Формы, методы, средства внеурочной работы с учащимися

 

 

В связи с жесткой ограниченностью во временных рамках курсов изучения биологии экологическое воспитание чаще всего проводится во внеурочной работе.

Для того чтобы экологическое воспитание осуществлялось наиболее эффективно, нужно использовать различные формы внеурочной работы. Форма организации обучения – это организация учебно-познавательной деятельности учащихся, соответствующей различным условиям ее проведения, используемым учителем в процессе воспитывающего обучения. К ним относится:

1. Домашняя работа;

2. Работа в живом уголке;

3. Работа на пришкольном участке;

4. Летние задания.

1. Домашняя работа — форма организации деятельности учащихся по самостоятельному обязательному выполнению дома учебных заданий, как правило, связанных с темой уроков [39,198].

Домашняя работа выполняется по зданиям к каждому последующему уроку и строится с учетом развития детей, их интересов и потребностей, требований программы. При этом по своей направленности она может носить характер как традиционного закрепления пройденного, так и предварительного опережения (анонс материала последующих тем.В целом выделяются следующие группы домашних заданий:

1) По дидактической цели:

 а) направленные на усвоение знаний, осмысление экологических понятий (подготовить сообщение о приспособленности растений к сохранению влаги внутри организма, сообщение о характеристике особенностей физиологии и поведения птиц в период размножения, линьки, миграции, зимовки, выделить наиболее общие признаки приспособленности живых организмов к условиям среды);

б) связанные с формированием умений и навыков (провести замеры твердости почвы, сделать отбор и обработки проб для анализа качества воды и т. д.);

в) на применение знаний и способов действий («инвентаризация» на предмет полезности вещей в комнате, определение экологического состояния пришкольного участка), (Приложение 3).

2) В зависимости от методов и средств усвоения знаний:

а) практические задания:

· наблюдения, по срокам выполнения делятся на две группы: кратковременные и длительные. Кратковременные наблюдения занимают

незначительное количество времени (пронаблюдать особенности строения придорожных растений (приложение 4)). Длительные, например, наблюдения

за пресноводными моллюсками.

· проведение опытов, например, влияние освещения на развитие растений, роль червей в почвообразовании и другие.

· подготовить гербарий: светолюбивые и теневыносливые растения, растения влажных и засушливых мест обитания, насекомоядные растения, раннецветущие растения своего края и другие.

· изготовление наглядных пособий (схем, моделей, рисунков, фотографий, видеозаписи и др.) [39, 234].

б) задания на анализ, обобщение и систематизацию текстовой, статистической информации, в том числе переписывание правил или выделение их из единого текста-монолита, составление таблиц и выполнение рисунков по теме, дополнение схем, написание сочинений, подготовка мини-докладов (прочтите текст, ответьте на вопросы учебника и сделайте вывод), (Приложение 5).

3) В зависимости от характера познавательной деятельности школьников:

 а) репродуктивные — воспроизведение по образцу или шаблону (составьте рассказ по заданному плану; повторите опыт, проведенный в классе, в соответствии со следующей инструкцией);

б) частично-поисковые — на применение знаний в нестандартной ситуации (составь сравнительную таблицу: природные экосистемы и агроэкосистемы (приложение 6));

в) творческие (разработайте Красную книгу своего района);

4) По отношению к изучаемому материалу:

 а) плановые — по теме, изученной на уроке;

 б) опережающие (в практике развивающего обучения), нацеленные на предварительную подготовку ребенка к восприятию нового материала (сбор фактов для их анализа на уроке, поиск ответов на поставленные вопросы, проведение опытов и др.); они рассчитаны на свободный выбор и нередко длительны по выполнению;

в) в зависимости от количества детей, принимающих участие в его выполнении: индивидуальные — нацеленная на самостоятельную работу ребенка над исследуемой проблемой; групповые или коллективные, имеющие в своей основе творческо-поисковую деятельность.

5) С учетом индивидуальных способностей детей и их склонности к изучению естествоведческого материала — по объему:

 а) минимальные, обязательные для выполнения всеми учащимися (прочитать определенные страницы учебника и ответить на вопросы после текста);

 б) максимальные, дополнительные к основному минимуму и выполняемые на добровольной основе (составьте хронологическую карту своего района) [22,196 - 198].

Результаты домашней работы обязательно должны быть проверены на уроке, чтобы не отбить у ребенка желание в дальнейшем выполнении. Возможна разнообразная форма: проверка в ходе фронтальной беседы, рассказов учащихся, письменных ответов на вопросы, монолога учащегося у доски и т.д.

Как бы ни был эффективен урок, работа дома с книгой и другими источниками информации остается существенной формой обучения биологии. Она имеет большое развивающее и воспитательное значение. В процессе ее выполнения у учащихся формируются такие важные качества, как ответственность, трудолюбие, настойчивость, стремление довести начатую работу до конца.

Домашние задания должны отвечать ряду требований:

· быть конкретными и целенаправленными;

· обеспечивать дифференцированный подход ученика к содержанию материала;

· вызывать познавательный интерес и активность учащегося;

· развивать самостоятельность и творчество ученика;

· способствовать закреплению, обобщению и систематизации знаний, получаемых на уроке.

Общим недостатком, который обычно наблюдается в практике работы учителей биологии (особенно в старших классах), является перегрузка учащихся домашними заданиями. Организация домашней работы, ее объем и правильная дозировка заданий имеют принципиальное значение. Оптимальный объем домашних заданий определяется рядом методических условий:

· объем заданий планируется с учетом бюджета и структуры свободного времени учащегося;

· учитываются выполненная работа в классе и степень усвоения знаний на уроке;

· задание логически вытекает из содержания урока;

· задание доступно с точки зрения количества и сложности;

· задание направлено на решение важных познавательных задач, а не на механическое чтение учебника или копирование из него рисунка.

Эффективность домашней работы зависит от степени подготовленности учеников к ее выполнению. Учитель дает рекомендации о последовательности выполнения отдельных составляющих частей домашнего задания, о дополнительных источниках, которые можно привлечь для изучения данного вопроса. Продуманная работа учителя в плане домашних заданий способствует успешному процессу обучения, воспитания и развития [39, 226 - 230].

Домашние задания заставляют учащихся еще раз продумывать полученные на уроках знания, закреплять их, пользуясь учебником и дополнительной литературой, самостоятельно решать познавательные задачи, проводить наблюдения или ставить опыты над растениями и животными, готовить к уроку устный или письменный доклад, заполнять таблицы и другое. Эти работы позволяют обеспечить повышение самостоятельности учащихся, научить их пользоваться приобретенными умениями не только в учебной работе, но и в повседневной жизни [24, 154].

2. Работа в живом уголке Уголок живой природы дополняет кабинет биологии. В нем размещают и содержат живые объекты кабинета. В уголке живой природы находятся только те растения и животные, которые необходимы для лабораторных работ, опытов и наблюдений, предусмотренных учебной программой по биологии в 6 — 11 классах, программами внеклассной работы по биологии.

Существуют определенные требования к организации и расположению живого уголка. Они представленные в приложении 7.

Наличие в школе уголка живой природы содействует реализации задач обучения, развития и воспитания учащихся.

В первую очередь в уголок живой природы подбирают объекты, необходимые для использования в учебном процессе. Следовательно, уголок выполняет учебные задачи. Здесь учащиеся ставят опыты с живыми объектами (изучение способа питания дафний, изучение водорослевых обрастаний на раковинах моллюсков различных водоемов), наблюдают за ними (наблюдения за характером движения и приспособительные особенности строения у роющих почвенных беспозвоночных) (приложение 8). Длительные наблюдения за растениями и животными способствуют развитию исследовательских умений; школьники на практике убеждаются в большом разнообразии живой природы.

Под руководством учителя дети ухаживают за растениями и животными, проводят наблюдения за ними, составляют карточки по уходу и содержанию объектов в живом уголке. В процессе работы с живыми объектами у учащихся формируются трудовые умения и навыки, воспитывается культура труда по уходу за растениями и животными, прививаются навыки бережного отношения к объектам природы.

Содержание и размещение животных в уголке живой природы должны соответствовать биологическим и санитарно-гигиеническим нормам. Растения и животных размещают с учетом их требований к свету, теплу, влаге и почве. В зависимости от этого их объединяют в группы: дикие и культурные, умеренного пояса, сухих мест, средней влажности, влажных мест. В аквариумы помещают рыб, моллюсков и водные растения, в террариумы — мхи и другие растения влажных мест, в вольеры и клетки — животных. При подборе объектов для кабинета в первую очередь учитывается, насколько они необходимы для учебного процесса.

Объекты в живом уголке представлены растениями и животными (Приложение 12).

При выполнении работ в живом уголке необходимо соблюдать правила по технике безопасности (Приложение 13).

Состав обитателей живого уголка и работа в нем способствуют совершенствованию знаний об объектах живой природы, развивают учащихся, учат наблюдать, формируют познавательные интересы и эстетические вкусы, ориентируют на выбор биологических и экологических профессий, вырабатывают волевые качества и трудовые навыки по уходу за живыми объектами, умения работать в группе [39, 252 - 257].

 3. Работа на пришкольном участке.

     Учебно-опытный участок – это база опытнической работы учащихся. Здесь они закрепляют, расширяют и углубляют знания по биологии и экологии, полученные в классе, познают растительные организмы, овладевают методами управления ростом и развитием растений, приобретают умения и навыки выращивания растений, приобщаются к коллективному труду. Учебно-опытный участок является источником для заготовки коллекций и раздаточного материала в кабинет биологии.

В учебно-опытном участке выделяют несколько отделов: цветочно–декоративных растений, плодово–ягодных растений, полевых культур и экологический отдел.

В экологическом отделе на дикорастущих растениях местной флоры следует показать приспособленность растений к различным экологическим условиям. Выделить растения светолюбивые и теневыносливые, влаголюбивые и засушливых мест, первоцветы. Например, коллекции: «Страницы Красной книги», «Ранневесенние растения», «Осеннецветущие растения», «Популяции вида», «Жизненные формы», «Экологические группы», «Растения широколиственного леса», «Растения смешанного леса», «Растения темнохвойного леса», «Водные растения»; опыты: влияние различных абиотических и биотических факторов, зарастание, заселение искусственного водоема и др. Подобрать растения с различными сроками зацветания и создать цветочный календарь, а из растений, у которых цветки закрываются и открываются в разное время суток, создать цветочные часы. Здесь же заложить дарвиновскую площадку.

Правильная организация различных видов деятельности на учебно-опытном участке способствует:

· совершенствованию биологических и экологических знаний и умений по их применению на практике;

· формированию умений и навыков по выращиванию культурных растений с учетом биологически обоснованной агротехники;

· развитию знаний и умений по экспериментированию над растениями и животными;

· совершенствованию умений: наблюдать биологические и экологические явления, устанавливать фенологические фазы, описывать их, фиксировать наблюдения, сравнивать опытные и контрольные объекты, формулировать доказательные выводы на основе применения простейших расчетов, формировать умения интерпретировать полученные данные в зависимости от состояния погоды и от изменения условий эксперимента;

· формированию и совершенствованию умений использовать приборы для фиксации погодных явлений и состояния растений.

Во время работы на учебно-опытном школьном участке учащиеся должны соблюдать правила по технике безопасности (приложение 11).

Существенную часть работы на учебно-опытном участке составляет опытничество. Опыт ведет группа учеников, но в разное время. Закладывает опыт и подводит итоги вся группа. Примером таких опытов могут служить опыты по выявлению влияния длины светового дня на рост и развитие растений (Приложение 8).

При проведении учащимися опытов на учебно-опытном участке необходимо выполнять следующие требования:

1) тема опыта должна быть актуальна для сельскохозяйственного района, области, края;

2) опыт должен иметь познавательное и производственное значение;

3) опыт всегда должен сравниваться с контролем, для чего должны выделяться делянки с одинаковой по составу и плодородию почвой, одни — для опытных растений, другие — для контрольных;

4) для большей достоверности и убедительности опыт должен проводиться не менее чем в двукратной повторности;

5) предварительно должна быть намечена схема опыта, в которой отражается расположение опытных и контрольных делянок;

6) посев, уход и наблюдения за растениями на опытных и контрольных делянках должны проводиться одновременно, строго по графику;

7) каждый опыт на весь вегетационный период должен закрепляться за определенным звеном;

8) ознакомление учащихся всего класса со всеми опытами, проводимыми различными звеньями, должно осуществляться путем планомерных, периодических обходов (по типу экскурсии), организуемых учителем;

9) все наблюдения с момента посева учащиеся должны фиксировать в виде записей, зарисовок, фотографии.

В летнее время ведется индивидуальная работа, а иногда ее выполняют школьники, отвечающие за другой участок работы. Чтобы все необходимые агротехнические приемы были выполнены в срок, рекомендуется вести дневник опыта — тетрадь, в которой отражают состояние опытных растений. Обычно для краткости записей по каждому опыту составляют табличку с указанием того, что должно быть зафиксировано и в какой срок произведены замеры.

Результаты постановки опытов и выращивания коллекции растений в течение осени, весны и лета используют для заготовки демонстрационного и раздаточного материалов для уроков (составление гербария сорных и культурных растений), лабораторных работ и кружков юннатов.

Обучение постановке опытов на школьном участке способствует развитию не только трудовой, но и интеллектуальной, исследовательской деятельности, наблюдательности, умению сравнивать опытные и контрольные экземпляры растений, делать выводы.

Планируемые опыты и задания должны соответствовать возрасту и физическому развитию учеников. Выполнение опытов на учебно-опытном участке способствует овладению школьниками комплексом практических умений и навыков сельскохозяйственного труда [таблица 3]

 

 

Таблица 3

  Умения и навыки, приобретаемые учащимися в процессе постановки внеурочных опытов (на участке)

Работа по плану Составление плана участка и перенесение его в масштабе на землю
Вычисления Расчет необходимого количества удобрений и семян на данную площадь
Наблюдение за жизнью растений Наблюдение за развитием растений, определение фенологических фаз, учет урожая и результатов опытов
Условия выращивания растений Обработка почвы, внесение удобрения, разметка площади под посев, посев семян и посадка рассады. Приемы ухода за растениями с целью изучения результата опыта
Размножение растений Искусственное опыление и отбор лучших плодов и семян. Размножение растений отводками, черенками, делением куста, усами-столонами. Прививки.
Оценка качества Элементарная оценка структуры и работы обработки почвы, посева, состояния растений, урожая
Оформление результатов работы Учет состояния опытных и контрольных делянок. Сопоставление данных по опытным и контрольным делянкам. Составление графиков, гербарных таблиц, отчетов

 

Учебно-исследовательская деятельность с живыми объектами на пришкольном участке обеспечивает формирование нравственных качеств учащихся, воспитание любви и бережного отношения к природе; уважения к трудовой деятельности. Длительные и разнообразные работы способствуют формированию такого волевого качества, как стремление довести опыт до конца, вовремя произвести наблюдения и зафиксировать их [39,257 - 262].

Летние задания.

Для учащихся VI класса летние задания носят комплексный характер. Основная их цель сводится к закреплению и углублению ботанических и зоологических знаний, связанных с проведением наблюдений в природе за жизнью растений и животных в различных экологических условиях, выяснением их приспособленности к различной среде обитания, постановке опытов, к проведению наблюдений за выращиваемыми культурными растениями на школьном учебно-опытном участке.

Задания, связанные с наблюдениями в природе, учащиеся получают в конце учебного года, после проведения весенней экскурсии на тему «Растительные сообщества».

В летнем задании предусматривается продолжение наблюдений за состоянием сообществ на протяжении всего вегетационного периода. В частности, от учащихся требуется проведение наблюдений за фазами развития цветковых растений, входящих в состав сообщества (основные господствующие виды). Важно, чтобы школьники отметили, что растительные сообщества обладают ярусностыо не только в пространстве, но и во времени, поскольку развитие растений сообщества протекает неодновременно. Например, одни виды зацветают, в то время как другие только начинают свое развитие,третьи уже отцвели и обсеменились. Такое неодновременное развитие растений в сообществе — важное приспособление к совместной жизни, поскольку условия их существования неодинаковы.

В задания следует включать наблюдения за представителями животного мира, обитающими в рассматриваемом учащимися сообществе (различные насекомые, черви, моллюски, пауки, птицы и др.). Наблюдая за животными, за взаимосвязью с растениями и друг с другом, учащиеся могут сделать вывод о роли животных в жизни растительных сообществ.

Учащимся могут быть даны задания на сопоставление особей одного вида, живущих в разных условиях освещения, влажности, тепла, минерального питания, доступа воздуха к корням.

Второй вид летних заданий —это проведение учащимися опытов на школьном учебно-опытном участке, связанных с выращиванием культурных растений, тематика которых дана в учебной программе по ботанике. Учитель по своему усмотрению с учетом местных условий и интереса учащихся определяет, какие взять культуры и кому поручить их выращивание.

Время распределения опытов и начало их выполнения зависит от климатических условий. Например, там, где весна начинается рано, нет необходимости откладывать летние задания на конец учебного года. Учащиеся получают их и приступают к выполнению в период изучения курса ботаники. Однако подготовка к постановке опытов, в частности, составление плана работы по выращиванию растений на опытных и контрольных делянках, непосредственное выполнение работ, проводится за счет часов, отведенных на общественно полезный труд.

При составлении плана указывается цель опыта, какие требуется выполнить работы на контрольной и опытной делянках, примерные сроки их выполнения; отмечается, какие необходимо провести наблюдения за подопытными растениями.

Выполнение заданий по выращиванию растений требует от учащихся не только применения тех или иных агротехнических приемов ухода, но и знания того, какое они оказывают влияние на растения, а для этого необходимы фенологические наблюдения за сроками наступления и продолжительностью фаз их развития.

Одним из важных условий подготовки учащихся к ведению фенологических наблюдений является знание учащимися признаков наступления фаз развития растений. Большую помощь в правильном определении фаз развития растений может оказать наглядное их изображение: рисунки, фотографии, гербарии.

Наблюдения за развитием растений должны проводиться одновременно с наблюдениями за условиями погоды: записью общих условий погоды, например: какая была весна (ранняя или поздняя, холодная или теплая, засушливая или влажная; были ли заморозки и как они отразились на растениях), какое было лето (дождливое или сухое, холодное пли жаркое; отметить сильные бури и ливни), какая была осень (первые ночные заморозки, дожди, погода во время уборки урожая и т. д.).

В приложении 9 представлены летние задания для учащихся 6 класса предложенные В. В. Пасечником.

При выполнении учащимися работ на пришкольном участке, в живом уголке, домашних и летних заданий используются практические методы обучения: наблюдение, эксперимент, работа с литературными источниками и другие.

Практические работы дома, в кабинете, в уголке живой природы, на учебно-опытном участке имеют особенно большое значение в развитии самостоятельности учащихся, содействуют развитию мышления детей. Практический метод при условии его правильного применения позволяет учащимся глубже и лучше понимать изучаемые вопросы.

Каждый вид практического метода (работы по различению и определению, проведение наблюдений, регистрирующих явления, постановка эксперимента) проходит ряд этапов:

1. Постановка вопроса, обусловливающего цель работы.

2. Инструктаж технический и организационный.

3. Выполнение работы (определение, наблюдение, постановка опыта).

4. Фиксация результатов (проводится одновременно с выполнением работы).

5. Выводы, отвечающие на поставленный вопрос.

6. Отчет или сообщение о своей работе на уроке.

–Наблюдение – это непосредственное, целенаправленное восприятие предметов и явлений окружающего мира всеми органами чувств. Наблюдать предметы и явления можно в самой природе или в помещении.

Важным требованием из тех, которые предъявляются к наблюдениям, являются их конкретность и систематичность. Учитель определяет формы наблюдений, организует их. Прежде всего, это экскурсии и практические работы по исследованию предметов окружающего мира на уроках в классе. Однако запас наблюдений, сделанных в учебное время, недостаточен для формирования естественнонаучных знаний. Поэтому учащиеся ведут наблюдения еще и во внеурочное время, самостоятельно [1,135].

Наблюдения можно проводить в классе на уроках и лабораторных занятиях, на экскурсиях в природу и сельскохозяйственное производство, в уголке живой природы и в домашних условиях.

Все материалы по итогам наблюдений (живые растения, гербарии, графики, рисунки, фотографии, тетради и пр.) учитель проверяет и оценивает.

Наблюдение как метод учения в сочетании с опытом и учебно-производственным трудом учащихся широко используется на занятиях, проводимых на учебно-опытном участке. Здесь учащиеся исследуют биологические и экологические особенности культурных и сорных растений, наблюдают за их ростом и развитием по фазам.

В процессе организации наблюдений должны соблюдаться следующие требования:

а) учет возрастных особенностей, психологического уровня развития детей;

б) организация активной познавательной деятельности в процессе наблюдения; в) показ практической значимости наблюдения;

г) фронтальное ознакомление с приемами наблюдения: фиксирование и изучение объекта в сумме его несущественных и существенных признаков→ выделение последних→ фиксирование → интерпретация→ вывод;

д) последовательность в выработке умений наблюдать (тренировка на моделях, тренировочные упражнения на приборах, опознание условных знаков и обозначений, графическое изображение наблюдаемых явлений иих компонентов, самостоятельное наблюдение и фиксирование, выводы и обобщения полученных результатов);

е) выделение существенных признаков предмета или явления;

ж) жестко оговоренные способы фиксации наблюдаемого в дневниках наблюдений и календарях природы;

з) определенная подготовка родителей (какую помощь взрослые могут оказать; их заинтересованность, внимание к проводимому ребенком исследованию и его результатам);

и) систематизация содержания наблюдаемого;

к) изначальное управление учителем

Наблюдения в курсе биологии способствуют развитию у учащихся таких приемов мышления, как анализ, синтез, сравнение, обобщение. Вместе с тем учащиеся вырабатывают практические умения и навыки (измерение, зарисовки, записи, препарирование, гербаризация и пр.) [33, 216].

─Эксперимент, самостоятельно выполненный учащимися — один из наиболее сложных, трудоемких и в то же время важных методов обучения школьников, играющий огромную роль в формировании и развитии ботанических понятий, активизации познавательной и практической деятельности школьников.

Эксперимент, или опыт, как метод обучения применяют в тех случаях, когда изучить объект или явление в обычных условиях не представляется возможным, а требуется искусственное создание специальных условий [1,130].

Если наблюдения позволяют учащимся главным образом описывать растительные формы и явления, то постановка и проведение опытов дают возможность элементарно объяснить основную сущность процессов, происходящих в растительных организмах. Проводя опыты, учащиеся становятся исследователями, вовлеченными в поиск ответов на поставленные вопросы.

Учебный эксперимент имеет большое значение при выполнении работ на учебно-опытном участке школы. Тематика длительных опытов, вытекающих из содержания курса ботаники и связанных с практической работой у учащихся, установлена программой; она расширяется и видоизменяется в зависимости от местных условий.

Если работы по различению и определению выполняются при изучении морфологического и систематического учебного материала, наблюдения регистрируют проявления жизни и применяются при изучении экологии и физиологии, то эксперимент проводится почти исключительно при изучении физиологии и связанных с нею агротехнических и зоотехнических вопросов.

Экспериментальные работы учащихся, как правило, проводятся в порядке внеурочных занятий (индивидуальных или групповых) в уголке живой природы или на учебно-опытном участке школы.

Учащиеся приучаются к постановке эксперимента начиная с простейших опытов дома и в уголке живой природы, тем самым подготавливаясь к более сложным и длительным опытам на школьном учебно-опытном участке. Но и к самым простым опытам должны быть предъявлены все требования, характеризующие правильную постановку биологического опыта [24, 136]

─В старших классах широкое применение находит работа с дополнительной литературой: заполнение таблиц, составление схем, написание сообщений, докладов, рефератов.

Для реализации экологического воспитания в процессе внеурочной работы используются различные средства обучения.

Средства обучения биологии – это разнообразные предметы, явления, факты, обучающие программы, соответствующие повышению эффективности учебной деятельности в соответствии с целями и задачами обучения.

В связи с этим можно выделить три основных вида средств обучения биологии, которые используются и для обучения и воспитания экологии:

1) реальные (натуральные) объекты:

─растения живого уголка;

─животные живого уголка;

─коллекции;

─влажные препараты;

─микропрепараты;

─гербарии;

─растения, растущие на пришкольном учебно-опытном участке.

2) знаковые (изобразительные) заменители реальных объектов и явлений:

─таблицы;

─карты;

─модели.

3) словесные или вербальные средства:

─игры экологические на печатной основе

─аудиовизуальные средства (кинофильмы, диафильмы, видеофильмы, грампластинки, диапозитивы (слайды)) [39, 184 - 188].

Подробный перечень выше перечисленных средств обучения указан в приложении 11.

Учителю необходимо привлекать учащихся к изготовлению наглядных средств обучения: нарисовать модель цепи питания, подготовить гербарий: светолюбивые и теневыносливые растения, растения влажных и засушливых мест обитания, насекомоядные растения, раннецветущие растения своего края и другие; собрать коллекции: насекомых вредителей огорода, сада; формы приспособленности растений к разным природным местам обитания; защитные приспособления у растений и животных; виды защитных окрасок; сделать дидактические карточки, составить тесты и так далее.

Можно сделать вывод, что внеурочная работа является обязательной для всех учащихся и оценивается учителем. Она осуществляется в различных формах с использованием практических методов.

 

 

 

Выводы по 2 главе

 

Во второй главе нами рассмотрена методика организации внеурочной работы с целью экологического воспитания учащихся.

В настоящее время экологии как обязательного самостоятельного предмета в школах России больше нет, но экологическое образование и воспитание – социальный заказ современности, оно должно осуществляться. Для этого экологизируется содержание разных предметов и в первую очередь биологии. В связи с нехваткой часов, отведенных на изучение курса биологии, осуществление экологического воспитания приходится в основном на внеурочную работу.

Внеурочная работа – это форма организации учащихся для выполнения вне урока обязательных, связанных с изучением курса практических работ по индивидуальным или групповым заданиям учителя.

Внеурочная работа служит для повышения эффективности усвоения материала, имеет большое значение для формирования личности учащихся. Она развивает интерес к изучаемым биологическим и экологическим объектам и явлениям; школьники овладевают исследовательскими умениями и навыками, у них вырабатываются волевые качества, необходимые для завершения работы, аккуратность и трудолюбие.

Нами рассмотрены формы внеурочной работы по экологическому воспитанию:

1) домашняя работа;

2) работа в живом уголке;

3) работа на пришкольном учебно-опытном участке;

4) летние задания;

и методика их организации.

При выполнении различных форм внеурочной работы учащиеся используют практические методы: наблюдение, эксперимент; различные средства обучения.

Заключение

На основе анализа педагогической, методической и специальной литературы мы пришли к следующим выводам:

1. Развивалось как само понятие «Экология», так и понятие «экологическое воспитание» и «экологическое образование». Внимание вопросам экологического воспитания стало уделяться с конца XVIII – начала XIX веков.

Эта проблема остается актуальной и на сегодняшний день.

 2. Мы вслед за И. Н. Понамаревой понимаем под экологическим воспитанием формирование у школьников заботливого, бережного отношения к природе и всему живому на Земле, развитие понимания непреходящей ценности природы, готовности к рациональному природопользованию, к участию в сохранении природных богатств и жизни вообще.

3. В 2002 году разработана концепция экологического воспитания, Она представляет собой методологические, теоретические, и методические основы экологического воспитания, и в ней отражена система экологического образования: совокупность целей, задач, содержания, закономерностей, принципов, методов и форм экологического воспитания.

4. Нами рассмотрена методика организации внеурочной работы с целью экологического воспитания учащихся.

   5. В настоящее время экологии как обязательного самостоятельного предмета в школах России больше нет, но экологическое образование и воспитание – социальный заказ современности, оно должно осуществляться. Для этого экологизируется содержание разных предметов и в первую очередь биологии. В связи с нехваткой часов, отведенных на изучение курса биологии, осуществление экологического воспитания приходится в основном на внеурочную работу.

6. Внеурочная работа – это форма организации учащихся для выполнения вне урока обязательных, связанных с изучением курса практических работ по индивидуальным или групповым заданиям учителя.

Внеурочная работа служит для повышения эффективности усвоения материала, имеет большое значение для формирования личности учащихся. Она развивает интерес к изучаемым биологическим и экологическим объектам и явлениям; школьники овладевают исследовательскими умениями и навыками, у них вырабатываются волевые качества, необходимые для завершения работы, аккуратность и трудолюбие.

7. Нами рассмотрены формы внеурочной работы по экологическому воспитанию:

5) домашняя работа;

6) работа в живом уголке;

7) работа на пришкольном учебно-опытном участке;

8) летние задания;

и методика их организации.

При выполнении различных форм внеурочной работы учащиеся используют практические методы: наблюдение, эксперимент.

Для реализации форм внеурочной работы используются различные средства обучения.

8. Содержание экологического воспитания определяется программой, а ее реализация зависит от мастерства учителя. Цель внеурочной работы по экологическому воспитанию – формирование ответственности, бережного отношения к природе, экологической культуры. Экологическое воспитание тесно связано с экологическим образованием.

 

Список использованной литературы

1. Аквилева Г.Н., Методика преподавания естествознания в начальной школе: учебное пособие для студентов / Г.Н. Аквилева, З.А. Клепинина. – М.: Владос, 2001. – 240с.

2. Байбородова Л. В., Методика обучения биологии [Текст]: пособие для учителя / Л. В. Байбородова, Т. В. Лаптева. - М.: Владос, 2004. – 176с.

3. Бачинин В.А. Психология [Текст]: Энциклопедический словарь /          В.А. Бачинин. – СПб.: Издательство Михайлова В. А., 2005. – 272с.

4. Бахарева А. С. Формы экологического воспитания детей [Текст]: методическое пособие для учителей и воспитателей / А. С. Бахарева. – Шадринск: Издательство ШГПИ, 1998. – 128с.

5. Бобылева Л. Д. Повышение эффективности экологического воспитания [Текст] / Л. Д. Бобылева // Биология в школе. – 1996. №3. – С.57 -59.

6. Богомолова Н. И. Экологическое образование и воспитание в школе [Текст] / Н. И. Богомолова // Образование: проблемы, поиск, решения: сборник научно – методических работ. – Ханты - Мансийск, 2004. - №7 –     С. 215 – 228.

7. Верзилин Н. М. Общая методика преподавания биологии [Текст] / Н. М. Верзилин, В. М. Корсунская. – М.: Просвещение, 1976. – 385с.

8. Викторова Л. П. Методолого – теоретические основы и методика развития экологической культуры в биологическом образовании школьников [Текст] / Л. П. Викторова. – СПб.: 2001

9. Геоэкология и природопользование [Текст]: Понятийно – терминологический словарь / авторы – сост. В. В. Козин, В. А. Петровский. – Смоленск: Ойкумена, 2005. – 576с.

10. Грехова Л. И. В союзе с природой: эколого-природоведческие игры и развлечения с детьми: [Текст]: учебно-методическое пособие /                   Л. И. Грехова. – М.: ЦГЛ, 2003. – 288с.

11. Дерябо С. Д. Экологическая педагогика и психология [Текст]: учебное пособие для студентов ВУЗов / С. Д. Дерябо, В. А. Ясвин. – Ростов – на /Дону: Феникс, 1996. – 376с.

12. Добрецова Н. В. Экологическое воспитание в пионерском лагере [Текст] / Н. В. Добрецова. – 1988. – 235с.

13. Емельянова М. Изучение опыта общения воспитанников с природой: тесты для учеников среднего школьного возраста [Текст] / М. Емельянова // Воспитание школьников. – 2006. №5. – С.23 – 27.

14. Жигарев И. А. Основы экологии 10 (11) класс [Текст]: сборник задач, упражнений и практических работ к учебнику под ред. Н. М. Черновой «Основы экологии» 10 – 11 класс / И. А. Жигарев, О. Н. Пономарева,                Н. М. Чернова. – М.: Дрофа, 2002. – 208с.

15. Закон Российской Федерации «Об образовании» [Текст]. – М.: 1992.

16. Закон Российской Федерации «Об охране окружающей среды» [Текст]. – М.: 1991.

17. Захлебный А. Н. Экологическое образование школьников во внеклассной работе [Текст] / А. Н. Захлебный, И. Т. Суравегина. – М.: 1984. – 217с.

18. Зверев И. Д. Воспитание учащихся в процессе обучения биологии [Текст]: пособие для учителя / И. Д. Зверев. – М.: Просвещение, 1984. – 196с.

19. Зверев И. Д. Общая методика преподавания биологии [Текст]: пособие для учителя / И. Д. Зверев, А. Н. Мягкова. – М.: Просвещение, 1985. – 274с.

20. Игнатова В. А. Формирование экологической культуры учащихся: теория и практика [Текст] / В. А. Игнатова. – Тюмень, 1998. – 267с.

21. Коджаспирова Г. М. Педагогика [Текст]: учебник /                               Г. М. Коджаспирова. – М.: Гардарики, 2004. – 522с.

22. Козина Е. Ф. Методика преподавания естествознания [Текст]: учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений / Е. Ф. Козина, Е. Н. Степанян. – М.: Академия, 2004. – 496с.

23. Константинов В. М. Охрана природы [Текст] / В. М. Константинов. - М.: Академия, 2000. – 240с.

24. Конюшко В. С. Методика обучения биологии [Текст]: Учебное пособие / В. С. Конюшко, С. Е. Павлюченко, С. В. Чубаро. – Минск: Книжный Дом, 2004. – 256с.

25. Конюшко В. С. Страницы экологического краеведения [Текст] Учебно-методические материалы для факультативных занятий, кружковой работы и курсов по выбору / В. С. Конюшко, А. А. Лешко, С. В. Чубаро. – Минск: 2000. – 145с.

26. Краткий педагогический словарь [Текст] / Г. А. Андреева и др. – М.: В. Секачев, 2005. – 180с.

27. Кукушин В. С. Теория и методика воспитательной работы [Текст] / В. С. Кукушин. – Ростов на Дону: 2002. – 315с.

28. Маленкова Л. И. Воспитание в современной школе [Текст] /                     Л. И. Маленкова. – М.: 1999. – 235с.

29. Маленкова Л. И. Теория и методика воспитания [Текст]: учебник для ВУЗов / Л. И. Маленкова. – М.: Педагогическое общество России, 2004. – 480с.

30. Мамедов Н. М. Экология: что должен знать и уметь школьник [Текст] / Н. М. Мамедов, И. Т. Суравегина. – М.: 1992. – 143с.

31. Миркин Б. М. Экологическая составляющая в учебниках биологии [Текст] / Б. М. Миркин, Л. Г. Наумова // Биология в школе. – 2003, №5. – С.53 – 62.

32. Молодова Л. П. Игровые экологические занятия с детьми [Текст]: учебно-методическое пособие / Л. П. Молодова. – М.: ЦГЛ, 2003. – 128с.

33. Мягкова А. Н. Методика обучения общей биологии [Текст] / А.Н.Мягкова, Б. Д. Комиссаров. - М.: Просвещение, 1985. – 314с.

34. Настольная книга учителя биологии [Текст]:справочно – методическое пособие / авт. – сост. Г. С. Калинова, В. С. Кучменко. – М.: АСТ, 2002. – 158с.

35. Никонорова Е. В.Экология и культура [Текст] / Е. В. Никонорова. – М.: 1996. – 274с.

36. Образовательная программа «Экология». Региональный компонент содержания экологического образования [Текст]: Курган,1999. – 24с.

37. Педагогика [Текст]: Большая современная энциклопедия / сост.         Е.С. Рапацевич. – Минск: Современное слово, 2005. – 720с.

38. Полонский В. М. Словарь по образованию и педагогике [Текст] /            В. М. Полонский. – М.: Высшая школа, 2004. – 512с.

39. Пономарева И. Н. Общая методика обучения биологии [Текст]: учебное пособие / И. Н. Понамарева. – М.: Академия, 2003. – 270с.

40. Пономарева И. Н. Экологические понятия, их система и развитие в курсе биологии [Текст] / И. Н. Понамарева. – Л.: 1979 – 154с.

41. Попова А. Экологическое воспитание учащихся [Текст] / А. Попова // Воспитание школьников. – 2001. №8. – С.23 – 26.

42. Проблемы охраны окружающей среды и региональная практика экологического образования [Текст]: материалы научно – практической конференции. – Курган: ГИПП «Зауралье», 1999. – 247с.

43. Российская педагогическая энциклопедия в 2 томах [Текст] / Глав. ред. В. В. Давыдов. – М.: Большая Российская энциклопедия. – 1993. – Т. 1. – 607с.

44. Селиванов В. С. Основы общей педагогики: теория и методика воспитания [Текст] / В. С. Селиванов. - М.: Академия, 2002. – 415с.

45. Словарь – справочник по педагогике [Текст] / Авт. – сост.                В. А. Мижериков. – М.: ТЦ Сфера, 2004. – 448с.

46. Соколова Н. Д. Экологическое воспитание школьников [Текст]: учебное пособие / Н. Д. Соколова. – Свердловск: Свердловский педагогический институт, 1991. – 126с.

47. Суравегина И. Т. Как учить экологии [Текст]: книга для учителя /         И. Т. Суравегина, В. М, Сенкевич. – М.: Просвещение, 1995. – 96с.

48. Урсул А. Д. Введение в социальную экологию, в 2 частях [Текст] / А. Д. Урсул. – М.: 1994. – ч. 2. – 267с.

49. Фадеева Н. П. Экологическое образование в школе [Текст] /               Н. П. Фадеева // Здоровье детей. – 2004. №22. – С. 14 – 17.

50. Хабарова Е. И. Экология в таблицах. 10 (11) класс [Текст]: справочное пособие / Е. И. Хабарова, С. А. Панова. – М.: Дрофа, 2001. – 128с.

51. Хотунцев Ю. Л. Экология и экологическая безопасность [Текст]: учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений / Ю. Л. Хотунцев. – М.: Академия, 2004. – 480с.

52. Чернова Н. М. Курс учителю биологии об основах экологии [Текст] / Н. М. Чернова // Биология. – 2005. №21. С.38 – 45.

53. Экологическое воспитание [Текст]: – М.: 1982. – 96с.

54. Экологическое и эстетическое воспитание школьников [Текст] /    под редакцией Л. П. Печко. – М.: Педагогика, 1984. – 245с.

55. Экологическое образование [Текст]: материалы международного семинара. – СПб: Образование,1997. – 114с.

56. Экологическое образование школьников [Текст] / под редакцией           И. Д. Зверева, И. Т. Суравегиной. – М.: 1983. – 187с.

57. Экология [Текст]: популярный словарик / сост. В.С. Рохлов,            В. Н. Беляев – М.: Академия, 1997. – 96с.

58. Экология. [Текст]: программно – методические материалы, 5 – 11 классы / сост. Н. В. Кузнецов. – М.: Дрофа, 2000. – 224с.

59. Южакова Т. П. Нравственно – экологическое воспитание учащихся начальных классов [Текст] / Т. П. Южакова. – Екатеринбург: УрГПИ, 1993. – 123с.

60. Южакова Т. П. Педагогические основы нравственно – экологического воспитания младших школьников [Текст]: монография /       Т. П. Южакова. – Екатеринбург: 1993. – 134с.

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ

 

 

Приложение 1

Основные требования к знаниям и умениям учащихся средней школы, предъявляемые образовательной программой «Экология» региональным компонентом экологического образования базисного учебного плана Курганской области

Класс Блок Название модуля Количество часов Требования к знаниям и умениям учащихся
5 Азбука экологии Азбука здоровья 32 Знание: - влияния различных факторов среды на здоровье человека, простейших правил личной и общественной гигиены; - влияние загрязнения среды на здоровье человека, действие антропогенного фактора; - меры доврачебной помощи, укрепление здоровья с использованием природных факторов; - региональные экологические проблемы, экологические проблемы своей местности Умение: - соблюдать правила безопасности при проведении опытов, сельскохозяйственных работ, -правила личной гигиены -сажать и сеять растения; - “охранять” растения и животных; - соблюдать правила поведения в природе; - оценивать роль человеческой деятельности по загрязнению и очистке природной среды.  
6 Основы общей экологии Природные сообщества растений 32 Учащиеся должны знать: - основные экологические понятия: экология, атомы, молекулы, тело, вещество, живое и неживое, среда обитания, экологические факторы, формы взаимоотношений организмов в природе, задачи экологии; - условия взаимосвязи и взаимодействия человека и природы, - правила поведения в природной среде; - о зеленом движении и международном сотрудничестве в области охраны окружающей среды. Учащиеся должны уметь: - объяснять причины возникновения экологических проблем; - выявлять связи биологических, физических и экономических понятий; - характеризовать взаимосвязи человека с окружающей природной средой; - находить и анализировать экологические ситуации в окружающей их среде и на бытовом уровне (локальном); - оценивать влияние природы на человека (его эмоциональное, нравственное состояние физическое здоровье); - применять имеющиеся знания в практической деятельности по благоустройству и охране природной среды “малой родины”.  
7   Сообщества животных организмов 32 Учащиеся должны знать: - основные экологические понятия: экология, атомы, молекулы, тело, вещество, живое и неживое, среда обитания, экологические факторы, формы взаимоотношений организмов в природе, задачи экологии; - условия взаимосвязи и взаимодействия человека и природы, - правила поведения в природной среде; - о зеленом движении и международном сотрудничестве в области охраны окружающей среды. Учащиеся должны уметь: - объяснять причины возникновения экологических проблем; - выявлять связи биологических, физических и экономических понятий; - характеризовать взаимосвязи человека с окружающей природной средой; - находить и анализировать экологические ситуации в окружающей их среде и на бытовом уровне (локальном); - оценивать влияние природы на человека (его эмоциональное, нравственное состояние физическое здоровье); - применять имеющиеся знания в практической деятельности по благоустройству и охране природной среды “малой родины”.  
8   Азбука природопользования 32 Учащиеся должны знать: - основные экологические понятия: факторы окружающей среды, абиотические, биотические, основные среды обитания,)ровни организации жизни, растительные природные сообщества; - принципы рационального природопользования; - экологические проблемы своего региона, местности; - правила поведения в природной среде. Учащиеся должны уметь: - выявлять связи экологических и биологических понятий; -характеризовать взаимоотношения в растительных сообществах; -раскрывать сущность региональных экологических проблем, причины, находить пути выхода из кризиса; - анализировать экологические ситуации, прогнозировать функционирование природных и искусственных систем в условиях антропогенного влияния (на региональном и локальном уровнях); -принимать практическое участие в разрешении экологических ситуаций
9   Здоровье и окружающая среда 32 Учащиеся должны знать: - факторы, определяющие здоровье и риск заболевания, -важность соблюдения здорового образа жизни Учащиеся должны понимать: - значение адаптации и скорость адаптивных реакций, в том числе стресса как адаптивного синдрома; -действие защитных свойств организма; -взаимосвязи правильного питания, режима двигательной активности с бодростью, здоровьем ихроническими заболеваниями; -необходимость избегания алкоголя, табака и других веществ, вызывающих состояние ческой зависимости; -риск заболеваний при употреблении алкоголя, наркотиков и их действие на процессы жизнедеятельности; -способы усиления защитных свойств организма с помощью иммунизации, использование медикаментов, соблюдение здорового образа жизни; -факторы здоровья и факторы риска заболеваний. Учащиеся должны применять: - знания о здоровье (болезни) как нормы реакции на окружающую среду для анализа предложенных ситуаций; -приемы соматометрии, психометрии, составления родословного дерева в целях самооценки здоровья.  
10 Глобальная экология Геоэкология 38 Учащиеся должны уметь: - объяснять с биологических позиции необходимость бережного отношения к природе и использование безотходных технологий в промышленном производстве.
11 Социальная экология Экология и цивилизация 26 Учащиеся должны уметь: - объяснять влияние различных факторов абиотической, биотической и социальной среды на здоровье отдельного человека и демографические показатели.

 

Приложение 2

Оптимальное содержание экологии в предмете “Биология”

 

ПРОПЕДЕВТИЧЕСКИЙ ЭТАП ОСНОВНОЙ ЭТАП  

1. Общая характеристика экологии как науки

Понятие о науке “Экология”. Уровни организации жизни, изучаемые экологией: организменный, популяционно-видовой, биоценотический (экосистемный), биосферный   Структура современной экологии (общая, прикладная, социальная) Краткий очерк истории. Антропоцентризм и биосфероцентризм  

2. Организм и среда

Понятие “среда обитания” Факторы живой и неживой природы. Деятельность человека какэкологический фактор. Среды жизни. Адаптации иразнообразие населяющих их организмов. Понятие о естественном отборе. Автотрофные, гетеротрофные и миксотрофные организмы. Животные - растительноядные, всеядные, хищники, паразиты, трупоеды. Фильтраторы. Жизненные формы растений и животных как отражение условий их обитания. Понятие “экологическая группа” на примере растений, птиц и млекопитающих. Животные – холоднокровные и теплокровные. Роль непрямого развития животных для более полного использования условий среды. Наружное и внутренне оплодотворение как приспособление к жизни в разных средах     Абиотические и биотические факторы среды. Условия и ресурсы. Взаимодействие факторов. Основные различия сред жизни Закон минимума Ю ЛибихаЕстественный отбор. Дивергенция и конвергенция как отражение адаптации организмов к условиям среды. Приспособительные особенности поведения животных. Физиологические адаптации. Ксерофиты и гигрофиты.Взаимные приспособления растений и животных к опылению и распространению плодов и семян. Экологическая ниша. Биологическая индикация  

3. Взаимоотношения организмов

Понятие “борьба за существование”. Пищевые и сигнальные взаимоотношения Конкуренция Комменсализм. Мутуализм. Симбионты (клубеньковые бактерии, микоризообразующие грибы) Связи животных с растениями и другими организмами. Роль животных в распространении плодов и семян. Особенности цветков, опыляющихся насекомыми и ветром. Лишайники. Отношения “жертва-хищник” Роль пауков как хищников. Растения-хищники Отношения “хозяин-паразит”. Брюхоногие моллюски как промежуточные хозяева Роль патогенных организмов (бактерий, простейших, плоских червей, грибов) в природе. Сапрофиты     Классификация взаимоотношений. Формы конкуренции - внутривидовая и межвидовая, симметричная и асимметричная. Природные механизмы снижения конкуренции (самоизреживание. миграции, расхождение по разным экологическим нишам). Правило Г. Гаузе. Забота о потомстве у   животных. Мутуализм и промкооперация как формы симбиоза. Комменсализм. Аменсализм. Нейтрализм. Эпифиты. Механизмы поддержания экологического равновесия в пищевых цепях (отношениях “растение-фитофаг”, “жертва-хищник, “хозяин-паразит”). Роль сигнальных взаимоотношений. Разнообразие паразитов (вирусы, бактерии, животные, грибы, растения) Полупаразиты  

4. Биологическое разнообразие

Многообразие организмов. Царства живой природы (бактерии, простейшие, грибы, растения, животные), их связь со средой обитания. Влияние человека на биологическое разнообразие   Уровни биологического разнообразия популяционно-видовой, экосистемный, биосферный. Структура биологического разнообразия Земли (по основным систематическим группам)

5. Популяции

Понятие о популяции   Определение популяции в экологии. Размер популяции (плотность и численность). Кривые выживания и модели роста. Колебания численности популяции. Демографические показатели. Разнообразие особей в популяции Экотипы Факторы разрушения популяции

6. Сообщества, и экосистемы

Понятие о сообществе, биоценозе, экосистеме Растения - продуценты органического вещества Роль накипных лишайников в биологическом выветривании горных пород Фитопланктон и фитобентос. Цианобактерии. Консументы. Роль животных в пищевых цепях разных наземных и водных экосистем. Детрит и детритные пищевые цепи. Нектон. Зоопланктон. Зообентос Передача энергии но пищевым цепям Редуценты (бактерии, простейшие, грибы) Шляпочные грибы -сапротрофы Понятие о круговороте веществ в природе Почвообразующая роль дождевых червей, муравьев и термитов Бактерии –фиксаторы атмосферного азота. Разнообразие видов внутри сообщества как результат приспособления организмов к разным условиям обитания   Соотношение понятий “сообщество”, “биоценоз”, “биогеоценоз”, “экосистема”. Виды-средообразователи Трофические уровни. Биологическая продукция: первичная и вторичная Биомасса. Экологические пирамиды численности и биомассы. Круговорот веществ и поток энергии в экосистемах. Аккумуляция организмами загрязняющих веществ. Обратимые изменения в сообществах и экосистемах. Основные типы экологических сукцессии. Изменение биологического разнообразия в ходе сукцессии  

7. Разнообразие сообществ и экосистем

Понятие о биомах суши. Особенности климата разных природных зон и обитающих в них организмов. Жизнь в лесах, пустыне, водоемах, воздухе, почве. Влажные экваториальные леса: богатство видов. Основные виды-лесообразователи тайги. Сфагновые болота. Злаки как доминанты естественных растительных сообществ (лугов, степей, саванн). Сообщества светового слоя океана. Донные сообщества морских глубин. Коралловые рифы   Разнообразие сообществ и экосистем. Естественные и антропогенные экосистемы. Автотрофные и гетеротрофные экосистемы. Отличия водных и наземных фототрофных экосистем. Основные биомы суши. Биогеографические области  

8. Влияние человека на популяции, сообщества, экосистемы. Рациональное природопользование

Понятие об антропогенных факторах среды. Отрицательное и положительное влияние человека на окружающую среду. Изменение роли человека в природе в разные периоды его истории Охота и собирательство Появление сельского хозяйства и промышленности Влияние человека на разнообразие видов растений и животных. Чрезмерное использование растительного и животного мира. Браконьерство. Понятие об исчерпаемости ресурсов полезных ископаемых. Загрязнение окружающей среды. Опасность для коралловых полипов потепления и загрязнения воды Увеличение потребления энергии. Радиоактивное загрязнение среды атомной энергетикой. Биологическая индикация загрязнения окружающей среды   История влияния человека на природу. Научно-техническая революция, ее последствия. Загрязнение воздуха, пресных вод, морей Радиоактивное загрязнение. Уменьшение биологического разнообразия. Разрушение почв. Исчерпаемость материальных и энергетических ресурсов Ресурсосбережение и энергосбережение. Рациональное использование естественных и антропогенных экосистем. Понятие экологического норматива. Экологические проблемы городов Выведение штаммов микроорганизмов, разрушающих загрязняющие вещества  

9. Сельскохозяйственные экосистемы

Искусственный отбор. Сорта растений и породы животных. Роль зерновых злаков в истории человечества. Бобовые как источник белка и почвоулучшающие культуры. Рапс и другие крестоцветные как перспективные культурные растения. Хвощ полевой – пример сорного растения. Вредители культурных растений и сельскохозяйственных животных (моллюски, клещи, насекомые). Биометод: использование насекомых и птиц для защиты растений. Болезни сельскохозяйственных животных, вызываемые бактериями. Грибные болезни культурных растений. Понятие о нитратах, причины их накопления в овощах. Вермикультура   Агроценоз и агроэкосистема. Отличия агроэкосистем от естественных экосистем. Селекция сельскохозяйственных растений и животных для повышения их продуктивного и адаптивного потенциала. Происхождение основных видов культурных растений и животных. Зеленая революция. Основные пути экологизации сельского хозяйства. Перспективы использования генетически модифицированных растений. Выведение штаммов микроорганизмов, резистентных к патогенам  

10. Экология человека

Современный этап эволюции человека как биосоциального вида: адаптация к условиям среды путем ее изменения. Патогены человека: вирусы, бактерии, простейшие, клещи, плоские черви. Насекомые — переносчики болезней человека. СПИД   СПИД как демографический фактор  

11. Биосфера

Земля - наш общин дом. Влияние живых организмов на земную кору и атмосферу Понятие о биосфере и ее составляющих – литосфере, атмосфере и гидросфере. Солнце — источник энергии для жизни на Земле. Значение атмосферы. Озоновый экран. Влияние растений на газовый состав атмосферы. Круговорот воды в природе. Надземные воды, подземные воды, ледники. Вода в почве. Участие растений и животных в круговороте веществ. Влияние человека на биосферу, кислотные дожди, разрушение озонового слоя, изменение климата, сведение лесов, опустынивание, разрушение почв Концепция биосферы. В.И.Вернадского. Структура биосферы Живое, биогенное, биокосное и косное вещество. Микротрофные и макротрофные биогены. Биосферные круговороты углерода, воды, кислорода, азота, фосфора и влияние на них человека. Роль фотосинтеза и хемосинтеза в биосферном круговороте веществ. Глобальные проблемы, порожденные влиянием человека: парниковый эффект, разрушение озонового экрана, кислотные дожди, опустынивание, снижение биологического разнообразия, разрушение почв  

12. Охрана природы

Охрана окружающей среды: воды, воздуха, почвы, живых организмов. Редкие и исчезаюшие виды растений и животных и их охрана. Красная книга Ботанические сады и зоопарки Охраняемые природные территории Защита земель от опустынивания. Необходимость охраны влажных экваториальных лесов, ('охранение болот для поддержания устойчивости водного режима) Уровни охраны биологического разнообразия: популяционно-видовой. экосистемный территорий Экологическая Сеть охраняемых природных территорий (ОПТ). Основные типы ОПТ (заповедник, национальный и природный парк, заказник, памятник природы). Международное сотрудничество в деле сохранения биоразнообразия

13. Ноосфера и устойчивое развитие

Устойчивое развитие - стратегия выживания человечества: сбережение ресурсов, регулирование численности народонаселения, уменьшение загрязнения окружающей среды, отказ от потребительного подхода к природе. Ответственность человека за состояние биосферы Использование солнца и ветра как источников энергии Ноосфера. Концепция устойчивого развития мирового сообщества. Конференции “Рио-92” и “Рио-92+10”. Демографическая проблема. Проблема продовольственной безопасности. Природные ресурсы: исчерпаемые и неисчерпаемые, возобновимые и не-возобновимые

 

 

 Приложение 3

Практическая работа

(8 класс, по Н. И. Сонину)

“Экологическая характеристика места жительства, жилища и образа жизни”

1. Дайте экологическую характеристику своего места жительства:

а) название населенного пункта (город, рабочий поселок, село);

б) местонахождение жилища в населенном пункте относительно сторон света;

в) преобладающее направление ветра в вашей местности;

г) тип застройки микрорайона (замкнутый, разомкнутый), улицы (узкая, широкая, прямая и т. д.);

д) характеристика двора;

е) тип здания (деревянное, кирпичное, панельное, этажность, количество подъездов, наличие лифта и т. д.);

ж) наличие вблизи места жительства водоемов, характер водоснабжения;

з) характеристика почвы, способы сбора и вывоза отходов;

и) наличие стационарных источников загрязнения атмосферы, предполагаемый вид загрязнения: химические вещества, шум, пыль;

к) наличие автомобильных дорог, характер и загруженность автотранспортом, отдаленность светофоров;

л) наличие предприятий бытового обслуживания, образования, здравоохранения, торговли вблизи места жительства;

м) наличие зеленой зоны, ее характеристика;

н) характеристика местности.

Сформулируйте выводы о важнейших экологических проблемах вашей местности и предлагаемые пути их решения.

2. Дайте санитарно-гигиеническую оценку состояния жилища:

а) тип жилья (отдельный дом, квартира);

б) санитарные условия жилища: высота потолка; характеристика окон; характеристика полов и их покрытий; характеристика стен и их покрытий; комнаты смежные, изолированные; характер бытовых помещений; характер отопления;

в) характеристика микроклимата: средняя температура зимой и летом; влажность; характеристика вентиляции;

г) социальные условия: количество проживающих, состав семьи и возрастная характеристика;

д) наличие аудио-, видеотехники; среднее рабочее время техники в сутки; принцип выбора радио-, теле- и видеопрограмм; формы общения членов семьи; существование или отсутствие семейных традиций; есть ли в семье фотоальбомы (общий, личный, тематические);

е) режим питания в семье (общее время для всей семьи, различное время, организация питания в рабочие и выходные дни; какие продукты преобладают: мясные, овощные, сладкие, молочные и др.);

ж) формы занятия спортом и физкультурой в семье;

з) организация семейного отпуска и досуга; и) формы распределения семейного бюджета.

Сформулируйте выводы об условиях, способствующих или препятствующих здоровому образу жизни.

 

Приложение 4

Практическая работа

(6 класс по В. В. Пасечнику)

“ Особенности строения придорожных растений”

Рассмотрите внимательно особенности строения всех органов растущего подорожника большого и проделайте с ним несколько опытов.

1. Испытайте лист и его черешок на разрыв. Выдерните из листа подорожника


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: