Глава 3. Роль и функции эмоций в управлении поведением и деятельностью

Участие эмоций в управлении поведением и деятельностью человека обсуждалось еще мыслителями Древней Греции. Например, Аристотель, рассматривая причины познания, пришел к выводу, что ее побудителем является чувство удивления: «Ибо и теперь и прежде удивление побуждает людей философствовать, причем вначале они удивляются тому, что непосредственно вызывало недоумение, а затем, мало-помалу продвигаясь, таким образом далее, они задавались вопросом о более значительном, например, о смене положения Луны, Солнца и звезд, а также о происхождении вселенной».

Роль эмоции удивления в управлении познавательной деятельностью рассмотрена и Р. Декартом. Вообще он рассматривал значение эмоций в более широком аспекте. Так, он отмечал роль «страсти» в запоминании: «Сколько бы раз неизвестный нам предмет не появлялся в поле нашего зрения, мы совершенно не храним его в нашей памяти, если только представление о нем не укрепилось в нашем мозгу какой-нибудь страстью» (1950, с. 632). Декарт, а затем и Спиноза создали учение об аффектах как побудителях активности человека. «...Главное действие всех людских страстей заключается в том, что они побуждают и настраивают душу человека желать того, к чему эти страсти подготавливают его тело», - писал Декарт.

Голландский философ Б. Спиноза в середине XVII века тоже считал главной побудительной силой поведения аффекты, к которым он относил в первую очередь влечения, связанные как с телом, так и с душой. Он писал: «Желание, возникающее вследствие неудовольствия или удовольствия, ненависти или любви, тем сильнее, чем больше эти аффекты». Спиноза также отметил двойственный характер эмоций, которые могут благоприятствовать способности тела к действию или ограничивать ее.

Позднее 3. Фрейд приравнивал аффекты к психической энергии как источнику мотивации.

Несколько иной аспект роли эмоций (чувствований) в управлении поведением отметили Н. Я. Грот и Г. Мюнстерберг.

Н.Я. Грот разработал четырехзвенную классификацию психической деятельности, в которой чувствование и эмоции поставил на второе место как следствие ощущений и представлений и как один из этапов управления жизнедеятельностью организма (табл. 2.1).

Таблица 2.1

Проявления и этапы психической деятельности

Ее моменты Первоначальные психические явления Осложненные психические явления
Объективная восприимчивость ощущения представления и понятия (идеи вообще)
Субъективная восприимчивость чувствования удовольствия или страдания чувства и волнения
Субъективная деятельность стремления желания и хотения
Объективная деятельность движения действия и поступки

 

Н.Я. Грот полагал, что «ощущения сами по себе еще не способны регулировать отправлений организма, к какой бы области - обмена вещества или обмена впечатлений - они не относились. Ощущения служат только показателями того, что происходит в различных наших органах под влиянием разнообразнейших действий внешней среды. Они, следовательно, представляют только первый шаг к регулированию процессов организма, т. е. снабжают сознание основаниямидля такого регулирования и дают ему первый толчок. Настоящим регулятором взаимодействия организма с окружающей средою является только весь психический оборот в совокупности, и каждый момент этого оборота есть новый шаг к окончательному регулированию такого взаимодействия». И далее Н.Я. Грот задается вопросом - какая роль в этом акте регулирования принадлежит чувствованиям (эмоциям)? «Чувствования, - пишет он, - как продукт субъективной оценки ощущений, очевидно, отвечают на вопрос: какое значение в экономии целого организма имеет это нечто, происходящее в каком-нибудь нашем органе и открытое нами при содействии ощущения? Ответом на этот вопрос служат чувствования удовольствия и страдания. Отсюда мы можем уже с полною достоверностью утверждать, что чувствования служат продуктом оценки внутренних отношений».

Представленные в таблице 2.1. этапы психической деятельности Н.Я. Грот считал универсальными, имеющими место даже при безусловнорефлекторном реагировании. Выпадение же средних звеньев (чувствований и стремлений, желаний) он связывал с тем, что интенсивность процесса такова, что между ощущением и действием не успевает наступить оценка, либо с тем, что действия из-за частых повторений превращаются в автоматические. Однако он считал, что это выпадение только кажущееся: например, в первом случае оценка проходит так быстро, что субъект не успевает отдать себе отчета в ней, не успевает осознать ее. Выпадение одного из средних звеньев Н.Я. Грот объяснял слиянием этих двух звеньев в одно звено, поглощением одного звена другим. Таким образом, он объяснял инстинкт, в котором момент чувства, т. е. субъективного восприятия, поглощается стремлением - субъективным движением.

Г. Мюнстерберг, отмечая побудительную и усиливающую (энергетическую) роль эмоций, писал: «...Эмоция должна направлять весь организм к действию какого-нибудь одного определенного рода. Подобно тому, как внимание дает концентрацию представления против всех мешающих, соперничающих представлений, точно так же эмоция дает концентрацию реакции и задерживает все остальные возможные деятельности....Эмоция - это органическая волна, которая проходит через всю центральную нервную систему, подавляя и устраняя все, что не имеет отношения к источнику эмоционального возбуждения». Нетрудно заметить, что, по существу, речь идет об участии эмоций в создании доминантного очага,направляющего поведение человека и животного.

Надо отметить, что в истории изучения эмоций был и другой период, когда эмоции рассматривались, как отметил Л. С. Выготский, «как побочные явления, никак не участвующие в реальной жизни человека, как простое осознание периферических изменений». Так, У. Мак-Дугалл определил эмоции как аффективный аспект инстинкта, а Г. Спенсер и Т. Рибо объявили эмоциональные состояния человека пережитками его животного прошлого. Ж.-П. Сартр считает, что эмоции приводят к «деградации сознания». Была высказана и противоположная точка зрения, что под натиском прогрессирующего интеллекта деградируют эмоции (Т. Рибо).

Эта позиция ряда английских и французских ученых была отвергнута. Участие эмоций в управлении поведением и деятельностью человека было признано большинством психологов, что нашло отражение в «мотивационной» теории эмоций,которая отстаивает функциональное единство эмоциональных и мотивационных процессов. Из отечественных ученых еще в начале XX века этой позиции придерживался Л. И. Петражицкий. Во второй половине XX века эта теория окончательно оформилась и получила широкое распространение среди западных психологов.

Признается она и отечественными учеными, притом часто даже излишне категорично. Так, С. Л. Рубинштейн писал, что эмоции являются субъективной формой существования мотивации (потребностей): «Выступая в качестве проявления потребности, - в качестве конкретной психической формы ее существования, эмоция выражает активную сторону потребности... Возникая... в деятельности индивида, эмоции или потребности, переживаемые в виде эмоций, являются вместе с тем побуждениями к деятельности». То же пишет и Г. X. Шингаров: «...Эмоции можно рассматривать в качестве конкретной психологической формы существования потребностей». В. К. Вилюнас, говоря о биологической мотивации, доказывает близость понятий «мотивация» и «эмоции» и чуть ли не отождествляет их. Вслед за С. Л. Рубинштейном он определяет эмоции как субъективную форму существования мотивации. Практически, отождествление эмоциональных и мотивационных феноменов имеет место у Г. М. Бреслава, когда он пишет об «эмоциональной децентрации», понимая под ней способность представить желаниядругого человека. В словаре «Психология» говорится, что «эмоции -субъективная форма выражения потребностей», которые предшествуют деятельности по их удовлетворению, побуждая и направляя ее. Близка к этому и позиция В. В. Бойко, который считает, что «эмоции - это генетические программы поведения, обладающие энергетическими свойствами - способностью воспроизведения, трансформации, динамикой, интенсивностью, побуждающим влиянием».

 



ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Теоретический анализ литературы показа, что проблемой эмоций занимались многие авторы. Среди них С.Л. Рубинштейн, П.М. Якобсон, А.В. Петровский, А.Г. Ковалёв, П.К. Анохин и многие другие.

На  сегодняшний  день  эмоции (как наиболее явно выраженный феномен внутренней жизни человека)  по-прежнему  до  конца  не  изучены  и продолжают оставаться предметом больших споров при попытке осмыслить их в рамках психологической теории. Дискуссии ведутся буквально  по  всему  кругу  связанных  с  эмоциями  проблем  -  от  вопроса о  том,  какие  психические  явления  следует  относить  к  эмоциональным, до вопроса о принципиальной роли эмоций в осуществлении процессов жизнедеятельности. Затруднения в теоретической интерпретации эмоций обусловлены  целым  рядом  причин.  Прежде  всего  тем,  что когда речь идёт об эмоциях, то здесь наблюдается особый случай: они являются самой интимной  специфической  характеристикой  психического.

Эмоции  существенно  влияют  на  ход деятельности человека. Как форма проявления личности, они выступают в качестве внутренних побуждений к деятельности и обуславливают ее динамику. Эмоции и чувства,  порождаются  соотношением  предметной  деятельности  субъекта  с  его  потребностями  и  мотивами.

В оценке степени совпадения полученного и желаемого результата участвуют эмоции, которые непосредственно сигнализируют субъекту об этом  в  форме  переживания  удовольствия  или  неудовольствия.

Следственная деятельность особенно насыщена эмоциональными проявлениями. Она в значительной мере связана с экстремальными ситуациями  и конфликтами,  с  межличностным  взаимодействием,  одним из факторов которого являются эмоции и чувства людей.

Изучив  данную  тему,  свое  отношение к проблеме можно выразить так:  эмоции – неотъемлемая часть жизни человека. Что касается роли эмоций  в  управлении  поведением  и  деятельностью человека, то она весьма многообразна. Это и сигнализация о возникшей потребности и испытываемых  ощущениях  от  внешних  раздражителей  (здесь  играет  роль эмоциональный  тон  ощущений),  и  сигнализация  об  имеющейся  в  момент  принятия  решения  ситуации (опасная - неопасная, и т. п.), и реакция на прогноз удовлетворения потребности и на само это удовлетворение, способствующая угашению имевшейся потребности. Эмоциональное  реагирование также способствует регуляции энергетического потока, подпитывая  им мотивационный процесс и способствуя  подготовке  организма  к  действию  в  той  или  иной  значимой ситуации.



Список литературы

1. Васильев И. А.,. Поплужный В. Л, Тихомиров О. К., Эмоции и мышление. – М.: МГУ, 2000. – 192 с.

2. Гамезо М.В., Домашенко И.А., Атлас по Психологии, Информационно-методическое пособие к курсу «Психология человека» Издание третье, дополненное и исправленное. Педагогическое общество России, Москва 2004

3. Ильин Е. П. «Эмоции и чувства. - СПб: Питер, 2001. –  749с.

4. Леонтьев А. Н. Проблема деятельности в психологии. - Вопр. философ., 1999, № 9, с. 105-120.

5. Леонтьев А. Н. Проблемы развития психики. - М.: Изд-во Моск. ун-та, 1981. - 524 с.

6. Психология: Словарь. /Под общ. ред. А. В. Петровского, М. Г. Ярошевского. 2-е изд., испр. и доп. М.: Политиздат, 1990. 494 с.

7. Рубинштейн С. Л. Проблемы общей психологии. - М: Наука, 2001. - 381 с.

8. Тертель А. Л., Психология. Курс лекций: учеб. пособие. - М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2006. - 248 с.

9. Шингаров Г.К. Эмоции и чувства как форма отражения действительности. М., 1996г.


 

Приложение А

Структура эмоциональной регуляции учебно-познавательной деятельности

 

Этап учебно-познавательной деятельности

Внутренний психологический уровень регуляции

Мотивационный

Эмоциональный

Общий Специфический
Анализ Доминирование внешних результативных мотивов с выработкой конкретных целей, направленных на внешние признаки дидактического материала На уровне эмоциональности как динамического свойства личности (от удивления до любопытства) Первичный анализ учебного задания эмоционально оценивается и получает в сознании определенное эмоциональное закрепление
Синтез Доминирование внутреннего результативного мотива с выработкой общих целей, направленных на факты, правила, усвоение свойств предметов, явлений На уровне соотношения эмоциональных и когнитивных процессов (от любопытства до любознательности) Закрепление с возникающими новыми эмоциями катализирует гностические функции наведения и коррекции учебных действий
Аналитико-синтетический Доминирование внутреннего мотива. Выработка целевых систем с учетом общей и конкретной направленности на выяснение сути явлений, их происхождения, установление общих принципов, действующих в разных условиях На уровне включения эмоции в гностические процессы сознания (от любознательности до увлечения) Усиление эвристических функций эмоций в творческом поиске учебно-практических действий

 

Приложение Б

Приемы эмоциональной регуляции учебно-познавательной деятельности

 

Этап учебно-познавательной деятельности

Внешний психолого-педагогический уровень регуляции

Приемы регуляции

Направленность на создание

ситуаций эмоционального эффекта
Анализ Переключение внимания Композиционное моделирование Психомоторные упражнения Экспрессивная выразительность Цветовое воздействие Использование ярких цитат и парадоксальных случаев Неожиданности, яркости, контрастности Новизны
Синтез Импровизированное сюжетно-ролевое комментирование Моделирование совместной деятельности Социально-педагогический тренинг Мультипликации Музыкальное воздействие Драматизации Проблемности Сопереживания
Аналитико-синтетический Информационная недостаточность Скоростное экспонирование Ложная информированность Ограничение во времени Соревновательности (соперничества) Конфликтности Увлечения

 


[1] Ильин Е. П. «Эмоции и чувства. - СПб: Питер, 2001. – 749с

[2] Гамезо М.В., Домашенко И.А., Атлас по Психологии, Информационно-методическое пособие к курсу «Психология человека» Издание третье, дополненное и исправленное. Педагогическое общество России, Москва 2004

[3] Психология: Словарь. /Под общ. ред. А. В. Петровского, М. Г. Ярошевского. 2-е изд., испр. и доп. М.: Политиздат, 1990. 494 с.




Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: