Коммуникационные помехи

Реферат

 

 

Специальность 1-25 01 75

«ЭКОНОМИКА И УПРАВЛЕНИЕ НА ПРЕДПРИЯТИИ ПРОМЫШЛЕННОСТИ»

Штабинская Елена Тадеушевна

на  тему: Деловое общение, повышение его эффективности.

 

 

 

2011г.

 

Содержание:

1.Модель коммуникационного процесса: его элементы и этапы……………3

2.Коммуникационные каналы и сети…………………………………………..4

3.Повышение эффективности организационных коммуникаций……………4

4.Коммуникационные помехи………………………………………………….5

5.Некоторые пути решения проблем деловых коммуникаций………………6

Список литературы

 

 

1.Модель коммуникационного процесса: его элементы и этапы. Термин «коммуникация» является производным от латинского слова, означающего «общее» или «разделяемое всеми». Если человек не сумел достичь взаимопонимания с теми, с кем хотел наладить контакты, значит, коммуникация не состоялась.

Коммуникация – процесс информационного обмена между отправителем и получателем, предполагающий определенный управленческий эффект, ведущий к достижению взаимопонимания.

Основная цель коммуникационного процесса - обеспечение понимания информации, являющейся предметом обмена, т.е. сообщений.

В процессе обмена информацией можно выделить 4 базовых элемента.

ü Отправитель – лицо, генерирующее идеи или собирающее информацию и передающее ее.

ü Сообщение, собственно информация, закодированная с помощью символов.

ü Канал – средство передачи информации.

ü Получатель – лицо, которому предназначена информация и которое интерпретирует ее.

При обмене информацией отправитель и получатель проходят и несколько взаимосвязанных этапов.

1) Зарождение идеи. Отправитель решает, какую значимую идею или сообщение следует сделать предметом обмена. Лейтмотив этапа – «не начинайте говорить, не начав думать».

2) Координирование и выбор канала. Прежде чем передать идею, отправитель должен с помощью символов закодировать ее, использовав для этого слова, интонацию и жесты. Такое кодирование превращает идею в сообщение. Отправитель должен также выбрать канал, совместимый с типом символов, используемым для кодирования. К общеизвестным каналам относятся речь и письменные материалы, а также электронные средства связи.

3) Передача. Используя канал для доставки сообщения получателю, отправитель осуществляет физическую передачу сообщения.

4) Декодирование – перевод символов отправителя в мысли получателя. Если символы, выбранные отправителем, имеют точно такое же значение для получателя, коммуникация состоялась.

Коммуникационные каналы и сети.

Коммуникационные каналы внутри организации могут быть формальными и неформальными. Первые связывают между собой должности или подразделения, вторые – частных лиц.

Если коммуникационные каналы связывают элементы управленческой структуры различных ее уровней, они являются вертикальными, а если одного – горизонтальными.

В организациях, где занято более двух человек, коммуникационные каналы объединяются в так называемые сети, столь же многоуровневые, как и сама организационная структура. На практике можно выделить 3 вида коммуникационных сетей: открытые, закрытые и комбинированные.

В открытых сетях движение информации может быть остановлено, потому что оно попадает в тупик, т.е. к элементу структуры управления, находящемуся в конце канала. В закрытых сетях тупики или «контролеры» отсутствуют, либо могут быть обойдены. Комбинированные сети сочетают в себе оба принципа.

Повышение эффективности организационных коммуникаций.

В процессе управления руководителю важно знать, насколько эффективны его управленческие действия, т.е. как поняли его подчиненные. Существует в связи с этим понятие обратной связи. Под обратной связью понимают сигнал, направляемый получателем информации отправителю сообщения как подтверждение факта получения сообщения и характеризующий степень понимания или непонимания содержащейся в нем информации.

Наибольшей эффективностью обладают горизонтальные потоки информации – до 90 %. Такая эффективность достигается тем, что люди, работающие на одном и том же уровне управления, хорошо понимают характер работы своих коллег и их проблемы.

Вертикальные коммуникации менее эффективны, чем горизонтальные. Исследования показывают, что, например, при семиуровневой организационной структуре управления только 20- 25% информации, исходящей от руководства организации, доходит до нижнего уровня (рабочего).

Еще менее эффективны коммуникации «снизу-вверх».

Эффективность коммуникаций зависит о наличия межличностных барьеров и преград в организационных коммуникациях.

Коммуникационные помехи.

На уровне межличностных организационных коммуникаций выделяют следующие барьеры.

1) Барьеры, обусловленные восприятием. Люди могут интерпретировать одну и ту же информацию по-разному в зависимости от имеющегося опыта, уровня образования, культуры.

2) Семантические барьеры – это преграды в коммуникациях, обусловленные словами. Поскольку слова могут иметь разные значения, то интерпретация информации тоже будет разной. Например, полный словарь английского языка приводит 14 000 возможных определений к 500 наиболее употребительным словам, 79 значений такого простого слова как round (круг). Семантические вариации часто становятся причиной неверного понимания. Значение символа выявляется через опыт и варьируется в зависимости от контекста, ситуации, в которой использован символ. Поэтому для устранения семантических барьеров необходимо избегать двусмысленностей в возможном толковании информации. Особенно это актуально в многонациональных средах.

3) Невербальные преграды. В невербальной коммуникации используются любые символы, кроме слов. Обмен взглядами, выражение лица, мимика, жесты – все это примеры невербальной информации.

4) Плохая обратная связь. Обратная связь важна, т.к. нужно знать, как истолкована информация. Обратная связь может быть плохой, потому что не все умеют слушать.

5) Умышленное или непреднамеренное искажение информации. При движении информации вверх-вниз смысл ее может искажаться непреднамеренно в силу затруднений межличностного общения, а также сознательно в случаях, когда руководитель не согласен с сообщением. Проблемы искажения могут возникнуть и вследствие фильтрации информации. Необходимость фильтрации существует при переходе информации с уровня на уровень для отсева ненужной.

6) Информационные перегрузки. Руководитель или специалист, занятый переработкой имеющейся информации, не способен эффективно использовать вновь поступающую информацию. Он вынужден отсеивать менее важную информацию по его оценкам, которые могут оказаться субъективными.

7) Неудовлетворительная структура организации. В организациях многоуровневого типа вероятность искажений информации выше. Поэтому некоторые организации видят выход в структурах с малым числом уровней управления и каналами сравнительно прямого информационного обмена.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: