ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА В БЮДЖЕТНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ
Краткая характеристика деятельности Ворошиловской местной администрации Уренского муниципального района Нижегородской области
Ворошиловская местная администрация Уренского муниципального района Нижегородской области (далее – Ворошиловская местная администрация) является исполнительно-распорядительным органом Ворошиловского сельсовета Уренского муниципального района Нижегородской области, наделенная Уставом сельсовета полномочиями по решению вопросов местного значения. Местная администрация осуществляет свою деятельность в соответствии с федеральными законами, законами Нижегородской области, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и Нижегородской области, настоящим уставом, а также нормативными правовыми актами Уренского района и сельского Совета. Местная администрация обладает правами юридического лица.
Администрация осуществляет исполнительно- распорядительную деятельность, направленную на исполнение постановлений сельского Совета, правовых актов председателя сельского Совета, постановлений и распоряжений главы местной администрации и актов органов государственной власти, принятых в пределах их компетенции.
|
|
Из структуры, отраженной на рисунке 1.1, следует, что глава местной администрации является доверенным лицом сельсовета и назначается на должность по контракту. Глава действует от имени местной администрации, представляет интересы администрации и сельсовета в отношениях с физическими и юридическими лицами. В соответствии с Уставом сельсовета глава местной администрации распоряжается имуществом администрации, открывает счета, заключает договоры, выдает доверенности и издает распоряжения и постановления.
Ворошиловский сельсовет Уренского муниципального района Нижегородской области | |||||||
| |||||||
Глава Ворошиловской местной администрации | Администрация Уренского муниципального района | ||||||
|
| ||||||
Специалист 1 категории | Специалист 2 категории | Специалист 2 категории | Специалист 2 категории | Постоянно действующие комиссии | Муниципальная пожарная охрана | ||
| |||||||
| Комитет общественного содействия | По санитарному состоянию | Жилищно-бытовая комиссия | ||||
Рисунок 1.1 – Организационная структура Ворошиловской местной администрации
Местная администрация формируется главой местной администрации в соответствии с федеральными законами, законами Нижегородской области и Уставом Ворошиловского сельсовета. Структура местной администрации, утверждается сельским Советом по представлению главы местной администрации.
|
|
Расходы на обеспечение деятельности местной администрации и ее органов предусматриваются в местном бюджете отдельной строкой.
К полномочиям местной администрации относится:
-разрабатывает и исполняет местный бюджет, утверждаемый сельским Советом;
-решает вопросы комплексного социально-экономического развития сельсовета;
-управляет муниципальным имуществом, жилым фондом и нежилыми помещениями;
-содействует созданию на территории сельсовета условий для деятельности предприятий различных форм собственности;
-создает условия для деятельности учреждений культуры, физкультуры и спорта, для организации зрелищных мероприятий;
-оказывает помощь гражданам, нуждающимся в социальной защите;
-ведет контроль за использованием земель на территории сельсовета;
-регулирует вопросы планировки и застройки населенных пунктов на территории сельсовета.
Анализируя основные экономические показатели, отраженные в таблице 1.1., видно, что в 2008 году по сравнению с 2007 годом улучшилось финансовое состояние Ворошиловской местной администрации. Это связано с увеличение финансирования бюджета Ворошиловского сельсовета на 634,00 тыс. руб. или на 34,89%. В связи с этим, как мы видим, увеличилась стоимость нефинансовых активов на 61,67 тыс. руб. или на 29,16%.
Как нам видно из таблицы 1.1 численность работников не изменилась, что позволило повысить оплату труда работникам Ворошиловской местной администрации на 19,87 тыс. руб. или на 25,19%, за счет увеличения объемов финансирования.
В 2008 году Ворошиловской местной администрацией было приобретено основных средств на сумму 33,3 тыс. руб. Но увеличился и износ основных средств на 36,41 тыс. руб. или 25,7%.
Таблица 1.1 – Основные экономические показатели, тыс.руб.
№ п/п | Показатели | Годы | Абсолютное изменение гр.2 – гр.1 | Темпы роста, % гр.2: гр.1 * 100 | |
2007 | 2008 | ||||
А | Б | 1 | 2 | 3 | 4 |
1. | Финансирование | 1817,00 | 2451,00 | 634,00 | 134,89 |
2. | Стоимость нефинансовых активов | 235,7 | 297,37 | 61,67 | 126,16 |
2.1 | Первоначальная стоимость основных средств | 175,04 | 208,34 | 33,3 | 119,02 |
2.2 | Амортизация основных средств | 141,7 | 178,11 | 36,41 | 125,7 |
2.3 | Стоимость материальных запасов | 60,66 | 89,03 | 28,37 | 146,77 |
3. | Коэффициент износа, % гр.2.2: гр.1.1 * 100 | 80,95 | 85,49 | 4,54 | 105,61 |
4. | Коэффициент годности, % 100 – стр.3 | 19,05 | 14,51 | -4,54 | 76,17 |
Финансовые активы: | |||||
6. | Оплата труда с начислениями | 1414,5 | 1789,23 | 134,73 | 126,49 |
7. | Среднесписочная численность всего | 14 | 14 | 0 | 100 |
8. | Средняя зарплата на 1 работающего в целом | 78,87 | 98,74 | 19,87 | 125,19 |
Бухгалтерский учет в администрации ведется в соответствии с:
- Федеральным законом от 21.11.1996 г. № 129-Ф3 «О бухгалтерском учете» (с изменениями и дополнениями от 23.07.1998г. №123-Ф3)
- Налоговым кодексом РФ (части I и II)
- Инструкцией по бухгалтерскому учету, утвержденной приказом Министерства Финансов от 10.02.2006 г. № 25 Н
- Порядком ведения кассовых операций, утвержденным решением Совета директоров Банка России от 22.09.1993 г. № 40
- Положением о документах и документообороте в бухгалтерском учете утвержденным Министерством Финансов СССР от 29.07.1983 г. № 105
- Методическими указаниями по инвентаризации имущества и финансовых обязательств, утвержденными приказом Министерства Финансов РФ от 13.06.1995 г. № 49
- Учетной политикой администрации, утвержденной Распоряжение главы местной администрации № 96 от 29.12.2007 г. (Приложение Д).
Документом, формирующим единообразную учетную политику для всех бюджетных учреждений, является Инструкция по бухгалтерскому учету в бюджетных учреждениях (далее – Инструкция).
|
|
Учетная политика Ворошиловской местной администрации обеспечивает:
- отражение экономического содержания фактов и условий хозяйствования;
- тождество данных аналитического учета оборотам и остаткам по счетам синтетического учета;
- рациональное ведение бухгалтерского учета исходя из условий хозяйственной деятельности и величины организации.
Организационные аспекты ведения бухгалтерского учета Ворошиловской местной администрации содержат следующие основные разделы:
1. За организацию налогового и бухгалтерского учета отвечает специалист 1 категории Смирнова Н.В., назначается на должность и освобождается от нее главой местной администрации. В документах определено, что специалист 1 категории Смирнова Н.В. подчиняется непосредственно главе местной администрации и несет ответственность за формирование учетной политики, ведение бухгалтерского учета, своевременное представление полной и достоверной бухгалтерской отчетности.
3. Утвержден график документооборота (табл.1.2). График документооборота оформлен в виде таблицы с перечнем работ по созданию, проверке и обработке документов в каждом подразделении, а также всеми исполнителями с указанием их взаимосвязи и сроков выполнения работ.
Ответственность за соблюдение графика документооборота, а также за своевременное и доброкачественное создание документов, своевременную передачу их для отражения в бухгалтерском учете и отчетности, за достоверность содержащихся в документах данных несут лица, создавшие и подписавшие их. Соблюдение графика документооборота контролирует специалист 1 категории Смирнова Н.В.
Таблица 1.2 – График документооборота в Ворошиловской местной администрации
№ п/п | Наименование документа | Срок исполнения | Ответственный исполнитель | ||
1 | Приходный кассовый ордер | По мере совершения операций | Специалист по ведению бухгалтерского учета | ||
2 | Расходный кассовый ордер | По мере совершения операций | Специалист по ведению бухгалтерского учета | ||
3 | Платежная ведомость | В день выдачи заработной платы | Специалист по ведению бухгалтерского учета | ||
Продолжение таблицы 1.2
| |||||
4 | Заявление на получение денег в подотчет | В день получения денежных средств | Работник | ||
5 | Акт инвентаризации денежных средств | Ежеквартально | Специалист по ведению бухгалтерского учета | ||
6 | Табель учета рабочего времени | Ежемесячно | Специалист по делопроизводству | ||
7 | Расчетно-платежная ведомость | Ежемесячно | Специалист по ведению бухгалтерского учета | ||
8 | Авансовый отчет | В течение 3 дней после получения денег | Работник | ||
9 | Путевой лист – аренда транспортного средства | По выезду | Специалист по ведению бухгалтерского учета | ||
10 | Акт на списание материалов | По мере необходимости | Материально ответственное лицо | ||
11 | Инвентаризационная опись | 1 раз в год | Председатель комиссии | ||
12 | Инвентаризационные карточки по учету ОС | По мере оприходования | Специалист по ведению бухгалтерского учета | ||
13 | Опись инвентарных карточек по учету основных средств, ОС-10 | По мере оприходования или списания | Специалист по ведению бухгалтерского учета | ||
14 | Платежные поручения | По мере совершения операции | Специалист по ведению бухгалтерского учета | ||
15 | Доверенность на получение денег | По мере получения денег | Специалист по ведению бухгалтерского учета | ||
16 | Чек | По мере получения денег | Специалист по ведению бухгалтерского учета | ||
Продолжение таблицы 1.2 | |||||
17 | Доверенность на получение материальных ценностей | По мере получения материалов | Специалист | ||
18 | Отчет о поступлении ГСМ | 1 раз в месяц | Специалист |
4. При обработке бухгалтерских документов используется автоматизированная программа «1С - Бухгалтерия», расчет заработной платы.
Бухгалтерский учет операций ведется в следующих регистрах:
- журнал операций – форма 0504071;
- главная книга – форма 0504072;
- кассовая книга, отчет кассира – форма 0504514;
- приходный ордер – форма 0310001;
- расходный ордер – форма 0310002;
- журнал регистрации приходных и расходных кассовых документов – форма 031003;
- акт инвентаризации наличных денежных средств – форма 0317013;
- заявление на получение денег под отчет – форма произвольная;
- платежная ведомость – форма 0504403;
- авансовый отчет – форма 0504049;
- акт на списание материальных ценностей – форма произвольная;
- путевой лист легкового автомобиля – форма №3;
- инвентарная карточка учета основных средств – форма 0504031;
- инвентарная карточка группового учета основных средств – форма 0504032;
- опись инвентарных карточек – форма 0504033;
- инвентарный список нефинансовых активов - форма 0504034;
- оборотная ведомость по нефинансовым активам – форма 0504035;
- оборотная ведомость по основным средствам до 1000 рублей ведется внесистемно – форма 285.
5. Реальность и достоверность содержащейся в отчетности информации об имуществе, обязательствах администрации, финансовом положении и результатах деятельности в отчетном периоде зависят от своевременностииполноты проведения годовой инвентаризации.
Для обеспечения достоверности данных бухгалтерского баланса и отчета учреждение обязано проводить инвентаризацию имущества и обязательств, в ходе которой проверяются и документально подтверждаются их наличие, состояние и оценка.
Порядок проведения и срок инвентаризаций определяется распоряжением главы местной администрации.
Перед началом инвентаризации готовятся бланкиинвентаризационных описей, сличительные ведомости, проверяется наличие и состояние инвентарных книг.
В Ворошиловской местной администрации результаты инвентаризации оформляются:
- инвентаризационной описью (сличительной ведомостью) ф. 401 -по объектам основных средств, предметам малоценного инвентаря, материальным запасам, готовой продукции;
- актом инвентаризации наличных денежных средств ф. 0309014 - по наличным денежным средствам;
- актом инвентаризации расчетов с покупателями, поставщиками и прочими дебиторами и кредиторами ф. 0309016 - по расчетам;
- актом о результатах инвентаризации ф. 835 с прилагаемой ведомостью расхождений ф. 836.
Инвентарная комиссия создается в учреждении и не меняется в течение отчетного года. Для проведения инвентаризации имущества и на ежемесячное списание запасных частей к пожарным автомашинам и ГСМ, производственного и хозяйственного инвентаря создана постоянно действующая комиссия:
Председатель комиссии:
Глава администрации - Вершинин А.П.
Члены комиссии:
1. Специалист 1 категории по ведению бухгалтерского учета – Смирнова Н.В.
2. Специалист 2 категории – Груздева Е.М.
Для проведения инвентаризации кассы и бланков строгой отчетности создана комиссия в составе:
Председатель комиссии:
Глава администрации – Вершинин А.П.
Члены комиссии:
Специалист 1 категории – Смирнова Н.В.
Специалист 2 категории – Груздева Е.М.
Специалист 2 категории – Назарова М.А.
По итогам инвентаризации комиссия составляет итоговый документ - акт, в котором фиксируются:
- состояние учета;
- факты недостач, излишков, порчи, утраты;
- предложения по устранению выявленных недостатков.
Акт, подписанный членами комиссии, рассматривается и утверждается главой местной администрации и хранится в учетном деле в бухгалтерской службе.
В целях обеспечения достоверности данных бухгалтерского учета и отчетности инвентаризация проводится сплошным порядком всего имущества организации независимо от его места нахождения и всех видов финансовых обязательств в XI и XII месяцах.
Инвентаризация денежных средств в кассе и бланков строгой отчетности проводится 1 раз в месяц.
Наиболее часто используемые подстатьи бюджетной классификации, перечень документов, необходимых в расчетах и применяемый метод планирования объема расходов, используемые в Ворошиловской местной администрации:
КБК 211 «Заработная плата» - штатное расписание, утвержденное главным распорядителем, нормативные акты, регламентирующие систему оплаты труда, справки о районных коэффициентах и северных надбавках в регионе.
КБК 212 «Прочие выплаты» - штатное расписание, нормативные акты, регламентирующие выплату компенсаций, план повышения квалификации, данные о среднегодовом количестве командировок (для части расчета суточных при командировках).
КБК 213 «Начисления на оплату труда» - Глава 24 НК РФ «ЕСН».
КБК 221 «Услуги связи» - размер абонентской платы телефона, за пользование Интернетом, стоимость радиоточки, стоимость одного почтового отправления, стоимость конвертов и знаков почтовой оплаты; количество телефонных точек, радиоточек, среднегодовое количество почтовых отправлений; данные о сложившихся расходах по услугам телефонной связи, почтовых услугах.
КБК 222 «Транспортные услуги» - план повышения квалификации, данные о среднегодовом количестве командировок (для части расчета проезда в командировки); стоимость проезда до пункта командировки; данные о среднегодовых расходах по найму транспорта; стоимость проездных билетов, количество экспедиторов.
КБК 223 «Коммунальные услуги» - сведения о потребности в энергетических ресурсах (теплоэнергия, газ, уголь, мазут) и воде в натуральном выражении; сведения о количестве приборов учета воды; данные о тарифах на коммунальные услуги.
КБК 224 «Арендная плата за пользование имуществом» - количество арендуемых зданий и сооружений; площадь арендуемых помещений, ставки арендной платы.
КБК 225 «Услуги по содержанию имущества» - план капитального, текущего ремонта зданий и сооружений; план ремонта коммунальных сетей; количество легковых автомобилей; расчет стоимости техобслуживания одного автомобиля. Перечень работ по текущему ремонту автомобиля (усредненный по данным прошлых лет), стоимость текущего ремонта одного автомобиля в год; данные по среднегодовым расходам на профилактику и заправку оргтехники; данные о количестве договоров на техническое и аварийное обслуживание помещений, на техническое обслуживание газопроводов, дератизацию, дезинсекцию и т.п., сведения о тарифах на данные виды услуг и др.
КБК 226 «Прочие услуги» - план повышения квалификации, данные о среднегодовом количестве командировок (для расчета оплаты проживания в командировках); данные о количестве автомобилей, мощности двигателя для расчета платежей ОСАГО. План информатизации учреждения; сведения о заключенных договорах на вневедомственную охрану, план подписки на периодические издания.
КБК 290 «Прочие расходы» - НК РФ, иные нормативные документы, регламентирующие уплату налогов, сборов, пошлин, лицензий в бюджеты всех уровней.
КБК 310 «Увеличение стоимости основных средств» - нормы обеспеченности основными средствами (утверждены главным распорядителем); сведения о фактической обеспеченности основными средствами; сведения о ценах на объекты основных средств.
КБК 320 «Увеличение стоимости нематериальных активов» - сведения о потребности в объектах нематериальных активов; сведения о ценах на объекты нематериальных активов.
КБК 340 «Увеличение стоимости материальных запасов» - нормы обеспеченности материальными запасами (утверждены главными распорядителями); данные о количестве автотранспорта, утвержденных нормах пробега и расхода ГСМ; данные о стоимости ГСМ; средние данные о количестве и цене запчастей, используемые в год на один автомобиль; данные о годовой потребности в канцтоварах, бумаге, картриджах, хозтоварах и т.п, стоимости единицы материалов. Сведения о потребности в котельно-печном топливе, стоимость топлива и др.
Учетной политикой Ворошиловской местной администрации также утвержден порядок выдачи наличных денежных средств под отчет и оформления отчетов по их использованию. Выдача наличных денежных средств под отчет осуществляется на срок не более 30 дней, а командировочные в течение 3 дней, при условии ознакомления подотчетных лиц с порядком выдачи наличных денежных средств под отчет и оформление отчетов по их использованию утверждаемого главой администрации.
В учетной политике Ворошиловской местной администрации отражается ипорядок хранения документов бухгалтерского учета, т. к. это - составная часть организации документооборота. Все документы, имеющие отношение к бухгалтерскому учету, формируются в дела с учетом сроков хранения документов на основании номенклатуры дел.
Номенклатура дел на предстоящий календарный год составляется специалистом 1 категории Смирновой Н.В. и передается ответственному исполнителю для составления общей номенклатуры. Дела с бухгалтерскими документами хранятся в бухгалтерии администрации. Через год после завершения дел в делопроизводстве дела постоянного хранения, дела временного хранении (до 10 лет) обрабатываются ответственным исполнителем для передачи в архив.
Дела временного /до 10 лет/ хранения по истечению сроков хранения подлежат уничтожению.
Как и каждое муниципальное образование, Ворошиловский Сельсовет имеет собственный бюджет, который предназначен для исполнения расходных обязательств муниципального образования.
Бюджет сельсовета разрабатывается местной администрацией и утверждается в форме нормативного правового акта сельского Совета. В качестве составной части бюджета сельсовета могут быть предусмотрены сметы доходов и расходов отдельных населенных пунктов сельсовета, не являющихся поселениями. Порядок и сроки разработки проекта бюджета сельсовета, а также перечень документов и материалов, обязательных для представления с проектом бюджета, определяются Положением о бюджетном устройстве и бюджетном процессе в сельсовете, утверждаемым сельским Советом. Глава местной администрации вносит проект нормативного правового акта о бюджете на очередной финансовый год на рассмотрение сельского Совета.
Порядок рассмотрения проекта бюджета сельсовета, утверждения и исполнения бюджета, осуществления контроля за его исполнением и утверждением отчета об исполнении бюджета устанавливается Положением о бюджетном устройстве и бюджетном процессе в сельсовете, утверждаемым сельским Советом.
В Ворошиловской местной администрации бухгалтерский учет является автоматизированным. Автоматизация бухгалтерского учета основывается на едином взаимосвязанном технологическом процессе обработки документации по всем разделам учета с составлением баланса в соответствии с Планом счетов.
В условиях комплексной автоматизации бухгалтерского учета данные синтетического и аналитического учета формируются в базах данных используемого программного комплекса и ежемесячно выводятся на бумажные носители – выходные формы документов.
В местной администрации применяется Система «1С:Бухгалтерия для бюджетных учреждений». Система «1С:Бухгалтерия» использована для ведения практически разделов бухгалтерского учета:
ü учет операций по банку и кассе;
ü учет основных средств и нематериальных активов;
ü Учет материалов;
ü учет товаров, услуг и производства продукции;
ü учет валютных операций;
ü учет взаиморасчетов с организациями, дебиторами, кредиторами, подотчетными лицами;
ü учет расчетов по заработной плате;
ü учет расчетов с бюджетом;
ü другие разделы учета.
Основными функциями программы является:
- интерактивный ввод исходной информации в базу данных: ежедневное (или по мере необходимости) пополнение базы данных на основе поступающих первичных документов;
- автоматическое отслеживание изменений по всем взаимосвязанным структурам базы данных;
- поддержание базы данных в рабочем состоянии и надежное хранение данных;
- подготовка по мере необходимости различного вида выходных документов (разнообразных отчетов, ведомостей, справок и др.).
Это позволяет эффективно использовать программу в повседневной работе бухгалтерии:
- обрабатывать первичные документы;
- вести оперативный учет средств;
- выполнять бухгалтерские проводки;
- вести остатки по конкретному дебитору и кредитору, материально- ответственному лицу;
- автоматически получать разнообразные формы отчетов (мемориальные ордера, оборотные ведомости и т.д.).
Ввод информации в «1С:Бухгалтерии» может быть организован с разной степенью автоматичности:
- режим ручного ввода операций;
- режим типовых операций;
- режим автоматического формирования операций по документам.