Конкурентные преимущества в сфере внешней торговли товарами и услугами

Во всем мире частные компании рассматривают качество товаров и услуг как первоочередной источник конкурентного преимущества на рынке. Как следует из данных, полученных при опросе 7800 компаний в рамках ежегодного исследования бизнеса Grant Thornton International, 70% предпринимателей по всему миру считают этот фактор важным или крайне важным, когда речь заходит о конкурентных преимуществах. В КНР же доля респондентов, считающих «качество товара/услуги» важным конкурентным преимуществом, с большим отрывом оказалась самой низкой в мире – 46%.

Выдвинутые задачи решаются за счет расширения внешней торговли, привлечения иностранного капитала в производительной форме, использования иностранных кредитов. Благодаря дешевой рабочей силе, Китай конкурентоспособен во многих трудоемких производствах, но помимо этого, благодаря росту квалификации рабочего персонала Китай также становится конкурентоспособным и в высокотехнологичном секторе экономики, при сопоставимом уровне качества.
Наиболее развитой формой внешнеэкономических связей Китая является внешняя торговля. Доля КНР в мировой торговле за период с 1978 по 2009гг. возросла в десять раз, и составляет около 8% (в 1978г. 0,75%).

За годы проведения реформы товарооборот Китая увеличился с 20,1 млрд. долл. в 1978г. до 2,34 трлн. долл. в 2009г. С 1979г. объем внешней торговли Китая ежегодно увеличивается в среднем на 12–15%, и на сегодня доля экспорта в структуре ВНП составляет 20%, обеспечивая 80% валютных поступлений, результатом чего является достаточно высокая роль внешних факторов в экономическом развитии КНР.

Согласно правительственным данным, в 2009 году импорт в Китай составил 956 миллиардов долларов США, а экспорт 1,18 триллиона, что свидетельствует о достаточно глубокой вовлеченности КНР в мирохозяйственные связи. Одной из важнейших задач китайской внешней торговли является приобретение техники и технологии для развития собственного высокотехнологичного сектора. Для этого в 90-е г. ХХ в. во внешней торговле произошла переориентация от закупок комплектного оборудования, к закупкам ключевого оборудования и неовеществленной технологии (патенты, лицензии и т.д.), поскольку в этом случае приобретение техники и технологий дает Китаю возможность на базе реконструируемых предприятий наладить собственное производство современной продукции и, в конечном счете, выйти на более высокий уровень технического развития. В результате чего существенно возросла зависимость ряда производственных отраслей от импорта. Наибольшее значение импорт имеет для автомобилестроения, нефтяной и нефтеперерабатывающей промышленности, самолетостроения, черной металлургии и высокотехнологичного сектора. Но в тоже время необходимо отметить, что, зачастую Китай не гнушается и простым копированием технологических решений других стран.

За счет импорта техники и технологий к 2000 году было обеспечено около 60% прироста промышленного производства, а на внутренний рынок поступило свыше 8 тыс. наименований новых видов продукции.

По мере роста импорта машин и оборудования снижалась доля закупок сырья и полуфабрикатов (как продовольственных, так и непродовольственных). В настоящее время они составляют примерно 20% импорта. Китай резко сократил ввоз зерновых и полностью прекратил закупки хлопка, соевых бобов, ряда других культур, что стало возможным благодаря внедрению новых форм хозяйствования в сельском хозяйстве, позволившему значительно увеличить сборы сельскохозяйственных культур внутри страны. В то же время сохраняется довольно высокая импортная зависимость по товарам сырья и материалов производственного назначения: лес и лесоматериалы, металлы, каучук, целлюлоза, химические товары, первичные пластмассы и др. Помимо этого крупными статьями импорта в Китай являются углеводородные ресурсы, интегральные схемы, электронные компоненты и высокотехнологичные производственные линии и комплексы[2].

Структура китайского экспорта также претерпевает важные изменения, отражающие фундаментальные сдвиги в структуре промышленности, которые происходят в рамках государственной политики догоняющего индустриального развития. Китайская промышленность достаточно быстро осваивает производство товаров с высокой добавленной стоимостью, обеспечивая при этом постоянно возрастающее качество продукции, без чего расширение экспорта является невозможным даже при условии сравнительно дешёвой рабочей силы.

В настоящее время Китай занимает первое место в мире по экспорту хлопчатобумажных тканей и натурального шелка. Текстильная промышленность является одним из важнейших источником валютных доходов Китая. Но в то же время текстиль — один из наиболее болезненных вопросов в торговых отношениях с промышленно развитыми странами. Опасаясь быстрого роста ввоза изделий китайской текстильной промышленности на свои внутренние рынки, ряд стран потребовал от Китая ограничить их ввоз. Однако, несмотря на увеличение импортных квот, введенных развитыми странами, Китай удерживает первое место среди основных поставщиков текстильной продукции на мировой рынок. По мере того, как экспорт традиционных видов этой продукции подпадает под ограничения, Китай последовательно развивает экспорт новых категорий и улучшает качество изделий, на которые распространяются ограничения, чтобы повысить их стоимость, не увеличивая при этом количества, и таким образом обходит ограничения. Степень зависимости текстильной промышленности от экспорта довольно значительна. Наибольшее значение экспорт имеет для отраслей: хлопчатобумажной промышленности (52%), шелковой промышленности (65%), а также легкой промышленности (45%). В основном на внутренний рынок работает химическая промышленность — экспортная квота составляет 5%.

На машиностроительную и электротехническую продукцию приходится не менее 20% экспорта. К числу экспортных товаров китайского машиностроения относятся металлообрабатывающие станки, судостроительная техника, автомобильная техника, велосипеды, бытовые электроприборы. Ранее проникновение этих товаров на мировой рынок сдерживалось невысоким качеством, отсутствием гарантийного и послегарантийного обслуживания и не выдерживало конкуренции с другими поставщиками подобной продукции, среди которых выделяются Тайвань, Южная Корея, но в последние годы отмечается тенденция к улучшению качества продукции и сопутствующих направлений. Так в 2008г. Китай стал ведущей машиностроительной державой, заняв 17,2% мирового рынка, в то время в 80-х гг. ХХ века доля продукции китайского машиностроения не превышала 0,6%.

На нынешнем этапе развития внешней торговли основными торговыми партнерами Китая являются Япония, США и страны Западной Европы, на долю которых приходится более 60% внешнеторгового оборота. На их долю приходится свыше 70% закупок техники и 90% технической документации.

Сейчас Китай поддерживает внешнеэкономические связи более чем с 220 странами (и территориями). Ведущими торговыми партнерами являются США, Япония, страны ЕС, Республика Корея, Австралия, Россия, Канада. Основными статьями экспорта являются машиностроения, текстиль и высокотехнологичная продукция.
По данным Государственного управления статистики Китая, в 2008 году коэффициент вклада Китая в мировую экономику составил более 20%. Китай занял второе место в мире по этому показателю, уступая только США (22,8%).




Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: