Основные принципы и нормы отношений «по горизонтали»

1. Самоуправление и контроль за собственным поведением, формирование в себе качеств, необходимых делу, приятных окружающим, способствующих вашему успеху и продвижению.

2. Координация собственного поведения, темперамента, потребностей, интересов, настроения с окружающими. Недопустимо распускать себя, оправдываясь тем, что вы холерик или у вас неприятности дома.

3. Терпимость к недостаткам, вредным привычкам коллег, к их раздражающим вас взглядам, убеждениям, мнениям. Основой такой терпимости должна быть твердая уверенность в том, что каждый человек имеет право быть таким, каков он есть, и мы должны принимать людей именно такими – «иными» по сравнению с нами.

4. Стремление к взаимопониманию, желание понять другого, для чего надо «выйти из собственной концепции к общей системе координат», попытаться понять, что движет другим человеком.

5. Способность к сочувствию, сопереживанию – это даже не требуемое (требовать этого нельзя), а скорее ожидаемое, желаемое.

Эти общие принципы отношений «по горизонтали» конкретизируются в нормах поведения, которые включают в себя:

– подчинение сиюминутных личных интересов стратегическим целям коллектива;

– умение не превращать деловые разногласия с коллегами в личную неприязнь и не переносить свои симпатии и антипатии на служебные отношения;

– стремление сохранить с коллегами хорошие отношения, которые не должны препятствовать деловой критике, способности аргументировано отстаивать собственную точку зрения;

– умение координировать эту точку зрения с мнением коллег, вести коллективный поиск наиболее оптимального решения деловых проблем;

– способность проявить во взаимоотношениях с коллегами тактичность, стремление к взаимопониманию, сочувствию, сопереживанию.

Оптимизации отношений «по горизонтали» способствует также установка, ожидания, желания личности.

Если вы стремитесь вызвать хорошее к себе отношение и желаете, чтобы подобные отношения установились между всеми коллегами, то следуйте этим советам:

– искренне интересуйтесь людьми, проявляйте внимание к их делам и проблемам;

– доброжелательно и как можно чаще улыбайтесь людям, и они ответят вам тем же;

– запоминайте имена людей, с которыми вы общаетесь, обращайтесь к ним по имени и отчеству: людям это нравится;

– умейте слушать собеседника, побуждайте человека говорить о том, что для него наиболее важно, и он будет благодарен вам;

– говорите с людьми о том, что интересует их, а не вас;

– дайте собеседнику почувствовать себя личностью, вызовите в нем чувство самоуважения, и он будет бесконечно благодарен вам.

Этика делового общения «по вертикали» регламентирует отношения управления и подчинения, отличительная черта которых – асимметричность, неравенство, зависимость одного лица от другого. Тон здесь, безусловно, задает лидер, руководитель, и поэтому именно к нему, к его личностным качествам предъявляются основные требования.

Продвижению «наверх», занятию руководящего поста работнику помогают следующие качества–условия:

– умение работать с людьми (!);

– готовность рисковать и брать ответственность на себя;

– приобретение опыта руководящей работы до 35 лет (с возрастом сотруднику–исполнителю все труднее приобретать качества руководителя);

– высокая способность генерировать идеи;

– умение при необходимости легко менять стиль управления;

– специальная управленческо-менеджерская подготовка;

– поддержка и понимание семьи.

Если вышеперечисленные качества помогают специалисту стать руководителем, то быть успешным лидером он может при наличии следующих свойств, умений и навыков:

– высокой коммуникабельности;

– умения управлять людьми, влиять на них;

– умения делегировать полномочия и распределять роли в коллективе;

– способности самостоятельно принимать решения;

– аналитических способностей;

– гибкого поведения;

– умения правильно распределять время – свое и подчиненных;

– знания дела.

Соответствие этим требованиям и создает руководителю авторитет – признание его лидерства не только по должности, но и по его человеческим качествам, готовность сотрудников подчиняться ему не по обязанности, но по личной склонности.

Однако наличие у руководителя авторитета еще не определяет благополучия и эффективности отношений «по вертикали». Многое здесь зависит от стиля руководства. Основные стили руководства – директивный и коллегиальный.

 

· Директивный стиль Коллегиальный стиль
Базируется на принципах авторитарной  Этики, стремлении к единовластию. Базируется на принципах гуманистической  этики и демократии.  
Жестко регламентирует задачи и методы Деятельности подчиненных.   В решении производственных задач под-подчиненным предоставляется свобода, хотя последнее слово остается за руководителем.
Осуществляется централизованное Авторитарное решение вопросов. Предпочитается коллегиальное обсуждение и и и решение вопросов, информирование сотрудников, определение общих целей и задач, делегирование полномочий
Предпочтение отдается не самостоятельно мыслящим сотрудникам, а Верным и преданным исполнителям. В первую очередь оценивается профессио- нализм сотрудника, а затем его личные качества и отношения.
Возможно безжалостное подавление инициативы и творческой мысли Стимулируется развитие инициативы и творчества сотрудников.
Характерна мелочная опека, стремление к сверхконтролю, желание знать и  Лично отвечать за все. Отсутствие мелочной опеки и контроля, предоставление самостоятельности.
Выше всего ценится формальная дисциплина и идеальный порядок Служебные дисциплина и порядок – не самоцель, а лишь средство.
Проявляются бестактность, грубость, Склонность к произволу Применяется принцип свободной дискуссии и взаимной критики
Соблюдается дистанция и официальная Форма общения с подчиненными, Ведущая к отчуждению Наблюдается стремление к созданию в коллективе обстановки сотрудничества и взаимопонимания

 

Существует еще один, третий стиль руководства – разрешительный (или либеральный). Для него характерно следующее:

– вопросы управления передаются подчиненным;

– руководитель самоустраняется от решения острых вопросов и конфликтов;

– руководитель стремится избежать оценки работы подчиненных (и похвалы, и критики), не замечает нарушений, не высказывает запретов;

– практикуется постоянная ссылка на распоряжения вышестоящих инстанций, стремление избежать ответственности и риска.

Конечно, приведенные выше характеристики схематичны и односторонни. В реальной действительности все гораздо сложнее. Поэтому, будучи приверженным конкретному стилю управления, руководитель должен иметь в виду, что, во-первых, у каждого стиля есть свои плюсы и минусы и, используя плюсы данного стиля, он должен избегать минусов; и во-вторых, самое оптимальное – в зависимости от ситуации уметь менять стили управления, т.е. обладать необходимой гибкостью в руководстве коллективом.                   

Лидерство, авторитет, стиль управления в значительной мере определяют сущность «вертикальных» отношений в коллективе. И все же существенную роль в них играет морально-этический аспект, в первую очередь, поведение самого руководителя.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: