1. Самоуправление и контроль за собственным поведением, формирование в себе качеств, необходимых делу, приятных окружающим, способствующих вашему успеху и продвижению.
2. Координация собственного поведения, темперамента, потребностей, интересов, настроения с окружающими. Недопустимо распускать себя, оправдываясь тем, что вы холерик или у вас неприятности дома.
3. Терпимость к недостаткам, вредным привычкам коллег, к их раздражающим вас взглядам, убеждениям, мнениям. Основой такой терпимости должна быть твердая уверенность в том, что каждый человек имеет право быть таким, каков он есть, и мы должны принимать людей именно такими – «иными» по сравнению с нами.
4. Стремление к взаимопониманию, желание понять другого, для чего надо «выйти из собственной концепции к общей системе координат», попытаться понять, что движет другим человеком.
5. Способность к сочувствию, сопереживанию – это даже не требуемое (требовать этого нельзя), а скорее ожидаемое, желаемое.
Эти общие принципы отношений «по горизонтали» конкретизируются в нормах поведения, которые включают в себя:
|
|
– подчинение сиюминутных личных интересов стратегическим целям коллектива;
– умение не превращать деловые разногласия с коллегами в личную неприязнь и не переносить свои симпатии и антипатии на служебные отношения;
– стремление сохранить с коллегами хорошие отношения, которые не должны препятствовать деловой критике, способности аргументировано отстаивать собственную точку зрения;
– умение координировать эту точку зрения с мнением коллег, вести коллективный поиск наиболее оптимального решения деловых проблем;
– способность проявить во взаимоотношениях с коллегами тактичность, стремление к взаимопониманию, сочувствию, сопереживанию.
Оптимизации отношений «по горизонтали» способствует также установка, ожидания, желания личности.
Если вы стремитесь вызвать хорошее к себе отношение и желаете, чтобы подобные отношения установились между всеми коллегами, то следуйте этим советам:
– искренне интересуйтесь людьми, проявляйте внимание к их делам и проблемам;
– доброжелательно и как можно чаще улыбайтесь людям, и они ответят вам тем же;
– запоминайте имена людей, с которыми вы общаетесь, обращайтесь к ним по имени и отчеству: людям это нравится;
– умейте слушать собеседника, побуждайте человека говорить о том, что для него наиболее важно, и он будет благодарен вам;
– говорите с людьми о том, что интересует их, а не вас;
– дайте собеседнику почувствовать себя личностью, вызовите в нем чувство самоуважения, и он будет бесконечно благодарен вам.
|
|
Этика делового общения «по вертикали» регламентирует отношения управления и подчинения, отличительная черта которых – асимметричность, неравенство, зависимость одного лица от другого. Тон здесь, безусловно, задает лидер, руководитель, и поэтому именно к нему, к его личностным качествам предъявляются основные требования.
Продвижению «наверх», занятию руководящего поста работнику помогают следующие качества–условия:
– умение работать с людьми (!);
– готовность рисковать и брать ответственность на себя;
– приобретение опыта руководящей работы до 35 лет (с возрастом сотруднику–исполнителю все труднее приобретать качества руководителя);
– высокая способность генерировать идеи;
– умение при необходимости легко менять стиль управления;
– специальная управленческо-менеджерская подготовка;
– поддержка и понимание семьи.
Если вышеперечисленные качества помогают специалисту стать руководителем, то быть успешным лидером он может при наличии следующих свойств, умений и навыков:
– высокой коммуникабельности;
– умения управлять людьми, влиять на них;
– умения делегировать полномочия и распределять роли в коллективе;
– способности самостоятельно принимать решения;
– аналитических способностей;
– гибкого поведения;
– умения правильно распределять время – свое и подчиненных;
– знания дела.
Соответствие этим требованиям и создает руководителю авторитет – признание его лидерства не только по должности, но и по его человеческим качествам, готовность сотрудников подчиняться ему не по обязанности, но по личной склонности.
Однако наличие у руководителя авторитета еще не определяет благополучия и эффективности отношений «по вертикали». Многое здесь зависит от стиля руководства. Основные стили руководства – директивный и коллегиальный.
· Директивный стиль | Коллегиальный стиль |
Базируется на принципах авторитарной Этики, стремлении к единовластию. | Базируется на принципах гуманистической этики и демократии. |
Жестко регламентирует задачи и методы Деятельности подчиненных. | В решении производственных задач под-подчиненным предоставляется свобода, хотя последнее слово остается за руководителем. |
Осуществляется централизованное Авторитарное решение вопросов. | Предпочитается коллегиальное обсуждение и и и решение вопросов, информирование сотрудников, определение общих целей и задач, делегирование полномочий |
Предпочтение отдается не самостоятельно мыслящим сотрудникам, а Верным и преданным исполнителям. | В первую очередь оценивается профессио- нализм сотрудника, а затем его личные качества и отношения. |
Возможно безжалостное подавление инициативы и творческой мысли | Стимулируется развитие инициативы и творчества сотрудников. |
Характерна мелочная опека, стремление к сверхконтролю, желание знать и Лично отвечать за все. | Отсутствие мелочной опеки и контроля, предоставление самостоятельности. |
Выше всего ценится формальная дисциплина и идеальный порядок | Служебные дисциплина и порядок – не самоцель, а лишь средство. |
Проявляются бестактность, грубость, Склонность к произволу | Применяется принцип свободной дискуссии и взаимной критики |
Соблюдается дистанция и официальная Форма общения с подчиненными, Ведущая к отчуждению | Наблюдается стремление к созданию в коллективе обстановки сотрудничества и взаимопонимания |
Существует еще один, третий стиль руководства – разрешительный (или либеральный). Для него характерно следующее:
– вопросы управления передаются подчиненным;
– руководитель самоустраняется от решения острых вопросов и конфликтов;
– руководитель стремится избежать оценки работы подчиненных (и похвалы, и критики), не замечает нарушений, не высказывает запретов;
|
|
– практикуется постоянная ссылка на распоряжения вышестоящих инстанций, стремление избежать ответственности и риска.
Конечно, приведенные выше характеристики схематичны и односторонни. В реальной действительности все гораздо сложнее. Поэтому, будучи приверженным конкретному стилю управления, руководитель должен иметь в виду, что, во-первых, у каждого стиля есть свои плюсы и минусы и, используя плюсы данного стиля, он должен избегать минусов; и во-вторых, самое оптимальное – в зависимости от ситуации уметь менять стили управления, т.е. обладать необходимой гибкостью в руководстве коллективом.
Лидерство, авторитет, стиль управления в значительной мере определяют сущность «вертикальных» отношений в коллективе. И все же существенную роль в них играет морально-этический аспект, в первую очередь, поведение самого руководителя.