В императорский период сложился обычай, по которому муж, получая приданое, со своей стороны делал соответствующий вклад в семейное имущество в форме дарения в пользу жены. Сначала это дарение совершалось до брака (так как дарения между супругами запрещались) и поэтому называлось предбрачным даром (donatio ante nuptias). Требовать такой donatio ни невеста, ни ее родители не могли. Стоимость его приблизительно была равна dos.
Позже Юстиниан позволил совершать это дарение и во время брака, почему его стали называть donatio propter nuptias (дарение в виду брака).
Однако это название не вполне соответствует действительности в том отношении, что настоящего дарения здесь нет: муж сохраняет собственность на подаренные объекты; он ими пользуется как и раньше, и если брак протечет без всяких потрясений donatio не проявит себя ничем. Все назначение donatio propter nuptias заключалось только в гарантии жены на случай развода: тогда она могла потребовать не только свое приданое, но и donatio propter nuptias. Кроме того, в случае смерти оно выступало в качестве вдовей части.
|
|
Заключение
Нормы римского семейного права, хоть сейчас и не употребляемые, сделали огромный вклад в развитие всей европейской системы права. Отголоски их встречаются повсеместно, а выбывшие из употребления нормы позволяют составить мнение об историческом периоде
О семейном праве древнего Рима может быть сказано то, что римская семья, как ее рисуют Законы XII Таблиц, была семьей строго патриархальной. Семья в Древнем Риме строилась на сугубо патриархальных началах, напоминая автономный мирок, полностью подчиненный власти одного лица - главы семьи (pater familias) и только им представляемый вовне. Власть pater familias в семье была непререкаемой и в древнейшее время безграничной. Все остальные члены семьи подчинялись pater familias в одинаковой степени и были перед ним совершенно бесправны: он мог подвергнуть их любому наказанию, продать в рабство и даже лишить жизни. Это относилось не только к детям, но и к жене, которая по древнеримским воззрениям занимала filiae loco (положение дочери) по отношению к мужу и sororis 1осо (положение сестры) по отношению к собственным детям. «Предки наши утверждали, что даже совершеннолетние женщины вследствие присущего им легкомыслия должны состоять под опекою…»[2]
Отмеченная структура римской семьи обусловила деление граждан по их семейному состоянию на самостоятельных и подчиненных, или, как говорилось в римских источниках, на лиц своего права (personae sui juris) и лиц чужого права (personae alieni juris). Самостоятельным (persona sui juris) был в семье только один человек – pater familias.
|
|
Литература
Батыр К. И. Всеобщая история государства и права. - М., 1993г.
Всеобщая история государства и права. Учебник / ответственный редактор – доктор юридических наук, профессор, К. И. Батыр. – М., Былина, 2000
Дождев Д. В. Римское частное право. - М., Норма, 2002
Хвостов В. М..История римского права. - М., 1919 г.
Хрестоматия по всеобщей истории государства и права / Под ред. К. И. Батыра и Е. В. Поликарповой. – М., ЮРИСТЪ, 2003, том 1
[1] Ulp. D. 24, 1, 32, 13
Nuptias non cocubitus, sed consensus facit Брак создается не сожительством, но согласием
[2] Гай. Институции. 1. 144-145