Сущность деловой этики

Этика деловых отношений область специального знания возникает во второй половине 20 века. Ее появление обусловлено потребностью в теоретическом осмыслении моральных норм и отношений, которые сложились в такой сфере человеческой деятельности, как предпринимательство.

Как явление реальной жизни, отражающее деловую сферу, этика бизнеса представляет собой довольно сложный конгломерат ее составляющих. Это и обусловило трудности ее теоретического освоения. Она рассматривалась в рамках различных наук: философии, социологии, психологии, культурологи… Разные ученые, пытаясь дать определение этики деловых отношений, выделяли именно те ее грани, которые были наиболее актуальны и существенны для тех наук, с позиций которых она рассматривалась.

Поскольку этика деловых отношений представляет собой именно систему, то необходимо рассмотреть составляющие ее элементы, характер их взаимосвязи между собой, а также результаты подобного взаимодействия.

Процесс становления этики деловых отношений как научной сферы знаний не был обособленным от других наук. Наоборот, самоопределение этики деловых отношений становится особенно заметным при анализе ее взаимодействия с другими областями знания (рис. 1.2.). Изучение подобного взаимодействия позволят глубже уяснить специфику этики деловых отношений.

 

 

Этика деловых отношений. Этикет в деловой карьере.

         Проявление интереса к непростым вопросам этики и психологии деловых и межличностных отношений помогает развить способность ориентироваться в сложном мире человеческого общения и принимать взвешенные решения, избегая подводных камней, мешающих достижению поставленных целей.

Умение вести себя с людьми надлежащим образом является одним из важнейших факторов, определяющих шансы добиться успеха в служебной или предпринимательской деятельности. Ведь любой предприниматель имеет дело не только с ресурсами, машинами и продуктами, сбытовыми и производственными процессами, он постоянно имеет дело с людьми – руководит подчиненными, советуется со специалистами, ведет переговоры с партнерами. И от того, насколько хорошо он это делает, зависит его репутация и авторитет, а, следовательно, и успех предпринимательского дела.

Этика в широком смысле слова – это совокупность норм человеческого поведения и практическая их реализация, т.е. этика как идеал и этика как действие.

Деловая этика – это совокупность норм поведения предпринимателя, требований, предъявляемых культурным обществом к характеру его общения с людьми, социальному облику, адаптированные к его практическим нуждам сведения об основных эстетических понятиях, о моральных требованиях к стилю работы и облику делового человека. Деловая этика позволяет рассматривать и оценивать деловые отношения предпринимателей, а также их личное поведение с точки зрения соответствия общепринятым в деловом мире принципам поведения.

Деловая этика базируется на такой общеловеческой ценности, как свобода. Это означает, что бизнесмен должен ценить не только свободу своих коммерческих действий, но и свободу свои конкурентов, что выражается в недопустимости вмешательства в их дела, ущемления даже в мелочах их интересов.

Другим основополагающим принципом деловых отношений является терпимость, которая означает осознание невозможности преодоления «с наскока» слабостей и искоренения недостатков партнера, клиентов или подчиненных. Терпимость рождает взаимное доверие, понимание и откровенность, помогает избежать конфликтных ситуаций.

Формула успеха западных предпринимателей: преуспевание = профессионализм + порядочность.

Основной постулат этики каждой уважающей себя компании: «прибыль превыше всего, но честь превыше прибыли».

Деловая российская этика


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: