Учение о Животворности Креста Христова

       Церковно-богослужебные мысли о кресте Христовом представляют целое откровение тайны крестного действия в Церкви. В них мы находим глубочайшее объяснение животворности св. креста в связи с библейскими прообразами.

       Крестная сила спасает от греха людей, вечного осуждения и смерти, всегда поражает демонов, облегчает христианину борения с грехом, благодатно просвещает его и уничтожает в нем страх смерти.

       На вопрос о причине животворящей силы св. креста мы находим у церковных песнопевцев ясный ответ. Они говорят, что в изображении знамения креста Сам вездесущий Христос Спаситель всюду благоволит являть Свою благодатную силу верующим. В кресте дан Господом Церкви жезл силы [11], непобедимое оружие [12], источник обновления от страстей [13]. Изображение креста с верою и молитвою печатлеет на человеке свет Лица Христова [14].

       Христиане не только ограждают себя крестным знамением, но и поклоняются образу креста, созерцая на нем Распятого Искупителя мира — Христа. Образ Христова креста, хотя по видимости, есть древо, но “одет Божественною силою, и незримо для телесных очей чудотворит спасение” каждому христианину [15]. “Он облиставает (верующим) благодать, как пламя огня, источает им дарования, как воды, просвещает их души и помышления, целит недуги, отгоняет страсти, подает им Божие благословение” [16]. Христос непрерывно показует в Церкви древо Своего креста “светлейшим огня, действеннейшим пламени, попаляющим грехи людей и просвещающим их сердца [17].

       Честной крест Христов в древности прообразован Моисеевым жезлом. Еще пророк Моисей изображением креста разделил и соединил воды Чермного моря, распростертыми руками в виде креста победил Амаликитян, Патриарх Иаков крестообразным возложением своих рук на детей Иосифа, Ефрема и Манассию благословил их [18]. Три еврейских отрока в разженной вавилонской печи спаслись от смерти, изобразив крест молитвенным воздеянием своих рук к Богу [19].

       Христиане созерцают Христов крест, как жертвенник, на котором Господь Иисус Христос принес Свою искупительную жертву за мир, и всегда чудотворящее в Церкви знамение. Действием этого знамения поражаются злые духи. Обычно они назойливо влагают в мысленную силу христиан тысячи соблазнительных помыслов, склоняющих ко греху. Всякий же раз, как искушаемые ограждают себя крестным знамением, демоны прекращают навевать греховные внушения. В этом смысле крестная сила “разрывает вражий сети” [20]. Всякий злой дух трепещет креста, трясется при виде его, не вынося блистания его [21]. Крест прекращает мучительство диавола над людьми, попирает вражию силу [22], посрамляет ее, как ничтожную [23], устрашает, опаляет бесов [24] и обессиливает. Они уже не властны мучить страстями человеческое естество, осияваемое благодатию креста [25] и не могут терзать его, как волки [26] добычу. Ограждаемые крестом христиане противятся диаволу, не боятся его козней и лаяний [27], но прогоняют его крестной силой [28]. Действие благодати креста в личном человеческом спасении непрерывно.

       По словам церковных песнопевцев, крест источает верующим жизнь, просвещение, нетление от страстей [29], умиротворяет их души, изглаждает грехи и освящает [30]. Он как звезда на небе, сияет в Церкви [31], развязывает связанных страстями, утверждает в добрых навыках и движет их любить Бога [32]. На этом основании можно сказать, что Христос Спаситель чрез знамение креста проращает людям жизнь [33], творит всеобщее спасение и очищение в Церкви [34], избавляет грешных от гибели, исправляет их отпадение, обнимает кающихся любовию [35]. Благодать креста разрушает осуждение на смерть, разрывает в людях узы ада [36], прекращает страх пред осуждением Божиим, открывает безмерную благость Господню [37], уничтожает греховное бессилие людей для творения добра [38]. Крестное древо облекает верующих во Христа одеждами вечной жизни и вводит в вечное Царство Божие [39].

 

[1] Среда Сырн. утра, 1 Трипеснец, 1 и 2 тр. 3 п., 4 тр. 9 п.; Пяток Сырн. утра, 1 Трипеснец, 4 тр. 8 п.

[2] Пяток 4 Седм. Вел. Поста утра, 2 Трипеснец, 1 тр. 5 п.

[3] Четверг 1 Седм. Вел. Поста вечера, 3 стихира на Господи воззвах; Пяток 1 Седм. Вел. Поста, 2 Трипеснец, 5 тр. 8 п.; Пяток 2 Седм. Вел. Поста утра, Седален по 2 и 3 стихословии.

[4] Неделя 3 Седм. Вел. Поста утра. Ирмос Катавасия по 5 п. Канона, Канон, 2 и 5 тр. 6 п., 4 тр. 7 п., 4 тр. 9п., 1,2-3 стихиры на хвалитех, 1 стихира на целование креста.

[5] Неделя 3 Седм. Вел. Поста утра, 4 стихира на целование креста; Понед. 4 Седм. Вел. Поста вечера, 3 стихира на Господи воззвах; Понед. 4 Седм. Вел. Поста утра, Седален по 2 стихосл., 1 Трипеснец, 1 тр. 1 п. 1 и 2 тр. 9 п., 2 Трипеснец, 1 тр. 8 п.; Вторник 4 Седм. Вел. Поста утра, Седален по 3 стихословии, 2 Трипеснец, 5 тр. 2 п.; Среда 4 Седм. Вел. Поста утра, Седален по 2 стихословии.

[6] Пяток Сырный утра, 2 Трипеснец, 1 и 2 тр. 9 п.; Пяток 1 Седм. Вел. Поста утра, 2 Трипеснец, 2 и 5 тр. 9 п.

[7] Среда 2 Седм. Вел. Поста утра, Седальны по 2 и 3 стихосл.; Пяток 2 Седм. Вел. Поста утра, 2 Трипеснец, 5 тр. 8 п., 2 и 5 тр. 9 п.; Среда 3 Седм. Вел. Поста утра, 2 Трипеснец, 1, 2 и 5 тр. 3 п., 1 Трипеснец, 1 тр. 8 п., 2 тр. 9 п., 2 Трипеснец, 5 тр. 8 п., 5 тр. 9 п.

[8] Нед. 3 Седм. Вел. Поста утра, Седален по Полиелее, Канон, 2 и 3 тр. 1 п., 2 тр. 3 п., 1 и 2 Седальны по 3 песни, 3 тр. 4 п., 1 и 4 тр. 5 п., 2 и 3 тр. 8 п.; Нед. 3 Седм. Вел. Поста вечера, 2, 3 и 4 стихиры на Господи воззвах; Пяток 4 Седм. Вел. Поста утра, 2 Трипеснец, 2 тр. 9 п.

[9] Пяток 3 Седм. Вел. Поста утра, Седален по 2 стихословии; Нед. 3 Седм. Вел. Поста вечера, 1 стихира на Господи воззвах.

[10] Пяток 1 Седм. Вел. Поста утра, 2 Трипеснец, 5 тр. 8 п.; Пяток 2 Седм. Вел. Поста утра, Седален по 3 стихослов.; Пяток Сырн. утра, 2 Трипеснец, 5 тр. 8 п.; Среда 1 Седм. Вел. Поста утра, Седален по 3 стихосл.

[11] О. I., 3 гл. Среда утра, Седален по 1 стихосл., Богород., Седален по 1 стихосл.

[12] Там же, Седален по 3 стихосл.

[13] О. I., 4 гл. Мал. веч., 1 стихира на Господи воззвах.

[14] О. I., 3 гл. Пяток утра, 1 стиховная стихира.

[15] О.II., 5 гл. Вторник вечера, 2 стиховная стихира.

[16] О. II., 5 гл. Четверг вечера, 1 стихира на Господи воззвах.

[17] О. II., 7 гл. Среда утра, Седален по 2 стихословии.

[18] О. II., 8 гл. Пяток утра, 1 стиховная стихира. Среда утра, Блажен, на Литургии, 2 тропарь и 3-й.; 1, 2, 3 гл. Нед. утра. Блаженны — 6 тропарь.

[19] Триодь Цветная, Нед. 3 по Пасхе утра, Кан. Миронос., 2 тр. 8 п.

[20] О. II., 6 гл. Субб. вечера, 1 стихира на Господи воззвах; Нед. утра, 3 хвалитная стихира.

[21] О. II., 8 гл. Нед. утра, 3 хвалитн. стихира.

[22] О. I., 1 гл. Среда утра, Седален по 1 стихосл.

[23] О. I., 1 гл. Нед. утра, Кан. воскр., 2 тр. 5 п.

[24] О. I., 2 гл. Вторник вечера, 3 стихира на Господи воззвах.

[25] О. I., 4 гл. Нед. утра, 2 хвалитная стихира.

[26] О. I., 4 гл. Среда.утра, Кан. Кресту, 1 тр. 3 п.

[27] О. II., 6 гл. Среда утра, 2 стиховная стихира.

[28] О. II., 6 гл. Пяток утра, Седален по 3 стихосл.

[29] О. II., 6 гл. Субб. вечера, 5 стихира на Господи воззвах; 5 гл. Субб. вечера, 7 стихира на Господи воззвах.

[30] О. I., 1 гл. Вторник вечера, 3 стихира на Господи воззвах.

[31] О. I., 2 гл. Вторник вечера, 3 стихира на Господи воззвах.

[32] О. I., 2 гл. Пяток утра, Кан. Кресту, Богород., 3 п.

[33] О. I., 3 гл. Вторник вечера, 2 стиховная стихира.

[34] О. I., 3 гл. Четверг вечера, 1 стиховная стихира.

[35] О. I., 4 гл. Нед. утра, Кан. воскр., 1 тр. 1 п.; 2 гл. Пяток утра, Кан. Кресту, 2 тр. 1 п.

[36] О. I., 4 гл. Нед. утра, Тропарь по Велик, славословии.

[37] О. I., 4 гл. Вторник вечера, 3 стихира на Господи воззвах.

[38] О. II., 6 гл. Среда утра, Се дален по 1 стихословии.

[39] О. II., 8 гл. Среда утра, Седален по 2 стихословии, 2 тропарь, Седален по 3 стихословии, 2 тропарь.

 

 

Спасение.

В массе глубоких, жизненных мыслей наибольшую ценность представляют те, которые провозглашают истину о жизни не одним холодным умом, но и теплым сердцем. Такой благодатной согретостью, между прочим, отличается церковно-литургическое учение о личном спасении.

       Понятие — “личное спасение” — само по себе содержит в себе две идеи: 1. — о Боге Спасителе и 2. — о спасаемом человеке в случае искания им спасения у Бога.

       Отсюда личное спасение верующих во Христа слагается из взаимодействия человеческого стремления спастись и явной, ближайшей помощи Христа Спасителя, по благоволению Бога Отца, во Св. Духе.

       Ищущий своего спасения должен всю земную жизнь свою непрерывно открывать себя пред Богом прежде всего неусыпною покаянною молитвою. Молиться следует о даровании благодати покаяния и совершенного обращения от греховной жизни. Одновременно с этим человеку необходимо всецело направлять свою волю к исполнению Божиих заповедей и подавлению в себе гордости смирением, корыстолюбия — делами милосердия, блудной похоти — воздержанием от чревоугодия — постом.

       Действием таинства покаяния и причащения, а также действием частой молитвы Христос Спаситель изливает на верующего спасающую силу. Эта сила очищает грешную душу от грехов, страстей, смягчает, умиляет, возбуждает в ней непрерывное сокрушение о грехах и глубокий страх Божий.

       По мере напряжений в молитве и борьбы со страстями у ревнителя спасения заметно для него самого усиливается любовь к Богу и людям. Его душа начинает легко и охотно устремляться к единению с Богом призыванием Божиего имени и взаимно бывает согреваема и просвещаема благодатию Св. Духа.

       Такова вкратце схема моментов личного спасения по содержанию церковных молитв и песнопений.

       Процесс спасения каждого христианина тем и характерен, что в нем явно приходит спасающая сила Божия в человеческое напряжение слушаться Бога и бежать от греха. Желающего спастись непрерывно посещает Сам вездесущий Христос Спаситель и воскрешает из гроба греховности [1].

       Поэтому Церковь учит своих чад часто преклонять пред Господом колени и сердце и молиться об охлаждении страстного горения и благодатном укреплении в послушании заповедям Господним [2].

       “Господи! — повторяет молитвенно грешник за церковной службой в храме, — удостой меня обратиться на покаяние от всего сердца и с теплой верой” [3]. “Спаситель! Я — в пучине прегрешений и ужасно погружаюсь (в грех) моими стремлениями. Как Петру, дай мне Свою руку и спаси меня” [4]. “Воздвигни мое помышление к покаянию и покажи меня искусным делателем Твоего винограда” [5].

       Возможно частое призывание Бога на помощь делает безуспешными диавольские козни против верующего. С другой стороны, молитва сосредоточивает внимание его на общение с Богом. Она настраивает верующую душу не привязываться ни к чему земному, но ожидать иного мира, бегать тьмы страстей, противиться дремоте уныния и неутомимо совершать светлые дела благочестия и самоотвержения [6].

       Частая и неизменно смиренная молитва о даровании благодати спасения есть первое звено в цепи христианских нравственных подвигов.

       Господь Спаситель слышит зовущих Его смиренно, с болью и скорбью сердца. Промыслительно Он просвещает их благодатию, подымает из душевных недр их возвышенные и сильные тяготения к святости. Живя телесно в суетном мире, ревнующий о спасении сердечно как бы выходят из него и умом, чувством и волею пребывают в Боге [7].

       Кто из них терпеливо и всегда смиренно молится Богу, тот да не сомневается во своем спасении, хотя бы согрешил премного и поставил себя далеко от прощения. Господь неизмеримо человеколюбив и имеет благость, превосходящую человеческие меры. Слезно просящих прощения Он принимает, дает им просимое, умиляет их сердца и дает им силу преодолевать страсти и возвыситься к истинному добру [8]. Покаяние, по подобию мытарева, низводит на кающихся помилование свыше особенно потому, что кающиеся ненавидят гордый нрав фарисея и проникаются смирением и сокрушением сердца.

       Смиренная молитва, особенно увлаженная слезами сокрушения о грехах, неизмеримо высока пред Богом. Библия свидетельствует, что подобная молитва некогда вывела из врат смерти иудейского царя Езекию, избавляла от многолетних согрешений евангельских блудниц и приточного мытаря оправдала более фарисея [9].

       Будем же стенать и плакать о своих грехах. Молитвенно прострем к Богу руки с теплыми слезами, бия себя в грудь, преклоняя колена и падая ниц лицом, с глубокими воздыханиями. Как не плакать о нерадивой жизни при ожидании всегда близкой смерти и сознании, что мы сластолюбием и иными страстями бередим струны душ своих. Живое предощущение суда Божия не может не выводить из бесчувствия, бесстрашия и лености. Необходимо безотлагательное слезное покаяние и пролитие тучи слез для получения прощения бесчисленных грехов [10].

       Некогда горько, но спасительно плакал пред Богом первый грешник на земле Адам после изгнания из рая. Диавол прельстил Адама пищей, обнажил от сияния благодати и предал его душу и тело на смерть.

       Совлечение боготканной одежды света и изгнание из рая повергло согрешившего праотца в безутешный плач. Сидя прямо против Эдема, он с неумолкаемыми стенаниями оплакивал разлучение с Богом и свою наготу, повторяя: “Уже не увижу я Господа Бога моего и Создателя... Милостивый! помилуй меня падшего”... “Постыдными кожаными одеждами одет я, жалкий, вместо светозарной одежды и как оплачу свою погибель.”

       Спаситель не отверг покаяния прародителя. По словам церковных песнопений Он воззвал к нему: “Я не хочу, чтобы погибло мое создание, но желаю ему спасения и познания истины. Грядущего ко Мне не изгоняю... от лика жизни” [11].

       В утешение Господь дал Адаму обещание о пришествии на землю Спасителя мира. Две тысячи лет тому назад совершилась обещанная прародителям тайна воплощения Сына Божия. Он принес искупительную крестную жертву для спасения мира.

       С этого времени не только праотец Адам, но и грешники всех периодов бытия человечества за покаяние и веру во Христа получают свыше прощение грехов и светозарную спасительную благодать к избежанию страстей. Спаситель ниспосылает верующим и кающимся дар благодатных слез к омовению грехов и умилением утверждает в них сердце смиренное, простое, кроткое и нековарное. Покаяние же ведет людей к страху Божию, гнушению лукавыми делами и просвещает благодатно [12].

       Как пчела перерабатывает цветочную пыльцу в мед, так смиренно кающаяся душа и не повторяющая исповеданные грехи, незаметно для себя, разогревается любовью к Богу. Своим чувством и хотением она привязывается к законам вышней жизни, утверждает в себе святое произволение и входит в живое единение с Богом. В огне человеческой любви к Богу гаснет огонь страстей, и скорби ради Бога становятся тогда удобоносимыми [13].

       Благодать любви делает христианина как бы небокованным мечом, который без труда посекает демонские полки, и свечой Христовой, светящей земной Церкви. С помощью Богоданной любви св. мученики бесстрашно попирали гордыню своих мучителей и мужественно претерпевали ужасные муки, вплоть до рассечения тела. Дух любви, неотделимый от их сердец, воодушевлял их, побуждал нерадеть о временной жизни. Под влиянием его мученики забывали естество, презирали смерть, страдали как бы в чужих телах. Ничто не могло отлучить их от веры в Бога: ни раны, ни ярость зверей, ни огонь, ни скорбь, ни беда, ни меч [14].

       Настроение благодатной любви у смиренно кающихся грешников до некоторой степени подобно духовному состоянию св. мучеников. Усердные труды в молитвах и самоотвержении вырабатывают у кающихся навык творить волю Божию, презирать страсти мира сего, крепко, горячо и более всего любить Господа. А любовь к Богу делает их характер непреклонным ко греху и сильным к перенесению всевозможных лишений, принимаемых ради стеснения страстей. Они одного желают: возможно лучше и полнее исполнять Закон Божий. Телесные потребности, сравнительно с запросами духа, у них как-то отодвигаются на задний план [15].

       Единение любви со Христом Спасителем в Духе Отчем благодатно просвещает каждого истинного христианина, возвышает над соблазнами этого мира и делает возлюбленным Божиим, как бы другом Творцу. Верующий Боголюбец отвергает временные наслаждения и утехи жизни, стараясь сообразоваться с Господними страданиями. Он не желает кратковременной плотской разнузданностью потерять радость вечного ближайшего предстояния Христу. Этим объясняется его отказ от плотяности и несение подвигов спасения, которые очищают его дух чище золота, расплавленного огнем [16].

       Говоря обобщенно, сочетание подвига покаяния с неусыпной, смиренной молитвой к Богу подымает кающегося из нравственного ничтожества, духовно облагораживает, усвояет Христу и делает носителем благодатной любви, наподобие всех небожителей [17].

       В заключение, на основании всего сказанного выше, отметим раздельно ступени возвышения грешника к Богу от греха по пути спасения.

       Первоначально грешник приходит в страх Божий и начинает видеть ясно множество личных грехов вследствие падения луча благодати на его сердце. Он болезненно горько плачет о грехах и начинает смиренно обращаться к Богу с молитвой о прощении своих беззаконий.

       Покаяние в течение всей жизни человека на земле лежит в основе христианского подвига. Прекращение верующим покаяния после исповеди и причащения разъединяют его с Церковью, поскольку он ежедневно много согрешает.

       Страстные навыки требуют от него непрерывного самоотвержения и самопринуждения к добру. Соединение таких подвигов со смиренной молитвой к Богу умиляет его сердце. От умиления в подвижнике рождается благодатная любовь к Богу, развитию которой нет конца.

       Спаситель ежедневно прощает христианину его грехи за покаяние и не перестает восставлять его от падений греховных до самой кончины.

       Смерть, застигающая верующих в подвигах покаяния и молитвы, служит мостом, по которому они переходят в вечно блаженное Царство Христово.

 

[1] Триодь Цветная, Среда 5 Седм. по Пасхе утра, 4 стихира хвалитная на “и ныне.”

[2] Триодь Цветная, Нед. 5 по Пасхе утра, 4 тропарь, Блажен, на Литургии; Нед. 50-цы вечера, Великая ектения.

[3] Триодь Цветная, Нед. 5 по Пасхе веч., 2 тропарь, Блажен, на Литургии.

[4] О. I., 1 гл. Понед. вечера, 1 стиховная стихира.

[5] О. I., 1 гл. Понед. утра, 2 стиховная стихира.

[6] О. I., 1 гл. Понед. утра, Кан. умилительн., 1 тр. 7 п.; Вторник утра, Покаян. Канон, 1 тр. 9 п.

[7] О. I., 1 гл. Нед. утра, Степенны, 1 Антифон, 1 и 2 тропари; 2 Антифон, 1 тропарь, 3 Антифон, 1 тр.

[8] О. I., 4 гл. Нед. вечера, 1, 2 и 3 стихиры на Господи воззвах.

[9] Триодь Постная, Субб. вечера пред Нед. Мытаря и Фарисея, 3 стихира на Господи воззвах; Литийная стихира на “слава,” Стиховная стихира на “слава.”

[10] О. II., 5 гл. Четверг вечера, 5 стихира на Господи воззвах; Нед. вечера, 2 и 3 стихиры на Господи воззвах; Вторник утра, Кан. умилительн., 2 тр. 3 п., 2 тр. 5 п., 1 и 3 тр. 6 п., 1 и 2 тр. 7 п.; Понед. утра, Седален по 2 стихословии, 2 тропарь; 0.11., 6 гл. Вторник утра, Канон Предтече, 2 тр. 3 п., 2 тр. 4 п.

[11] Триодь Постная, Субб. Сырная вечера, 2, 3 и 4 стихиры на Господи воззвах; Стиховная стихира на “слава,” Литийная стихира на “слава”; Нед. Сырная утра. Канон, 1 тр. 3 п., 2 тр. 7 п.

[12] О. I., 4 гл. Понед. утра. Умилит. Канон, 2 тр. 7 п.; Понед. вечера, 3 стихира на Господи воззвах; Вторник утра. Канон покаян., 1 тр. 4 п.; О. II., 7 гл. Понед. вечера, 1 стихира на Господи воззвах.

[13] О. I., 3 гл. Вторник утра, Канон умилит., 3 тр. 7 п.; Среда вечера, 3 стиховная стихира; Пяток утра, Канон Кресту, 4 тр. 7 п.; 4 гл. Понед. утра, Канон умилит., 4 тр. 3 п.; Четверг утра, Канон Апостол., 3 тр. 9п.; Субб. утра, Блажен., 2 тропарь.

[14] О. I., 1 гл. Понед. вечера,3 стиховная стихиpa; Понед. утра, Канон умилит., 3 тр. 1 п., 3 тр. 5 п., 4 тр. 7 п.; Среда утра, 3 стиховная стихира; Вторник утра, Кан. покаян., 3 тр. 8 п.; О. II., 5 гл. Понед. утра, Канон умилит., 3 тр. 5 п.; Пяток утра, Кан. Кресту, 4 тр. 5 п.; Субб. утра. Канон усопшим, 1 тр. 1 п.; 6 гл. Понед. утра, Кан. покаян., 4 тр. 8 п.; Пяток утра, Кан. Кресту, 3 тр. 4 п.

[15] О. II., 7 гл. Понед. вечера, 1 стихира на Господи воззвах: Вторник утра, Кан. умилит., 4 тр. 7 п.; Пяток утра, Кан. Кресту, 5 тр. 6 п.; Субб. утра, Канон Мучен., 1 тр. 4 п.; 8 гл. Понед. утра, Кан. покаян., 3 тр. 1 п.; Пяток утра, Кан. Кресту, 3 тр. 9 п.; Субб. утра, Канон усопшим, 1 тр. 7 п.

[16] O.I., 2 гл. Пяток утра, Кан. Кресту, 3 тр. 1 п., 3 тр. 3 п., 4 тр. 9 п.; Субб. утра, Кан. Мучен., 1 тр. 3 п., 1 тр. 5 п., 1 тр. 7 п.; О. II., 7 гл. Понед. утра, Канон умилит., 4 тр. 6 п.; 8 гл. Понед. утра, Блаженны, 4 тропарь.

[17] О. I., 2 гл. Нед. вечера, 6 стихира на Господи воззвах; Понед. утра, Блаженны на Литургии 2 тропарь; Вторник утра, Канон умилит., 4 тр. 5 п.

 

 

Учение о Св. Духе.

П о литургическому учению Святый Дух — Третье Лицо Св. Троицы, — 1. единосущен Отцу и Сыну и 2. исходит от Отца, как Божественное лицо. 3. Он подает жизнь, просвещение, освящение и утешение человеческой душе. 4. Святым Духом даруются прозрение св. пророкам и благодатные дарования верующим во Христа.

       На основе упомянутых догматических положений церковные песнопевцы развивают свои мысли прежде всего о Божестве Третьего Лица Св. Троицы.

 

1.

       Как Бог и Господь всех, учат они. Св. Дух единосилен, единосиятелен и соприсносущен Отцу и Сыну. Что имеет существенно Отец и Сын, то имеет и Св. Дух, кроме нерождения и рождения [1]. Он самовластен, самоповелителен, самосиятелен, самодвижим [2].

 

2.

       Личное свойство Его составляет предвечное исхождение из существа Бога Отца. Нерожденный свет Отец прежде веков изводит из Себя всесильный сияющий Свет Духа [3]. Самовластно исходя от Отца, как некая река Божества, Св. Дух неслиянно почивает в Сыне [4]. Начало похождения Духа Утешителя от Отца безначально. Потому Он древнее всех веков, никогда не начинался, не преставал, всегда был, есть и будет со Отцом и Сыном [5].

       В смысле Божественной сообразности и равночестности Отцу и Сыну Св. Дух есть Свет от Света, Огнь от Огня, равнодействен Отцу и Слову [6] и соцарствует Им на небе и на земле [7].

 

3.

       Как благ Отец и благ Сын, так благ и Св. Дух. Он — струя благости Существа Божия [8], Самоблагий Источник благостыни. Он — свет и Податель света, Совершитель обожения верующих, всесильная и всех посещающая Держава, Жизнь и Животворящий.

       Все живущее одушевляется Его благодатными подаяниями по изволению Отчему чрез Сына Божия [9]. Жизненачальное достоинство Св. Духа действенно в обновлении лица всей земли, излиянии ангелам и людям благодати высшей жизни и устроении будущего воскресения мертвых [10]. Духодвижимые струи благодати напояют всю тварь, оживляют и таинственно просветляют всякую верующую душу [11]. Чрез Духа, все исполняющего, разумно-свободные твари видимые и невидимые живут высшей жизнью, движутся и соблюдаются во Отце и Сыне [12].

       Духу Святому вместе с животворением тварей принадлежит просвещение, освещение и утешение ангелов и людей.

       Господь Иисус Христос возвестил о Себе, что Он — есть Утешитель людей и кроме Себя указал на бытие у Отца иного Утешителя, Св. Духа [13].

       Невещественный свет Духа просвещает человеческие души богатством славы путем светотворящего дохновения. Св. Дух как бы вдыхает дарования благодати твари. Он очищает грешных людей от всякой скверны и освящает их мысленно и сердечно ради крестной жертвы за мир воплотившегося Сына Божия [14].

       В церковных песнопениях резко оттеняется мысль о том, что Сам Дух Святой разделяет дарования между людьми, которых Он посещает светодательством и сберегает от падений [15].

       Боговидный мысленный свет Духа делает просвещаемых общниками святости Божией и носителями начатка Божества в виде сияния благодати [16]. Его благодатию венчались святые Апостолы, мученики и венчаются все православноверующие.

       Св. Дух ведет грешных к святости, так как очищает от греховной скверны. Он послан в мир омыть грехи всех кающихся грешников. Живоносный огнь Духа обновляет и просвещает тех, в кого вселяется; орошая сердца людей. Он сожигает в них грехи и созидает им правый дух [17].

       В итоге всего сказанного выше, мы очевидно мысленно созерцаем во Св. Духе Истинного Бога, — лично исходящего от Отца прежде всех веков, животворящего, просвещающего и освящающего разумно-свободные твари.

       К преимущественной деятельности Св. Духа еще относится вдохновение и просвещение пророков для зрения будущих судеб мира и Церкви. Действием Св. Духа познается Св. Троица и прославляется единым поклонением, честью и славою [18].

       Христос Спаситель незадолго до Своих крестных страданий дал Св. Духа Апостолам, но не вполне явно, по воскресении из мертвых сообщил Его им явственнее путем дуновения Своих уст. Утром в Пятидесятницу самоповелительная сила Духа Святого ниспослана Апостолам от Отца ради ходатайства Сына Божия уже существенно, в виде огненных, невещественных языков. Опочивание над главами Апостолов огненных языков знаменовало как бы Божественную беседу Св. Духа с Апостолами, орошение и одождение их огненным источником. Благодатное излияние дарований Утешителя соделало Апостолов обладателями дара языков и пречистыми обителями Троичного Божества. Излияние благодати Духа Церкви Христовой соединило христиан единообразием святого настроения любви, независимо от национальности [19].

       Блистающее дохновение Св. Духа чудно изменило прежде всего первых членов Христовой Церкви — Апостолов. Просвещение благодати объяло их ум, чувство, волю и телесность, соделало огненным самое слово. Св. Дух даровал Апостолам мгновенно глубочайшее ведение Божественной премудрости и напомнил им прежде сказанные решения Христовы. Под воздействием благодати неучившиеся в земных школах рыбаки вдруг стали ораторствовать о Божием величии на языках неизвестных им народов [20].

       Со дня сошествия Св. Духа на Апостолов благодатью Божией образуется на земле Христова Церковь или общество истинно верующих во Христа. Православные христиане, приняв Св. Духа от Апостолов, увидели свет истины, обрели веру истинную, научились покланяться нераздельной Троице, Которая и спасает их [21].

       Св. Дух поставляет в Церкви священнослужителей. Чрез них Он навеки запечатлевает благодатию верующих в таинствах Церкви, согревает теплотою любви [22] и сынополагает их Богу Отцу, как святых.

       Христиане принимают Св. Духа через Христа и вместо Христа. Св. Дух исполняет их Своими утешениями и вместе со Христом Сыном Божиим ходатайствует пред Отцом Небесным об их спасении [23].

       Каждая искренне-верующая личность по благодати Св. Духа испытывает и чувствует благотворную перемену во всех своих душевных силах и приобретает “истинную существенность” [24].

       Человеческий ум влиянием благодати просветляется к Боговедению и мысленному созерцанию Единосущной Троицы. Св. Дух таинственно обновляет и очищает смысл каждого искренне верующего человека к познанию отеческих велений, уразумению лжи губительных земных учений и ясному пониманию Евангелия [25].

       Пророки Ветхого и Нового Завета во свете Духа Святого зрели и созерцают грядущее, вещают о будущем, презирают отдаленное и судьбы мира и Церкви [26]. Еврейских детей Св. Дух некогда научил восклицать во славу Христа Спасителя — “Осанна Сыну Давидову” — при входе Господа в Иерусалим [27].

       На сердцах верующих благодать Духа пишет закон благости, т.е. размягчает их любовию к Богу и ближним [28], исполняет страхом Божиим, миром, утешением и радостью, рассеивает в них мрак печали [29].

       Воля облагодатственных укрепляется от Св. Духа к непоколебимому стоянию в добре и святости, и или, что то же, к пребыванию всегда во Отце и Сыне, помощью Духа Святого [30].

       Сравнительно с людьми совершеннее их святые ангелы. Ангельская природа почерпает от благодати Утешителя неприкосновенную и неизменную силу обращения к Единому Богу и постоянное хотение и потребность славить Единицу — Троицу. Молнии Божества Духа вечно охраняют незыблемость ангельского освящения [31].

       Хотения немощной человеческой воли точно также возвышаются к небесному дохновениями Утешителя. Люди в Духе Святом жаждут спастись и горячо стремятся исполнять отеческие предания, ревнуют о молитве и милосердии ко всем и смиряются пред другими.

       Тайное воздействие благодати делает боязливых христиан дерзновенными исповедниками веры, слабовольных — мужественными на подвиги [32].

       Если признаком телесной жизни человека служит продолжение телесного дыхания, то подобно этому признаком духовной жизни его является восчувство-вание дохновений Св. Духа. Потому св. Церковь учит всех христиан молитвенно взывать к Богу: “Боже и Человеколюбче! Не отнимай от нас Твоего Святого Духа” [33]. “Всесвятый Душе, исходящий от Отца и пришедший чрез Сына! Спаси и помилуй всех нас!” [34].

       Изложенное церковно-литургическое учение в общем ясно освещает внутрисущественную жизнь Св. Духа и точно отображает Его действия в личностях бесплотных ангелов и плотяных людей, пребывающих в лоне св. Церкви. Выразительные рассуждения церковных песнопевцев о влиянии Св. Духа на тварь напоминают яркие вспышки зарницы на черном фоне ночного неба. Церковно-литургическая речь содержит глубокие толкования соответствующих библейских умозрений об Утешителе и своей благодатностью пробуждает благоговейные чувства у читателей.

 

[1] Триодь Цветная, Четверг Седм. 50-цы, Трипеснец, 3 тр. 8 п.

[2] Триодь Цветная, Нед. 50-цы утра, 2 Канон, 2 и 3 тр. 8 п.

[3] Триодь Цветная, Нед. 50-цы утра, 2 Канон, 2 тр. 3 п.

[4] Там же, 1 тр. 5 п.; Пяток Седм. 50-цы утра, Трипеснец, 1 тр. 5 п.

[5] Триодь Цветная, Нед. 50-цы утра, Канон, 1 тр. 7 п.

[6] О. II., 8 гл. Нед. утра, 1 и 3 Антифон, 3 стих; 6 гл. Нед. утра, 2 Антифон, 3 стих; 7 гл. Нед. утра, 2 Антифон, 3 стих.

[7] Триодь Цветная, Субб. 7 Седм. по Пасхе, Вел. веч., 3 стихира стиховная.

[8] Триодь Цветная, Нед. 50-цы, Повечер., Канон, 3 тр. 1 п.

[9] О. II., 5 гл. Нед. утра, 3 Антифон, 3 стих; О.П., 8 гл. 4 Антифон, 3 стих.

[10] Триодь Цветная, Четверг Седм. 50-цы утра, Трипеснец, 3 тр. 4 п.; Субб. Седм. 50-цы утра, Четверопеснец, 3 тр. 8 п.; Понед. Седм. 50-цы утра, Синаксарь по 6 п. Канона.

[11] О. I., 4 гл. Нед. утра, 1 и 2 Антифоны, 3 стих.

[12] О. I., 2 гл. Нед. утра, 2 Антифон, 3 стих; 3 гл. Нед. утра, 1 Антифон, 3 стих; 7 гл. Нед. утра, 2 Антифон, 3 стих.

[13] Триодь Цветная, Понед. Седм. 50-цы Синаксарь.

[14] О. II., 6 гл. Нед. утра, 2 Антифон, 3 стих; 7 гл. Нед. утра, 3 Антифон, 3 стих; Триодь Цветная, Субб. 6 Седм. по Пасхе вечера, 6 стихира на Литии, 3 стиховная стихира; Нед. 50-цы утра, Седален по 1 стихослов.; Нед. 50-цы Повеч., Канон, 2 тр. 1 п.

[15] Триодь Цветная, Нед. 50-цы Повеч., Канон, 1 тр. 1 п., 2 тр. 5 п.; Нед. 50-цы вечера, 2 стиховная стихира.

[16] Триодь Цветная, Нед. 50-цы Повеч., Канон, 3 тр. 6 п.; Среда Седм. 50-цы, Трипеснец, 3 тр. 9 п.; Пяток Седм. 50-цы утра, Трипеснец, 2 тр. 9 п.

[17] Триодь Цветная, Нед. 50-цы утра, 2 Канон, 1 тр. 6 п.; Понед. Седм. 50-цы вечера, 3 стихира на Господи воззвах; Среда вечера Седм. 50-цы,1 стиховная стихира; Четверг Седм. 50-цы, Трипеснец, 3 тр. 9 п.; Пяток Седм. 50-цы, Трипеснец, 2 тр. 5 п., 2 тр. 8 п., 3 тр. 8 п.; Субб. Седм. 50-цы утра, Четверопеснец, 3 тр. 6 п., 2 тр. 8 п.

[18] Триодь Цветная, Нед. 50-цы утра, 1 Канон, 1 тр. 7 п., 2 и 3 стихиры на Хвалит.; Четверг Седм. 50-цы, Трипеснец, 3 тр. 8 п.

[19] Триодь Цветная, Нед. 50-цы утра, Седален по 2 стихосл., Седален по Полиелее, 1 Канон, 2 тр. 1 п., 1 тр. 3 п., 2 тр. 4 п., 2 тр. 5 п.; 2 Канон, 2 тр. 1 п., 2 тр. 3 п.; Понед. 50-цы утра, Синаксарь по 6 п. Канона; Вторник утра, Седм. 50-цы, 1 стиховная стихира; Субб. Седм. 50-цы, Четверопеснец, 2 тр. 7 п.

[20] Триодь Цветная, Нед. 50-цы утра, 2 Канон, 1 тр. 5 п., 1 тр. 7 п., 1 тр. 8 п., 2 тр. 9 п., Седален по 3 п. Канона; Среда Седм. 50-цы вечера, 1 стиховная стихира; Четверг 6 Седм. по Пасхе, 2 Канон, 1 тр. 9 п.

[21] Субб. 6 Седм. по Пасхе, Малая вечерн., 1 стихира на стихов.

[22] Там же, 3 стихира на Господи возэвах; Нед. 50-цы утра, 2 Канон, 1 тр. 4 п.

[23] О. II., 7 гл. Нед. утра, 1 Антифон, 3 стих., 2 Антифон, 2 стих.; О. I., 3 гл. Нед. утра, 2 Антифон, 2 стихира; Триодь Цветная, Субб. 6 Седм. по Пасхе, Мал. веч., 3 стихира на Господи воззвах; Нед. 50-цы Повеч., Канон, 3 тр. 9 п.; Понед. 50-цы утра. Синаксарь по 6 п. Канона.

[24] О. I., 2 гл. Нед. утра, 3 Антифон, 3 стихира.

[25] О. I., 3 гл. Нед. утра, 2 Антифон, 3 стих.; О. I., 4 гл. Нед. утра, 3 Антифон, 3 стих.; О. П., 8 гл. Нед. утра, 3, Антифон, 3 стих.; Триодь Цветная, Нед. 50-цы, 2 Канон, 2 тр. 4 п.

[26] О. II., 8 гл. Нед. утра, 2 Антифон, 3 стих.; Триодь Цветная, Нед. 50-цы утра, 1 Канон, 1 тр. 6 п.; Нед. 50-цы Повеч., Канон, 3 тр. 4 п.; Среда 7 Седм. по Пасхе, Трипеснец, 1 тр. 9 п.; Субб. 7 Седм. по Пасхе, Четверопеснец, 2 тр. 6 п.; Четверг 6 Седм. по Пасхе утра, 2 Канон, 1 тр. 9 п.; Нед. 50-цы утра, 2 Канон, 2 тр. 6 п.

[27] Триодь Постная, Субб. Ваий, Велик, вечер., 1 стихира на Литии.

[28] Триодь Цветная, Нед. 50-цы, Повечерие, Канон, 3 тр. 5 п.

[29] О. II., 7 гл. Нед. утра, 1 Антифон, 3 стих.; Триодь Цветная, Субб. 6 Седм. по Пасхе, Вел. вечер., 3 стиховная стихира; Нед. 50-цы Повечер., Канон, 1 тр. 5 п.; Среда 7 Седм. по Пасхе вечера, 2 стихира на Господи воззвах; Четверг 7 Седм. по Пасхе, Се дален по 2 кафисме, Трипеснец, 1 тр. 8 п.

[30] O.I., 1 гл. Нед. утра, 2 Антифон, 2 стих.; 2 гл. Нед. утра, 1 Антифон, 3 стих., 2 Антифон, 3 стих.

[31] О. I., 2 гл. Понед. утра, Кан. Бесплотн., 3 тр. 4 п.; 3 гл. Понед. утра. Канон Бесплотн., 3 тр. 1 п.; Триодь Цветная, Нед. 50-цы Повечер., Канон, 1 тр.Зп., 1 тр. 4 п.; Субб. 7 Седм. по Пасхе, Четверопеснец, 1 тр. 6 п.

[32] О. II., 6 гл. Нед. утра, 1 Антифон, 3 стих., 2 Антифон, 3 стих.; 7 гл. Нед. утра, 2 Антифон, 2 стихира; Триодь Постная, Субб. Ваий вечера, 1 стихира на Господи воззвах; Триодь Цветная, Нед. 50-цы Повечер., Канон, 2 тр. 8 п.; Четверг Седм. 50-цы утра, Се дален по 2 кафизме.

[33] Триодь Цветная, Субб. 6 Седм. по Пасхе Вел. вечер., 1 стиховная стихира.

[34] Триодь Цветная, Нед. 50-цы утра, Светилен по 9 п.

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: