое исполнение составило по целевым статьям расходов: руководство и управление в сфере установленных функций – 40.561.878,2 тыс. рублей (96,2 %); внепрограммные инвестиции в основные фонды – 1.758.717,6 тыс. рублей (109,9 %); реализация государственных функций в области социальной политики – 220.563.180,2 тыс. рублей (99,6 %); обяза­тельное пенсионное страхование – 1.397.574 806,6 тыс. рублей (100,7 %); пенсии, финан­сируемые за счет средств федерального бюджета, - 102.105.877,2 тыс. рублей (98,3 %); выплата досрочно назначенных пенсий – 1.744.978,7 тыс. рублей (98,1 %); дополнитель­ное пенсионное обеспечение – 3.136.825,9 тыс. рублей (97,1 %); расходы по накопитель­ной составляющей бюджета ПФР – 16.535.874,3 тыс. рублей (92,3 процента).

В расходах на обязательное пенсионное страхование кассовое исполнение составило: по выплате базовой части трудовой пенсии – 590.407.731,8 тыс. рублей (100,1 %); страховой части трудовой пенсии – 805.846.551,0 тыс. рублей (101,2 %); пенсий, дополнительного ма­териального обеспечения гражданам, выехавшим на постоянное жительство за пределы Российской Федерации, - 1.320.523,8 тыс. рублей (106,5 процента).

Суммарные затраты на доставку пенсий, пособий, ежемесячных денежных вы­плат отдельным категориям граждан и других социальных выплат составили 19.620.328,86 тыс. рублей.

В рамках расходов на пенсионное обеспечение Фондом осуществлялись расходы на финансовое и материально-техническое обеспечение текущей деятельности ПФР и его территориальных органов, другие мероприятия, связанные с деятельностью Фонда, ис­полнение Закона о бюджете ПФР по данным статьям расходов составило 40.561.878,2 тыс. рублей (96,2 процента).

Штатная численность работников ПФР без учета обслуживающего персонала на 1 января 2008 года составила 104506,5 ед., фактическая - 102642 единицы. В 2007 году по территориальным органам ПФР было принято на работу 13790 чел., что составляет 13,3 % от штатной численности, уволено 10882 чел. (10,5 %). Положительный баланс был создан за счет выделения дополнительных штатных единиц для обеспечения работ по материнскому капиталу. Количественные показатели по уволенным работникам системы ПФР (прежде всего, коэффициент текучести кадров, который с учетом причин увольнения, рекомендованных при его подсчете, составляет 8,7 %) повысились в срав­нении с 2006 годом незначительно (текучесть кадров в 2006 году - 7,6 %), но тенденции прошлых лет в части увеличения текучести кадров сохраняются. Основной причиной этого является несовершенная система стимулирования труда, включающая оплату труда, компенсационные выплаты и социальный пакет.

В 2007 году общая стоимость заключенных Фондом контрактов и сделок составила 12288309,0 тыс. рублей, в том числе по открытым конкурсам – 4.440.284,0 тыс. рублей, аукционов – 1.465.428,0 тыс. рублей, путем запроса котировок - 835222,0 тыс. рублей, у единственного поставщика (без проведения торгов) – 1.940.717,0 тыс. рублей, по ре­зультатам состоявшихся торгов – 1.822.439,0 тыс. рублей, закупки малого объема -1.784.219,0 тыс. рублей.

В истекшем периоде в Фонде продолжалась практика заключения переходящих контрактов в связи с длительностью разработки плана закупок, технических требова­ний, а также проведения конкурсов во II полугодии финансового года. В результате по­становлением Правления Фонда от 22 февраля 2008 года № 59п был утвержден план закупок технических средств и программного обеспечения на развитие АИС ПФР на сумму незавершенных в 2007 году проектов в размере 328487,6 тыс. рублей (67,8 % от стоимости контрактов, заключенных исполнительной дирекцией Фонда в 2007 году). Кроме того, по состоянию на 1 января 2008 года выплаченные авансы по этим контрак­там составили 155942,1 тыс. рублей.

В 2007 году ПФР проведено 303597 торгов (лотов) и других способов закупок, из них закупки малого объема составили 265517 ед., у единственного поставщика - 24944, откры­тых конкурсов - 3916, аукционов - 333, путем запроса котировок - 6745. По итогам про­ведения торгов было заключено 303119 контрактов и сделок, из них закупки малого объема составили 265517 ед., по открытым конкурсам заключен 3771 контракт, с аук­ционов - 297, путем запроса котировок - 6448, у единственного поставщика - 24944.

В 2007 году Фондом при заключении и исполнении государственных контрактов допускались нарушения требований ряда нормативных правовых актов:

- в нарушение статьи 528 Гражданского кодекса Российской Федерации ПФР было заключено 26 контрактов на общую сумму 529112,7 тыс. рублей позднее 20 дней со дня проведения торгов;

- неисполнение обязательств по 8 государственным контрактам на общую сумму 376748,3 тыс. рублей привело к нарушению пункта 2 статьи 72, пункта 4 статьи 226, пункта 3 статьи 242 Бюджетного кодекса;

- перечисление авансовых платежей сверх установленного размера: при исполнении государственного контракта от 26 декабря 2006 года № 09-0491-Д, заключенного ПФР с ООО «Научно-производственный центр «1с» на сумму 20487,5 тыс. рублей, на по­ ставку программного обеспечения перечислен на счет поставщика авансовый платеж в размере 90 % от общей стоимости контракта в размере 18438,8 тыс. рублей. В результа­те исполнения указанного государственного контракта были нарушены: пункт 2 ста­тьи 72, пункт 4 статьи 226, пункт 3 статьи 242 Бюджетного кодекса;

- при исполнении 6 государственных контрактов, заключенных на общую сумму 73375,1 тыс. рублей, в нарушение статьи 34 Бюджетного кодекса неэффективно ис­пользованы денежные средства в объеме 31555,9 тыс. рублей;

- по 7 заключенным госконтрактам Фондом нарушены взятые на себя обязательства в части окончательной оплаты за поставленный товар, выполнение работы.

Предусмотренные в составе расходов по статье «Аппараты органов управления го­сударственных внебюджетных фондов» расходы по капитальному ремонту составили 1.977.537,5 тыс. рублей (99,7 % к плановому показателю и 116,3 % к показателю 2006 года), арендные платежи – 1.061.223,0 тыс. рублей (110,3 % к показателю 2006 года). Необхо­димо отметить, что помещения, предоставленные территориальным органам ПФР сто­ронними организациями в аренду и безвозмездное пользование, зачастую не отвечают требованиям социального учреждения. Краткосрочные договоры аренды не позволяют направлять средства на обустройство помещений, а постоянно растущая арендная плата за использование указанных помещений увеличивает расходы на содержание отделе­ний и управлений Фонда.

Исполнение Закона о бюджете ПФР на 2007 год по расходам на капитальные вло­жения и проектные работы по строительству объектов для размещения органов Фонда составило 1.758.717,6 тыс. рублей (109,9 %). Расходы по данной статье были увеличены на основании пункта 1 статьи 5 Федерального закона «О бюджете Пенсионного фонда Российской Федерации на 2007 год». С учетом этого при формировании титульного списка по расходам на капитальные вложения и проектные работы по строительству объектов для размещения органов ПФР на 2007 год были внесены соответствующие изменения. При этом изменения в сводную бюджетную роспись бюджета Фонда на 2007 год не вносились.

По данным сводной ведомости недвижимого имущества Фонда за 2007 год, про­цент обеспеченности общей площадью работников отделений составлял 105,5 %, ра­ботников управлений - 89,1 процента.

Дисбаланс в обеспечении площадью работников отделений и управлений Фонда отмечается в Центральном федеральном округе (107,2 и 87,7 %), Приволжском феде­ральном округе (123,2 и 86,9 %, соответственно).

В Приволжском федеральном округе сверх установленного норматива были обес­печены площадью работники отделений Фонда в республиках Башкортостан (131,1 %), Мордовия (154,3 %), Татарстан (129,5 %), Чувашия (145,7 %), а также в Кировской (165,7 %), Нижегородской (220,4 %), Пензенской (130,2 %) областях. Обеспеченность работников управлений в этих регионах составляла от 80 до 95 процентов.

Недостаток общей площади по нормативу испытывали работники отделений Фонда в Южном (95,6 %), Уральском (87,2 %), Дальневосточном (87,2 %) федеральных окру­гах и работники управлений (отделов) практически во всех округах. Анализ данных сводной ведомости недвижимого имущества ПФР показал, что все управления (отделы) в федеральных округах, кроме Южного и Дальневосточного федеральных округов, ис­пытывали недостаток в архивных помещениях (процент обеспеченности составлял от 60 до 80 процентов).

Фондом при планировании капитальных вложений по 2007 год включительно не обеспечено их обоснованное распределение по объектам строительства. Недостатки в планировании капитальных вложений - одна из причин сложившегося дисбаланса в обеспечении служебными помещениями работников ПФР.

В 2007 году из 1753,1 тыс. кв. м (100,0 %) общей площади помещений 1040,7 тыс. кв. м (59,4 %) находились в оперативном управлении, 316,5 тыс. кв. м (18,1 %) - в безвоз­мездном пользовании, 395,9 тыс. кв. м (22,5 %) - в аренде. Из общей площади арендуе­мых помещений 46,0 % находилось в частной собственности. При этом большая часть арендуемых помещений, в том числе находящихся в частной собственности, приходи­лась на долю управлений (отделов) Фонда.

По состоянию на 1 января 2008 года удельный вес арендуемых помещений в ряде регионов составил 40 и более процентов - Архангельская, Амурская, Камчатская, Саха­линская области, Пермский, Приморский, Хабаровский края, Ханты-Мансийский и Ямало-Ненецкий автономные округа, свыше 50 % - Тюменская область, Красноярский край. В Пермском крае рост арендных площадей с начала 2003 года составил 1,8 раза, Хабаровском крае - 1,9 раза, Тюменской области - 1,3 раза.

В течение 2007 года было введено в эксплуатацию 78,1 тыс. кв. м помещений, а площадь арендуемых площадей уменьшилась на 24,6 тыс. кв. м. Сложившиеся недос­татки в планировании капитальных вложений не способствуют кардинальному сокра­щению площадей арендуемых помещений и снижению расходов на их содержание, о чем неоднократно отмечалось Счетной палатой.

В 2007 году размер выделяемых средств на капитальное строительство позволял удовлетворять заявки отделений ПФР на 42 %. Недостаточность такого финансового обеспечения приводит к удорожанию сметной стоимости строительства объектов в связи с несвоевременной реализацией заявок и неэффективному использованию средств на разработку проектно-сметной документации по объектам, не начатых строительством.

По состоянию на 1 января 2008 года в балансе Фонда числилась нереализованной проектно-сметная документация на сумму 34016,1 тыс. рублей.

По состоянию на 1 января 2008 года затраты по незавершенному строительству со­ставили 2380665,0 тыс. рублей, в том числе объекты, завершенные строительством, но не включенные в состав основных средств в связи с отсутствием разрешения на ввод объектов в эксплуатацию или документов об их регистрации, общей стоимостью 1.103.566,0 тыс. рублей (46,3 процента).

В 2007 году несоблюдение сроков ввода в эксплуатацию 5 объектов повлекло за со­бой увеличение стоимости незавершенного строительства в размере 688729,6 тыс. руб­лей. По 12 завершенным строительством объектам удорожание стоимости с начала строительства, связанное с выполнением дополнительных работ и индексацией в связи с несвоевременным вводом их в эксплуатацию, составило 824904,3 тыс. рублей.

В 2007 году Фондом освоено 1.708.701,4 тыс. рублей, или 23,7 % от сметной стоимо­сти строительства объектов. Исходя из темпов освоения средств капитальных вложе­ний, для завершения строительства объектов понадобится более 4 лет при средней нормативной продолжительности строительства до 2 лет.

В материалах Счетной палаты по результатам контрольных мероприятий, прове­денных в предыдущие годы, неоднократно отмечалось, что Фондом в должной мере не обеспечивалось соблюдение сметной и финансовой дисциплины, а сложившаяся практика управления капитальными вложениями приводит к неритмичному строительству объектов. Не выдерживались нормативные сроки ввода объектов в эксплуатацию. Про­исходило постоянное удорожание стоимости строительства. Такое положение связано с недостатками в обосновании объема планируемых средств, а также их распылением, что не позволяет обеспечить своевременный ввод объектов в эксплуатацию.

Расходы на ежемесячные денежные выплаты отдельным категориям граждан в 2007 году составили 205.168.351,2 тыс. рублей, или 99,57 % от показателя, утвержденно­го Законом о бюджете ПФР, в том числе: ветеранам – 48.621.913,5 тыс. рублей (99,7 %); инвалидам – 146.471.249,4 тыс. рублей (99,6 %); гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие радиационных аварий и ядерных испытаний, - 8.342.873,4 тыс. рублей (98,3 %); Героям Советского Союза, Героям Российской Федерации, полным кавалерам ордена Славы, Героям Социалистического Труда и полным кавалерам орде­на Трудовой Славы – 1.732.314,9 тыс. рублей (99,2 процента).

Расходы на дополнительное ежемесячное материальное обеспечение некоторым ка­тегориям граждан Российской Федерации в связи с 60-летием Победы в Великой Оте­чественной войне 1941-1945 годов (далее - ДЕМО) составили 15.394.829,0 тыс. рублей (99,6 процента).

В целом средств федерального бюджета, полученных в 2007 году, было достаточно для осуществления ЕДВ и ДЕМО.

При этом в течение года Фонд, руководствуясь порядком доведения объемов фи­нансирования расходов бюджета ПФР на выплату пенсий, пособий, ЕДВ отдельным категориям граждан, других социальных выплат и их доставку, утвержденным поста­новлением Правления ПФР от 20 декабря 2006 года № 291п, и в нарушение статей 226 и 227 Бюджетного кодекса, неоднократно перечислял денежные средства отделениям на осуществление ЕДВ и ДЕМО, исходя из общего остатка средств на счете, независи­мо от наличия (достаточности) средств по этим обязательствам. Недостаток средств по ЕДВ и ДЕМО на финансирование отделений Фонда покрывался за счет остатка денеж­ных средств, поступивших из федерального бюджета на выплаты по другим обязательст­вам, страховой части страховых взносов, а также из средств, предназначенных на форми­рование накопительной части трудовой пенсии, с последующим их восстановлением.

Так, объем средств, перечисленный Фондом в регионы, превышал имеющийся (по­лученный) объем средств федерального бюджета на осуществление ЕДВ и ДЕМО в различные месяцы от 115,5 млн. рублей до 4661,2 млн. рублей. При этом в течение все­го года наблюдалось превышение доведенных отделениям объемов финансирования над кассовыми расходами отделений от 2579,9 млн. рублей до 8612,3 млн. рублей, так как финансирование отделений ПФР производилось в соответствии с лимитами, сфор­мированными на основании заявок отделений.

На 1 января 2007 года остатки средств федерального бюджета по системе ПФР со­ставили: на ЕДВ инвалидам - 2486950,8 тыс. рублей, ЕДВ гражданам, подвергшимся воздействию радиации, - 164674,4 тыс. рублей, ЕДВ Героям - 165146,7 тыс. рублей. Вместе с тем сложилась задолженность федерального бюджета на выплату ЕДВ вете­ранам в сумме 186868,5 тыс. рублей и ДЕМО - 11837,7 тыс. рублей.

На 1 января 2008 года остатки средств на выплату ЕДВ инвалидам составляли 3.082.545,7 тыс. рублей, на выплату ЕДВ гражданам, подвергшимся воздействию радиа­ции, - 312581,1 тыс. рублей, ЕДВ Героям - 179804,8 тыс. рублей и ДЕМО - 50522,4 тыс. рублей. Недостаток средств федерального бюджета на выплату ЕДВ ветеранам соста­вил 95942,5 тыс. рублей.

Суммы вышеуказанных остатков средств по этим обязательствам сложились из на­личия избытка денежных средств в одних отделениях и недостатка средств в других отделениях. При этом отделения Фонда при недостатке средств на осуществление ЕДВ и ДЕМО также обеспечивали их своевременное финансирование, исходя из сложивше­гося остатка средств на счетах, независимо от доведенных из ПФР объемов финансиро­вания расходов на эти выплаты. В ряде отделений кассовые расходы превысили уста­новленные лимиты и объемы финансирования из ПФР.

В соответствии с распоряжением Правления Фонда от 10 декабря 2007 года № 245 отделения в срок до 15 декабря 2007 года должны были перечислить на централизован­ный счет ПФР остатки неиспользованных денежных средств, сложившихся по состоя­нию на 1 января 2007 года, на выплату пенсий, пособий, ЕДВ и других социальных вы­плат, а также на доставку указанных выплат на общую сумму 613840,2 тыс. рублей (без разбивки по видам обязательств). При этом в соответствии с формой 3920003 (в разрезе регионов) остатки средств в отделениях на 1 января 2007 года только на ЕДВ и ДЕМО составили 665191,5 тыс. рублей, на централизованный счет ПФР перечислено отделе­ниями 383167,7 тыс. рублей. Некоторые отделения перечислили средств значительно больше, чем предусмотрено в распоряжении Правления ПФР. Ряд отделений перечис­лил на централизованный счет Фонда средства, имея при этом по вышеназванным обя­зательствам недостаток (отрицательный остаток) средств, сложившийся на 1 января 2007 года. Таким образом, Фонд не владел в полной мере информацией о суммах ос­татков средств на счетах территориальных органов.

В 2007 году Законом о бюджете ПФР на выполнение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ по государственным контрактам предназначены сред­ства в сумме 40000,0 тыс. рублей, за счет которых было предусмотрено выполнение научно-исследовательской работы по теме «Формирование интегрированной базы ста­тистических данных для информационного обеспечения анализа и прогноза развития пенсионной системы Российской Федерации (третья стадия)» с целью создания базы данных для актуарных расчетов*.

Вместе с тем первоначально при рассмотрении проекта государственного контракта на выполнение данной научно-исследовательской работы правовым департаментом ПФР 9 июня 2007 года было дано заключение, в соответствии с которым работы, пре­дусмотренные техническим заданием к данному государственному контракту, не отно­сятся к научно-исследовательским, так как в исполнительной дирекции ПФР уже сформирована интегрированная база статистических данных (ИБСД) ПФР, а целями выполняемых работ является пополнение информационных фондов уже существующе­го программного продукта ИБСД ПФР. Кроме того, по заключению правового депар­тамента ПФР выполнение данного комплекса работ не является прерогативой ФГУП «Главный межрегиональный центр обработки и распространения статистической ин­формации» (ГМЦ Росстата), которое было определено как единственный исполнитель, и могло быть реализовано другим подрядчиком.

5 сентября 2007 года правовой департамент согласовал конкурсную документацию для проведения открытых торгов по данной научно-исследовательской работе, которая была

 

*Актуарные расчеты - система математических и статистических закономерностей, устанавливающих взаимоотношения между страховщиком и страхователем, которые отражают в виде математических формул механизм образования и расходования страхового фонда в долгосрочных страховых операциях

размещена Фондом на официальном сайте Российской Федерации о размещении заказов 17 сентября 2007 года. По окончании срока подачи заявок на участие в конкурсе не подана ни одна заявка, конкурс признан несостоявшимся, государственный контракт не заключен. В результате Фондом на указанные цели средства не израсходованы.

Исполнение Закона о бюджете ПФР по расходам на реализацию функций в области социальной политики составило 2.353.745,6 тыс. рублей (81,2 %), в том числе: приятия в области социальной политики - 393095,9 тыс. рублей (87,4 %); оказание со­циальной помощи - 1413516,9 тыс. рублей (97,5 %); оплата стоимости проезда пенсио­нерам к месту отдыха и обратно 1 раз в 2 года в соответствии с Законом Российской Федерации от 19 февраля 1993 года № 4520-1 «О государственных гарантиях и компен­сациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравнен­ных к ним местностях» - 547132,8 тыс. рублей (54,7 процента).

Расходы Фонда на мероприятия в области социальной политики составили 393095,9 тыс. рублей (87,4 % от показателей, утвержденных Законом о бюджете ПФР), из них на финансирование информационно-разъяснительной работы - 345434,5 тыс. рублей, на уплату государственной пошлины, судебных издержек - 47661,4 тыс. руб­лей. Кроме того, из средств, предусмотренных на содержание органов Фонда, было на­правлено 107421,1 тыс. рублей, их них на подписку газет, журналов и книг -47235,3 тыс. рублей, на информационно-разъяснительную работу - 60185,8 тыс. рублей.

Расходы Фонда в 2007 году на оказание социальной помощи составили 1.413.516,9 тыс. рублей. В рамках реализации постановления Правительства Российской Федерации от 5 мая 2007 года № 264 указанные средства были направлены на оказание адресной со­циальной помощи в связи с празднованием Дня Победы неработающим пенсионерам из числа ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 годов, проведением Дня по­жилого человека, Дня инвалида, на предоставление единовременной материальной по­мощи неработающим пенсионерам, а также газификацию домовладений неработающих пенсионеров.

Финансирование указанных расходов осуществлялось за счет сумм недо­имки, пеней и иных финансовых санкций по взносам в Фонд, образовавшихся на 1 ян­варя 2001 года, в соответствии со статьей 18 Закона о бюджете ПФР.

Средства федерального бюджета, переданные бюджету ПФР, на оплату стоимости проезда пенсионерам к месту отдыха и обратно 1 раз в 2 года в соответствии с Законом Российской Федерации от 19 февраля 1993 года № 4520-1 «О государственных гаран­тиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и

приравненных к ним местностях» составили 1000003,3 тыс. рублей; кассовые расхо­ды - 547132,8 тыс. рублей, в том числе по доставке компенсации расходов на оплату стоимости проезда пенсионеров к месту отдыха и обратно - 2629,9 тыс. рублей.

Расходы на реализацию мер социальной поддержки Героев Советского Союза, Ге­роев Российской Федерации и полных кавалеров ордена Славы, Героев Социалистиче­ского Труда и полных кавалеров ордена Трудовой Славы составили 50118,1 тыс. руб­лей, или 86,9 % от утвержденных Законом о бюджете.

В соответствии с законодательством Российской Федерации средства федерального бюджета на финансирование мероприятий по реализации мер социальной поддержки Героев в установленном порядке направлялись Фондом через свои территориальные органы субъектам Российской Федерации на основании заключенных ПФР соглашений с администрациями субъектов.

Фонд представлял в Минфин России до 25-го числа каждого месяца отчет «О фи­нансировании расходов, связанных с реализацией Закона Российской Федерации от 15 января 1993 года № 4301-1 «О статусе Героев Советского Союза, Героев Российской Федерации и полных кавалеров ордена Славы» и Федерального закона от 9 января 1997 года № 5-ФЗ «О предоставлении социальных гарантий Героям Социалистического Труда и полным кавалерам ордена Трудовой Славы» (утвержденный приказом Минфи­на России от 9 февраля 2005 года № 17н) о фактически произведенных расходах средств федерального бюджета (с указанием перечня льгот) на вышеназванные цели, который составляется на основании отчетов, представленных администрациями субъ­ектов Российской Федерации, осуществляющих фактические расходы (выплаты). Средства из федерального бюджета в бюджет Фонда поступают одной суммой и аналогично перечисляются из бюджета ПФР бюджетам субъектов Российской Федерации. Фонд не наделен полномочиями по контролю за использованием средств федерального бюджета администрациями субъектов на указанные цели.

Фактически Фонд в данном случае исполняет полномочия Федерального казначей­ства по ведению учета операций по кассовому исполнению федерального бюджета, со­ставлению и представлению в Минфин России отчетности о его исполнении.

Остатки средств пенсионных накоплений на 1 января 2007 года составляли 348.918.609,9 тыс. рублей, в том числе переданные в доверительное управление управ­ляющим компаниям – 246.012.170,5 тыс. рублей и не переданные в доверительное управление управляющим компаниям – 102.906.439,4 тыс. рублей. Из общего остатка средств пенсионных накоплений, не переданных в доверительное управление управ­ляющим компаниям, 89.704.658,7 тыс. рублей составили вложения в ценные бумаги и 13.201.780,7 тыс. рублей - остаток денежных средств.

Остатки средств пенсионных накоплений на 1 января 2008 года увеличились в те­чение года на 35,6 % и составили 473061945,4 тыс. рублей, или 101,2 % к бюджетным назначениям, их них переданные в доверительное управление управляющим компани­ям – 328.412.966,9 тыс. рублей (99,7 %) и не переданные в доверительное управление управляющим компаниям – 144.648.978,5 тыс. рублей. Из общего остатка средств пенси­онных накоплений, не переданных в доверительное управление управляющим компа­ниям, 116.651.002,2 тыс. рублей (96,0 % к бюджетным назначениям) составили вложе­ния в ценные бумаги и 27.997.976,3 тыс. рублей (170,8 % к бюджетным назначениям) -остаток денежных средств. Из общего остатка средств пенсионных накоплений, пере­данных в доверительное управление управляющим компаниям, в государственной управляющей компании находится 318.492.924,2 тыс. рублей, или 97,0 % от общей суммы пенсионных накоплений.

Общая сумма доходов, связанных с формированием средств для финансирования на­копительной части трудовых пенсий, полученных в 2007 году, составила 140.695.620,6 тыс. рублей (103,1 % к бюджетным назначениям), которая сложилась из налоговых поступле­ний – 131.319.957,9 тыс. рублей, доходов от временного размещения пенсионных накопле­ний - 7776236,6 тыс. рублей, доходов, перечисленных по заявлениям застрахованных лиц управляющими компаниями, - 1.527.704,7 тыс. рублей и средств, возвращенных из него­сударственных пенсионных фондов (далее - НПФ) в Фонд, - 71721,4 тыс. рублей.

Счетная палата с начала осуществления пенсионной реформы (2002 год) неоднократно отмечала, что Минздравсоцразвития России, Минфином России и Банком России не решен вопрос об открытии отдельных банковских счетов ПФР для учета страховых взносов на финансирование накопительной части страховой пенсии, предусмотренных статьей 14 За­кона об инвестировании. Отсутствие этих счетов создает возможности для отвлечения пенсионных накоплений на финансирование иных выплат, осуществляемых Фондом. В ходе наст


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: