Общелогические методы

1. ОБОБЩЕНИЕ - логический процесс перехода от единичного к общему, от менее общего к более общему знанию (напр., переход от понятия «теплота» к понятию «энергия». Противоположным обощению процессом является ограничение.

2. ИНДУКЦИЯ (лат. - наведении) - тип умозаключения и метод исследования.. Ф. Бэкон, Галилей, Ньютон, Дж. Гершепь и Дж. С. Милль. Как форма умозаключения И. обеспечивает возможность перехода от единичных фактов к общим положениям. Три основных вида индуктивных умозаключений: полную И.; популярную И.; научную И. (два последних вида образуют неполную И.). Индуктивные методы исследования причинной связи: метод единственного сходства, метод единственного различия, соединенный метод сходства и различия (метод двойного сходства), метод сопутствующих изменений и метод остатков. В реальном познании И. всегда выступает в единстве с дедукцией.

3. ИДЕАЛИЗАЦИЯ мыслительный акт, связанный с образованием нек-рых абстрактных объектов, принципиально не осуществимых в опыте и действительности. Идеализированные объекты являются предельными случаями и служат средством их научного анализа, основой для построения теории этих реальных объектов. Наряду с абстракцией, с к-рой она тесно связана, И. выступает важным средством познания законов действительности.

4. ДЕДУКТИВНЫЙ МЕТОД  применяется после накопления эмпирический материала для систематизации, и выведения всех следствий из него и т.д. Общая схема: 1) исходный базис; 2) используемые логические средства (правила вывода и определения); 3) совокупность утверждений, получаемых из (1) путем применения (2). Анализ дедуктивного способа изучали П латон, Аристотель. Евклид, стоики, Декарт. Паскаль, Спиноза, Лейбниц.

ДЕДУКЦИЯ (лат. выведение) - в более специфическом и наиболее употребительном смысле - доказательство или выведение утверждения (следствия)из одного или нескольких др.. утверждений (посылок) на основе законов логики, носящее достоверный характер. В случае дедуктивного вывода следствия содержатся в посылках в скрытом виде, и они должны быть извлечены из них в результате применения методов логического анализа.

5. АНАЛИЗ И СИНТЕЗ (греч. – разложение и соединение) – в самом общем значении процессы мысленного или фактического разложения целого на составные части и воссоединения целого из частей. Логический А. заключается в мысленном расчленении исследуемого объекта на составные части и является методом получения новых знаний. Цель А. - познание частей как элементов сложного целого. С., напротив, есть процесс объединения в единое целое частей, свойств, отношений. Он соединяет общее и единичное, единство и многообразие в живое конкретное целое. С. дополняет А и находится с ним в неразрывном единстве.

6. Моделирование. Модель - это такой объект, который замещает объект-оригинал так, что его непосредственное изучение дает новые знания об объекте-оригинале. Моделирование - процесс построения, изучения и применения моделей. Главная особенность моделирования в том, что  это метод опосредованного познания с помощью объектов-заместителей. Элементы: 1) субъект (исследователь), 2) объект исследования, 3) модель. Познавательные возможности модели обуславливаются тем, что модель отражает какие-либо существенные черты объекта-оригинала. Изучение одних сторон моделируемого объекта осуществляется ценой отказа от отражения других сторон. Моделирование - циклический процесс.

Эмпирические методы представляют собой практические операции, позволяющие осуществлять непосредственный или опосредованный контакт субъекта с объектом. Эмпирический уровень является первым уровнем научного познания.

Наблюдением называется целенаправленное и организованное восприятие предмета, изучение его следствий, содержания, частей и прочих. В наблюдение входят описание, измерение, сравнение. Функции: 1) получение новой информации; 2) проверка теоретических выводов. Важно свести к минимуму субъективность наблюдателя, преодолеть хаотичность впечатлений. Различают: простое наблюдение и сложное. Результатом наблюдения является – описание некоторого события.

Измерением называется метод эмпирического познания, который заключается в сопоставлении познаваемых свойств предмета с эталонами. Измерение позволяет получить количественные данные.

Эксперимент – метод научного познания в ходе, которого искусственно создаются новые условия, в которые помещается изучаемый предмет, и раскрываются его причины и сущность. Выделяются также субъект и объект, практические средства познания (приборы и инструменты), и действие, направленное на изменение объекта. Эксперимент -особый вид практики, предпринимаемой с целью получения нового знания и проверки старого. Эксперимент вбирает в себя наблюдение и измерение. Эксперимент есть испытание изучаемых явлений в контролируемых и управляемых условиях. Эксперименты: поисковые, контрольные, изолирующие. Этапы: 1) подготовительный, 2) проведения эксперимента и получение опытных данных; 3) обработка данных.. Эксперименты могут быть реальными и мысленными.

Один из наиболее распространенных и универсальных методов познания – метод сравнения. В результате сравнения устанавливается сходство и различие предметов. Сравниваться должны сопоставимые явления, предметы; должно осуществляться по наиболее важным существенным признакам. Различные объекты можно сравнивать или непосредственно или опосредованно. Информация в двух формах: 1) непосредственный результат сравнения (первичная); 2) вторичная информация, которая представляет собой результат обработки первичной информации. Наиболее важный способ такой обработки – умозаключение.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: