Основные направления деятельности Банка внешней торговли

К сферам деятельности ВТБ относятся: обслуживание корпоративных клиентов, инвестиционно-банковские услуги, кредитование малого бизнеса, привлечение вкладов и обслуживание физических лиц, ипотечное и потребительское кредитование, межбанковское сотрудничество, международные расчёты, депозитарные услуги, кассовое обслуживание.

Обслуживание корпоративных клиентов. Предоставление банковских услуг для корпоративных клиентов традиционно является ключевым направлением бизнеса Внешторгбанка, которое продолжает успешно развиваться и в 2008 году – Банк заметно «обгоняет рынок» и улучшает своё позиционирование в сегменте кредитования корпоративных клиентов, уверенно сохраняя третье место по объёму привлекаемых средств нефинансовых предприятий и организаций. В настоящее время создан Корпоративный бизнес-блок Банка, обеспечивающий единую систему управления корпоративными продажами в Москве и регионах, и утверждена стратегия его развития. В рамках Корпоративного блока создан институт управляющих директоров, координирующих  развитие бизнеса в ключевых макроотраслях экономики, более организовано обслуживание различных групп клиентов, внедрены процедуры перекрёстных продаж корпоративным клиентам различных продуктов, включая инвестиционные.

Инвестиционно-банковские услуги. Одной из ключевых стратегических задач ВТБ является активное развитие комплекса инвестиционных продуктов и услуг для самого широкого круга клиентов, что позволит Банку поддерживать лидирующие позиции в этой области на российском рынке. В 2008 году Банк внешней торговли добился значительных успехов в достижении поставленных целей – укрепились его конкурентные позиции в ряде ключевых сегментов инвестиционного рынка, завершилась структурная перестройка Инвестиционного блока.

В число крупнейших корпоративных клиентов Банка по данному направлению деятельности в отчётном году входили такие компании, как ОАО «АВТОВАЗ», ОАО «Газпром», НК «Лукойл», ОАО «Северсталь-Авто», Россельхозбанк и многие другие.

Перспективной составляющей деятельности Инвестиционного блока Внешторгбанка является оказание высокопрофессиональных услуг по финансовому консультированию клиентов с целью последующего привлечения инвестиций в их проекты, а также – дальнейшее укрепление рыночных позиций за счёт наращивания объёмов организации.

Кредитование малого бизнеса. Положенная в основу технологии кредитования международная практика предоставления финансовых услуг в сфере малого бизнеса и максимальная стандартизация кредитного процесса позволяют специалистам Банка обрабатывать кредитные заявки, проводить оценку кредитоспособности и принимать решения о предоставлении кредита в сжатые сроки.

С целью наиболее полного и гибкого удовлетворения потребностей клиентов в рамках реализации Программы кредитования малого бизнеса был разработан ряд кредитных продуктов с различными сроками и суммами ссуд, удобными формами их погашения, включая индивидуальный график, учитывающий специфику и сезонность бизнеса. Среди предлагаемых клиентам продуктов: «микрокредит» в рублях размером до 800 тыс. рублей на срок до 2-х лет, а также «кредит на развитие бизнеса» размером до 1 млн. долларов США, предоставляемый в рублях, долларах США или евро сроком до 3-х лет. Заем может быть предоставлен в виде разовой ссуды, кредитной линии или овердрафта. Условия кредитования предусматривают возможность использования заемных средств практически на любые цели развития бизнеса: пополнение оборотных средств, приобретение автотранспорта, торгового, производственного или офисного оборудования, недвижимости, проведение ремонтных и строительных работ и т.д.

Для повышения конкурентоспособности кредитных продуктов Банка, предназначенных для малых предприятий, наряду с конкурентными процентными ставками, используется достаточно гибкий подход к финансовому анализу кредитоспособности заемщиков, который проводится на основе данных о реальном состоянии бизнеса клиента, а не только на базе официальной отчетности. Одним из ключевых принципов работы в рамках Программы кредитования малого бизнеса является индивидуальный подход, предусматривающий закрепление за клиентом на весь период действия договора - от обращения в Банк до погашения кредита - одного кредитного специалиста, способного оказать необходимые консультации и помощь в оформлении документов.

В перспективных планах предусмотрены расширение Программы кредитования малого бизнеса и предоставление современных кредитных продуктов всеми филиалами Внешторгбанка. Стратегическая цель Банка на дальнейший период – завоевание лидирующих позиций на рынке кредитования малого бизнеса в России и значительное увеличение доли этой категории клиентов в продажах банковских услуг.

Привлечение вкладов и обслуживание физических лиц. В настоящее время ВТБ находится среди лидеров по объемам реализации таких розничных услуг, как привлечение во вклады денежных средств населения, обслуживание клиентов с использованием банковских карт, продажа и покупка дорожных чеков, денежные переводы,  валютно­обменные операции и др.

Характерной особенностью развития розничного бизнеса Банка стала его стабильно высокая динамика в течение всего 2008 года (Приложение 2). Это позволило Внешторгбанку существенно укрепить свои рыночные позиции практически по всем ключевым направлениям банковского обслуживания частных клиентов.  

Позиционируя себя в качестве универсального участника рынка денежных переводов, ВТБ развивает собственную систему переводов и сотрудничает с лидером мирового рынка переводов Western Union.

Стратегическими задачами Банка на розничном направлении является дальнейшее повышение качества и объема предлагаемых клиентам продуктов и услуг, внедрение современных технологий обслуживания физических лиц в точках продаж, а также существенное повышение экономической эффективности розничного бизнеса.

Ипотечное и потребительское кредитование. Ускоренное развитие операций по кредитованию физических лиц является ключевым элементом рыночной стратегии Банка на розничном направлении. В среднесрочной Концепции развития ВТБ в качестве приоритетных поставлены задачи формирования широкого продуктового перечня и оптимизации технологий предоставления потребительских и ипотечных кредитов, а также развития соответствующей операционной сети, что должно обеспечить в ближайшие годы динамичное усиление позиций Банка практически во всех сегментах рынка розничного кредитования.

Одной из ключевых целей Программы развития жилищного ипотечного кредитования является достижение лидирующих позиций на рынке ипотечного кредитования во всех регионах России, где функционируют территориальные учреждения Банка. В крупнейших городах развитие ипотечных проектов опирается на создаваемые специализированные подразделения Банка: после открытия в сентябре 2003 года первого в России Центра ипотечного и потребительского кредитования в Москве, в январе 2004 года Банком был открыт аналогичный центр в Санкт-Петербурге.

С целью расширения каналов продаж ипотечных кредитных продуктов Внешторгбанк активизирует взаимодействие с корпоративными клиентами, Федеральным агентством по ипотечному жилищному кредитованию, с администрациями регионов и муниципальных образований, а также со строительными и риэлторскими компаниями.

Успешная реализация основных целевых установок Программы развития жилищного ипотечного кредитования позволила ВТБ войти в группу лидеров данного сегмента розничного рынка. За 2006 год Банк увеличил свою долю на национальном банковском рынке ипотечного кредитования с 1,4% до 6%.

Характерная для 2006 года динамика роста кредитного портфеля ВТБ и планы по модернизации существующих и разработке новых кредитных продуктов позволяют уверенно прогнозировать дальнейшее усиление позиций Банка на рынке жилищной ипотеки в России в ближайшие годы.

Межбанковское сотрудничество. Активное и постоянно расширяющееся взаимодействие с широким кругом российских и зарубежных контрагентов из числа финансовых учреждений традиционно является одним из главных конкурентных преимуществ Внешторгбанка, что способствует как укреплению ресурсной базы, так и эффективному развитию всех направлений активных операций Банка, в том числе корпоративного обслуживания и инвестиционно-банковского бизнеса.

Прочная деловая репутация, безупречная кредитная история и наивысшие среди российских банков кредитные рейтинги, присвоенные Банку международными рейтинговыми агентствами, позволили Внешторгбанку в 2004 году существенно укрепить лидирующие позиции на рынке иностранных заимствований. К началу 2005 года доля Внешторгбанка в общем объеме задолженности банковского сектора России перед иностранными кредитными организациями составляла около 19%, что обеспечило Внешторгбанку 1-е место среди российских банков в сегменте трансграничного привлечения ресурсов.

ВТБ постоянно расширяет сотрудничество с экспортными страховыми агентствами и экспортно-импортными банками большинства стран - ведущих торговых партнеров России (Австрии, Великобритании, Германии, Испании, Италии, США, Финляндии, Франции, Швейцарии, Японии и др.).

Международные расчёты. Проведение международных расчетов является важной составляющей широкого комплекса продуктов и услуг, предоставляемых Внешторгбанком в сфере внешнеэкономической деятельности. В 2007 году Банк, включая его филиалы и дополнительные офисы, продолжает развивать обслуживание своих клиентов по международным расчетам и валютному контролю, осуществляемое на традиционно высоком уровне.

2006 год характеризовался дальнейшим усилением рыночных позиций Банка, что нашло свое отражение в увеличении объемов операций и расширении клиентской базы. Благодаря эффективной маркетинговой политике, оптимизации ставок по ряду операций, развитию сотрудничества с иностранными банками и экспортными страховыми агентствами в части финансирования международных операций совокупный размер проведенных Внешторгбанком международных расчетов увеличился более чем в 1,4 раза. Это позволило укрепить позиции на рынке этих банковских услуг и повысить долю Банка в банковском обслуживании годового оборота экспортно-импортных операций российских компаний и организаций почти до 11%.

Основная часть международных расчетов осуществляется в форме переводов, на долю которых приходится около 88% объема операций по данному направлению.

ВТБ выступает агентом валютного контроля и обслуживает внешнеторговые операции таких крупнейших экспортеров страны, как «Рособоронэкспорт», ОАО «Техснабэкспорт», ОАО «Лукойл», ОАО «Тюменская нефтяная компания» и др. Среди клиентов Банка много компаний среднего и малого бизнеса.

Обладая штатом высококвалифицированных специалистов по международным расчетам и многолетним опытом проведения сложных сделок, ВТБ постоянно вводит в практику операций российских банков в этом сегменте рынка новые, нестандартные услуги и инструменты, а также расширяет оказание клиентам консультаций в части анализа сделок.

Депозитарные услуги. В 2008 году продолжился рост бизнеса Внешторгбанка на рынке депозитарных услуг. ВТБ является одним из крупнейших в России банковских депозитариев и проводит полный спектр операций по депозитарному обслуживанию.

Качество и объем предлагаемых Банком депозитарных услуг получили заслуженное признание на международном уровне. ВТБ является первым и пока единственным российским депозитарием, которому присвоен международный депозитарный рейтинг компании Thomas Murray, Великобритания, подтверждающий оказание Банком депозитарных услуг на международном уровне российским и иностранным инвесторам.

Депозитарные услуги предоставляются российским и иностранным юридическим и физическим лицам по всем типам ценных бумаг: российским государственным ценным бумагам, включая еврооблигации, муниципальным облигациям, акциям и корпоративным облигациям российских эмитентов, акциям иностранных эмитентов.

В 2006 году Банк обслуживал в качестве платежного агента крупнейших эмитентов облигаций, в частности, были проведены выплаты по облигациям ОАО «АВТОВАЗ», ОАО «Седьмой континент», администрации Ярославской области на общую сумму около 85 млн. долларов США (в рублевом выражении - 2,4 млрд. рублей).

В области депозитарной деятельности запланировано наращивание объемов работы с корпоративными ценными бумагами, внедрение комплексного обслуживания управляющих компаний паевых инвестиционных фондов, привлечение на депозитарное обслуживание глобальных инвесторов, а также физических лиц. Важным направлением станет совершенствование технологий проведения операций.

Кассовое обслуживание. Деятельность ВТБ по кассовому обслуживанию, включающему в себя обеспечение клиентов Банка, его филиалов и дополнительных офисов наличными денежными средствами, проведение с банками контрагентами сделок по покупке/продаже наличной иностранной валюты, предоставление клиентам услуг по инкассации и доставке наличных денежных средств, расчетно-кассовому обслуживанию, характеризовалась положительной динамикой.

Открытие ряда новых операционных подразделений ВТБ в Москве и регионах, рост количества клиентов, находящихся на расчетно-кассовом обслуживании, а также увеличение денежных потоков по клиентским счетам позволили увеличить в отчетном году оборот по кассовым операциям Головного офиса и филиалов Банка более чем в 1,5 раза - до 507 млрд. рублей. Значительно укрепились позиции Внешторгбанка на рынке оптовых поставок в страну наличной иностранной валюты.

За отчетный период в дополнительных офисах и на территории клиентов Банка только в Москве было установлено 79 банкоматов, что позволило увеличить проходящий через них оборот наличных денежных средств в 2,8 раза по рублям.

Банк последовательно расширяет спектр и повышает качество услуг, предоставляемых корпоративным и частным клиентам в области расчетно-кассового обслуживания. В рамках этой работы в 2006 году были введены, в частности, следующие новые виды услуг:

· кассовое обслуживание физических лиц с использованием электронных кассиров;

· развитие сети устройств по обмену наличной иностранной валюты;

· в 16-ти операционных подразделениях Банка в Москве введен расширенный режим обслуживания частных клиентов, предусматривающий в том числе работу по субботам.

Перспективы развития кассового обслуживания клиентов Внешторгбанка связаны с увеличением степени автоматизации кассовых операции, в том числе через дальнейшее расширение сети банкоматов и автоматов по обмену валюты, а также автоматизированных зон самообслуживания. Для повышения качества услуг предприятиям и организациям предусматривается внедрение принципа «одного окна» с совмещением функций кассиров и операционистов, открытие подразделений Банка на территории крупных торговых комплексов, a в Московском регионе - перевод корпоративных клиентов на обслуживание в собственное подразделение инкассации Внешторгбанка.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: