Источники информации для проверки

КУРСОВАЯ РАБОТА

 

по дисциплине: «Аудит»

на тему

Методика аудиторской проверки

Учета расчетов с подотчетными лицами

 

 

          

 

 

Уфа – 2010 г.

Содержание  
Введение 3
1. Основные законодательные и нормативные документы 5
2. Источники информации для проверки 6
3. Вопросник аудитора 9
4. Перечень аудиторских процедур 14
5. Типичные ошибки 20
Заключение 22
Список используемой литературы 24
Практика 26

Введение

Аудиторская деятельность — явление достаточно новое для России, которое является, однако, необходимым элементом рыночной экономики. Эта деятельность охватывает собственно аудит, т.е. заключение независимого профессионального бухгалтера-аудитора о достоверности публичной бухгалтерской (финансовой) отчетности, и предоставление услуг, сопутствующих аудиту, — весьма разнообразных, но непременно требующих высокой квалификации профессионального бухгалтера.

Процесс производства является важнейшей стадией кругооборота средств предприятия. В процессе финансово-хозяйственной деятельности у предприятия возникает потребность использовать наличные денежные средства для расчетов с работниками по командировкам, выдачи им средств для покупки за наличный расчет товаров в других организациях или у физических лиц, для оплаты выполненных работ, оказания услуг, а также на иные цели.

Правильная организация учета расчетов с подотчетными лицами, с одной стороны, обеспечивает действенный контроль за использованием на предприятии денежных средств и, с другой стороны, позволяет предприятию избежать конфликтных ситуаций во взаимоотношениях с налоговой службой.

Актуальность данной темы заключается в необходимости изучения аудита расчетов с подотчетными лицами, с целью выяснения типичных ошибок при учете таких расчетов. Изучение выбранной темы также дает возможность оценить способы избежания ошибок, допускаемых при учете расчетов с подотчетными лицами.

Основными задачами бухгалтерского учета расчетов с подотчетными лицами являются:

1) своевременное, полное и достоверное отражение на счетах бухгалтерского учета фактических затрат на командировочные расходы;

2) документальная обоснованность использования подотчетных сумм и обоснованность включения в состав затрат;

3) контроль за экономным и рациональным использованием денежных средств на хозяйственно- операционные цели.

Цель аудита расчетов с подотчетными лицами заключается в проверке соблюдения действующего законодательства, правильности документального оформления и отражения в учете всех видов расчетов с подотчетными лицами.
При этом решаются следующие задачи:

· оценка системы внутреннего контроля и бухгалтерского учета расчетов с подотчетными лицами;

· подтверждение достоверности выдачи и возврата подотчетных сумм;

· установление законности и полноты возврата подотчетных сумм;

· проверка организации аналитического учета расчетов с подотчетными лицами и взаимосвязи аналитического и синтетического учета;

· проверка соблюдения организацией налогового законодательства по операциям, связанным с расчетами с подотчетными лицами.

Изучение выбранной темы предполагает достижение следующей цели – рассмотреть аудит расчетов с подотчетными лицами.

Сформулированная цель предполагает решение следующих задач:

- дать понятие учета расчетов с подотчетными лицами;

- определить нормативные и законодательные документы, регламентирующие объект проверки;

- рассмотреть аудит расчетов с подотчетными лицами;

-выяснить типичные ошибки, допускаемые в учете расчетов с подотчетными лицами, дать им характеристику;

- проанализировать полученный материал и сделать выводы.

Предметом исследования является учет расчетов с подотчетными лицами, где рассматривается учет и аудит с подотчетными лицами на предприятии.

В качестве теоретической основы изучения применялись труды и учебные пособия российских авторов по проблемам учета и аудита расчетов с подотчетными лицами на предприятиях в условиях рыночной экономики.

 

1. Законодательные и нормативные документы, регулирующие объект проверки:[1]

1. Федеральный Закон "Об аудиторской деятельности" от 30.12.2008г. № 307-ФЗ.

2. Федеральный закон «О бухгалтерском учете» от 21.11.96 № 129-ФЗ.

3. Приказ Минфина РФ от 29.07.98 №34н «Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ».

4. Стандарты по аудиторской деятельности.

5. Гражданский кодекс РФ.

6. Трудовой кодекс РФ.

7. Налоговый кодекс РФ (гл. 21, 23, 24, 25).

8. Положение о порядке покупки и выдачи иностранной ва­люты для оплаты командировочных расходов (Приказ ЦБ Рос­сии № 62 от 25.06.97).

9. Об изменении норм возмещения командировочных рас­ходов на территории Российской Федерации (Приказ МФ РФ).

10. О нормах возмещения расходов при краткосрочных за­гранкомандировках (письмо МФ РФ).

11. Нормы и нормативы на представительские расходы, рас­ходы на рекламу и на подготовку и переподготовку кадров на договорной основе с учебными заведениями, регулирующими размер отнесения этих расходов на себестоимость продукции (работ, услуг), и порядок их применения (письмо МФ РФ №94 от 06.10.92 г. с последующими изменениями и дополнениями).

12. План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности предприятий (Приказ МФ СССР №56 от 01.11.91.г. в редакции последующих изменений и дополнений).

13. Положение о составе затрат по производству и реализации продукции (работ, услуг) (Постановление Правительства РФ № 552 от 05.08.92 г. в редакции последующих изменений и дополнений).


Источники информации для проверки

Подотчетными суммами называются денежные авансы, вы­даваемые работникам предприятия из кассы на мелкие админи­стративно-хозяйственные и операционные расходы, которые не могут быть произведены безналичными расчетами, а также на расходы по командировкам[2]. Расчеты с подотчетными лицами имеют место практически на каждом предприятии и весьма разнообразны:

· приобретение запасных частей, материалов, канцелярских товаров, топлива за наличный расчет;

· оплата мелкого ремонта оргтехники, транспортных средств;

· расходы на командировки по территории РФ и за границу;

· представительские расходы.

Для обобщения информации о расчетах с подотчетными лицами организации по суммам, выданным им под отчет, используется счет 71 «Расчеты с подотчетными лицами».[3] Это активно-пассивный счет, сальдо которого отражает сумму задолженности подотчетных лиц организации или сумму не возмещенного перерасхода. По дебету счета записываются суммы возмещенного перерасхода и вновь выданные под отчет на основе расходных кассовых ордеров, по кредиту – суммы, использованные согласно авансовым отчетам и сданные по приходным кассовым ордерам.

Не все организации расплачиваются по безналичному расчету – перечисляя деньги со своего счета на счет продавца. Иногда гораздо удобнее и быстрее оплатить покупку наличными, например, канцтовары, хозяйственный инвентарь, бензин для служебного автомобиля и т.д. Для этого деньги выдаются из кассы сотрудникам под отчет. Они покупают то, что нужно, а затем составляют и сдают в бухгалтерию авансовый отчет. Если при покупке были израсходованы не все деньги, то остаток сотрудник должен вернуть в кассу. Если же сотрудник переплатил (добавил свои деньги), то сумма переплаты организация должна ему компенсировать.

Все эти хозяйственные операции связаны с выдачей денеж­ных средств из кассы предприятия или непосредственно из банка под отчет. Так как расчеты с подотчетными лицами носят массовый характер, этот этап аудиторской проверки является достаточно трудоемким. Сами операции довольно однообразны, методы и процедуры проверки просты.

Аудит расчетов с подотчетными лицами осуществляется сплошным методом, поэтому для его проведения целесообразно привлекать ассистентов.

Состав первичных документов по расчетам с подотчетными лицами, с одной стороны, достаточно узок — это авансовые от­четы, заявления на выдачу денег из кассы. С другой стороны, состав документов, сопутствующих расчетам с подотчетными лицами, чрезвычайно широк и разнообразен, так как расчеты с подотчетными лицами связаны со многими другими разделами учета, например, операциями по кассе, расчетами с поставщиками и подрядчиками, операциями по движению материальных ценностей и т.д. и, следовательно, при проверке необходимо сопоставить авансовые отчеты с документами по другим разделам учета.

Основными документами, которые необходимо подвергнуть изучению при проверке расчетов с подотчетными лицами, являются:[4]

· авансовые отчеты;

· журнал регистрации авансовых отчетов;

· приказы о направлении сотрудников в командировку;

· список лиц, которым разрешено получение наличных денег из кассы;

· сметы представительских расходов;

· приказы об утверждении смет представительских расходов.

Многочисленные и разнообразные операции по расчетам с подотчетными лицами находят отражение в следующих регист­рах синтетического учета и отчетности:

· баланс предприятия (ф. № 1) (стр. баланса 236 — прочая дебиторская задолженность, платежи по которой ожидаются в течение 12 месяцев, и стр. 628 — прочие займы, подлежащие погашению в течение 12 месяцев после отчетной даты);

· отчет о движении денежных средств (ф. № 4);

· Главная книга;

· журнал-ордер № 7, объединяющий в себе аналитический и синтетический учет расчетов с подотчетными лицами (для журнально-ордерной формы счетоводства), иные регистры ана­литического и синтетического учета расчетов с подотчетными лицами в зависимости от принятой на предприятии формы сче­товодства.

 

Вопросы для составления плана и программы проверки

Признаки отсутствия или недостаточности внутреннего кон­троля при ведении расчетов с подотчетными лицами для ауди­тора:[5]

· отсутствие на предприятии утвержденного приказом руководителя предприятия списка лиц, которым разрешено получать в кассе наличные деньги под отчет;

· несоблюдение приказа об ограничении числа лиц, получающих наличные деньги в кассе под отчет;

· отсутствие на предприятии системы подачи письменных заявлений на выдачу наличных денег из кассы с обоснованием необходимости приобретения определенных материальных ценностей или оплаты работ, услуг;

· несоблюдение установленных сроков отчета о полученных суммах;

· задолженность подотчетных лиц, не погашенная в уста­новленные сроки;

· списание просроченной задолженности подотчетных лиц по истечении сроков исковой давности на финансовые резуль­таты деятельности предприятия или за счет использования чис­той прибыли;

· отсутствие утвержденных руководителем предприятия смет представительских расходов;

· отсутствие оправдательных документов или наличие до­кументов неудовлетворительного качества, приложенных к авансовым отчетам;

· отсутствие визы руководителя предприятия или иного уполномоченного лица, утверждающей авансовые отчеты;

· выдача денег под отчет лицам, не являющимся работни­ками предприятия, без соответствующего основания.

Ответственность за ведение учета расчетов с подотчетными лицами возлагается на руководителя предприятия и главного бухгалтера.

Для сбора информации при составлении программы ауди­торской проверки расчетов с подотчетными лицами целесооб­разно использовать вопросник (табл.1).[6]

Вопросы для проверки расчетов с подотчетными лицами

Таблица 1

п/ п Вопрос Вариант ответа Информация или документ, который следует запросить Назначаемая аудиторская процедура Номер следую­щего вопроса Но­мер вы­вода

1

Имеется ли на пред-при­ятии список лиц, которым разрешено выдавать деньги на хозяйственные нуж-ды, утвержденный приказом по предприятию

Нет       1
  Да Список лиц, которым разре­шено выдавать деньги на хо­зяйственные нужды «Подотчет 1.1.1»    

2

Выдаются ли новые аван­сы лицам, не отчитавшим­ся по ранее полученным под отчет суммам

Нет       2
Да Журнал-ордер № 7 «Подотчет 1.1.2»    

3

Оформляются ли пись­менные  распо-ряжения руководителя предпри­ятия (приказы) при на­правлении работников в командировки

Нет       3
  Да Письменные распоряжения руководителя «Подотчет 2.1.2»    

4

Облагаются ли нало-гом на доходы физических лиц суточ-ные сверх норм, возме-щаемые по реше­нию руководителя предприятия

Нет       4
  Да Приказ руководителя о возмещении «Подотчет 2.2.1»    

5

Организован ли аналити­ческий учет командиро­вочных расходов в преде­лах и сверх норм для целей налогообложения

Нет       5
Да   «Подотчет 2.1.5»    

6

Имеется ли утверж-денные письменным распоряжением руко-водителя предприятия сметы представитель-ских расходов

Нет       6
Да Письменное распоряжение руководителя и сметы «Подотчет 4.1.1»    

7

Организован ли аналити­ческий учет представи­тельских расходов в пре­делах и сверх норм для целей налогообложения

Нет       7
Да   «Подотчет 4.1.2»    

8

Производится ли расчет сумм, причитающихся работнику на командировку

Нет       8
Да        

 

По результатам опроса ответственных работников проверяе­мого предприятия по вопроснику (табл. 1) аудитор может сделать следующие выводы:[7]

1. Внутренний контроль за расходованием и целевым ис­пользованием денежных средств из кассы предприятия ослаблен отсутствием на предприятии установленного приказом руково­дителя круга лиц, которым могут быть выданы деньги на хозяй­ственные нужды.

2. В нарушение п. 11 Порядка ведения кассовых операций в РФ лицам, не отчитавшимся за полученные ранее суммы под отчет, выдаются новые авансы.

3. Приказы о направлении работников в командировки не оформляются, при этом следует проверить, не допускается ли под видом командировочных расходов скрытое авансирование работников предприятия.

4. В нарушение Закона РФ «О подоходном налоге с физических лиц» суточные, возмещаемые сверх норм работникам предприятия, не облагаются подоходным налогом.

5. В нарушение Закона РФ «О налоге на прибыль» и Закона РФ «О налоге на добавленную стоимость» для целей налогооб­ложения учет командировочных сумм в пределах норм и сверх норм не ведется.

6. В нарушение Положения о составе затрат по производству и реализации продукции (работ, услуг) сметы представительских расходов не разрабатываются и не утверждаются руководителем предприятия.

7. В нарушение Закона РФ «О налоге на прибыль» и Закона РФ «О налоге на добавленную стоимость» для целей налогооб­ложения учет представительских расходов в пределах норм и сверх норм не ведется.

8. В нарушение п. 11 Порядка ведения кассовых операций в РФ выдача наличных денег под отчет на расходы, связанные со служебными командировками, производится в суммах, превы­шающих необходимые.

По результатам опроса у аудитора складывается определен­ное мнение о состоянии расчетов с подотчетными лицами на предприятии. Промежуточные выводы по вопроснику позволя­ют аудитору сделать основной вывод — о том, что порядок рас­четов с подотчетными лицами неудовлетворителен.

Подобный вывод может быть основанием для следующих действий:[8]

· если по результатам опроса сотрудников проверяемого
предприятия и данным экспресс-анализа отчетности расчеты с подотчетными лицами составляют небольшой удельный вес в общем числе хозяйственных операций, то аудитор может плани­ровать проверку этих расчетов в обычном порядке для оценки существенности статьи «Расчеты с подотчетными лицами» в от­четности предприятия;

· если удельный вес расчетов с подотчетными лицами ве­лик, например, приобретение производственных запасов на суммы, превышающие лимит расчетов наличными деньгами; оплата работ и услуг сторонних организаций осуществляется че­рез подотчетных лиц и размер задолженности за подотчетными лицами превышает разумные границы, погашение задолженно­сти не производится, то такие факты могут стать для аудитора основанием для отказа от выражения своего мнения о достовер­ности отчетности предприятия и соответствии бухгалтерского
учета Положению о бухгалтерском учете и отчетности.

В общем случае по результатам опроса у аудитора оказывается сформированным план проведения проверки расчетов с подотчетными лицами и намечен состав процедур.

При проверке расчетов с подотчетными лицами применяются практически все методы получения аудиторских доказательств, но к различным объектам контроля и для выявления одного или нескольких возможных нарушений.




Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: