Сознание как предмет философского осмысления. Экзистенциально-феноменологическая, социокультурная и психоаналитическая традиции в исследовании сознания

С – это свойство высокоорганизованной материи мозга отражать реальный мир в его идеальных образах, это субъективный образ объективного мира. Отражение происходит в процессе практического освоения мира человеком, живущем в обществе. (соврем трактовка сознания).

Концепция сознания в различных эпохах:

1 Космоцентризм (Античность, Платон, Аристотель). Философы античности поняли, что сознание есть всеобщая связь между объектом и субъектом, и попытались рассказать о ней при помощи метафоры. Как буквы отпечатываются на дощечке воска, так и предмет отпечатывается на дощечке разума. Особенность античного сознания – направленность на объект. Античный человек живет вещами, космосом, вырабатывая соответствующие идеи, где идея – это внешний вид, наружность вещи, поэтому разум и объект существуют независимо друг от друга, и объект отпечатывается в разуме. Платон выделяет понятие идеального (бестелесный разум) источник гармонии, истинное бытие и противопостовлял его чувственно-предметному материальному (идеализм).

2 Теоцентризм (христианство). Потребность во внутреннем переживании, сосредоточении, она вызвана потребностью общения с богом, это общение достигается путем молитвы, молится душа. Освобожденная от тела душа устремляется к богу. Сознание – это не только знание о мире, но и о собственном духовном опыте, его содержании. Проблему сознания как самосознания сформулировал Августин, на которого оказал влияние греч фил Плотин. В духовном опыте он выделил три уровня:

1-высший, где происходит полное слияние с богом и блаженство от этого через святость; 2- рефлексия и рассуждение, как многообразие мыслей и чувств; 3- низший уровень – страсти, инстинкты.

Сознание дано для того, чтобы люди помнили, что в обыденной жизни они удалены от бога, но могут совершить переход на первый уровень с целью очищения, Сознание –есть память о нашей земной ничтожности, оно не связано с жизнью тела, сознание как явление духа.

3 Антропоцентризм Нового времени. Отпадение от вечности, от бога, нигилизм. Человек захотел стать богом на земле. Человек был объявлен началом всего, отсюда рационализм. Декарт закладывает основы отождествления сознания и души с предметно-логическим содержанием. Религиозные и мистические основы сознания были утеряны, в нем восторжествовали правила логики. Следовательно, можно исправить мир, улучшить его в соответствии с этой логикой.

4 Социоцентризм  (диалектико-материалистическая концепция сознания). Материалистические потребности ведущие, рационализм, прагматизм. Сознание определяется общественным бытием. Главное-это сознание общества, чтобы переделать его надо изменить общественные условия.

Особую известность получило учение З Фрейда. Он рассматривает психику человека как сложно организованную систему с тремя сферами: Оно (глубинный слой бессознательных влечений), Я – сфера социального, посредник между бессознательным и внутренним миром, Сверх Я – социальность внутри сознания человека, своего рода моральная цензура. Бессознательное - великая сила, Ф считает, что Я превращается в волю инстинктов Оно. С находится в сложном взаимодействии с различными формами неосознанных, бессознательных актов, определяющих поведение личности, многие из них совершаются автоматически, бесконтрольно.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: