Интересы общества в целом формируются исключительно общественно-экономическими условиями и соответствующими им потребностями. Интересы организаций формируются не только под воздействием этих объективных факторов, но и под воздействием субъективных факторов: воли законодателя и деятельности государственных органов в экономической области. Для формирования объективных и субъективных интересов организаций существенное значение имеют те материальные условия, в которые их ставит государство в целях реализации общественных интересов. Разумеется, при этом следует учитывать, что в любом государстве действуют объективные экономические законы, однако государство своей деятельностью может способствовать или препятствовать их проявлению.
Законодательство о правовом регулировании банковской деятельности традиционно разделяется[14] на 4 вида:
· специальное законодательство;
· смешанное законодательство;
· отчетное законодательство;
· налоговое законодательство;
|
|
Группа специального банковского законодательства держится (как, впрочем, и остальные группы) на двух «основных» законах: Законе РФ «О Центральном Банке РФ (Банке России)» и Законе РФ «О банках и банковской деятельности». Оба они выходили и изменялись почти одновременно, что лишний раз подчеркивает их общую фундаментальность. Эти документы охватывают всю сферу деятельности, допустимую для банков, описывают общую структуру создания, функционирования, регулирования и реформирования денежно-кредитной системы России. Управляет, направляет и контролирует текущее состояние этого процесса Центральный банк Российской Федерации.
Уполномоченный государством в ранге министерства, этот банк (непосредственно, либо через свои представительства на местах), в целях осуществления своих функций регулирования и контроля, выпускает собственные подзаконные акты: письма, телеграммы, разъяснения и прочее.
Система законодательных актов специального банковского направления создается исключительно Центральным банком России и регламентирует осуществление кредитными учреждениями только банковских операций. Кроме прямых банковских операций кредитные учреждения имеют право осуществлять деятельность, совершая и иные сделки.
Эта область коммерческой деятельности банков регламентируется еще большим количеством законов и подзаконных актов. Это - группа смешанного законодательства. Она характерна тем, что сделки, осуществляемые в пределах документов этой группы, могут совершать не только банки, но и иные организации. Часть этой деятельности осуществляется свободно, часть же - при наличии соответствующей лицензии. Законодательные акты этой группы выпускаются многими министерствами и ведомствами государства, в том числе и Центральным Банком, поэтому они относятся к смешанному законодательству.
|
|
Ключевым элементом пруденциального банковского регулирования выступает установление экономических нормативов деятельности банков и иных кредитных организаций, позволяющих обеспечить их стабильное и надежное функционирование в интересах государства и вкладчиков. Среди общего числа экономических нормативов наиболее важные - норматив достаточности капитала и норматив крупных кредитных рисков.
Термин «достаточность капитала» (capital adequacy) отражает общую оценку надежности банка, степень его подверженности риску и выражается в процентном соотношении капитала банка к сумме его активов, взвешенных по степени риска[15]. В банковском праве выделяются два аспекта достаточности капитала: статический и динамический. Статический аспект предполагает установление фиксированной минимальной величины уставного капитала; динамический аспект представлен формулой, получившей название «коэффициент Кука» и выражающей отношение капитала банка к активам, взвешенным по степени риска.
Норматив крупных кредитных рисков применяется в том случае, когда в деятельности банка возникает сильная концентрация рисков, связанная, например, с широкомасштабным кредитованием одного заемщика или группы аффилированных заемщиков.
Принцип консолидированного надзора детально разработан в Директиве ЕС от 6 апреля 1992 г. «О надзоре за кредитными организациями на консолидированной основе», которая заменила директиву с аналогичным названием от 13 июня 1983 г.[16] Новая директива устанавливает, что, если большая часть операций кредитной организации сосредоточена за пределами государства происхождения, то надзорную функцию должны выполнять компетентные органы того государства, где сосредоточен основной массив таких операций[17].
Развитие банковской системы Российской Федерации в последние годы проходит в условиях кризисных явлений в мировой финансовой системе. Это обстоятельство не может не отражаться на методах регулирования банковской деятельности и, прежде всего, на методах правового регулирования.
Поэтому, совершая обзор современных тенденций в их законодательном аспекте, уместно, прежде всего, остановиться на федеральных законах, связанных с оперативным корректированием тех законодательных норм, которые на пике финансового кризиса были закреплены в Федеральном законе от 13.10.2008 № 173-ФЗ «О дополнительных мерах по поддержке финансовой системы Российской Федерации» (с посл. изм. и доп. на 27.07.2010)[18] и в Федеральном законе от 27.10. 2008 г. № 175-ФЗ «О дополнительных мерах для укрепления стабильности банковской системы в период до 31 декабря 2011 года»[19], а также на федеральных законах, принятых в последующий период.
Характеризуя принятые меры в целом, можно констатировать, что усилия законодателя были нацелены прежде всего на смягчение процесса выхода из кризиса, на создание режима, позволяющего обеспечить сохранение платежеспособности и ликвидности финансовых институтов на необходимом уровне.
Федеральным законом от 27 декабря 2009 г. № 361-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О дополнительных мерах по поддержке финансовой системы Российской Федерации» установлена возможность продления срока пользования кредитом (займом) в иностранной валюте для погашения и (или) обслуживания кредитов (займов), полученных до 25 сентября 2008 г. от иностранных организаций.
Определенную корректировку с учетом складывающейся ситуации претерпел также Федеральный закон № 175-ФЗ. В частности, Федеральным законом от 19 июля 2009 г. № 193-ФЗ «О внесении изменений в ст. 11Федерального закона «О дополнительных мерах для укрепления стабильности банковской системы в период до 31 декабря 2011 года»[20] установлено право Банка России принимать в отношении некоторых банков решения, аналогичные тем, что предусмотрены ст. 3 Федерального закона № 175-ФЗ.
|
|
С целью обеспечения большей прозрачности в реализации антикризисных мер, осуществляемых Правительством Российской Федерации, Банком России и рядом государственных корпораций, был принят Федеральный закон от 3 июня 2009 г. № 102-ФЗ «Об отчете Правительства Российской Федерации и информации Центрального банка Российской Федерации о реализации мер по поддержке финансового рынка, банковской системы, рынка труда, отраслей экономики Российской Федерации, социальному обеспечению населения и других мер социальной политики»[21]. Данный закон установил порядок представления в Государственную думу ежеквартальных отчетов Правительства Российской Федерации о реализации мер по поддержке финансового рынка, банковской системы, рынка труда, отраслей экономики Российской Федерации, социальному обеспечению населения и других мер социальной политики, а также ежеквартальной информации Центрального банка Российской Федерации. Учитывая временный характер большинства предпринимаемых антикризисных мер, срок действия данного Федерального закона был ограничен днем рассмотрения Государственной думой отчета Правительства Российской Федерации и информации Центрального банка Российской Федерации за 2009 год.
В связи с усилиями по обеспечению стабильности банковской системы важное значение имеет также Федеральный закон от 27 сентября 2009 г. № 227-ФЗ «О приостановлении действия отдельных положений статьи 48 Федерального закона «О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации» (с изм. на 23.12.2010)[22], приостановивший до 31 декабря 2010 г. действие норм, устанавливающих ряд критериев несоответствия банков требованиям к участию в системе страхования вкладов.
|
|
В число таких критериев входят[23]:
· невыполнение в течение шести месяцев подряд одного и того же обязательного норматива, установленного Банком России (невыполнением обязательного норматива в отчетном месяце является его нарушение по совокупности за шесть и более операционных дней в течение данного месяца);
· недостаточная финансовая устойчивость банка в случае:
а) если банк имеет оценку «неудовлетворительно» по одной и той же группе показателей оценки капитала, или активов, или ликвидности на шесть отчетных месячных дат подряд или па две отчетные квартальные даты подряд;
б) если банк имеет оценку «неудовлетворительно» по группе показателей доходности на две отчетные квартальные даты подряд.
Следует подчеркнуть, что если бы Федеральный закон № 227-ФЗ не был принят, Банк России в случае, когда бы выявлялось несоответствие какого-либо банка хотя бы одному из приведенных критериев, был бы обязан направлять такому банку требование о представлении ходатайства о прекращении права на работу с вкладами, а также вводить запрет на привлечение во вклады денежных средств физических лиц. Указанный запрет действовал бы до дня прекращения права такого банка на работу с вкладами или до дня отзыва лицензии на привлечение во вклады денежных средств физических лиц.
Важно отметить, что нормы, установленные Федеральным законом № 227-ФЗ, не имеют абсолютного характера. У Банка России сохраняется право в определенном случае все-таки направить проблемному банку требование о представлении ходатайства о прекращении права на работу со вкладами, а также ввести запрет на привлечение во вклады денежных средств физических лиц.
Обеспечение стабильности российской финансовой системы, предоставление банковскому сектору необходимых ресурсов для поддержания кредитной активности, способствующей восстановлению экономического роста, стало целью еще одного федерального закона. Речь идет о Федеральном законе от 18 июля 2009 г. № 181-ФЗ «Об использовании государственных ценных бумаг Российской Федерации для повышения капитализации банков»[24], предоставляющем банкам дополнительные возможности по получению финансирования.
Названным Федеральным законом предусматривается процедура повышения капитализации банковского сектора за счет обмена государственных ценных бумаг Российской Федерации (облигаций федерального займа) на привилегированные акции банков.
К группе принятых в 2009 г. антикризисных законов следует отнести и Федеральный закон от 25 ноября 2009 г. № 280-ФЗ «О внесении изменения в статью 4 Федерального закона «О внесении изменений в статью 11 Федерального закона «О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации» и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации». Этим законом на один год - до 31 декабря 2010 г. - продлен срок полномочий Банка России по введению при определенных обстоятельствах ограничения на величину процентной ставки в договорах банковского вклада[25].
Помимо антикризисных законов заслуживают внимания некоторые другие недавно принятые федеральные законы, затрагивающие функционирование банковской системы.
Практика применения принятой ст. 13.1 Федерального закона «О банках и банковской деятельности» показала, что большинство участников рынка приема наличных платежей не стало использовать предлагаемую модель правовых отношений и продолжало осуществлять свою деятельность, опираясь на общие нормы гражданского права. Вместе с тем эта деятельность, очевидно, нуждалась в законодательной регламентации.
В этих условиях был принят и с 1 января 2010 г. вступил в силу Федеральный закон от 3 июня 2009 г. № 103-ФЗ «О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами» (с посл. изм. на 08.05.2010)[26]. Данный закон регулирует отношения, которые возникают при приеме платежным агентом от плательщика денежных средств, направляемых на исполнение денежных обязательств физического лица перед поставщиком по оплате товаров (работ, услуг), а также денежных средств, направляемых органам государственной власти, органам местного самоуправления и находящимся в их ведении бюджетным учреждениям в рамках выполнения ими функций, установленных законодательством Российской Федерации. Перечень операций, разрешенных законодательством банковским платежным агентам, шире по сравнению с аналогичным перечнем для платежных агентов.
Среди законов, связанных с регулированием банковской деятельности, заслуживает упоминания еще один, принятый в 2010 г., закон. Это Федеральный закон от 15 февраля 2010 г. № 11-ФЗ «О внесении изменений в статью 29 Федерального закона «О банках и банковской деятельности», касающийся невозможности изменения в одностороннем порядке существенных условий кредитного договора. С принятием названного федерального закона для кредитных договоров, заключаемых кредитными организациями с юридическими лицами (индивидуальными предпринимателями), сохраняются все три вида ставок, а для кредитных договоров, заключаемых с физическими лицами, могут применяться только постоянная и переменная ставки. Применение «гибридной» ставки при заключении кредитных договоров с физическими лицами становится невозможным. Ограничения, введенные данным федеральным законом, позволяют законодательно защитить интересы заемщиков - физических лиц от произвольного изменения процентных ставок в кредитных договорах.
Еще один вопрос, о котором хотелось бы упомянуть, связан с проблемой квалификации отдельных видов деятельности банков как торговой деятельности. С 1 февраля 2010 г. вступил в силу Федеральный закон от 28 декабря 2009 г. № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» (с изм. и доп. на 23.12.2010)[27], в котором впервые на законодательном уровне определено понятие «торговая деятельность».
При этом следует учитывать, что Федеральный закон «О банках и банковской деятельности» содержит запрет на осуществление кредитными организациями торговой деятельности (часть шестая ст.5). Аналогичный запрет существует и для Банка России (п. 4 ст. 49 Федерального закона о Банке России).
Федеральным законом от 25 ноября 2009г. № 281-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (с изм. и доп. на 29.12.2010)[28] было уточнено, что ограничение на занятие торговой деятельностью не распространяется на заключение кредитными организациями договоров, являющихся производными финансовыми инструментами и предусматривающих либо обязанность со стороны договора передать другой стороне товар, либо обязанность одной стороны на условиях, определенных при заключении договора, в случае предъявления требования другой стороной купить или продать товар, если обязательство по поставке будет прекращено без исполнения в натуре.
При этом следует обратить внимание на то, что Федеральный закон о торговой деятельности содержит исчерпывающий перечень отношений, на которые положения Закона не распространяются. Вместе с тем следует иметь в виду, что Закон определяет основы торговой деятельности и содержит базовое понятие «торговая деятельность», которое будет использоваться во всех областях деятельности.
Наряду с принятыми за последние годы федеральными законами значительный интерес представляют новые законопроекты, прямо или косвенно затрагивающие сферу банковской деятельности. В первую очередь хотелось бы остановиться на двух законопроектах, нацеленных на создание условий для осуществления секьюритизации финансовых активов на российском рынке капитала (оба уже приняты Государственной думой в первом чтении). Первый из них — проект федерального закона «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации (в части регулирования секьюритизации финансовых активов)». Задачей законопроекта является заложение основ правового регулирования процесса секьюритизации, обеспечивающего привлечение в российскую экономику дополнительных финансовых ресурсов и расширение круга доступных для инвесторов ценных бумаг.
Второй из упомянутых выше законопроектов это проект федерального закона «Об особенностях обеспечения исполнения финансовых обязательств», которым устанавливаются особенности обеспечения исполнения финансовых обязательств залогом денежных требований и залогом прав по договору банковского счета (вклада). Целью законопроекта является совершенствование правового механизма, обеспечивающего исполнение финансовых обязательств, что, по мнению разработчиков, будет способствовать привлечению в российскую экономику дополнительных финансовых ресурсов, в том числе - путем секьюритизации активов предполагается, что принятие законопроекта позволит создать механизмы повышения кредитного качества уступаемых в процессе секьюритизации денежных требований и выпускаемых в процессе секьюритизации ценных бумаг[29].
Законопроектом предусматривается детальное регулирование вопросов, связанных с использованием на финансовом рынке института залога денежных требований, вытекающих из обязательств.
Говоря о новых законопроектах, необходимо отметить также проект федерального закона «О внесении изменений в статью 5 Федерального закона «О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации» и в статью 4 Федерального закона «О выплатах Банка России по вкладам физических лиц в признанных банкротами банках, не участвующих в системе обязательного страхования вкладов физических лиц в банках Российской Федерации». Этим законопроектом предлагается исключить из части 2 ст. 5 Федерального закона «О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации» пункт 1.
Наконец, необходимо также упомянуть проект Федерального Закона «О внесении изменений в Федеральный закон «О рынке ценных бумаг» и отдельные законодательные акты Российской Федерации». Данный законопроект направлен на стимулирование активности неквалифицированных (розничных) инвесторов на российском финансовом рынке.
Завершая обзор новелл в правовом регулировании банковской деятельности, а также стоящих в повестке дня проблем, требующих законодательного разрешения, хотелось бы выразить надежду, что совместные усилия всех заинтересованных участников процесса законодательного регулирования будут способствовать формированию качественного и непротиворечивого законодательства.