К сферам деятельности ВТБ относятся: обслуживание корпоративных клиентов, инвестиционно-банковские услуги, кредитование малого бизнеса, привлечение вкладов и обслуживание физических лиц, ипотечное и потребительское кредитование, межбанковское сотрудничество, международные расчёты, депозитарные услуги, кассовое обслуживание.
Обслуживание корпоративных клиентов. Предоставление банковских услуг для корпоративных клиентов традиционно является ключевым направлением бизнеса Внешторгбанка, которое продолжает успешно развиваться и в 2008 году – Банк заметно «обгоняет рынок» и улучшает своё позиционирование в сегменте кредитования корпоративных клиентов, уверенно сохраняя третье место по объёму привлекаемых средств нефинансовых предприятий и организаций. В настоящее время создан Корпоративный бизнес-блок Банка, обеспечивающий единую систему управления корпоративными продажами в Москве и регионах, и утверждена стратегия его развития. В рамках Корпоративного блока создан институт управляющих директоров, координирующих развитие бизнеса в ключевых макроотраслях экономики, более организовано обслуживание различных групп клиентов, внедрены процедуры перекрёстных продаж корпоративным клиентам различных продуктов, включая инвестиционные.
|
|
Инвестиционно-банковские услуги. Одной из ключевых стратегических задач ВТБ является активное развитие комплекса инвестиционных продуктов и услуг для самого широкого круга клиентов, что позволит Банку поддерживать лидирующие позиции в этой области на российском рынке. В 2008 году Банк внешней торговли добился значительных успехов в достижении поставленных целей – укрепились его конкурентные позиции в ряде ключевых сегментов инвестиционного рынка, завершилась структурная перестройка Инвестиционного блока.
В число крупнейших корпоративных клиентов Банка по данному направлению деятельности в отчётном году входили такие компании, как ОАО «АВТОВАЗ», ОАО «Газпром», НК «Лукойл», ОАО «Северсталь-Авто», Россельхозбанк и многие другие.
Перспективной составляющей деятельности Инвестиционного блока Внешторгбанка является оказание высокопрофессиональных услуг по финансовому консультированию клиентов с целью последующего привлечения инвестиций в их проекты, а также – дальнейшее укрепление рыночных позиций за счёт наращивания объёмов организации.
Кредитование малого бизнеса. Положенная в основу технологии кредитования международная практика предоставления финансовых услуг в сфере малого бизнеса и максимальная стандартизация кредитного процесса позволяют специалистам Банка обрабатывать кредитные заявки, проводить оценку кредитоспособности и принимать решения о предоставлении кредита в сжатые сроки.
|
|
С целью наиболее полного и гибкого удовлетворения потребностей клиентов в рамках реализации Программы кредитования малого бизнеса был разработан ряд кредитных продуктов с различными сроками и суммами ссуд, удобными формами их погашения, включая индивидуальный график, учитывающий специфику и сезонность бизнеса. Среди предлагаемых клиентам продуктов: «микрокредит» в рублях размером до 800 тыс. рублей на срок до 2-х лет, а также «кредит на развитие бизнеса» размером до 1 млн. долларов США, предоставляемый в рублях, долларах США или евро сроком до 3-х лет. Заем может быть предоставлен в виде разовой ссуды, кредитной линии или овердрафта. Условия кредитования предусматривают возможность использования заемных средств практически на любые цели развития бизнеса: пополнение оборотных средств, приобретение автотранспорта, торгового, производственного или офисного оборудования, недвижимости, проведение ремонтных и строительных работ и т.д.
Для повышения конкурентоспособности кредитных продуктов Банка, предназначенных для малых предприятий, наряду с конкурентными процентными ставками, используется достаточно гибкий подход к финансовому анализу кредитоспособности заемщиков, который проводится на основе данных о реальном состоянии бизнеса клиента, а не только на базе официальной отчетности. Одним из ключевых принципов работы в рамках Программы кредитования малого бизнеса является индивидуальный подход, предусматривающий закрепление за клиентом на весь период действия договора - от обращения в Банк до погашения кредита - одного кредитного специалиста, способного оказать необходимые консультации и помощь в оформлении документов.
В перспективных планах предусмотрены расширение Программы кредитования малого бизнеса и предоставление современных кредитных продуктов всеми филиалами Внешторгбанка. Стратегическая цель Банка на дальнейший период – завоевание лидирующих позиций на рынке кредитования малого бизнеса в России и значительное увеличение доли этой категории клиентов в продажах банковских услуг.
Привлечение вкладов и обслуживание физических лиц. В настоящее время ВТБ находится среди лидеров по объемам реализации таких розничных услуг, как привлечение во вклады денежных средств населения, обслуживание клиентов с использованием банковских карт, продажа и покупка дорожных чеков, денежные переводы, валютнообменные операции и др.
Характерной особенностью развития розничного бизнеса Банка стала его стабильно высокая динамика в течение всего 2008 года (Приложение 2). Это позволило Внешторгбанку существенно укрепить свои рыночные позиции практически по всем ключевым направлениям банковского обслуживания частных клиентов.
Позиционируя себя в качестве универсального участника рынка денежных переводов, ВТБ развивает собственную систему переводов и сотрудничает с лидером мирового рынка переводов Western Union.
Стратегическими задачами Банка на розничном направлении является дальнейшее повышение качества и объема предлагаемых клиентам продуктов и услуг, внедрение современных технологий обслуживания физических лиц в точках продаж, а также существенное повышение экономической эффективности розничного бизнеса.
Ипотечное и потребительское кредитование. Ускоренное развитие операций по кредитованию физических лиц является ключевым элементом рыночной стратегии Банка на розничном направлении. В среднесрочной Концепции развития ВТБ в качестве приоритетных поставлены задачи формирования широкого продуктового перечня и оптимизации технологий предоставления потребительских и ипотечных кредитов, а также развития соответствующей операционной сети, что должно обеспечить в ближайшие годы динамичное усиление позиций Банка практически во всех сегментах рынка розничного кредитования.
|
|
Одной из ключевых целей Программы развития жилищного ипотечного кредитования является достижение лидирующих позиций на рынке ипотечного кредитования во всех регионах России, где функционируют территориальные учреждения Банка. В крупнейших городах развитие ипотечных проектов опирается на создаваемые специализированные подразделения Банка: после открытия в сентябре 2003 года первого в России Центра ипотечного и потребительского кредитования в Москве, в январе 2004 года Банком был открыт аналогичный центр в Санкт-Петербурге.
С целью расширения каналов продаж ипотечных кредитных продуктов Внешторгбанк активизирует взаимодействие с корпоративными клиентами, Федеральным агентством по ипотечному жилищному кредитованию, с администрациями регионов и муниципальных образований, а также со строительными и риэлторскими компаниями.
Успешная реализация основных целевых установок Программы развития жилищного ипотечного кредитования позволила ВТБ войти в группу лидеров данного сегмента розничного рынка. За 2006 год Банк увеличил свою долю на национальном банковском рынке ипотечного кредитования с 1,4% до 6%.
Характерная для 2006 года динамика роста кредитного портфеля ВТБ и планы по модернизации существующих и разработке новых кредитных продуктов позволяют уверенно прогнозировать дальнейшее усиление позиций Банка на рынке жилищной ипотеки в России в ближайшие годы.
Межбанковское сотрудничество. Активное и постоянно расширяющееся взаимодействие с широким кругом российских и зарубежных контрагентов из числа финансовых учреждений традиционно является одним из главных конкурентных преимуществ Внешторгбанка, что способствует как укреплению ресурсной базы, так и эффективному развитию всех направлений активных операций Банка, в том числе корпоративного обслуживания и инвестиционно-банковского бизнеса.
|
|
Прочная деловая репутация, безупречная кредитная история и наивысшие среди российских банков кредитные рейтинги, присвоенные Банку международными рейтинговыми агентствами, позволили Внешторгбанку в 2004 году существенно укрепить лидирующие позиции на рынке иностранных заимствований. К началу 2005 года доля Внешторгбанка в общем объеме задолженности банковского сектора России перед иностранными кредитными организациями составляла около 19%, что обеспечило Внешторгбанку 1-е место среди российских банков в сегменте трансграничного привлечения ресурсов.
ВТБ постоянно расширяет сотрудничество с экспортными страховыми агентствами и экспортно-импортными банками большинства стран - ведущих торговых партнеров России (Австрии, Великобритании, Германии, Испании, Италии, США, Финляндии, Франции, Швейцарии, Японии и др.).
Международные расчёты. Проведение международных расчетов является важной составляющей широкого комплекса продуктов и услуг, предоставляемых Внешторгбанком в сфере внешнеэкономической деятельности. В 2007 году Банк, включая его филиалы и дополнительные офисы, продолжает развивать обслуживание своих клиентов по международным расчетам и валютному контролю, осуществляемое на традиционно высоком уровне.
2006 год характеризовался дальнейшим усилением рыночных позиций Банка, что нашло свое отражение в увеличении объемов операций и расширении клиентской базы. Благодаря эффективной маркетинговой политике, оптимизации ставок по ряду операций, развитию сотрудничества с иностранными банками и экспортными страховыми агентствами в части финансирования международных операций совокупный размер проведенных Внешторгбанком международных расчетов увеличился более чем в 1,4 раза. Это позволило укрепить позиции на рынке этих банковских услуг и повысить долю Банка в банковском обслуживании годового оборота экспортно-импортных операций российских компаний и организаций почти до 11%.
Основная часть международных расчетов осуществляется в форме переводов, на долю которых приходится около 88% объема операций по данному направлению.
ВТБ выступает агентом валютного контроля и обслуживает внешнеторговые операции таких крупнейших экспортеров страны, как «Рособоронэкспорт», ОАО «Техснабэкспорт», ОАО «Лукойл», ОАО «Тюменская нефтяная компания» и др. Среди клиентов Банка много компаний среднего и малого бизнеса.
Обладая штатом высококвалифицированных специалистов по международным расчетам и многолетним опытом проведения сложных сделок, ВТБ постоянно вводит в практику операций российских банков в этом сегменте рынка новые, нестандартные услуги и инструменты, а также расширяет оказание клиентам консультаций в части анализа сделок.
Депозитарные услуги. В 2008 году продолжился рост бизнеса Внешторгбанка на рынке депозитарных услуг. ВТБ является одним из крупнейших в России банковских депозитариев и проводит полный спектр операций по депозитарному обслуживанию.
Качество и объем предлагаемых Банком депозитарных услуг получили заслуженное признание на международном уровне. ВТБ является первым и пока единственным российским депозитарием, которому присвоен международный депозитарный рейтинг компании Thomas Murray, Великобритания, подтверждающий оказание Банком депозитарных услуг на международном уровне российским и иностранным инвесторам.
Депозитарные услуги предоставляются российским и иностранным юридическим и физическим лицам по всем типам ценных бумаг: российским государственным ценным бумагам, включая еврооблигации, муниципальным облигациям, акциям и корпоративным облигациям российских эмитентов, акциям иностранных эмитентов.
В 2006 году Банк обслуживал в качестве платежного агента крупнейших эмитентов облигаций, в частности, были проведены выплаты по облигациям ОАО «АВТОВАЗ», ОАО «Седьмой континент», администрации Ярославской области на общую сумму около 85 млн. долларов США (в рублевом выражении - 2,4 млрд. рублей).
В области депозитарной деятельности запланировано наращивание объемов работы с корпоративными ценными бумагами, внедрение комплексного обслуживания управляющих компаний паевых инвестиционных фондов, привлечение на депозитарное обслуживание глобальных инвесторов, а также физических лиц. Важным направлением станет совершенствование технологий проведения операций.
Кассовое обслуживание. Деятельность ВТБ по кассовому обслуживанию, включающему в себя обеспечение клиентов Банка, его филиалов и дополнительных офисов наличными денежными средствами, проведение с банками контрагентами сделок по покупке/продаже наличной иностранной валюты, предоставление клиентам услуг по инкассации и доставке наличных денежных средств, расчетно-кассовому обслуживанию, характеризовалась положительной динамикой.
Открытие ряда новых операционных подразделений ВТБ в Москве и регионах, рост количества клиентов, находящихся на расчетно-кассовом обслуживании, а также увеличение денежных потоков по клиентским счетам позволили увеличить в отчетном году оборот по кассовым операциям Головного офиса и филиалов Банка более чем в 1,5 раза - до 507 млрд. рублей. Значительно укрепились позиции Внешторгбанка на рынке оптовых поставок в страну наличной иностранной валюты.
За отчетный период в дополнительных офисах и на территории клиентов Банка только в Москве было установлено 79 банкоматов, что позволило увеличить проходящий через них оборот наличных денежных средств в 2,8 раза по рублям.
Банк последовательно расширяет спектр и повышает качество услуг, предоставляемых корпоративным и частным клиентам в области расчетно-кассового обслуживания. В рамках этой работы в 2006 году были введены, в частности, следующие новые виды услуг:
· кассовое обслуживание физических лиц с использованием электронных кассиров;
· развитие сети устройств по обмену наличной иностранной валюты;
· в 16-ти операционных подразделениях Банка в Москве введен расширенный режим обслуживания частных клиентов, предусматривающий в том числе работу по субботам.
Перспективы развития кассового обслуживания клиентов Внешторгбанка связаны с увеличением степени автоматизации кассовых операции, в том числе через дальнейшее расширение сети банкоматов и автоматов по обмену валюты, а также автоматизированных зон самообслуживания. Для повышения качества услуг предприятиям и организациям предусматривается внедрение принципа «одного окна» с совмещением функций кассиров и операционистов, открытие подразделений Банка на территории крупных торговых комплексов, a в Московском регионе - перевод корпоративных клиентов на обслуживание в собственное подразделение инкассации Внешторгбанка.