Торговые предприятия различаются между собой по группам обслуживания потребителей. В зависимости от доходов населения они могут обслуживать людей:
- доходы которых превышают во много раз прожиточный минимум;
- доходы которых на уровне или выше прожиточного минимума;
- доходы значительно ниже прожиточного минимума.
Магазин расположен в спальном рабочем районе. По адресу ул. Туполева 5А, город Воронеж. В связи с этим, группа обслуживаемого населения – третья. Это люди со средним или низким уровнем дохода.
Зона Кол-во жителей % потенциальных покупателей Потенциальные покупатели
I 3000 80 2400
II 2000 20 400
ИТОГО: 2800
Этот расчет примерно оправдывается статистикой. В среднем, в магазине бывает более 1000 человек ежедневно.
Расчет числа покупателей (схема)
Магазин «Петровские продукты»
I
400 м
II
800 м
Существуют различные возможности проведения ценовой политики торговых предприятий. Но всегда при определении цены товара идет ориентация на издержки и на рынок.
Возможны следующие варианты ценовой политики:
1. Предприятие ставит на некоторые товары цены ниже, чем у конкурентов, привлекая тем самым покупателей и создавая впечатление дешевого магазина.
2. Предприятие устанавливает различные цены на один и тот же товар в разных магазинах.
3. Учитывается сезонный фактор, т.е. вне сезона магазин продает товары по более низким ценам.
4. Установление цены в зависимости от партии покупок. На большие партии предоставляется скидка.
5. Учитывается зрительное восприятие цен (товары с круглой ценой продаются хуже).
Магазин «Петровские продукты» придерживается следующей ценовой политики: лучше продать большее количество товара, но по более низкой цене. Магазин ориентирован на бедные слои населения, и прибыль основную получает за счет высокого оборота. То есть магазин ориентирован на больший товарооборот при умеренных ценах на свою продукцию. Средняя наценка – около 14% - один из самых низких показателей в городе. Низкие цены, большой ассортимент и высокая культура обслуживания привлекает в этот магазин разных покупателей: это и молодежь, и пенсионеры. Кредо компании – качественное обслуживание потребителей может быть достигнуто и при доступных ценах. Главный критерий при этом – высокое качество и безопасность товара. Вот почему в магазине проходит регулярная инвентаризация и регулярно изымается испорченный или просроченный товар.
Конкуренты. Направленность ассортимента.
Основными конкурентами «Петровских продуктов» являются магазины «Январь» и «Идея»
Схема размещения конкурентов предприятия:
Ул. Авдеева
«Идея»
«Петровские продукты»
«Январь»
«Идея» - это сеть магазинов, за счет этого, цены в нем относительно более низкие, но не сильно, ниже процента на 3-4. Это достигается за счет того, что этот магазин принадлежит крупной всероссийской сети магазинов экономичного класса. Но несмотря на низкие цены, качество обслуживания в этом магазине не на высоте. Продавцы не дают консультаций, не помогают в покупке, а товар может быть с просроченным сроком годности. Да и ассортимент у этого магазина – около 1000 наименований товара.
«Январь» - расположен прямо напротив «Петровских продуктов». Цены там немного выше, а ассортимент достаточно узкий. В основном, это ликероводочная продукция, табачные изделия и различные замороженные полуфабрикаты. За счет того, что площадь магазина около 30 квадратных метров, в нем очень тесно, и более, чем 5 покупателям одновременно будет неудобно осуществлять покупку.
Потребность товара.
Определение сегмента, на котором работает или собирается работать компания является важнейшим управленческим решением и предполагает оценку и соотнесение возможностей компании и привлекательности рынка. Выбор целевого сегмента определяет то, на удовлетворение каких потребностей нацелена компания, какие продукты или услуги она будет представлять клиентам.
Если в основе сегментации рынка выступает изучение и учет индивидуальных потребностей каждой группы покупателей, то рынок логически преобразуется в совокупность потребительских сегментов, для которых может предоставляться соответствующие товар и комплекс маркетинга. В таком случае задача определения целевого сегмента и определение целевой группы потребителей (см. ниже) сливаются между собой.
Если в качестве основного критерия сегментации выступают характеристики товаров, то рынок логически преобразуется в совокупность товарных сегментов (см. ниже Пример 2), на которых в дальнейшем, если это необходимо, определяются отдельные целевые группы потребителей.
Цель сегментации рынка – разделить рынок на более мелкие группы (сегменты), чтобы впоследствии сконцентрировать усилия на наиболее привлекательных из них.
В любом случае, как компания не сегментировала бы рынок, она должна определить для себя и прописать в документах как сегменты, на которых она работает, так и целевые группы потребителей.
Потребность в продуктах питания в этом районе достаточно высока, несмотря на то, что он насыщен точками их продажи. В 400 м от магазина живет более 5000 человек. В «Петровских продуктах» представлены практически все основные товарные группы продуктов питания. Причем представлены весьма разнообразно: это и молочные продукты, и кондитерские изделия, мясная лавка (свежее мясо), бакалея, фрукты и овощи, рыба, полуфабрикаты, консервы, ликероводочная продукция, соки и напитки, подсолнечное масло, приправы и специи и т.д. Предприятию принадлежит более 25% от товарооборота на рынке всего района (численность этого района – более 20000 человек). Средний товарооборот в день – 48,2 тысячи рублей в день. Коэффициент оборачиваемости – 1,8-2.
Организационная структура предприятия.
Нередко приходится сталкиваться с весьма упрощенным представлением об организационных формах и структуре управления как установившейся совокупности органов управления и хозяйствующих звеньев с присущими им функциями по каждому виду коммерческо-посреднической деятельности. При таком подходе структуру новых организаций, независимо от их специфики и стоящих перед ним задач нередко механически переносится сложившийся состав линейных и функциональных служб без анализа их пригодности и необходимости в новых условиях, без тщательного обоснования всех элементов системы управления. Организационные формы управления и их структуры – это категория столь же динамичная, как и динамично развивающийся ныне рынок в России.
Организационная структура управления представляет собой совокупность взаимосвязанных, взаимозависимых элементов, функционирующую как единая динамичная система и нацеленную на удовлетворение многочисленных потребностей рынка с одновременным получением намеченных доходов и выполнением социальной миссии перед обществом. Основными составными элементами всякой организационной структуры являются органы управления, внутренние структурные подразделения с исполнителями, которые придают формальной структуре подвижный характер. Важно при создании и развитии организационных структур постоянно следовать принципам их построения. При этом все звенья структуры, количество исполнителей, должны быть оптимальными, исключающими параллельное дублирование, а созданные структуры – гибкими, мобильными с оперативной адаптации к многочисленным непредсказуемым рыночным изменениям, и главное, - ритмично, без сбоев функционировать для достижения поставленных перед фирмой целей.
Существуют следующие показатели эффективности использования основных производственных фондов и организации структуры управления:
1. Коэффициент сменности. Он равен отношению количества часов работы в сутки к количеству часов в смене.
2. Коэффициент непрерывности. Он равен отношению количества дней работы в месяц к количеству календарных дней.
Увеличение этих показателей может привести к росту товарооборота, а соответственно к увеличению прибыли.
В магазине «Петровские продукты» работает 10 продавцов, 3 кассира. Магазин работает с 8 и до 22 часов вечера, без перерывов и выходных. Продавцы работают по сменам. Каждая смена работает одну неделю – потом другая. Так же есть Директор магазина, бухгалтер-товаровед, водитель-экспедитор и уборщица.
Так как «Воронежагропродукт» - достаточно крупная организация, то она обладает единой бухгалтерией, службой доставки, которая обслуживает все структурные подразделения этой организации.
Структуру организации можно представить следующим образом:
- директор магазина – управление;
- бухгалтер-товаровед – бухгалтерия и закупка;
- кладовщик – склад;
- водитель-экспедитор – логистика, доставка товара;
- продавцы и кассиры – продажа;
- охранник - хранение;
- уборщицы – хозяйственный отдел.
Этого количества персонала вполне достаточно для того, чтобы обеспечивать нормальное автономное функционирование этого подразделения.
Коэффициент непрерывности равен единице (так как магазин работает без выходных).
Коэффициент сменности = 14 часов/7 часов = 2
Оформление магазина.
Одним из условий высокой культуры торговли и эффективной работы магазинов является рациональное размещение и выкладка товаров в торговом зале. Правильное решение этих вопросов обеспечивает возможность создания наилучших условий для показа и отбора товаров, сведения к минимуму затрат труда продавцов, оптимального использования торговых площадей.
Различают понятия: размещение товаров в торговом зале и их выкладка,
Размещение товаров в торговом зале проводится с учетом определенных факторов, таких как частота спроса, комплексность приобретения, габариты и вес товаров, специфические свойства товаров, При этом учитывается также психология покупателей, их привычки, традиции.
При размещении ассортимента товаров в торговом зале необходимо соблюдать следующие основные принципы.
Покупателям должны быть созданы максимальные удобства для осмотра и выбора покупки. Наиболее полно этому требованию отвечает расположение товаров по потребительским комплексам.
Должна быть обеспечена бесперебойная торговля товарами, предусмотренными ассортиментным перечнем, а также эффективное использование торговых площадей и рациональная организация всего торгового процесса. Для этого следует иметь соответствующие товарные запасы (выставочный, рабочий, резервный), осуществить подбор торгово-технологического оборудования с учетом ассортиментного профиля магазина, правильно его разместить.
Расположение товаров должно способствовать равномерному распределению покупательских потоков и ориентирование покупателей в торговом зале. Для этого товары повседневного спроса размещают равномерно по всему торговому залу. Товары, требующие длительного ознакомления с ними, располагаются в глубине торгового зала, чтобы не мешать движению покупательского потока, Товары с ускоренной оборачиваемостью должны занимать большую часть демонстрационной площади магазина, Их необходимо рассредоточить, не располагать зоны их размещения рядом с друг другом, а также с узлом расчета, прилавком обслуживания с тем, чтобы предотвратить скопление покупателей,
Рациональное размещение товаров в торговом зале должно обеспечить сокращение путей движения товаров к местам их выкладки, а также не допускать перекрещивания товарных и покупательских потоков.
Товар размещается равномерно по всей площади магазина. (148 квадратных метров) Имеются витрины, холодильные витрины. Преимущественно товар размещают по товарным группам – для удобства покупателей. Основной критерий – простота и доступность. Все ценники хорошо видны. Продавцы с радостью ответят на все вопросы покупателя, помогут сделать правильный выбор. К дополнительным услугам относится размещение на территории магазина игровых автоматов, что привлекает определенную часть населения в магазин. Так же перед магазинам имеется парковка для автотранспорта, что тоже очень удобно. Недалеко расположена автобусная остановка. Торговые залы оборудованы кондиционерами.