Стимульный материал. Ряд из десяти не связных между собой слов. Он может быть следующим:
Самолет,
Чайник,
Бабочка,
Ноги,
Бревно,
Свеча,
Тачка,
Журнал,
Машина,
Волк.
Инструкция. Слушай меня внимательно. Я сейчас скажу тебе слова, которые ты должен будешь запомнить и повторить мне в конце занятия.
Проведение теста. После инструкции взрослый медленно (с интервалом в 1-2 секунды) и четко произносит приведенные выше 10 слов. По окончании он просит ребенка повторить их; в случае необходимости исправляя сделанные ребенком ошибки, взрослый записывает, сколько было сделано ошибок. Затем ребенка просят повторить слова еще раз, и так до тех пор, пока он не повторит все слова правильно. После того как ребенок воспроизведет весь ряд слов, взрослый медленно и четко повторяет эти слова еще раз. Примерно через 20-30 минут ребенку предлагают вспомнить эти слова, причем, теперь взрослый ему не помогает, а только записывает, сколько слов воспроизведено правильно.
Анализ результатов. Количество правильных с первого раза слов показывает объем памяти, а число повторений, необходимых для запоминания всего ряда, говорит о скорости запоминания. Норма для детей 5-6 лет – воспроизведения 4-5 слов при первом воспроизведении и запоминание всего ряда после 2-3 повторений. При отсроченном воспроизведении (через 20-30 минут) в норме дети должны воспроизвести 5-7 слов. Если ребенок не мог воспроизвести даже 2-3 слова, как при мгновенном, так и при отсроченном воспроизведении, либо не запомнил ряд после 5-7 повторений, это говорит о низком уровне непосредственной памяти. Можно предположить, что у данного ребенка при обучении возникнут трудности, однако без дальнейшего анализа рано говорить о каких-то интеллектуальных отклонениях или нарушениях.
На основе констатирующего эксперимента мы определили, что у детей недостаточно развита образная и вербальная память. Для более высокого уровня развития этого вида памяти были проведены подгрупповые и индивидуальные занятия, на которых использовались специально подобранные игры-упражнения. Данные игры были предложены воспитателям и родителям для проведения досуга детей. Базой для проведения формирующего эксперимента был определен ДОУ №5 «Звездочка» Московского района города Лосино-Петровского. Исследование проводилось в старшей группе детей в первой половине дня на подгрупповых и индивидуальных занятиях. В эксперименте участвовало 15 детей в возрасте от 5 до 6 лет.
В ходе работы использовались следующие игры-упражнения:
«Подбери узор». (Проводится индивидуально и по подгруппам).
Цель: развитие зрительного восприятия, внимания, наглядно-образного и логического мышления, памяти, воображения.
Оборудование: карточки и узоры к ним.
Ход игры: воспитатель показывает фигурку, а дети находят, у кого на карте есть подходящий узор, и смотрят, подходит ли фигурка по форме. На индивидуальных занятиях можно предложить ребенку самому найти из предложных фигурок нужные и расположить их на карточках.
«Загадочные картинки». (Проводится индивидуально).
Цель: развитие внимания, зрительного восприятия, наглядно-образного и абстрактного мышления.
Оборудование: карточки с изображением 16 различных предметов и схемы к ним. Каждому предмету соответствует его схематическое изображение.
Ход игры: ребенку предъявляются карточки с изображением одного предмета и схематическими изображениями к ним. Ребенок анализирует схемы к предмету и находит ту, которая подходит.
«Чего не стало?» (Проводится индивидуально и по подгруппам).
Цель: Расширение объема словаря, развитие зрительной памяти.
Оборудование: Набор предметных картинок по теме.
Содержание: Средний уровень сложности. Взрослый демонстрирует и называет 5-6 картинок. После исчезновения картинки дети вспоминают предмет и слово, которым он был назван.
«Помоги вспомнить?».
После прочтения сказки воспитатель просит детей напомнить ему ее содержание, причем в три этапа: первый раз непосредственно после прочтения сказки, во второй – на следующий день, и в третий – через неделю.
Музыкальные занятия с разучиванием песен можно рассматривать как разновидность работы со стихотворениями, однако они имеют важную особенность: музыкальное сопровождение способствует активизации интереса дошкольников, развивает музыкальную память.
В том случае, если запоминание песни или речевки сопровождалось танцем, активизировалась также механическая память.
Воспитателями были разучены с детьми несколько небольших сценок, в которых дети приняли участие с большим удовольствием и интересом. Сценки были как стихотворные, так и в прозе – с музыкальным сопровождением.
После проведения занятий по развитию памяти проводится контрольный эксперимент по заданиям констатирующего эксперимента. Сравниваются данные, полученные в констатирующем и контрольном эксперименте.