Отчёт об изменениях капитала

 

Отчет об изменениях капитала – это составная часть годовой бухгалтерской отчётности, содержащая информацию о наличии и изменениях капитала предприятия на начало и конец отчётного периода, т. е. собственный капитал организации представлен на начало и на конец финансового года. Отчёт об изменениях капитала состоит из двух разделов: изменение капитала, резервы; и  справка.

В разделе «Изменение капитала» содержатся сведения за отчетный и предшествующие периоды о величине капитала на начало периода, его увеличении (по направлениям), уменьшении и величине капитала на конец отчетного периода.

Первый отдел состоит из пяти граф: показатель, уставный капитал, добавочный капитал, нераспределённая прибыль

Уставный капитал – это зарегистрированная в учредительных документах (уставе предприятия) величина собственного капитала, внесенного учредителями в виде денежных средств или другого имущества при организации предприятия.

Добавочный капитал включает:

1. суммы дооценки внеоборотных активов предприятий, проводимой в установленном порядке.

2. эмиссионный доход, который возникает при формировании уставного капитала путём дополнительной эмиссии акций или изменения номинальной стоимости акций.

Резервный капитал – это страховой капитал предприятия, предназначенный для возмещения убытков от хозяйственной деятельности, а так же для выплаты доходов инвесторам или кредиторам, если на эти цели не хватает прибыли. Цель резервирования прибыли – пополнение уставного капитала и выплата дивидендов при отсутствии или недостаточности прибыли отчётного года.

В разделе «Резервы» отражаются резервы:

- образованные в соответствии с законодательством

- образованные в соответствии с учредительными документами

- оценочные резервы

 Все показывают остатки на начало и конец отчетного периода и движение имеющихся в организации резервов предстоящих расходов и оценочных резервов.

В «Справке» указываются данные о чистых активах на начало,  конец отчетного года и поступление средств из бюджета и внебюджетных фондов.

Чистые активы – это разность м/у суммой активов предприятия, принимаемых в расчёт, и суммой финансовых обязательств организации, участвующих в расчете.

 

Отчёт о движении денежных средств

 

Отчет о движении денежных средств (далее - отчет) должен раскрывать информацию о денежных потоках организации, характеризующую источники поступления денежных средств и направления их расходования. Отчет содержит информацию, в которой заинтересованы как собственники, так и кредиторы. Собственники, располагая информацией о денежных потоках, имеют возможность более обоснованно подойти к разработке политики распределения и использования прибыли. Кредиторы могут составить заключение о достаточности средств у потенциального заемщика и его способности генерировать денежные средства, необходимые для погашения обязательств.

Отчёт – это один из основных финансовых отчётов субъекта хозяйствования. Основными показателями, которого являются:

1. Денежные средства - деньги в кассе и средства на счетах в банке (банках), которыми организация может свободно распоряжаться. Информация о средствах, замороженных на счетах организации, или иных средствах, которыми организация не может распорядиться самостоятельно, раскрывается в приложениях к отчету с тем, чтобы обеспечить взаимную увязку данного отчета и бухгалтерского баланса, отражающего полную величину денежных средств организации.

2. Эквивалентные денежные средства - высоколиквидные вложения, которые имеют короткий срок погашения (не более трех месяцев с даты приобретения) и могут быть обращены в денежные средства без существенной потери в сумме.

Основные категории денежных потоков – это поступления и выплаты, различают:

Денежные потоки от текущей деятельности. В этом разделе отчета раскрывается информация об основных поступлениях и платежах организации, ключевым показателем является чистый денежный поток от текущей деятельности. На основании данных о величине и динамике этого показателя в сочетании с другой информацией могут быть сделаны выводы относительно способности организации создавать денежные средства в результате своей основной деятельности в размере и в сроки, необходимые для расчета по обязательствам и осуществления инвестиционной деятельности.

Денежные потоки от инвестиционной деятельности.

инвестиционная деятельность - деятельность, связанная с приобретением (созданием) основных средств, приобретением нематериальных активов, осуществлением долгосрочных финансовых вложений, а также реализацией долгосрочных (внеоборотных) активов;

Осуществление инвестиционной деятельности характеризуется увеличением активов, которые, как ожидается, будут приносить доход длительное время.

Денежные потоки финансовой деятельности. В этом разделе отчета отражаются приток и отток денежных средств, связанные с использованием внешнего финансирования в виде кредитов и займов, а также средств от эмиссии и иных дополнительных взносов собственников.

Изменения в собственном капитале, рассматриваемые в составе финансовой деятельности, обычно представлены денежными поступлениями от эмиссии акций, а также полученным эмиссионным доходом. Изменение собственного капитала в результате полученной чистой прибыли (понесенного убытка) в составе финансовой деятельности не учитывается, поскольку расходы и доходы, связанные с формированием финансового результата деятельности организации, отражаются в текущей деятельности.

 

Приложение к бухгалтерскому балансу

Форма № 5 раскрывает информацию о самых значимых статьях баланса. Она имеет 10 разделов:

1. НМА – приводится расшифровка состава нематериальных активов в соответствии с ПБУ 14/2000 «Учёт НМА».

Раздел построен по балансовому принципу: наличие НМА на конец отчетного периода (графа 6) = наличие НМА на начало отчётного года (графа3) + поступило (графа 4) – выбыло (графа 5). Суммы по выбывшим в отчетном периоде НМА отражаются в круглых скобках. Следует помнить, что показатели раздела «НМА» в приложении к бухгалтерскому балансу приводится по первоначальной стоимости. Также в разделе приводятся данные о начисленной амортизации НМА по состоянию на начало отчетного периода и на конец отчетного периода.

2. ОС – приводятся расшифровка состава основных средств в соответствии с Общероссийским классификатором основных фондов (утвержден постановлением Госстандарта России от 26 декабря 1994 г. № 359, введен в действие с 1 января 1996 г.). Организация может использовать и Классификацию основных средств, включаемых в амортизационные группы (утверждена постановлением Правительства Российской Федерации от 1 января 2002г. №1).

Раздел построен по балансовому принципу, суммы по выбывшим в отчетном периоде ОС отражаются в круглых скобках. ОС приводятся по первоначальной (восстановительной) стоимости, также приводятся данные о наличии амортизации ОС по состоянию на начало года и на конец.

Справочная информация к разделу ОС включает сведения о результатах переоценки объектов ОС, а также данные об изменении стоимости объектов ОС в результате достройки, дооборудования, реконструкций, частичной ликвидации.

3. Доходные вложения в материальные ценности – приводятся расшифровка состава доходных вложений в материальные ценности. В частности выделяют следующие группы:

- имущество для передачи в лизинг

- имущество, предоставляемое по договору проката

- прочие

4. Расходы на НИОКР и технологические работы и 5.  Расходы на освоение природных ресурсов – предусмотрены для тех организаций, которые выполняют НИОКР собственными силами или являются заказчиками по ним, а также для организаций, ведущих освоение природных ресурсов.

Оба раздела построены по балансовому принципу. Расходы на НИОКР и расходы на освоение природных ресурсов показываются как общей суммой, так и в том числе по видам затрат.

В разделе «Расходы на НИОКР и технологические работы» для справки по состоянию на начало года и на конец отчетного периода приводится сумма расходов по незаконченным научно-исследовательским, опытно-конструкторским и технологическим работам, отнесенных на внереализационные расходы.

В разделе «Расходы на освоение природных ресурсов» для справки по состоянию на начало года и на конец отчетного периода приводится сумма расходов по участкам недр, не законченным поиском и гидрогеологическими изысканиями и прочими аналогичными работами, а также сумма расходов на освоение природных ресурсов, отнесенных в отчетном периоде на внереализационные расходы как безрезультатные.

Учет расходов на НИОКР и порядок раскрытия информации о НИОКР в бухгалтерской отчетности регулируются ПБУ 17/02 «Учет расходов на научно-исследовательские, опытно-конструкторские и технологические работы» (утверждено приказом Минфина России от 19 ноября 2002 г. № 115н).

6. Финансовые вложения – в данном разделе в соответствии с ПБУ 19/02 «Учет финансовых вложений» (утверждено приказом Минфина России от 10 декабря 2002 г. №126н) финансовые вложения подразделяются на следующие группы:

- вклады в уставные капиталы других организаций

- государственные и муниципальные ценные бумаги

- ценные бумаги других организаций

- предоставленные займы

- депозитные вклады

- прочие

Отдельно в разделе отражаются финансовые вложения, имеющие текущую рыночную стоимость, к которым относятся котируемые ценные бумаги и другие финансовые вложения, текущая рыночная стоимость которых документально подтверждена. Такие финансовые вложения отражаются в бухгалтерской отчетности на конец отчетного периода по текущей рыночной стоимости путем ежегодной корректировки их оценки на предыдущую отчетную дату.

Для справки отражаются два показателя:

- изменение стоимости финансовых вложений, имеющих текущую рыночную стоимость, в результате корректировки оценки

- разница между первоначальной и номинальной стоимость долговых ценных бумаг.

7. Дебиторская и кредиторская задолженности – показывается по состоянию на начало отчетного года и конец отчетного периода. Приведена расшифровка видов дебиторской и кредиторской задолженности. В дебиторской задолженности выделены статьи:

- расчеты с покупателями и заказчиками

- авансы выданные

- прочая

Кредиторская задолженность представлена статьями:

- расчеты с поставщиками и подрядчиками

- авансы полученные

- расчеты по налогам и сборам

- кредиты

- займы

- прочая

Показатели дебиторской задолженности формируются на основании дебетовых остатков по счетам: 60, 62, 71, 73, 75, 76.

Показатели кредиторской задолженности формируются на основании кредитовых остатков по счетам: 60, 62, 68, 69, 70, 75.

8. Расходы по обычным видам деятельности – показываются расходы по экономическим элементам за отчетный и предыдущий годы. Данные приводятся в целом по организации без учета внутрихозяйственного оборота.

Изменение остатков незавершенного производства, расходов будущих периодов и резервов предстоящих расходов определяются по данным бухгалтерского баланса или Главной книг(остатков по счетам 20, 23, 97, 96). При этом прирост показывается со знаком «+», а уменьшение со знаком «-»

9. Обеспечения – в него включена информация о векселях полученных и векселях выданных.

Помимо этой информации раздел «Обеспечения» включает данные об имуществе, находящимся в залоге, которое расшифровывается по трём статьям («объекты ОС»; «ценные бумаги и иные финансовые вложения»; «прочее»). Показатели, характеризующие обеспечения, подразделены на две группы: обеспечения полученные и обеспечения выданные.

Обеспечение представляет собой документ, в котором одна организация гарантирует другой выполнение обязательств в определенный срок на определенную сумму и подтверждает, что готова погасить задолженность, если она образуется вследствие неисполнения обязательств.

Учет полученных обязательств осуществляется по стоимости обязательства или по стоимости, установленной договором.

10. Государственная помощь – учитывается и отражаентся в соответствии с правилами, изложенными в ПБУ 13/ 2000 «Учет государственной помощи» утверждено приказом Минфина России от 16 октября 2000 г. № 92н. ПБУ 13/2000 не распространяется на бюджетные и коммерческие организации, кредитные организации, а также на организации, работающие по государственным тарифам.

Государственной помощью признается увеличение экономической выгоды конкретной организации в результате поступления активов.

Выделяемые организациям бюджетные средства для целей бухгалтерского учета согласно ПБУ 13/2000 подразделяются на:

- средства на финансирование капитальных расходов, связанных со строительством, покупкой или иным приобретением внеоборотных активов

- средства на финансирование текущих расходов

Государственная помощь предоставляется: на возвратной и безвозвратной основе, на финансирование текущих и понесенных в предыдущие отчетные периоды расходов, в форме бюджетных кредитов и прочих формах. К прочим формам относится выгода, которая не может быть обоснованно оценена (например, предоставление гарантий, оказание консультационных услуг на безвозмездной основе) и которая не может быть отделена от нормальной хозяйственной деятельности организации (например, государственные закупки продуктов питания и топлива для районов Крайнего Севера).

Поступление бюджетных средств согласно ПБУ 13/ 2000 организация имеет право отразить в бухгалтерском учете и бухгалтерской отчетности.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: