Вступление Испании в НАТО

Введение

 

Официальной датой вступления Испании в НАТО считается 30 мая 1982 г., однако данный факт неоднозначно оценивается как ведущими политическими партиями, так и общественностью страны.

Дело в том, что с момента окончания Второй мировой войны и до смерти Франко (1975) реального диалога между сторонами не получалось. На то были объективные причины. Диктаторский режим, сотрудничавший с нацистами, вызывал отрицательную реакцию со стороны международных организаций и мировой общественности. Да и сама Испания не проявляла ярко выраженного желания присоединиться к НАТО. Имели место лишь попытки интеграции страны в структуры блока невоенного характера.

Отсутствие четкой позиции по вопросу НАТО с 50-х до начала 80-х гг. ХХ в. было обусловлено еще одним немаловажным фактором. Речь идет о военном сотрудничестве с США, являющимися главенствующим членом Североатлантического альянса. Еще в 1953 г., в разгар конфронтации между Испанией и мировым сообществом, был заключен испано-американский договор о военном сотрудничестве, в котором, в частности, оговаривались вопросы размещения военных баз и финансовой помощи. Такие "особые" отношения с США на фоне общей изоляции страны позволяли не беспокоиться о примыкании к каким-либо военным блокам.

В данной работе будут рассмотрены вопросы в отношении проведения политики Испании в НАТО в период в конце XX- начале XI века.

В этот период сложилась наиболее конфликтная ситуация в отношениях между государствами, вступившими в союз НАТО.

 

Глава 1. Начальный этап отношений Испании и НАТО

 

Вступление Испании в НАТО

Даже после смерти диктатора, когда сложились условия для переговоров об интеграции в альянс, все ограничилось лишь подписанием испано-американского Договора о дружбе и сотрудничестве (ноябрь 1976 г.), который предусматривал сохранение за США трех военно-воздушных баз (в Торрехоне под Мадридом, в Сарагосе и близ Севильи) и крупной военно-морской базы в Роте, имеющей 9 тыс. военнослужащих; предоставление военно-экономической помощи в размере 1,25 млрд дол. США; создание испано-американского совета, возглавляемого государственным секретарем США и министром иностранных дел Испании; вывод американских подводных лодок с базы в Роте к 1 июля 1979 г. и неразмещение на испанской территории ядерных сил[1].

Тогда же была организована первая за годы существования альянса поездка высокопоставленных испанских военных по ряду важных военных объектов блока в Риме, Неаполе, Брюсселе, а также посещение ими штаба верховного главнокомандующего соединенными вооруженными силами НАТО в Европе американского генерала А. Хейга. В июне 1977 г. в Брюсселе побывал министр иностранных дел Испании М. Ореха Агирре, который имел встречи с генеральным секретарем НАТО Т. Лунсом и А. Хейгом. Предметом встреч был вопрос о расширении альянса.

С начала 1980-х гг. наблюдается эволюция позиции руководства страны по вопросу вступления в альянс. Если раньше присоединение к блоку рассматривалось как несрочное, то теперь оно стало одним из приоритетов внешней политики. 9 марта 1978 г. министр иностранных дел Испании М. Ореха заявил в своем выступлении в сенате "о целесообразности проведения обсуждения в общенациональном масштабе вопроса о вступлении Испании в Организацию Североатлантического договора".

Окончательно стремление включиться в НАТО было сформировано председателем правительства Л. Кальво-Сотело в его программной речи в парламенте при вступлении в должность 18 февраля 1981 г.3 В то время в Испании бытовало мнение, что вступление в НАТО — попытка умиротворить военных. Основания для этого действительно существовали, так как 23 февраля 1981 г. произошла попытка военного переворота, грозившая стране возвратом в диктаторское прошлое. Если бы не своевременное вмешательство короля, то путчисты имели бы все шансы на успех.

 

Л. Кальво-Сотело в отличие от своего предшественника на посту А. Суареса был активным проевропейцем и уделял проблемам внешней политики не меньшее внимание, чем внутренним. В своей книге "Наследие переходного периода" ("Memoria viva de la transiciуn") он так описывал поведение А. Суареса в вопросах внешней политики: "Суарес был мало путешествовавшим человеком и пришел в политику во времена франкизма, когда перспективы были туманны и существовало недоверие к западным демократиям… Когда я, ответственный за отношения с Европейскими сообществами, делал доклад Совету министров, Адольфо зачастую оставлял вместо себя Гутьерреса Мельядо, а сам шел прогуливаться во внутренний дворик с колоннами дворца Монклоа с каким-либо министром, который разговаривал с ним о внутренней политике"4. А. Суарес не говорил на иностранных языках, поэтому его тяготили сами переговоры с европейскими лидерами, где ему приходилось пользоваться услугами переводчиков. В этом, по мнению современников, кроется причина склонности А. Суареса делать акцент во внешней политике на сотрудничество со странами Латинской Америки и арабским миром. Дополнить картину внешнеполитических взглядов А. Суареса может его инаугурационная речь при вступлении в должность премьера 30 марта 1979 г., в которой, в частности, говорилось: "… вопрос о членстве в НАТО должен быть поставлен в свое время, с учетом условий, исходящих из ее особенностей, нужд безопасности, а также необходимости широкой поддержки в парламенте".

Любопытно, что, по опросам общественного мнения в 1975 г., после смерти Франко общество в большинстве своем было настроено за вступление в НАТО. Однако ни тогдашнее правительство А. Наварро, ни последующие правительства А. Суареса не могли форсировать решение данного вопроса вследствие двух основных причин. Речь идет о позициях Коммунистической партии Испании (КПИ) и Испанской социалистической рабочей партии (ИСРП). Если действия КПИ были последовательны и понятны, так как коммунисты руководствовались антиимпериалистическими лозунгами, идеалами равенства, справедливого общества, то стратегия ИСРП заслуживает детального анализа как из-за своей неоднозначности, так и в силу исторической значимости.

Парадокс деятельности Ф. Гонсалеса и возглавляемой им ИСРП заключался в том, что, будучи убежденным проевропейцем, как и другие находящиеся в оппозиции левые силы, он был явным противником вступления в НАТО[2]. В середине 1970-х гг. ощущалось сильное влияние Социалистического Интернационала на группировавшиеся вокруг него политические партии, и в канве этой политики ИСРП стала нейтралистской. На XXV съезде ИСРП в 1974 г. генеральным секретарем партии избирается Ф. Гонсалес, который объявил себя "противником существования военных блоков"7. Такая стратегия в вопросах обороны предполагала крен в сторону сотрудничества с СССР. Действительно, в 1977 г. Ф. Гонсалес и А. Герра посетили Советский Союз, где подписали договор с КПСС, по которому "обязывались не допускать вступления новых членов в существующие военные альянсы, т. е. вступления Испании в НАТО, что являлось известной целью СДЦ и каталонских и баскских националистов"8. Такое соглашение оказалось для Гонсалеса недальновидным и с политической, и с экономической точки зрения. Во-первых, в 1985 г. в СССР начались серьезные преобразования, которые ослабили страну и снизили поддержку родственных партий за рубежом. Во-вторых, с подписанием СССР и США в середине 1980-х гг. договоров о разоружении СНВ-1 и СНВ-2 Испания потеряла 150 млрд песет, инвестированных до этого в военные программы.


 



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: