Идеализм, его сущность и разновидности

ИДЕАЛИЗМ (франц. idealisme, от греч. h-идея), общее обозначение филос. учений,утверждающих, что дух, сознание, мышление, психическое — первично, a мaтерия, природа, физическое — вторично, производно. И. противостоит материализму в решении осн. вопроса философии — об отношении бытия и сознания, материального и духовного. Возник более 2,5 тыс. лет назад; термин «И.» как обозначение одного из двух противоборствующих лагерей в философии появился в нач. 18 в. Осн. формы И.— объективный и субъективный. Первый утверждает существование духовного первоначала и независимо от человеческого сознания, второй либо отрицает наличие к.-л. реальности вне сознания субъекта, либо рассматривает как нечто полностью определяемое его активностью. Различаются многообразные формы И. в зависимости от того, как понимается духовное первоначало: как мировой разум (панлогизм) или мировая воля (волюнтаризм), как единая духовная субстанция (идеалистич. монизм) или множество дух-х первоэлементов (плюрализм), как разумное логически постигаемое начало (идеалистич. рационализм), как чувств. многообразие ощущений (идеалистич. эмпиризм и сенсуализм, феноменализм), как незакономерное алогичное начало, не могущее быть объектом науч. понимания (иррационализм). Крупнейшие предст. объективного И.: в антич. философии — Платон, Плотин, Прокл; новое время - Г. В. Лейбниц, Ф. В. Шеллинг. Г. Гегель. Субъективный И. наиболее ярко выражен в учениях Дж. Беркли, Д. Юма, раннего И. Г. Фихте (18 в.). В совр. эпоху господствующие в бурж. философии идеалистич. течения — неопозитивизм, экзистенциализм, феноменология, неотомизм.

 

6. Диалектика и метафизика

Диалектика - наука о наиболее общих законах развития природы, общества и мышл-я. Первонач. этим термином обозначались: 1) способность вести спор посредством вопр. и ответов; 2) искусство классификации понятий, разделения вещей на роды и виды.

Зенон подверг анализу противоречия, возникающие при попытке мыслить понятия движения и множества. Арист. отличает д. от аналитики как науку о вероятн. мнениях от науки о док-ве. Платон: Бытие заключает в себе противоречия: оно едино и множественно, вечно и преходяще, покоится и движется. Противоречие - необх. условие для побуждения души к размышлению. Это иск-во и является искусством Д. В философии феод. о-ва - в схоластике д. стали называть формальн. логику, к-рая была противопоставлена риторике. В эпоху Возр. диал. идеи о совпадении противоположностей выдвиг. Ник. Кузанский и Бруно. В Нов. время Декарт и Спиноза (Декарт в космогонии, Спиноза в учении о субстанции как о самопричине). В 18 в. во Франции Руссо и Дидро. Первый исслед. противоречия как условие истор. разв-я, второй, кроме того, противоречия в совр. ему обществ. сознании. Нем. классич. идеализм рассматривал действительность не только как предмет познания, но и как предмет деят-сти. Вместе с тем незнание истинной, материальной, основы познания и деят-сти субъекта привело к ограниченности и ошибочности диал. идей нем. идеалистов. Диалектика разума, по Канту, иллюзия, и она устраняется, как только мысль возвр. в свои пределы, огранич. познанием одних явлений. Д. есть, согласно Гегелю, движущая душа всякого научного развертывания.

Истинно научное понимание Д. было создано Марксом и Энгельсом. Они построили Д. на основе материалистич. понимания историч. процесса и развития познания, обобщения реальн. процессов, происх. в природе, о-ве и мышлении. В научной Д. органически сочетаются законы развития бытия и познания. Следовательно, материалистич. Д. не только онтологическ., но и гносеологич. учение, логика, рассматривающая мышление и познание равным образом в становлении и развитии.

Гл. категорией материалистич. Д. является противоречие. В учении о противоречиях она вскрывает движущую силу и источник всякого развития; в нем содержится ключ ко всем остальным категориям и принципам диал. развития: переход колич. изменений в качественные, перерыв постепенности, скачки, отрицание самого этого отрицания, повторение на высшей основе нек-рых сторон, черт первоначального состояния. Только с позиции Д. можно понять путь становления объективной истины, связь на каждой ступени развития науки элементов абс. и относительного, устойчивого и изменчивого, переходы от одних форм обобщения к др., более глубоким, мирящейся ни с каким застоем и неподвижностью, делает ее орудием практич. преобразования о-ва, помогающим объ. учитывать историч. потребности обществ. развития, несоответствие старым форм новому содержанию, необходимость перехода к высшим формам, способствующим прогрессу чел-ва.

Метафизика. Термин М. возник в 1 в. до н.э. как обознач. части ф. наследия Аристотеля и буквально означает то, что следует после физики. Сам Арист. называл этот, раздел своего ф. учения первой ф-ей, исследующей якобы высшие, недоступные для органов чувств, лишь умозрительно постигаемые начала всего существующего, обязат. для всех наук. В ср.в. ф. М. служила теологии как ее ф. обоснование. Прибл. к 16 в. наряду с термином М. применялся в равном значении термин онтология. У Декарта, Спинозы и др. фил-в 17 в. М. выступала еще в тесной связи с ест.-науч. и гуманит. знанием. Эта связь была утрачена в 18 в. В Нов. время возник. понимание М. как антидиалектич. способа мышления, как рез-та односторонности в познании, когда рассматривают вещи и явления как неизменные и независимые друг от друга, отрицают внутр. противоречия как источник развития в природе и о-ве. Исторически это было обусловлено тем, что научно-ф. познание, кот. в древности и в эпоху Возр. рассматривало природу в целом, в движении, развитии, теперь, в связи в углублением и дифференциацией науч. знания, расчленяло ее на ряд изолир. областей, рассматриваемых вне связи друг с другом. Впервые термин М. в смысле антидиалектики употребил Гегель, имел в виду также то, что прежняя М., как правило, строилась антидиалектически. Это сближает два разных значения термина М.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: