КУРСОВАЯ РАБОТА
По дисциплине «Менеджмент»
на тему: Базовые элементы эффективного менеджмента персонала
Выполнила студентка
очной формы обучения
специальности «Экономика и управление
на предприятии (городское хозяйство)»
третьего курса
Руководитель работы
Ассистент кафедры _____________ А. С. Апейкин
Оренбург
2008
Оглавление
Введение……………………………………………………………………….......4
1 Теоретические подходы к менеджменту персонала………………………….7
1.1 Менеджмент персонала: понятие, основные подходы и цели…………..7
1.2 Методы, функции и субъекты менеджмента персонала…………………9
1.3 Эффективность менеджмента персонала и ее оценка……………….…17
2 Практические аспекты менеджмента персонала …………………………...26
2.1 Краткая экономическая характеристика предприятия ОАО «Феликс».26
2.2 Анализ эффективности менеджмента персонала на ОАО «Феликс»….29
2.3 Совершенствование менеджмента персонала на ОАО «Феликс»….….40
|
|
Заключение………………………………………………………………………47
Библиографический список……………………………………………………50
Введение
Менеджмент персонала — одна из важнейших составных управленческой деятельности, это целенаправленное воздействие на человеческую составляющую организации, ориентированное на приведение в соответствие возможностей персонала и целей, стратегий, условий развития организации.
Данная тема является актуальной, поскольку характерной чертой развития современного управления является признание возрастающей роли человека в производственной системе. В условиях ускорения технологических нововведений, обострения конкуренции, глобализации экономики именно знания, квалификация, творческие и предпринимательские способности работников рассматриваются как основной ресурс повышения эффективности и конкурентных преимуществ стратегического развития деловых организаций.
Переход к рыночной экономике поставил ряд принципиально новых задач, важнейшая из которых – максимально эффективное использование кадрового потенциала каждого предприятия, фирмы, организации. Менеджмент персонала приобретает особую значимость, поскольку позволяет учитывать личный фактор в построении системы управления персоналом. В настоящих экономических условиях хозяйствования, когда старая система управления экономикой уже разрушена, а новая еще не создана, понадобится немало времени для формирования инфраструктуры рыночного хозяйства. Параллельно с процессом образования новых структур управления будет идти процесс осознания новой роли персонала в обеспечении эффективности производства. В настоящее время акценты смещаются на повышение степени вовлечения персонала в разработку и принятие решений, подготовку и повышение квалификации, совершенствование систем оценки персонала.
|
|
Практика подтверждает, что человеческие возможности являются определяющими в достижении поставленных целей. Какие бы не были прекрасные идеи, новейшие технологии, самые благоприятные внешние условия, без хорошо подготовленного персонала высокой эффективности работы добиться невозможно.
Большинство современных российских компаний сталкивается с такими острыми проблемами в сфере управления персоналом, как уход квалифицированных работников, низкая исполнительская и трудовая дисциплина, недостаточная компетенция персонала, включая руководящий персонал, неудовлетворительный морально-психологический климат, недостаточная инициативность работников, низкий уровень мотивации. Эти и многие другие проблемы и определяют актуальность выбранной темы.
Целью данной работы является анализ теоретических и практических аспектов менеджмента персонала, оценка эффективности кадровой политики и работы с персоналом на конкретном предприятии (ОАО «Феликс»), и выявление на этой основе путей более эффективного менеджмента персонала организации.
Задачами данного исследования являются:
- раскрыть сущность понятия «менеджмент персонала» и цели, характерные для этого вида управленческого воздействия;
- определить функции, субъекты и методы менеджмента персонала;
- проанализировать понятия эффективности менеджмента персонала и ее оценки;
- дать краткую экономическую характеристику объекту исследования – ОАО «Феликс» и его структуре управления;
- проанализировать менеджмент персонала, особенности кадровой политики и работы с персоналом на предприятии ОАО «Феликс»;
- определить пути совершенствования менеджмента персонала на предприятии ОАО «Феликс».
Предметом исследования является менеджмент персонала, совокупность процессов по обеспечению предприятия в нужное время кадрами в необходимом количестве и требуемого качества, их правильной расстановке и стимулированию. Объект – ОАО «Феликс», которое осуществляет торговую, торгово-посредническую, закупочную, сбытовую деятельность. Гипотеза: эффективность менеджмента персонала может быть улучшена вследствие совершенствования кадровой политики и работы с персоналом. Основными методами, используемыми в исследовании, являются дедукция, анализ и синтез. Теоретической основой исследования явились работы Алешиной Ю.Е., Белецкого Н.П., Егоршина А.П, Маусова Н., Кибанова А.Я, и многих других видных экономистов. Источники информации для анализа: план экономического и социального развития предприятия, статистическая отчетность по труду ф.N 1-т «Отчет по труду», приложение к ф.N 1-т «Отчет о движении рабочей силы, рабочих мест», данные табельного учета и отдела кадров ОАО «Феликс». Информационной базой послужили учебные пособия, а также статьи и журналы.
Теоретические подходы к менеджменту персонала
Менеджмент персонала: понятие, основные подходы и цели
Стержень любой организации — работающие в ней люди, которыми необходимо управлять. Менеджмент персонала — целенаправленное воздействие на человеческую составляющую организации, ориентированное на приведение в соответствие возможностей персонала и целей, стратегий, условий развития организации; это функциональная сфера деятельности, задача которой - обеспечение предприятия в нужное время кадрами в необходимом количестве и требуемого качества, их правильная расстановка и стимулирование.
Одна из важнейших составных управленческой деятельности — управление персоналом, как правило, основывается на концепции управления — обобщенном представлении (необязательно декларируемом) о месте человека в организации. В теории и практике управления человеческой стороной организации можно выделить четыре концепции, которые развивались в рамках трех основных подходов к управлению: экономического, органического и гуманистического:
|
|
1) использования трудовых ресурсов;
2) управления персоналом;
3) управления человеческими ресурсами;
4) управления человеком.
Основу концепции управления персоналом в настоящее время составляют возрастающая роль личности работника, знание его мотивационных установок, умение их формировать и направлять в соответствии с задачами, стоящими перед предприятием.
Концепция менеджмента персонала включает: разработку методологии управления персоналом, формирование системы управления персонала, и разработку технологии управления персоналом.
Сущность управления персоналом (УП) заключается в том, что люди рассматриваются как конкурентное богатство компании, которое надо размещать, развивать, мотивировать вместе с другими ресурсами, чтобы достичь ее стратегических целей.
Целью менеджмента персонала являются формирование работоспособных коллективов, в которых работники действуют с учетом собственных интересов и во благо организации в целом.
Менеджмент персонала предприятия преследует следующие цели:
· помощь фирме в достижении общих целей;
· эффективное использование мастерства и возможностей работников;
· обеспечение предприятия высококвалифицированными и заинтересованными служащими;
· стремление к наиболее полному удовлетворению работников своей работой, к их наиболее полному самовыражению, что делает желанной работу на данном предприятии.
В современной литературе, как
правило, выделяют две группы целей менеджмента персонала:
организационные и личные. «Управление персоналом, — пишут Дж. М.
Иванцевич, А. А. Лобанов, — деятельность, выполняемая на
предприятиях, которая способствует наиболее эффективному
использованию людей (работников) для достижения организационных и
личных целей».
|
|
Система целей для управления персоналом, с одной стороны, должна отвечать на вопрос, каковы конкретные потребности работников, удовлетворение которых они вправе требовать от администрации, а с другой стороны – какие цели по использованию персонала ставит перед собой администрация организации и какие условия она стремится для этого создать. Только тогда можно говорить об эффективности управления на предприятии, если эти группы целей непротиворечивы.
Организационные цели традиционно стоят в центре управления
персоналом, да и управления в целом. Обычно их связывают с
обеспечением эффективности предприятия. И с этой точки зрения
управление персоналом есть деятельность по использованию сотрудников
для достижения эффективности организации.
Менеджмент персонала имеет два направления: стратегическое и тактическое. В рамках первого она призвана способствовать обеспечению условий конкурентоспособности и долгосрочного развития организации на основе регулирования отношений между организацией и работниками в рамках стратегии бизнеса. В рамках второго осуществляется текущая кадровая работа: состояние и планирование потребности в кадрах; разработка штатных расписаний; оценка и отбор персонала; планирование ближайших кадровых перемещений, увольнений; повышение квалификации, переподготовка и др.
Учитывая рассмотренные категории, характеризующие менеджмент персонала
, его можно определить как деятельность по обеспечению
организации необходимым количеством сотрудников требуемой
квалификации и качества в целом, их мотивации и использования в целях
деловой (прежде всего экономической), а также социальной
эффективности.
Менеджмент персонала включает в себя разработку концепции и стратегии кадровой политики, принципов и методов управления персоналом.