Для приобретения полной версии работы перейдите по ссылке

Содержание

Введение. 3

Глава 1. Этимология: ключевые понятия и основные разделы.. 5

Глава 2. Народная этимология. 8

Глава 3. Когнитивная функция языка: основные понятия. 12

Глава 4. Детская этимология. 20

4.1. Специфика детской речи. 21

4.2. Процесс словотворчества у ребенка, основные этапы и направления. Инто- и экстралингвистические факторы.. 23

4.3. Ключевые понятия детской этимологии, их разграничения. 32

4.4. Когнитивная модель. 38

Заключение. 40

Список использованной литературы.. 42

 

Введение

Использование любого языка невозможно без привлечения данных и знаний по этимологии. На сведения из этимологии ссылаются при изучении лексики, в частности семантики слова: как и в какой последовательности развивается значение слова, которое из слов следует считать первичным, какое – производным. Без таких сведений трудно, а иногда и невозможно разобраться в сложных семантических сдвигах, которые произошли в слове в процессе исторического развития языка. Многие вопросы строения слова и словообразования анализируются именно на основании данных из этимологии. Исследователи морфологии ссылаются на этимологию как науку для определения парадигматических значений частей речи и морфемной структуры слова.

Неслучайно в учебные планы филологических факультетов пединститутов, университетов было введено новую дисциплину "Этимология русского языка". Этимологические исследования являются источником сведений о сложном историческом процессе формирования лексического состава языка, конкретных представлениях о природной среде, социально-экономической жизни и мышления носителей языка в доисторические времена, от которых не сохранилось письменных памятников. Этимологические данные являются важными свидетельствами территориальных, экономических и культурных связей между народами. Этими факторами и обусловливается актуальность нашего исследования.

Этимологические знания являются составной частью семантического компонента языковой компетенции. В процессе онтогенеза речи овладение значением слова предшествует осознанию его этимологии. Это представляется исследователям вполне естественным, поскольку становление языковой компетенции происходит на основе речевой деятельности, а представление о языке формируется в результате развития языковой компетенции.

Языковую компетенцию в широком смысле этого понятия составляют представления человека о языковой системе и основных правилах речевого поведения. Большинство лингвистов разделяют мнение о том, что языковая компетенция – это индивидуальный вариант национального языка. Поскольку язык – многоуровневая система, то и языковая компетенция включает несколько уровней: представления о фонемах, их сочетаемости, интонационных контурах, словаре (лексикон), грамматике (строение слова, словообразовательные и словоизменительные парадигмы, структуры предложения), метаязыковая рефлексия (т.е. способность оценить свое знание языка).

Целью нашей работы является раскрытие понятия детской этимологии в лингвокогнитивном аспекте.

Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач:

- провести обзор литературных источников по изучаемой проблеме;

- дать характеристику этимологии как разделу лингвистики;

- провести корреляционный анализ понятий народной и детской этимологии, выявить их особенности.

Объектом исследования выступают факты детской речи в свете их лингвокогнитивной природы.

Предмет анализа составляет детская "этимология" (произвольная мотивация) как проявление рефлексии метаязыка.

 Методы исследования: анализ мотиваций; метод контекстуального анализа; метод структурно-семантического анализа; метод ономасиологического анализа.

Практическая значимость состоит в том, что результаты данного исследования могут быть использованы в педагогической деятельности для исследований языковых способностей детей и выработки практических рекомендаций к работе в дошкольных и школьных учреждениях.

Теоретическая значимость исследования состоит в том, выявление когнитивных особенностей фактов детской этимологии является вкладом в разработку вопросов семантики текста и когнитивной семантики.

Глава 1. Этимология: ключевые понятия и основные разделы

В современной языковедческой практике термин " этимология " употребляется в следующих значениях:

1) раздел языкознания, изучающий происхождение слов;

2) совокупность исследовательских приемов, направленных на раскрытие происхождения слова, а также сам результат этого раскрытия;

3) происхождение слова.

Этимология возникла в Древней Греции, здесь появился и сам термин. Однако античной этимологии, по мнению ученых, было чуждо научное представление о закономерностях изменений в языке, что сближает этот этап с так называемой народной этимологией – преобразованием слов в сторону их сближения с другими словами, которые представляются   родственными [37].

Вырезано.

Для приобретения полной версии работы перейдите по ссылке.

Цель научного этимологического анализа – выяснение истоков слова, его зарождения: определение, в каком языке, по какой словообразовательной модели, на базе какого языкового материала, в какой форме и с каким значением возникло слово, а также какие исторические изменения его первичной формы и значения обусловили форму и значение, изучаемые сегодня.

От этимологического анализа следует отличать этимологический разбор – это методический прием, позволяющий раскрыть исторические связи слов, их первоначальное значение, более древний морфемный состав, происхождение. По сути дела, этимологический разбор – практическое завершение этимологического анализа. Находясь в тесной взаимосвязи, этимологический анализ и разбор существуют параллельно: один – в сфере науки, другой – в сфере практической образовательной деятельности [37].

В некоторых пособиях говорится о разделах этимологии, которые появились в процессе ее становления и развития. Как правило, указывается собственно этимология, народная этимология, детская этимология и псевдоэтимология. Процесс, названный учеными псевдоэтимологией, состоит в том, что слову, за которым речевой практикой закреплено определенное, всем известное значение, отдельные носители языка могут, опираясь на внешнее сходство его звуковых комплексов со звуковыми комплексами другого слова, придать новое значение (например, дракон – участник драки) [там же].

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: