Вопрос № 20 Французская философия XVIII века

В этот период обостряются противоречий между зарождающимся капитализмом, буржуазными отношениями и феодальной системой. Развитие буржуазного способа производства и торговли стимулировали развитие математики, естественных наук.

В сознание проникли идеи философского материализма. Этому явлению противостоял силы католицизма. До буржуазной революции 1789г. во Франции возникло движение, известное под названием Просвещение. Цель: в критике основ феодальной идеологии, религиозных суеверий, в борьбе за веротерпимость, за свободу научной и философской мысли, за разум против веры, за свободу исследования, за критику против апологики.

Видными деятелями французской философии 18в. были: Жюльен Ламетри, Поль Анри Гольбах, Д. Дидро, Клод Гельвеций и др. 

Ламетри доказал, что всякая форма неотделима от материи и всякая материя связана с движением. По его мнению, субстанция в конечном счете сводится к материи, которая находиться в движении и обладает способностью к чувственности и ощущению. Труды: «Трактат о душе», «Человек-машина», «Человек-растение» и др.

Поль Анри Гольбах. Трактат «Система природы». Главная идея – мысль о сводимости всех явлений природы к различным формам движения материальных частиц. По Гольбаху, основу всех процессов природы составляет материя. Материя вечно движется. Движение – способ существования материи. Абсолютного покоя нет, он относителен. Сущность природы заключается в том, чтобы действовать. Над всеми связями причин и действий в природе господствует строжайшая необходимость. В природе все необходимо.

Дени Дидро. Исходил из положения о вечности и бесконечности природы. Природы ни кем не сотворена, кроме нее и вне ее нет ничего. В свое учение о природе он вносит черты и идеи диалектики. Мир бесконечно зарождается и умирает, каждый момент находится в состоянии зарождения и смерти; никогда не было и не будет другого мира.

Вольтер( 1694--1778) - Сторонник физики и механики Ньютона, при этом признает существование бога-творца. Критикует дуализм, говорит, что душа и мышление свойственны материи, этим свойством наделил ее бог. Выдвинул принцип научного исследования природы, источник знаний --- наблюдения и опыт. Социальное устройство общества ---конст монархия, в конце жизни - республика.

Руссо (1721-78) Сторонник дуализма (материя +дух). Познание --- сенсуалист, хотя и признавал врожденные нравственные идеи. Критиковал частную собственность, сторонник теории общественного договора, общ, основанного на свободе и равенстве.

Монтескье (1689-1755) географический детерминизм, религии отводится роль поддержания общественного порядка и нравственности. Умеренная конст монархия. Отстаивал идею общей закономерности, которой подчинено развитие и общества, и природы.

Методами научного познания французские материалисты признавали эксперимент и наблюдение. Выступали против идеалистически-теологического понимания истории человечества. Они доказывали, что движущей силой истории человечества являются человеческие разум, прогресс. Человек движим исключительно стремлением к удовольствию и отвращением к страданию. Физические удовольствия – самые сильные, но они не постоянны и при избытке приносят вред. Поэтому предпочтения заслуживают удовольствия умственные – более прочные, длительные и более зависящие от самого человека.

Различие между народами обуславливается политическим строем. Не существует такого образа правления, который бы вполне удовлетворял требованиям разума: чрезмерная власть ведет к деспотизму; чрезмерная свобода – к своеволию; концентрированная власть становиться опасной, власть разделенная – слабой. Средство избавления от недостатков существующих способов правления в просвещении общества. Они утверждали, что процесс воспитания человека оказывает решающее влияние на его физические, умственные и нравственные способности, и оставались в этом вопросе утопистами.      


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: