Рекомендации педагогу и родителям

 

Если Ваш ребёнок леворук, ему необходимо уделять большее внимание, чем праворукому ребёнку. Необходимо создать условия психологического и физического комфорта для такого ребёнка (см. приложение№12).

Проводя занятия с ребёнком, необходимо учитывать следующее:

- работа потребует от взрослых напряжения и выдержки, ведь положительные результаты проявятся не сразу, и радость небольших успехов довольно долго будет чередоваться с неудачами; даже то, что получалось уже хорошо, вдруг может серьёзно осложниться;

- индивидуальные занятия с леворуким ребёнком должны быть систематическими, но их общая продолжительность не должна превышать 30 минут (через каждые 15 минут нужно делать перерыв);

- во время занятий должен сохраняться ровный и спокойный тон;

- нельзя забывать хвалить ребёнка (хотя бы за старание);

- необходимо успокоить и приободрить ребёнка в случае неудачи, он должен быть уверен в Вашей поддержке;

- никогда не принуждайте левшу к какому-либо труду без его согласия, но и не поощряйте его за это.

Дома ребёнку необходимо выделить специальный (только его) вид деятельности, домашней обязанности. Нельзя, чтобы он чувствовал себя ни обделённым, ни привилегированным.

Кроме того, необходимо научить ребёнка вовремя расслабляться – школьный стресс и декстра-стресс постоянно давят на него (см. приложение№13).

И ещё. Никогда не кричите на ребёнка во время занятий (будь то в школе или дома), не наказывайте его за неудачу, не раздражайтесь, если неудачи повторяются.

Хочется также предложить и родителям (для индивидуальных занятий с леворуким ребёнком), и учителям специализированное учебные пособия известного автора, доктора биологических наук Безруких Марьяны Михайловны – это книга для подготовки леворукого ребенка к школе «Леворукий ребенок» и прописи «Учимся писать буквы» (см. приложения№17,18). Мы рассмотрим эти учебные издания более подробно в следующем пункте.

Соблюдая все эти правила Вы с Вашим ребёнком добьётесь успеха!

Обзор учебных изданий по письму для леворуких детей

Рассмотрим учебные издания, автором которых является доктор биологических наук Безруких Марьяна Михайловна - прописи «Учимся писать буквы» и «Леворукий ребенок» (для подготовки ребенка к школе). Они построены с учетом психофизиологических особенностей детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста (6-7 лет).

Книга «Леворукий ребенок» ставит основной задачей дать методические рекомендации родителям, учителям и воспитателям:

1. Каковы причины леворукости?

2. Действительно ли леворукие какие-то «особенные» люди?

3. Правда ли, что они необыкновенно талантливы?

4. Как определить ведущую руку?

5. Нужно ли переучивать левшу и какие могут быть последствия в связи с этим?

Кроме методических рекомендаций и практических советов в книгу включена тетрадь, которая поможет организовать занятия с леворуким ребенком старшего школьного возраста, чтобы подготовить его к школе (смотри примеры заданий в приложении№14)

Прописи «Учимся писать буквы» предназначена для детей младшего школьного возраста с трудностями обучения письму и леворуких детей. В прописях также даны методические рекомендации обучению письму учителям, родителям и воспитателям (смотри приложение№15).

Особенность этих прописей – является наклон (прямой). Учитывая трудности написания некоторых заглавных букв, предлагается, кроме традиционного, упрощенный вариант некоторых букв – писать их также, как строчные, только большей величины. В процессе письма должен соблюдаться принцип параллельности штрихов (смотри приложение№16).

 

Таким образом в нашей практической части мы уделили особое внимание по выявлению ведущей руки ребёнка и исследовали основные проблемы адаптации к школе леворуких первоклассников. Также были предложены, на основе методической литературы, рекомендации родителям и учителям начальных классов. И в заключении был проведен анализ учебных изданий для формирования навыка письма у старших дошкольников и младших школьников (приложение №17,18). 

 

Заключение

В ходе курсовой работы нами был рассмотрен вопрос, касающийся адаптации леворукого ребёнка к школе, выявлены физиологические причины возникновения леворукости, изучены психологические особенности младших школьников, а также психологические особенности леворуких детей. Был изучен и проанализирован материал по данной проблеме

Было проведено исследование, которое позволило выявить ведущую руку у ребёнка, кроме того, были предложены эффективные методы помощи учителям и родителям по адаптации леворукого ребёнка в школе.

Но, к сожалению, из-за неполного предоставления сведений о детях, участвовавших в эксперименте со стороны администрации школы и самих детей, не удалось получить более точные результаты по проведённому эксперименту.

В итоге, мы пришли к выводу, что у леворуких детей существуют проблемы с адаптацией к школе, что существуют эффективные методы помощи по адаптации леворукого ребёнка к школе. Следовательно, гипотеза, выдвинутая нами в начале курсовой работы частично подтвердилась, т.к. нами была изучена методическая литература и был рассмотрен опыт работы учителей начальных классов с леворукими детьми младшего школьного возраста (см. приложение№19).

Гипотеза: во-первых, предполагаем, что у леворуких детей есть проблемы с адаптацией к школе; во-вторых, предполагаем, что есть эффективные методы помощи в адаптации леворуким детям.

Цель: рассмотреть вопрос о причинах возникновения леворукости у детей и влияния её на адаптацию ребёнка.

Задачи:

1. Изучить психолого-педагогическую литературу по данной теме.

2. Определить особенности леворукости у младших школьников.

3. Определить, какие есть проблемы адаптации леворуких детей к школе.

4. Организовать и провести практическую часть работы.

5. Обобщить полученные данные и представить их в виде методических

             рекомендаций учителям, родителям.

 

И в заключении хочется сказать, что, каким бы ни был Ваш ребёнок – леворуким или праворуким, - помните: он уникален, он единственный, такой, какой он есть. Если ему трудно, Вы должны помочь ему (см. приложение№20).



Понятийный аппарат

1. Адаптация – приспособление, привыкание организма к новым условиям. Адаптация социальная, процесс взаимодействия личности или социальной группы со средой социальной; включает усвоение норм и ценностей среды в процессе социализации, а также изменение, преобразование среды в соответствии с новыми условиями и целями деятельности.

2. Амбидекстрия – одинаковое развитие функций обеих рук, парпиальное левшество.

3. Асимметрия функциональная головного мозга – характеристика распределения психических функций между левым и правым полушарием.

4. Генез (от греч. genesis) – происхождение, возникновение

5. Декстра-стресс – (от лат. dexter – правый) стресс праворукой среды

6. Контрлатеральный противоположный.

7. Латерализация функций головного мозга – процесс выделения ведущего (доминантного) полушария (у левшей – правого), играющего основную роль в выполнении внешних психических функций, связанных с речью.

8. Латеральный – (лат. lateralis – боковой, от latus – бок) расположенный сбоку, удаленный от срединной продольной плоскости тела.

9. Минимальная мозговая дисфункция – небольшая врожденная неравномерность развития отдельных мозговых функций. В основе лежит небольшое повреждение или функциональное ослабление мозговых тканей в период беременности, при родах, либо в раннем детстве. Минимальная мозговая дисфункция не затрагивает интеллекта. То есть умственные способности у таких детей не отличаются от способностей остальных детей. Среди них встречаются дети малоодаренные, средние и сверходаренные. Они только не могут как следует использовать свои способности в нужное время, нужным образом, которого требует традиционная школа и другие учебные заведения.

10. Моторный (лат. motor – приводящий в движение) – в физиологии, психологии – двигательный, приводящий в движение (например, моторные центры головного мозга).

11. Невротизм – состояние, характеризующееся эмоциональной неустойчивостью, тревогой, низким самоуважением. Невротизм не следует отождествлять с неврозом, так как невротические симптомы может обнаруживать и здоровый человек.

12. Стресс – (от англ. stress – напряжение) состояние напряжения, возникающее у человека или животного под влиянием сильных воздействий.

 



Список литературы

1. Безруких М.М. – Леворукий ребенок – 2-е изд., дораб. – М.: Вентана-Граф, 2004. – 64с.  

2. Безруких М.М. – Леворукий ребенок в школе и дома. 2-е изд., перераб. Екатеринбург: У-Фактория, 2004. – 300с.

3. Безруких М.М., Ефимова С.П. – Знаете ли вы своего ребенка? Пособие для студентов пединститутов, педучилищ, колледжей и родителей. – 2-е изд. – М.: Издательский центр «Академия», 1997. – 240с.

4. Богданов Н.Н. Дерматоглифика пишущих левой. // Вопросы психологии, 1997, №2, март-апрель, с. 76 - 86

5. Дубровина И.В. – Психология: Учебник для студентов средних педагогических учебных заведений – И.В. Дубровина, Е.Е. Данилова, А.М. Прихожан; Под ред. И.В.Дубровиной. – 2-е изд., стереотип. – М.: Издательский центр «Академия», 2003. – 464с.

6. Дубровина И.В.: Учебник для студентов высших и средних специальных учебных заведений. – М.: ТЦ «Сфера», 1997 – 528с.

7. Коломинский Я. Л. Беседы о тайнах психики. М.: «Молодая гвардия», 1976. - 208с. с ил. (Эврика).

8. Легко ли быть левшой? 20.02 22:19 | Наталья БАЛАНДЮК, специально для MIGnews. http://www.mignews.ru/news/Science/cis/levsha2002.html

9. Макарьев И. Если Ваш ребёнок – левша: / Оформл. С. Григорьева – СПб.: Лань, 1995. – 128 с. (стр. 16

10. Сиротюк А.Л. – Коррекция обучения и развития школьников. – М.: ТЦ «Сфера», 2002. – 80с.



Приложения

Приложение №1


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: