Характеристика объекта исследования деятельности Федерального Казначейства

В любой стране бюджет-это наиболее точная форма выражения существа государственной власти, а процесс его исполнения наглядно демонстрирует ее настоящий характер.

К середине 1992 г. Российская Федерация пришла к состоянию, когда исполнение федерального бюджета практически вышло из под контроля Правительства Российской Федерации. Задержки в зачислении налогов и сборов на счета Министерства Финансов Российской Федерации, а также в представлении отчетности о них были нормой в работе многих банков, включая Центральный банк России. Последний, в свою очередь, практически потерял контроль над счетами бюджетных учреждений, которые в погоне за доходностью стали переводить свои счета в коммерческие банки.

Как только платежная система отказалась от функций контроля за исполнением бюджета – правительство Российской Федерации лишилось возможности активного участия в реализации бюджетной политики.

В соответствии со статьей 114 конституции Российской Федерации Правительство Российской Федерации обеспечивает исполнение бюджета, а статьей 75 Конституции Российской Федерации определяет независимость Центрального банка России. Более того, законом о Центральном банке России на него не возлагаются функции кассового исполнения бюджета.

Международный опыт и история государственных финансов России дают практически безальтернативное решение данной проблемы - создание казначейской системы исполнения бюджета, которая и была утверждена статьей 215 Бюджетного кодекса Российской Федерации.

Смена банковской системы исполнения бюджета на казначейскую. Создание казначейской системы предполагает следующие:

- создание органа, который, как правило, на централизованной основе осуществляет обработку платежей, ведет бухгалтерский учет соответствующего бюджета, составляет бюджетную отчетность и осуществляет финансовое управление средствами бюджета;

- консолидацию финансовых ресурсов на едином счете бюджета («Казначейский счет») в учреждениях Центрального банка Российской федерации;

- внедрение более совершенных технологий осуществления операций в ходе исполнения бюджета и обеспечение их централизованного учета в Главной книге казначейства по соответствующему бюджету;

- внедрение процедуры финансового планирования и управления наличными средствами бюджета.

Казначейское исполнение бюджета должно быть основано на принципе единства кассы. Принцип единства кассы устанавливает, что орган, осуществляющий кассовое обслуживание бюджета, открывает в учреждении Банка России единый счет, на который зачисляются все поступающие доходы и поступления из источников финансирования дефицита бюджета и производятся все предусмотренные бюджетом расходы. Органы казначейства являются кассирами всех распорядителей средств от имени и по поручению бюджетных учреждений. Отражение всех операций и средств соответствующего бюджета осуществляются в системе балансовых счетов казначейств, при этом запрещается проводить операции, минуя систему балансовых счетов казначейства.

Это означает, что счета бюджетных учреждений в кредитных организациях или учреждениях Банка России должны быть закрыты и открыты лицевые счета в казначействе. На лицевых счетах бюджетных учреждений, открытых в казначействе, должны отражаться лимиты бюджетных обязательств, полученное финансирование и кассовый расход (позднее планируется ввести и учет обязательств).

Главными задачами казначейства являются:

Ø осуществление предварительного и текущего контроля за целевым использованием бюджетных средств бюджетополучателями и управление денежными средствами на счетах казначейства;

Ø осуществление краткосрочного прогнозирования объемов государственных финансовых ресурсов;

Ø сбор, обработка и анализ информации о состоянии государственных финансов и представление соответствующим законодательным и исполнительным органам государственной власти и управления Российской Федерации отчетности о финансовых операциях по соответствующему бюджету;

Ø разработка методологических и инструктивных материалов по вопросам порядка ведения учетных операций по исполнению соответствующего бюджета органами, исполняющими бюджет, и бюджетополучателями.

В результате внедрения казначейских технологий:

- информация по исполнению бюджета становится актуальной, так как любые финансовые потоки немедленно регистрируются казначейством; резко сокращается разрыв между регистрацией поступлений и временем, когда ресурсы могут быть доступны для произведения расходов;

- обеспечивается сохранность средств;

- обеспечивается контроль на всех этапах исполнения бюджета (от выделения ассигнований до кассового расхода); контроль осуществляется на стадии, предшествующий платежу, что делает этот контроль наиболее эффективным;

- повышается эффективность управления процессом исполнения бюджетом и управления ресурсами.     

В своей деятельности органы федерального казначейства должны постоянно обращать пристальное внимание на учет состояния государственных финансов, контроль за соблюдением бюджетного законодательства, оптимальное управление финансовыми ресурсами.

Не случайно на первое место поставлен именно учет. Действенная система учета создает не только предпосылки для контроля, но, прежде всего, предоставляет возможность для получения достоверной информации о состоянии государственных финансов, без которой органам власти невозможно принять адекватные решения в налоговой и бюджетной сферах.

Для построения надежной системы учета государственных финансов необходимо, прежде всего, обеспечить четкое определение и понимание границ разделяющих сектор органов государственного управления и другие секторы экономики.

Одним из факторов, способствующих наведению порядка в бюджетном учете на субфедеральном уровне, может являться принцип единства кассового обслуживания счетов по учету средств региональных бюджетов органами федерального казначейства.

Казначейские алгоритмы и правила заставят субъекты Федерации подстроить свои бюджеты под эту заданную матрицу. Кстати, в Бюджетном кодексе Российской Федерации определено, что субъекты Федерации, получающие из федерального бюджета дотацию на выравнивание уровня бюджетной обеспеченности, обязаны открыть свои счета только в федеральном казначействе. Сейчас активно проводится в жизнь этот принцип, несмотря на сопротивление отдельных губернаторов.

Сейчас в Минфине проводится работа в рамках этой инвентаризации. Предполагается, что уже в 2001 году казначейство сможет представить в Государственную Думу не только отчет об исполнении бюджета в разрезе бюджетной классификации, но и полный бухгалтерский баланс активов и пассивов Правительства Российской Федерации.

Что касается эффективного управления ресурсами, прежде всего, необходимо отметить, что 23.01.2000г. Правительством Российской Федерации одобрена концепция функционирования единого счета федерального казначейства по учету доходов и средств федерального бюджета. Она предусматривает централизацию учета и оптимизацию потоков движения доходов и средств федерального бюджета.

Единый казначейский счет, функционирующий в рамках данной концепции (ЕКС), представляет собой счет федерального казначейства, на котором аккумулируются все денежные средства федерального бюджета и отражаются все операции органов государственной власти Российской Федерации по исполнению федерального бюджета. ЕКС открывается в учреждении Банка России.

Функционирование системы органов федерального казначейства в условиях использования ЕКС является качественно новой технологией исполнения федерального бюджета, в которой принципиальными являются следующие моменты:

· централизация доходов и средств федерального бюджета на ЕКС, открытым Главным Управлением Федерального Казначейства Министерства Финансов Российской Федерации;

· централизация операций по учету доходов бюджетов разных уровней на одном счете,

· открытом Управлениями Федерального казначейства субъектов Российской Федерации, распределение их между разными уровнями бюджетов и проведение расходов федерального бюджета на уровне Управлений Федерального Казначейства по субъектам Российской Федерации;

· ежедневное отражение в Главной книге федерального казначейства операций по доходам и расходам федерального бюджета, произведенным на уровне Управлений Федерального казначейства по субъектам Российской Федерации.

В рамках внедрения технологий единого казначейского счета в 2000 году завершен перевод всех доходных счетов в систему счетов федерального казначейства. Здесь самым трудным был перевод счетов Таможенного комитета, но 17 декабря 2000 года этот перевод полностью завершен.

Концепция Единого Казначейского Счета не позволяет бюджетным учреждениям иметь счета в кредитных организациях, для них должны быть открыты лицевые счета в органах федерального казначейства. В этой части также можно сказать, что казначейство вплотную подошло к реализации этого условия.

Созданы органы федерального казначейства в республиках Татарстан и Башкортостан, завершается перевод на казначейское исполнение бюджета Минобороны.

Сегодня во многих регионах уже реализованы элементы единого счета. Таким образом если техническая оснащенность органов федерального казначейства не станет помехой, то эти технологии введутся в сроки, определенные указанным распоряжением Правительства Российской Федерации.

Значимость реализации концепции функционирования Единого Казначейского Счета для России определяется следующим:

1. Информация об объемах поступления в консолидированный бюджет Российской Федерации становится актуальной, поскольку резко увеличивается скорость ее получения.

2. Становится доступной информация об общем объеме налогов и сборов, поступающих на территории субъектов Российской Федерации, а также соответствии сумм зачисления регулирующих налогов в бюджеты разных уровней по нормативам их распределения, установленных законодательством Российской Федерацией.

3. Правительство Российской Федерации будет обладать ежедневной информацией о движении средств федерального бюджета на лицевых счетах органов федерального казначейства, включая операции по их расходованию главными распорядителями средств федерального бюджета.

4. Получаемая информация о движении средств федерального бюджета на лицевых счетах органов федерального казначейства по финансированию и кассовому расходу средств федерального бюджета позволит Правительству Российской Федерации сделать объективную оценку объемов средств, не связанных обязательствами в каждом текущем периоде, что создает предпосылки для более точного прогнозирования возможных кассовых разрывов при исполнение федерального бюджета.

5. У Правительства Российской Федерации появится возможность эффективного управления средствами федерального бюджета. Сокращается необходимость в краткосрочных заимствованиях на внутренних и внешних финансовых рынках, что, в конечном счете, приведет к сокращению расходов федерального бюджета, направляемых на обслуживание государственного долга.

6. Увеличится скорость расчета в государственном секторе, что в конечном счете приведет к развязке неплатежей создаваемых этим сектором, что является в настоящее время очень важным для других секторов экономики.

Все вышеперечисленные преимущества, которые появляются с введением Единого Казначейского Счета, в совокупности с возможностями предварительного и текущего контроля за целевым использованием средств, создают реальные предпосылки эффективного управления и целевого использования средств федерального бюджета всеми участниками бюджетного процесса. 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: