Как банки создают деньги. Денежный мультипликатор

Одноиз обстоятельств, которое учитывают правительства в макрорегулировании экономики, - это способность банков «творить» деньги, увеличивая денежное предложение. Дело в том, что в странах с развитой банковской системой отмечается стремительный рост объема депозитно-кредитной денежной массы (то есть тех денег, которые значатся как вклады в банки и, следовательно, могут быть предоставлены в кредит). Так вот: банки «создают» деньги тогда, когда они принимают вклады и, отчислив от их суммы требуемый обязательный резерв, используют оставшуюся депозитную массу для выдачи ссуд. В результате многократного повторения таких операций по цепочке банков в экономике происходит так называемая кредитная экспансия (расширение, распространение каких – либо процессов или явлений (кредитования, экономического господства, сфер влияния, той или иной культуры и т.п.))и образуются «новые» (дополнительные) деньги. Этот мультипликационный механизм увеличения денежного предложения можно проследить на следующем примере (Рис.1.1)

 

Первоначальный

 вклад

                               100

                                                               1-й банк       20               резерв

                                                                                        

Кредит                                  80

 


                                                                            

Депозит                                 80

                                                              2-й банк              16               резерв

 


Кредит                                  64

 

 


Депозит                                64

                                                              3-й банк             12,8             резерв

 

Кредит                                 51,2

                                                             

                                                  и т. д.

 

Рис. 1.1. Как банки увеличивают денежное предложение

Допустим, что в наш 1-й банк сделан вклад 100 д.е. и что при этом установленная центральным банком норма резервного капитала равна 20%. Тогда, после выполнения обязательных резервных требований в размере 20 д.е. (20% от 100 д.е.), банк дает ссуду 80 д.е. (100-20). Полученная кем – либо, эта ссуда через оплату различных счетов в итоге превратится в депозит, скажем, во 2-м банке. Последний, отчислив в резерв 16 д.е. (20% от 80 д.е.), предоставит в кредит 64 д.е. (80-16). Эта сумма, аналогично пройдя весь свой расчетно -платежный путь, окажется вкладом уже в 3-й банк. И так далее, пока “тающая” при переходе от банка к банку первоначальная сумма не растворится без остатка на банковских счетах.

В результате подобной “цепной реакции” первоначальные деньги многократно возрастут. Даже в коротком, приведенным выше, примере, доведенным лишь до третьего банка, сумма “новых денег” составит ни много ни мало 144 д.е. (80+64). Максимальный же коэффициент роста денежной массы, или, как его еще называют, денежный мультипликатор, является величиной, обратной норме резервного капитала.

Так, в приведенном примере он равен 5 (поскольку требуемая резервная норма равна 20%, или в долях – 1/5). То есть 80 д.е. кредитных денег, запушенных 1-м банком, в конечном счете могли бы “создать” 400 д.е. (80*5) “новых” денег, увеличив тем самым общую денежную массу до 500 д.е. (100+400). Такой банковский эффект кредитно – денежной мультипликации учитывается государством в его монетарной (денежной) политике, ибо он может вызвать инфляцию, когда экономика работает на пределе (полная занятость всех ресурсов). В погоне за максимальными прибылями банки могут не обращать внимания на “перегрев” хозяйственной конъюнктуры и выдают избыточные кредиты. В результате растущий спрос на товары и услуги превышает достигшее предела их предложение, и цены поднимаются. С возможными мерами государства против подобного развития событий связана, в частности, особая политика так называемых “дешевых” и “дорогих” денег.

    

3. Особенности развития банковской системы России на современном этапе. [5]





Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: