Политика надежной денежной стабилизации

В Послании Президента Украины «Европейский выбор», посвященном определению концептуальных основ стратегии экономического и социального развития государства на 2002—2011 годы (оно в ближайшее время будет представлено парламенту), обосновывается модель экономического роста, первоосновой которой является обеспечение устойчивой стабильности национальной денежной единицы. Показательно, что именно эта позиция рассматривается как ключевая предпосылка реализации курса евроинтеграции Украины. В тексте Послания названы предельные параметры инфляции, достижению которых должна быть подчинена денежно-кредитная политика. Речь идет об обеспечении среднегодового уровня инфляции в пределах до 7—9% в 2002—2004 годах и 3—5% — в 2005—2011-м. Напомню читателю, что в соответствии с Маастрихтским договором, определяющим экономические критерии членства в Евросоюзе, страны-претенденты должны обеспечить стабильность собственной денежной единицы на уровне до 2% инфляции в год. Так что реализовав поставленную задачу денежной стабилизации, мы сможем вплотную приблизиться к соответствующим критериям ЕС. В Послании Президента обосновывается самая сложная по своему содержанию модель политики экономического роста. Очень важно, чтобы это обстоятельство поняли бы и народные депутаты, к которым обратился Президент. Речь идет о модели роста, реализация которой возможна лишь на основе сильной экономической и прежде всего финансовой и денежной политики, конструктивного взаимодействия исполнительной и законодательной ветвей власти. И это понятно, ведь решающее значение в данном вопросе будут иметь, как это подчеркивается в тексте Послания, две предпосылки: «соблюдение в следующем десятилетии принципа бездефицитности государственного бюджета» и «дальнейшее ограничение долговой зависимости государства, особенно внешней». Уместно отметить, что по указанным позициям наши показатели уже сегодня корреспондируются с маахстрихтскими требованиями, в соответствии с которыми бюджетный дефицит ограничивается 3% ВВП, а государственный долг — 60% ВВП. Мы в 2000 году имели бюджетный профицит, 2001-й закончили с дефицитом на уровне всего 0,6% ВВП. Внешний долг Украины в 2000 году составлял 45%, а в 2001-м — 37% ВВП.Но, необходимо отметить, что предложенная модель воспринимается отнюдь не однозначно. В качестве ее альтернативы предлагается модель экономического роста, базирующаяся не на максимально жесткой, а на либеральной модели денежно-кредитной политики — на частичном использовании инфляционного и девальвационного ресурса. Речь идет о применении так называемой политики ограниченного роста курса национальной валюты. Эти различия особенно рельефно проявились на международной научно-практической конференции «Стратегия монетарной политики: проблемы выбора и применения», проведенной по инициативе Совета НБУ в апреле прошлого года. Аргументы в пользу упомянутой модели тоже понятны: существует угроза того, что жесткая монетарная политика будет ограничивать возможности экспорта, а значит, и потенциал экономического роста. Дабы усилить эффект, приводится пример аргентинского кризиса, истоки которого, как известно, связывают и со сверхжесткой монетарной политикой.

Крайне важно понять и природу гривневой стабильности в тот период. Основной доминантой этого процесса стала общая экономическая стабилизация трех последних лет. Это, во-первых, положительный торговый баланс Украины: в 1999 году — 2,2 млрд., 2000-м — 2,9 млрд., 2001-м — 2,9 млрд. долл. Во-вторых, почти бездефицитный бюджет. В-третьих, рост производительности труда, в частности в промышленности: в 1999 году — 9,6%, 2000-м — 16,0, 2001-м — 18,2%. Эти и другие факторы дают основания для принципиальной важности вывода: наблюдавшаяся в последние годы стабильность гривни имеет серьезную общеэкономическую основу. Она возникла не только благодаря корректной денежно-кредитной политике последних лет, но и благодаря ощутимой макроэкономической стабилизации.

Валютная обеспеченность является одним из важнейших индикаторов «устойчивости» валюты — ее способности противостоять спекуляциям.

Политика устойчивой денежной единицы и в дальнейшем должна быть определяющим атрибутом укрепления позиций национального рынка, его инвестиционной привлекательности, эффективным способом повышения конкурентоспособности отечественного товаропроизводителя и модернизации экономики, главной гарантией прекращения утечки капитала, роста реальных доходов населения.

В отличие от девальвации, укрепление валютных позиций национальной денежной единицы более выгодно для Украины. Речь идет, во-первых, об удешевлении критического импорта энергоносителей, занимающего важное место в нашем торговом балансе. Во-вторых, мы удешевляем технологический импорт машин и оборудования, что полностью соответствует стратегии инновационного развития украинской экономики на следующее десятилетие. В-третьих, наблюдающаяся нынче постепенная ревальвация гривни удешевляет обслуживание внешнего долга. В-четвертых, стабильный валютный курс — это надежная основа снижения инфляции. В-пятых, ревальвация — важный фактор повышения не только реальных доходов населения, но и стоимости активов предприятий и финансовых (в частности банковских) учреждений, номинированных в долларах. Наконец, в-шестых, сильная гривня — это важная предпосылка укрепления инвестиционного потенциала, в частности привлечения в национальную экономику иностранных капиталов. Рассчитывая именно на такие результаты, хорошо надо понимать, что они возможны лишь в долгосрочной перспективе.

Бездефицитный, сбалансированный бюджет — не только основа стабильности гривни, но и главный инструмент снижения долговой нагрузки на экономику. Во-вторых, ощутимое снижение налогового бремени. Налоговая составляющая в структуре расходов, а значит, и в ценовой динамике, по-прежнему чрезвычайно высока. В-третьих, создание эффективной антимонопольной конкурентной среды и в первую голову — преодоление произвола естественных монополий, все время искусственно завышающих тарифы. На мой взгляд, это самое слабое место в политике реформ. В-четвертых, детенизация украинской экономики и пр.

В настоящее время Украина активизировала работу, направленную на создание необходимых внутренних предпосылок обретения членства в Европейском Союзе и вступления во Всемирную торговую организацию. речь идет, прежде всего, о повышении конкурентоспособности отечественной экономики, обеспечения высоких социально-экономических показателей развития страны и благосостояния граждан и тому подобное". Кроме того, развитие мировой экономики в современных условиях глобализации требует от национальных экономик достаточного уровня конкурентоспособности.

На данном этапе Украина находится в состоянии стабилизации экономических процессов: возобновился прирост ВВП и прирост промышленного производства, наблюдается умеренный рост цен, растут доходы населения и потребительские расходы.

Впрочем, остаются актуальными проблемы с растущим негативным сальдо торгового баланса, снижением динамики инвестиционных процессов, медленной реализацией стратегии конкурентного развития.

Кроме того, в Украине существует насущная потребность во внедрении инновационно-инвестиционной модели экономики, развития высокотехнологичных видов деятельности, развития сферы коммерческих услуг. Первоочередным является технологическая перестройка экономики страны на принципах энергосбережения. Важное значение получает также развитие международного сотрудничества и трансфера технологий. Но следует отметить, что Политические процессы в Украине не способствуют экономической стабилизации в государстве.

Последние события и в обществе, и в парламенте свидетельствуют о том, что предвыборная гонка уже началась.и что касается правительства, то оно действительно находится в таком положении, когда политические действия не способствуют экономической стабилизации в государстве, а действительно создают различные препятствия. Единственным выходом из кризиса является формирование политической коалиции, проведение политической реформы и только такой подход сегодня является единственным для преодоления глубокого кризиса, в который была ввергнута страна благодаря политике новой власти. И только с этого может начаться процесс политической и социально-экономической стабилизации в Украине.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: