В данном разделе рассмотрена методика и специфика расчета экономической эффективности проекта.
В основе описания экономической эффективности лежат сопоставление существующего в внедряемого технологических процессов.
В данном случае под существующим процессом подразумевается та методика занесения в базу данных, которую использовал бы бухгалтер, если не было бы автоматизированного решения задачи.
Бухгалтер должен был бы брать накладные и счет-фактуры в отделе выписки, закупок и сбыта, и вручную заносить информацию из этих документов в бухгалтерскую программу “Инфо-бухгалтер”. Хотя штат рассматриваемой фирмы “Мастер-СД” невелик, эта работа всё равно занимает значительное количество времени. С помощью автоматизации эта выполняется за несколько минут.
Эффективность - одно из наиболее общих экономических понятий,не имеющих пока, по-видимому, единого общепризнанного определения. Это одна из возможных характеристик качества системы, а именно её характеристика с точки зрения соотношения затрат и результатов функционирования системы.
|
|
В дальнейшем будем понимать под экономической эффективностью меру соотношения затрат и результатов функционирования.
Экономическая эффективность проекта складывается из двух составляющих:
-косвенный эффект
-прямой эффект
Косвенный эффект характеризуется увеличением прибыли, привлечением большего числа покупателей, снижением затрат на сырьё и материалы.
Прямой эффект характеризуется снижением трудовых и стоимостных показателей.
К трудовым показателям относятся следующие:
1. абсолютное снижение трудовых затрат(D Т)
DТ=T-T
Где Т-трудовые затраты на обработку информации по базовому варианту;
Т-трудовые затраты на обработку информации по предлагаемому варианту;
2. коэффициент относительного снижения трудовых затрат(К)
К=DТ/Т *100%
3. индекс снижения трудовых затрат или повышение производительности труда(Y):
Y=T/T
Все показатели будут рассчитаны в следующем пункте.
Расчет показателей экономической эффективности
Проекта.
В данном разделе рассчитываются конкретные суммы затрат на работу в базовом варианте и на разработку программы автоматизации. Трудовые и стоимостные затраты при базовом и проектном варианте представлены в таблицах 13 и 14 (См. далее).
Объем работы измеряется количеством записей, которые должен внести в базу бухгалтер. Под записями понимается вся информация, которая вносится по каждой накладной в данной операции. В нашем случае – это ввод накладных и счетов-фактур каждый день.
|
|
Норма выработки показывает сколько записей может внести расчетчик, если будет вносить данные вручную. Такие небольшие цифры обусловлены тем, что нужно затрачивать время не только на внесение данных, но и на их проверку и возможную корректировку.
Трудоемкость определяется путем деления графы 4 (объем работы) на графу 5 (норма выработки).
Т= 91440/80-1143
Среднечасовая зарплата получается в результате деления заработной платы бухгалтера на количество рабочих часов в месяце (8-часовой рабочий день).
Часовая норма амортизации определяется по следующему алгоритму: берется стоимость компьютера и делится на среднегодовое время работы, умноженное на пять лет (срок эксплуатации компьютера, в соответствии с законодательством -–пять лет). На компьютере работает только бухгалтер, соответственно время эксплуатации компьютера составляет 8 часов в день.
254*8=1270
28870/1270=22,7
Стоимость накладных расходов не учитывается, т.к. для работы компьютера необходима только электроэнергия, а ее стоимость в данном случае не считается.
Стоимость работы оборудования получается путем складывания графы 7 (среднечасовая зарплата), графы 8 (часовая норма амортизации) и 9 (накладные расходы). Эта графа показывает сколько стоит для предприятия один час работы оператора на компьютере.
30+22,7=52,7
Стоимостные затраты показывают общую стоимость данной операции.
30*52,7=1581
Таблица 13. Характеристика затрат на обработку при базовом варианте.
N П/п | Наименование операций технологического процесса комплекса задач | Оборудование | Объём работы в год | Норма выработки(производительность устройств ЭВМ(в час)) | Трудоёмкость | Среднечасовая Зарплата оператора | Часовая норма амортизации | Часов. стоим накладных расходов(руб | Стоимость работы оборудования | Стоимостные затраты для операций, вып. на ЭВМ |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 |
Ввод накладных | Оборудование, описанное в п. 1.7.1 | 91440 записей | 80 записей | 1143 часа | 30 руб. | 22,7 | Не учитывается | 52,7 | 1581 | |
2 | Ввод счетов-фактур | Оборудование, описанное в п. 1.7.1. | 91440 записей | 80 записей | 1143 час | 30 руб. | 22,7 | Не учитывается | 52,7 | 1581 |
Итого | 2286 | 3162 |
Таблица 14. Характеристика затрат на обработку при проектном варианте.
N П/п | Наименование операций технологического процесса комплекса задач | Оборудование | Объём работы в год | Норма выработки (производительность устройств) ЭВМ(в час)) | Трудоёмкость | Среднечасовая зарплата оператора | Часовая норма амортизации | Часов. стоим накладных расходов(руб | Стоимость работы оборудования | Стоимостные затраты для пераций, вып. на ЭВМ |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 |
Ввод накладных | Оборудование, описанное в п. 1.7.1. | 45720 записей | 40 записей | 571,5 часа | 30 руб. | 22,7 | Не учитывается | 52,7 | 790,5 | |
2 | Ввод счетов-фактур | Оборудование, описанное в п. 1.7.1. | 45720 записей | 40 записей | 571,5 часа | 30 руб. | 22,7 | Не учитывается | 52,7 | 790,5 |
Итого | 1143 | 1581 |
Для того, чтобы осуществился перенос данных (в данном случае накладных) из ”TRADE ASSISTANT” в “Инфо-бухгалтер” ООО”Мастер-СД” необходимо закупить кабель для подсоединения компьютеров бухгалтерии к ЛВС и разработать специальный программный модуль, обеспечивающий их перенос.
Время, затраченное на разработку информационно-логической модели, обеспечивающей связь TRADE ASSISTANT с “Инфо-бухгалтер” равно примерно 1-й недели.
|
|
При расчете экономической эффективности и использования проекта, надо рассчитывать следующий момент: когда сравниваются показатели для выявления разницы между занесением данных в базу при ручной и автоматизированной технологии, то эти показатели описывают только работу бухгалтера. Расчет показателей эффективности от внедрения проекта автоматизации приведен в таблице 15.
Таблица 15. Расчет показателей эффективности
Затраты | Абсолютное | Коэффициент | Индекс | ||
Базовый | Проектный | изменение | Изменения | ||
Вариант | Вариант | затрат | Изменения | Затрат | |
Затрат | |||||
То, Со | Ti, Ci | ДТ, ДС | Кг, Ко | Y-r, Yc | |
Трудоемкость | 1143 часа | 571,5 часа | 571,5 часа | 50 % | 2 |
Стоимость | 129 844руб | 64922 руб. | 64922 руб. | 50 % | 2 |
Из таблицы видно, что проектный вариант решения задачи является в два раза выгоднее базового варианта как в плане стоимости, так и в плане трудовых затрат и нормы выработки.
Такая большая разница между индексами изменения затрат обусловлено тем, что скорость обработки данных и соответственно переноса данных из компьютера гораздо выше человеческих возможностей. Но зато создание программы требует больших денежных затрат.
Разработка новой отчетной формы «Прайс-лист по наличию» и информационно-логической модели, обеспечивающей связь Trade Assistant и Инфо-Бухгалтер повлечет за собой косвенный экономический эффект, т.е. это приведет к улучшению качества обслуживания покупателей, увеличению прибыли фирмы.
Заключение
В процессе написания дипломного проекта была рассмотрена существующая в ООО «Мастер-СД» технология учета продаж товаров, обоснована необходимость использования вычислительной техники для решения этой задачи.
|
|
Так же была рассмотрена существующая на предприятии нормативно-справочная и результатная информация, разработана информационно-логическая модель данных, обеспечивающая бухгалтерский, оперативный и количественно-суммовой учет товаров. Была разработана новая отчетная форма «Прайс-лист по наличию товаров».
Это привело к улучшению ряда экономических показателей:
- увеличилось число обслуживаемых клиентов;
- улучшилось качество обработки информации, при этом повысилась степень достоверности информации, степень ее защищенности.
Список литературы.
1. Руководство пользователя "Trade Assistant Программный комплекс управления торговлей. Основные модули". М.:,1999.
2. Руководство пользователя "Trade Assistant Программный комплекс управления торговлей. Дополнительные модули". М.:, 1999.
3. Качайлов А.Е. Автоматизация учета на базах и складах. М.: Экономика, 1970.
4. Титоренко Г.А. Автоматизированные информационные технологии в экономике. М.: Компьютер, ЮНИТИ, 1998.
5. Трубилин И.Т., Семенов М.И., Лойко В.И., Барановская Т.П. Автоматизированные информационные технологии в экономике. М.: Финансы и статистика, 1999
6. Карминский А.М., Нестеров П.В. Информатизация бизнеса. М.: Финансы и статистика, 1997.
7. Руководство пользователя. Многопользовательский сетевой комплекс полной автоматизации фирмы "Галактика". М.:, 1997.
8. Ивлиев М.К., Порошина Л.А. Автоматизация оперативного и бухгалтерского учета товаров/Учебное пособие. М.: МУПК, 1997.
9. Чистов Д.В. Основы компьютерной бухгалтерии / Учебный практикум по ведению бухгалтерского учета в «1С:Бухгалтерии-Проф 6.0»для Windows. М.: Компьютер пресс, 1998.
10. Киевский С.В. «Самоучитель по работе с программой «1С:Бухгалтерия» Доля пользователей локальных и сетевых версий: 5.0 и Проф-2.0 для DOS, 6.0 и Проф-6.0 для Windows и Windows 95,-М.: Компьютер пресс, 1998.
11. Информационные системы бухгалтерского учета: Учебник / Под ред. В.И.Подольского –М.: Аудит, ЮНИТИ, 1998.
12. Руководство пользователя "Инфо-Бухгалтер – Комплексная автоматизация бухгалтерского учета. М.:, 1999.
Дипломный проект выполнен мной совершенно самостоятельно. Все использованные в проекте материалы и концепции из опубликованной научной литературы и других источников имеют ссылки на них.
"___"_____________2000г. Сизикова Е.В.