В основе управления риском лежит принцип оптимизации соотношений выгоды и ущерба. Стратегическая цель управления риском - стремление к повышению уровня благосостояния общества (максимизация материальных и духовных благ) при обязательном условии: никакая практическая деятельность, направленная на реализацию цели, не может быть оправдана, если выгода от нее для общества в целом не превышает вызываемого ею ущерба (оправданность практической деятельности).
Политика в области управления риском должна реализовываться в рамках строгих ограничений техногенного воздействия на природные экосистемы (экологический императив). Управление риском – анализ самой рисковой ситуации, разработка и обоснование управленческого решения, как правило в форме нормативного акта, направленного на минимизацию риска, поиск путей сокращения риска[10].
Управление риском решает две основные задачи:
1. Анализ величины экологического риска и принятие решений, направленных на ее снижение до пределов, соответствующих приемлемому уровню риска;
|
|
2. Анализ цены экологического риска и реализация методов ее снижения.
Наиболее полной схемой алгоритма управления риском на мой взгляд можно считать:
Этап 1. Идентификация и анализ риска.
Этап 2. Анализ альтернативных методов управления риском.
Этап 3. Выбор методов управления риском.
Этап 4. Исполнение выбранного метода.
Этап 5. Мониторинг результатов и совершенствование системы.
К числу наиболее часто встречающихся конкретных методов трансформации рисков относятся следующие:
· Отказ от рисков;
· Снижение частоты ущерба или предотвращение убытка;
· Уменьшение размера убытков;
· Разделение риска (дифференциация и дублирование);
· Аутсорсинг риска[11].
Управление экологическими рисками в городе Сургут.
Для Сургута наиболее приемлимыми следует считать методы снижения частоты ущерба, уменьшения размера убытков, разделение риска.
Улучшение санитарно-экологического состояния городской среды может быть достигнуто за счет:
· уменьшения неблагоприятного влияния на городскую среду основных источников загрязнения в результате их реконструкции или технического перевооружения;
· осуществления градоэкологических мероприятий.
Внедрение передовых технологий на действующих предприятиях может привести к сокращению поступления вредных выбросов в атмосферу и уменьшению зон неблагоприятного воздействия. Таким образом, благодаря техническому перевооружению предприятий могут быть уменьшены зоны санитарно-экологических ограничений, в результате чего высвободятся дополнительные резервные территории. Решение данных вопросов находится в компетенции специализированных технологических институтов и организаций.
|
|
В рамках генерального плана рассматриваются градоэкологические мероприятия, направленные на улучшение санитарно-экологического состояния городской среды градостроительными методами.
Градоэкологические мероприятия базируются на оценке санитарно-экологического состояния городской среды и анализе территориальных ограничений градостроительной деятельности, установленных нормативно-законодательными документами.
Санитарно-экологическое состояние большей части селитебных территорий оценивается относительно благоприятное, исключение составляют отдельные поселки, расположенные в санитарно-защитных зонах промпредприятий и аэропорта (обзорного радиолокатора трассового), а также зоны аэротехногенного и шумового дискомфорта вдоль автомагистралей. Градоэкологические мероприятия, в связи с этим, касаются в первую очередь приведения в соответствие с утвержденными нормативно-законодательными документами градостроительного использования территории санитарно-защитных зон и зон санитарной охраны источников питьевого водоснабжения.
Учитывая существующее санитарно-экологическое состояние городской среды, взаиморасположение селитебной и промышленных зон, преобладающее западное и юго-восточное направление ветра, наиболее благоприятными для перспективного градостроительного развития являются территории к западу, северо-западу, югу и юго-востоку от существующей части города.
Природно-ресурсные и экологические ограничения на использование территории при осуществлении градостроительной деятельности в г. Сургуте должны делиться в соответствии с градостроительным планом на три группы:
· ограничения, направленные на охрану природных ресурсов;
· санитарно-экологические ограничения;
· инженерно-геологические ограничения.
Ограничения, направленные на охрану природных ресурсов.
Природные ресурсы в пределах г. Сургута представлены водными ресурсами и полезными ископаемыми.
Для водных ресурсов, как наиболее уязвимых, в целях их охраны должны быть установлены зоны особого режима природопользования, где градостроительная деятельность ограничена. К ним относятся:
· водоохранные зоны и прибрежные защитные полосы;
· зоны санитарной охраны источников питьевого водоснабжения.
Водоохранные зоны и прибрежные защитные полосы.
В пределах водоохраной зоны выделяется прибрежная защитная полоса, где допускается размещать только объекты водной рекреации, водозаборных, портовых и гидротехнических сооружений, рыбного хозяйства.
Размеры водоохранных зон и прибрежных защитных полос водных объектов в границах города в границах города должны быть установлены в соответствии с «Проектом установления водоохранной зоны и прибрежной защитной полосы р.Обь», разработанным СГМУП «НПЦ «Геоэкология» в 2004г. Ширина водоохранных зон по рекам и притокам от100м до 500м, ширина прибрежных полос по рекам и притокам от50м до 100м.