Если Ваш ребёнок леворук, ему необходимо уделять большее внимание, чем праворукому ребёнку. Необходимо создать условия психологического и физического комфорта для такого ребёнка (см. приложение№12).
Проводя занятия с ребёнком, необходимо учитывать следующее:
- работа потребует от взрослых напряжения и выдержки, ведь положительные результаты проявятся не сразу, и радость небольших успехов довольно долго будет чередоваться с неудачами; даже то, что получалось уже хорошо, вдруг может серьёзно осложниться;
- индивидуальные занятия с леворуким ребёнком должны быть систематическими, но их общая продолжительность не должна превышать 30 минут (через каждые 15 минут нужно делать перерыв);
- во время занятий должен сохраняться ровный и спокойный тон;
- нельзя забывать хвалить ребёнка (хотя бы за старание);
- необходимо успокоить и приободрить ребёнка в случае неудачи, он должен быть уверен в Вашей поддержке;
- никогда не принуждайте левшу к какому-либо труду без его согласия, но и не поощряйте его за это.
|
|
Дома ребёнку необходимо выделить специальный (только его) вид деятельности, домашней обязанности. Нельзя, чтобы он чувствовал себя ни обделённым, ни привилегированным.
Кроме того, необходимо научить ребёнка вовремя расслабляться – школьный стресс и декстра-стресс постоянно давят на него (см. приложение№13).
И ещё. Никогда не кричите на ребёнка во время занятий (будь то в школе или дома), не наказывайте его за неудачу, не раздражайтесь, если неудачи повторяются.
Хочется также предложить и родителям (для индивидуальных занятий с леворуким ребёнком), и учителям специализированное учебные пособия известного автора, доктора биологических наук Безруких Марьяны Михайловны – это книга для подготовки леворукого ребенка к школе «Леворукий ребенок» и прописи «Учимся писать буквы» (см. приложения№17,18). Мы рассмотрим эти учебные издания более подробно в следующем пункте.
Соблюдая все эти правила Вы с Вашим ребёнком добьётесь успеха!
Обзор учебных изданий по письму для леворуких детей
Рассмотрим учебные издания, автором которых является доктор биологических наук Безруких Марьяна Михайловна - прописи «Учимся писать буквы» и «Леворукий ребенок» (для подготовки ребенка к школе). Они построены с учетом психофизиологических особенностей детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста (6-7 лет).
Книга «Леворукий ребенок» ставит основной задачей дать методические рекомендации родителям, учителям и воспитателям:
1. Каковы причины леворукости?
2. Действительно ли леворукие какие-то «особенные» люди?
3. Правда ли, что они необыкновенно талантливы?
|
|
4. Как определить ведущую руку?
5. Нужно ли переучивать левшу и какие могут быть последствия в связи с этим?
Кроме методических рекомендаций и практических советов в книгу включена тетрадь, которая поможет организовать занятия с леворуким ребенком старшего школьного возраста, чтобы подготовить его к школе (смотри примеры заданий в приложении№14)
Прописи «Учимся писать буквы» предназначена для детей младшего школьного возраста с трудностями обучения письму и леворуких детей. В прописях также даны методические рекомендации обучению письму учителям, родителям и воспитателям (смотри приложение№15).
Особенность этих прописей – является наклон (прямой). Учитывая трудности написания некоторых заглавных букв, предлагается, кроме традиционного, упрощенный вариант некоторых букв – писать их также, как строчные, только большей величины. В процессе письма должен соблюдаться принцип параллельности штрихов (смотри приложение№16).
Таким образом в нашей практической части мы уделили особое внимание по выявлению ведущей руки ребёнка и исследовали основные проблемы адаптации к школе леворуких первоклассников. Также были предложены, на основе методической литературы, рекомендации родителям и учителям начальных классов. И в заключении был проведен анализ учебных изданий для формирования навыка письма у старших дошкольников и младших школьников (приложение №17,18).
Заключение
В ходе курсовой работы нами был рассмотрен вопрос, касающийся адаптации леворукого ребёнка к школе, выявлены физиологические причины возникновения леворукости, изучены психологические особенности младших школьников, а также психологические особенности леворуких детей. Был изучен и проанализирован материал по данной проблеме
Было проведено исследование, которое позволило выявить ведущую руку у ребёнка, кроме того, были предложены эффективные методы помощи учителям и родителям по адаптации леворукого ребёнка в школе.
Но, к сожалению, из-за неполного предоставления сведений о детях, участвовавших в эксперименте со стороны администрации школы и самих детей, не удалось получить более точные результаты по проведённому эксперименту.
В итоге, мы пришли к выводу, что у леворуких детей существуют проблемы с адаптацией к школе, что существуют эффективные методы помощи по адаптации леворукого ребёнка к школе. Следовательно, гипотеза, выдвинутая нами в начале курсовой работы частично подтвердилась, т.к. нами была изучена методическая литература и был рассмотрен опыт работы учителей начальных классов с леворукими детьми младшего школьного возраста (см. приложение№19).
Гипотеза: во-первых, предполагаем, что у леворуких детей есть проблемы с адаптацией к школе; во-вторых, предполагаем, что есть эффективные методы помощи в адаптации леворуким детям.
Цель: рассмотреть вопрос о причинах возникновения леворукости у детей и влияния её на адаптацию ребёнка.
Задачи:
1. Изучить психолого-педагогическую литературу по данной теме.
2. Определить особенности леворукости у младших школьников.
3. Определить, какие есть проблемы адаптации леворуких детей к школе.
4. Организовать и провести практическую часть работы.
5. Обобщить полученные данные и представить их в виде методических
рекомендаций учителям, родителям.
И в заключении хочется сказать, что, каким бы ни был Ваш ребёнок – леворуким или праворуким, - помните: он уникален, он единственный, такой, какой он есть. Если ему трудно, Вы должны помочь ему (см. приложение№20).
Понятийный аппарат
1. Адаптация – приспособление, привыкание организма к новым условиям. Адаптация социальная, процесс взаимодействия личности или социальной группы со средой социальной; включает усвоение норм и ценностей среды в процессе социализации, а также изменение, преобразование среды в соответствии с новыми условиями и целями деятельности.
|
|
2. Амбидекстрия – одинаковое развитие функций обеих рук, парпиальное левшество.
3. Асимметрия функциональная головного мозга – характеристика распределения психических функций между левым и правым полушарием.
4. Генез (от греч. genesis) – происхождение, возникновение
5. Декстра-стресс – (от лат. dexter – правый) стресс праворукой среды
6. Контрлатеральный – противоположный.
7. Латерализация функций головного мозга – процесс выделения ведущего (доминантного) полушария (у левшей – правого), играющего основную роль в выполнении внешних психических функций, связанных с речью.
8. Латеральный – (лат. lateralis – боковой, от latus – бок) расположенный сбоку, удаленный от срединной продольной плоскости тела.
9. Минимальная мозговая дисфункция – небольшая врожденная неравномерность развития отдельных мозговых функций. В основе лежит небольшое повреждение или функциональное ослабление мозговых тканей в период беременности, при родах, либо в раннем детстве. Минимальная мозговая дисфункция не затрагивает интеллекта. То есть умственные способности у таких детей не отличаются от способностей остальных детей. Среди них встречаются дети малоодаренные, средние и сверходаренные. Они только не могут как следует использовать свои способности в нужное время, нужным образом, которого требует традиционная школа и другие учебные заведения.
10. Моторный (лат. motor – приводящий в движение) – в физиологии, психологии – двигательный, приводящий в движение (например, моторные центры головного мозга).
11. Невротизм – состояние, характеризующееся эмоциональной неустойчивостью, тревогой, низким самоуважением. Невротизм не следует отождествлять с неврозом, так как невротические симптомы может обнаруживать и здоровый человек.
12. Стресс – (от англ. stress – напряжение) состояние напряжения, возникающее у человека или животного под влиянием сильных воздействий.
|
|
Список литературы
1. Безруких М.М. – Леворукий ребенок – 2-е изд., дораб. – М.: Вентана-Граф, 2004. – 64с.
2. Безруких М.М. – Леворукий ребенок в школе и дома. 2-е изд., перераб. Екатеринбург: У-Фактория, 2004. – 300с.
3. Безруких М.М., Ефимова С.П. – Знаете ли вы своего ребенка? Пособие для студентов пединститутов, педучилищ, колледжей и родителей. – 2-е изд. – М.: Издательский центр «Академия», 1997. – 240с.
4. Богданов Н.Н. Дерматоглифика пишущих левой. // Вопросы психологии, 1997, №2, март-апрель, с. 76 - 86
5. Дубровина И.В. – Психология: Учебник для студентов средних педагогических учебных заведений – И.В. Дубровина, Е.Е. Данилова, А.М. Прихожан; Под ред. И.В.Дубровиной. – 2-е изд., стереотип. – М.: Издательский центр «Академия», 2003. – 464с.
6. Дубровина И.В.: Учебник для студентов высших и средних специальных учебных заведений. – М.: ТЦ «Сфера», 1997 – 528с.
7. Коломинский Я. Л. Беседы о тайнах психики. М.: «Молодая гвардия», 1976. - 208с. с ил. (Эврика).
8. Легко ли быть левшой? 20.02 22:19 | Наталья БАЛАНДЮК, специально для MIGnews. http://www.mignews.ru/news/Science/cis/levsha2002.html
9. Макарьев И. Если Ваш ребёнок – левша: / Оформл. С. Григорьева – СПб.: Лань, 1995. – 128 с. (стр. 16
10. Сиротюк А.Л. – Коррекция обучения и развития школьников. – М.: ТЦ «Сфера», 2002. – 80с.
Приложения
Приложение №1