Содержание
Введение. 3
1.1.Государственная политика в сфере туризма. 7
1.2.Стратегия развития туризма Российской Федерации. 7
1.3.Система статистики туризма Российской Федерации. 10
1.4.Позиционирование г. Иркутска на туристском рынке России. 13
Выводы по 1 главе. 18
2. Модель оценки туристского потенциала города Иркутска. 19
2.1.Предприятия оказывающие услуги для туристов в г. Иркутске. 20
2.2. Расчеты туристского потока в г. Иркутск. 21
2.3. Расчеты объема туристского рынка г. Иркутска. 23
3. Мониторинг предприятий оказывающих услуги для туристов. 25
3.1.Предприятия общественного питания. 29
3.2. Инфраструктура туристского транспорта города Иркутска. 33
4. Оценка занятости в экономике Иркутска от прямых трат туристов. 38
4.1 Оценка прямого вклада туризма в экономику города Иркутска. 41
4.2.Оценка косвенного вклада туризма в экономику. 42
5.Результаты мониторинга предприятий оказывающих услуги для туристов. 44
6. Состояние межрегионального и международного сотрудничества в сфере туризма. 46
|
|
7. Предложения по результатам мониторинга для развития туристско-рекреационного комплекса Иркутска. 52
Приложения. 54
Введение
Данная научно-исследовательская работа выполняется во исполнение договора № 010-64-1342/8 от 5 июня 2008 года с администрацией города Иркутска в целях поддержки развития индустрии туризма в городе.
В соответствии с разрабатываемой Правительством Российской Федерации Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, 2008 год является годом проведения планировочных и проектных работ для выявления местных «Точек роста», которые смогут обеспечить устойчивое инновационное социально-ориентированное развитие территорий. Туризм признан стратегическим приоритетом развития Иркутска на среднесрочную перспективу.
Задачи мониторинга представлены ниже:
1. Составление реестра компаний, осуществляющих туроператорскую, турагентскую деятельность, услуг гостиниц, предприятий общественного питания, специализированных предприятий транспорта и досуга, и выборка статистических показателей, характеризирующий данный сектор экономики.
2. Формирование системы оценки показателей ежегодного туристического потока города Иркутска на основе официальных статистических данных коллективных средств размещения различных типов транспортных компаний и официальных государственных организаций.
3. Оценка прямого и косвенного дохода от сферы туризма в экономику г. Иркутска на основе анализа полученных данных в ходе настоящего исследования.
4. Выявление и анализ факторов, затрудняющих устойчивое развитие отрасли в городе (выявление проблем, характерных для развития туристко-рекреационного комплекса и обоснования решений)
1.Туризм как система институционных понятий.
|
|
Туризм, как система институционных понятий и определений в рамках спроса и предложения представлена на рис.1
Рис.1 Туризм как система статистических понятий и определений
Согласно схеме на рисунке 2 туризм подразделяется на типы и категории.
Существуют три типа туризма: внутренний, въездной и выездной. Категории туризма включают: международный, национальный и туризм внутри страны (рис.4)
Рис.2. Типы и категории туризма
Туризм внутренний - путешествия по стране лиц, постоянно проживающих в ней.
Туризм выездной - путешествия лиц, постоянно проживающих в России, в другую страну.
Туризм въездной - путешествия по России лиц, проживающих постоянно в других странах.
В настоящее время в России туристский бизнес развивается с преимущественной ориентацией на выезд.
Большинство действующих в России туристских фирм предпочитают заниматься отправкой своих сограждан за границу. Таким образом, действующая модель выездного туризма обеспечивает мощный канал вывоза капитала из России, создание новых рабочих мест за рубежом. Этот процесс можно проследить по результатам статистических данных Всемирной туристской организации (ВТО), которые дают представление о развитии выездного туризма не только в данный момент, но и в перспективе.
Эксперты ВТО представили концепции, дефиниции и классификации, используемые в статистике туризма. Ключевым понятием и основной единицей учета является посетитель - путешествующее лицо, выезжающее за пределы своей обычной среды на срок менее года с любой целью, кроме занятия профессиональной деятельностью, оплачиваемой в посещаемом месте (в стране). Главными критериями выделения посетителей из совокупности путешественников является смена обычной среды, цель и продолжительность поездки.
Различают две категории посетителей: туристы, кочующие посетители и однодневные посетители. Не относятся к посетителям и не учитываются в статистике туризма иностранные рабочие, кочевники, бродяги, беженцы, военнослужащие иностранных армий, работники консульской и дипломатической служб.
Наиболее распространенными группировочными признаками являются цель поездки, продолжительность пребывания, постоянное место жительство, место назначения, виды используемого транспорта и средства размещения, а так же пол, возраст, образовательный уровень и степень экономической активности посетителей.
Международной статистикой предусматривается следующая классификация по целям поездок: служебные или деловые поездки; с целью туризма; частные; обслуживание на транспорте.
Кроме того, классификация ведется по странам выезда, например, российских, и въезда иностранных граждан с детализацией по целям поездок. Наибольшее внимание уделяется поездкам с целью туризма.
Производится также перспективный анализ развития международного туризма по каждой стране в виде оценки наиболее вероятной ситуации развития туризма. Расчеты ведутся специалистами ВТО на основе прогнозных туристских карт.
1.1.Государственная политика в сфере туризма
В разделе Концепции социально-экономического развития России на период до 2020 года развития Регионального развития отмечается, что реализация экономического потенциала Восточно-Сибирского экономического региона требует масштабного развития транспортной инфраструктуры: железнодорожного транспорта, обеспечивающего транзит как между Азиатско-Тихоокеанским регионом и Европой, так и внутри страны; Северного морского пути для завоза грузов, необходимого для жизнеобеспечения населения арктического побережья, обустройства пограничных переходов на границе с Монголией.
|
|
Базовым направлением государственной политики должна также стать инфраструктурная поддержка развития крупных городских агломераций Восточно-Сибирского экономического региона (Красноярск, Иркутск) и Байкальской туристической зоны (Республика Бурятия, Иркутская область) как основных центров несырьевой модернизации на территории экономического региона.
В этой связи, развитие Восточно-Сибирского экономического региона связано с созданием государством экономических условий для реализации стратегически значимых и высокозатратных ресурсных проектов и поддержкой миграционных процессов с развитием городов, интегрирующих территорию и систему расселения.
Реализация этих приоритетов позволит обеспечить темпы роста ВРП в макрорегионе относительно уровня 2007 года - 120% в 2010 году, 142-150% в 2015 году, 175-200% в 2020 году.
Задача удвоения ВРП к 2020 году, задает тренд планирования роста объема всех видов экономической деятельности не менее 7% в год.
Стратегия развития туризма Российской Федерации
Стратегия развития туризма Российской Федерации на период до 2015 года, принятая 6 мая 2008 года приказом № 59 Федерального агентства по туризму, рекомендует региональными местным властям обеспечить устойчивое развитие туризма на территориях.
Туризм – это одна из важнейших сфер деятельности современной экономики, нацеленная на удовлетворение потребностей людей и повышение качества жизни населения. При этом, в отличие от многих других отраслей экономики, туризм не приводит к истощению природных ресурсов. Будучи экспортоориентированной сферой, туризм проявляет бóльшую стабильность по сравнению с другими отраслями в условиях неустойчивой ситуации на мировых рынках.
Под Стратегией развития туризма в Российской Федерации понимается взаимосвязанная по задачам, срокам осуществления и ресурсам совокупность целевых программ, отдельных проектов и внепрограммных мероприятий организационного, правового, экономического и политико-дипломатического характера, обеспечивающая эффективное решение проблемы динамичного и устойчивого развития туризма в стране Приложение №7.
|
|
По данным Всемирного Совета по туризму и путешествиям в 2007 году доля туризма в мировом ВВП составила 3,6%, а с учетом вклада сопутствующих отраслей – 10,4%. Многие страны Европы, такие как Швейцария, Австрия, Франция, Болгария значительную часть своего благосостояния построили на доходах от туризма. Так, в Австрии 8,6% в ВВП страны составляют прямые доходы от туризма и 15% - доходы с учетом мультипликативного эффекта, в Испании, соответственно, 6,8% и 18,2%, во Франции – 4,1% и 10,9%, в Хорватии – 8,5% и 19,0%, в Великобритании – 3,4 % и 9,1%, в Канаде – 3,4% и 11,0%, в Болгарии – 4,1% и 14,5%.
К основным факторам, определяющим будущее туризма, следует отнести общие и отраслевые факторы, такие как конкуренция, информационные технологии, авиаперевозки, туроператорские услуги, а также политические и социальные условия развития.
По уровню туристского предложения, учитывающего неравномерность распределения туристских ресурсов на территории страны, а также различный уровень развития туристской инфраструктуры и кадрового потенциала, районы страны могут быть распределены следующим образом:
- регионы с высоким уровнем развития туристского продукта – Москва и Московская область, Санкт-Петербург и Ленинградская область, район Кавказских Минеральных вод, Краснодарский край, Калининградская область, регионы Золотого Кольца;
- регионы со средним уровнем развития туристского продукта – Северо-Западный регион, Тверская область, Центральная Россия, Татарстан, Поволжье, такие республики Северного Кавказа, как Карачаево-Черкесия и Кабардино-Балкария, Ростовская область, Иркутская область, Приморский край, Камчатка, Мурманская область, Ханты-Мансийский автономный округ
Иркутск, как столица Иркутской области входит в территории со средним развитием инфраструктуры туризма и предложения турпродукта.
В экономическом плане город, как часть Иркутской области, также входит в число территорий со средним уровнем экономического развития, рассчитанным по 12 показателям - индикаторам территориального развития: объему производства ВРП на душу населения с учетом внутрироссийского паритета покупательной способности (ППС), объему инвестиций в основной капитал региона на душу населения, объему внешнеторгового оборота на душу населения, финансовой обеспеченности региона с учетом ППС, уровню развития предпринимательства, уровню регистрируемой безработицы (к экономически активному населению), покупательной способности населения, доле населения с доходами ниже прожиточного уровня, уровню потребления, объему основных фондов (с учетом степени удорожания капитальных затрат) на душу населения, плотности автодорог с твердым покрытием (с учетом плотности населения) и уровню развития социальной инфраструктуры. Уровень экономического развития также обеспечивает развитие отраслей направленных на повышение качества жизни, к которым относится и туризм.