Понятие эмоций. Проблема эмоционального развития глазами педагогов и психологов

Министерство образования и науки РФ

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«Волгоградский государственный педагогический университет»

Институт начального, дошкольного образования и специальной педагогики

Кафедра педагогики дошкольного образования

 

 

ИГРА КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ЭМОЦИЙ В ДОШКОЛЬНОМ ДЕТСТВЕ

 

Курсовая работа

По специальности «Дошкольная педагогика и психология»

По дисциплине «Теория и методика развития речи детей»

 

 

«Допущена к защите» ____________________________ Исполнитель: Куприенко Екатерина Олеговна группа Д31(6) _______________________
«Прошла защиту». Оценка _____________________   Научный руководитель: Икрянникова Татьяна Николаевна доцент. ___________________________

 

Волгоград – 2011

 

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………….3-4   

Глава1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ЭМОЦИЙ В ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ.

1.1. Особенности развития эмоций в дошкольном возрасте. Проблема эмоционального развития глазами педагогов и психологов….……………5-14

1.2. Роль и значение игры в эмоциональном развитии детей дошкольного возраста…………………………………………………………………………..14-20

Вывод по первой главе…………………………………………………………20

Глава2. ПРАКТИЧЕСКОЕ ПРИМЕНЕНИЕ ИГР КАК СРЕДСТВА ЭМОЦИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА    

2.1. Констатирующий этап эксперимента и его результаты……………………………………………………………………….21-24

2.2. Формирующий этап эксперимента и его результаты……… …………..24-26

Вывод по второй главе……………………………………………………………26

Заключение………………………………………………………………………26-30

Список используемой литературы………………………………………………31-32

Приложение……………………………………………………………………….33-50

      

 

 

Введение

В развитии ребёнка главное место занимает его эмоциональная сфера. От того, какой эмоциональный фон сопровождает человека, в первую очередь, зависят его отношения с окружающим миром. Детей уже в дошкольном возрасте важно научить распознавать эмоциональное настроение окружающих и управлять собственным эмоциональным состоянием. Таким образом, выбранная для написания курсовой работы тема является актуальной.

Проблема развития эмоций, их роли в возникновении мотивов как регуляторов деятельности и поведения ребенка является одно из наиболее важных проблем педагогики и психологии.

          Этой проблемой занимались многие педагоги, психологи (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, С.А. Рубинштейн, Д.Б. Эльконин, Л.И. Божович, Я.З. Неверович, А.П. Усова, Т.А. Маркова и др.), которые утверждали, что положительные эмоции создают оптимальные условия для активной деятельности мозга и являются стимулом для познания мира. Эти эмоции участвуют в возникновении любой творческой деятельности ребенка, и конечно, в развитии его мышления.

Данная работа может иметь значимость для практической деятельности воспитания, так как раскрывает возможности использования разных средств и в том числе, игры, так как это доступное и простое средство развития эмоциональной сферы ребенка.

Целью исследования является изучение влияние игры на эмоциональное развитие детей старшего дошкольного возраста.

Объектом исследования является эмоциональное развитие детей старшего дошкольного возраста.

Предметом исследования является игра как средство эмоционального развития детей старшего дошкольного возраста.

Перед проведением исследования выдвигается гипотеза о том, что эмоциональное развитие детей старшего дошкольного возраста будет проходить более успешно, если:

систематически использовать игры, подобранные по определённой методике;

учитывать возрастные и индивидуальные особенности детей.

 

Если создать необходимые условия и организовать педагогический процесс с использованием подвижной игры в целостной системе физического воспитания в детском саду, то можно добиться положительных результатов в развитии эмоциональной сферы ребенка дошкольника, используя игры.

Задачами исследования являются:

1. Дать определение эмоциям, установить их природу и рассмотреть основные классификационные признаки;

2. Рассмотреть проблему эмоционального развития детей в психологическом и педагогическом аспектах;

3. Исследовать особенности эмоционального развития детей старшего дошкольного возраста;

4. Изучить роль и значение игры в эмоциональном развитии детей старшего дошкольного возраста;

5. Изучить на практике влияние развивающей программы на формирование эмоциональной сферы детей.

При проведении исследования были использованы различные Методы, среди которых можно выделить:

- теоретический анализ научной, психолого-педагогической, методической литературы;

- Проведение педагогического эксперимента;

- Наблюдение, беседа, тестирование, количественный и качественный анализ результатов исследования, метод математической статистики.

 

1. 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ ПРОБЛЕМЫ   РАЗВИТИЯ ЭМОЦИЙ В ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ.

Понятие эмоций. Проблема эмоционального развития глазами педагогов и психологов.

Эмоции – психические явления, отражающие в форме переживаний личную значимость и оценку внешних и внутренних ситуаций для жизнедеятельности человека. Эмоции служат для отражения субъективного отношения человека к самому себе и к окружающему его миру.

Эмоции - это психический процесс отражения отношения субъекта к явлениям внутреннего и внешнего мира.

В. А. Ганзен считает эмоцию формой психического регулирования, хотя оно и осуществляется на основе отражения.

Наиболее существенной чертой эмоций является субъективность. Так же эмоции характеризуются направленностью (положительной или отрицательной), степенью напряжения и уровнем обобщенности.

К. Изард же выделяет в качестве основной составляющей эмоциональную экспрессию. С. Л. Рубинштейн, А. Н. Леонтьев видят сущность эмоций в субъективном переживании.

Три аспекта целостного определения эмоций:

а)внутреннее переживание;

б)физиологическую активацию (процессы, проходящие в нервной, эндокринной и других системах организма);

в)поддающиеся наблюдению выразительные комплексы эмоций (внешнее выражение в поведении).

Классификация эмоциональных явлений (Грановская):

1) Аффект – наиболее мощная эмоциональная реакция. Отличительные черты аффекта: ситуативность, обобщенность, большая интенсивность, малая продолжительность.

2) Собственно эмоции – более длительные состояния. Они могут быть реакцией не только на свершившиеся события, но и на вероятные или вспоминаемые.

3) Чувства – еще более устойчивые психические состояния, имеющие четко выраженный предметный характер. В советской психологии распространенным является утверждение, что чувства отражают социальную природу человека и складываются как значимые отношения к окружающему миру.

4) Настроение – самое длительное эмоциональное состояние, окрашивающее все поведение человека.

5) Стресс – эмоциональное состояние, вызванное неожиданной и напряженной обстановкой. По мнению Г. Селье "стресс – неотъемлемая составляющая жизни человека, его нельзя избежать. Для каждого человека есть оптимальный уровень стресса, при котором достигается наибольшая эффективность деятельности".

Изард "10 базовых эмоций":

Положительные: радость, интерес;

Нейтральные: удивление;

Отрицательные: горе, гнев, отвращение, презрение, страх, стыд, вина.

Значение собственно эмоций в эмоциональной жизни человека особенно велико. Оно состоит в следующем. Во-первых, они являются основой развития чувств. Чувство возникает и развивается путем обобщения эмоций, возникающих к объекту в разных ситуациях. Во-вторых, эмоции «запускают» то или иное настроение, настроение может являться «следом» эмоции – частое эмоциональное переживание, они возникают множество раз ежедневно, поэтому они самоценны.

В.К. Вилюнас определяет эмоции как «…способность психики человека к пристрастному отражению действительности». А.Н. Леонтьев говорит, что эмоции сигнализируют человеку, какой «личностный смысл» относительно собственных потребностей имеет для него некоторое действие, объект или человек.

Согласно многим исследованиям, (К. Мерер, К. Изард), эмоция – это процесс, возникающий в ответ на значимое для индивида событие, включающее 3 взаимодействующих компонента:

1) Субъективное переживание эмоций.

2) Физиологические процессы, происходящие в нервной, эндокринной, дыхательной, пищеварительной, кровеносной, мышечной, кожной системах организма. Эмоции сопровождаются сложными комплексами активации нервной системы, выбросом различных гормонов, учащением либо задержкой дыхания, изменением пищеварения, изменением работы сердца и приливом крови к различным органам, напряжением или расслаблением различных мышц. Например, при страхе возрастает частота сердечных сокращений и циклов дыхания, степень напряжения сердечной мышцы, кровь приливает к нижним конечностям, возрастает нейронная активность;

3) Экспрессия или выразительные движения лица, рук, корпуса (мимика, пантомимика, жесты, интонация).

В вопросе классификации собственно эмоций опираются на подход К. Изарда. Он выделял десять фундаментальных эмоций на основе различий в субъективном переживании, внешней экспрессии и нейрофизиологии. Это эмоции радости, удивления, интереса, страдания (печали), гнева, отвращения, презрения, страха, стыда и вины.

Каждой из этих эмоций соответствует свой особый субъективный смысл, особые средства внешней экспрессии и нейрофизиологические характеристики.

Интерес (как эмоция) – положительное эмоциональное состояние, способствующее развитию навыков и умений, приобретению знаний, мотивирующее обучение.

Радость – положительное эмоциональное состояние, связанное с возможностью достаточно полно удовлетворить актуальную потребность, вероятность чего до этого момента была небольшой или, во всяком случае, неопределенной.

Удивление – тормозит все предыдущие эмоции, направляя внешние на объект, его вызвавший, и может переходить в интерес.

Страдание - отрицательное эмоциональное состояние, связанное с полученной достоверной информации о невозможности удовлетворения жизненных важнейших потребностей, которое до этого момента представлялось более или менее вероятным, чаще всего протекает в форме эмоционального стресса.

Гнев – отрицательное эмоциональное состояние, протекающее в форме аффекта и вызываемое внезапным возникновением серьезного препятствия на пути удовлетворения исключительно важной для субъекта потребности.

Отвращение – отрицательное эмоциональное состояние, вызываемое объектами, соприкосновение с которыми вступает в резкое противоречие с идеологическими, нравственными или эстетическими принципами и установками субъекта.

Страх – отрицательное эмоциональное состояние, появляющееся при получении субъекта информации о возможной угрозе его жизненному благополучию, о реальной или воображаемой опасности.

Стыд – отрицательное эмоциональное состояние, выражающееся в осознании несоответствия собственных помыслов, поступков и внешности не только ожиданием окружающих, но и собственным представлением о подобающем поведение и внешнем облике.

Автор указывает, что каждая эмоция имеет свои градации. Например, состав эмоции печали, возможно, следующий: печаль, страдание горе.

Также, эмоции практически всегда образуют эмоциональные комплексы, например «страх – стыд – страдание» или «радость- интерес», формируя бесконечные нюансы эмоций. Вместе с тем, эта бесконечность может быть условно собрана в сходные группы – десять фундаментальных эмоций.

Эти десять фундаментальных эмоций с их оттенками и могут составить предмет развивающей работы.

Рассмотрим разные теоретические подходы к проблеме возникновения и развития эмоций у человека. «Чистых» теорий эмоций, которые не затрачивали бы другие, связанные с ним вопросы, на самом деле не существует. Это связано с тем, что эмоции, как психическое явление, очень трудно отделить от процессов, происходящих в организме человека.

Основоположником теорий эмоций стал Чарльз Дарвин. В 1872 году он опубликовал книгу «Выражение эмоций у человека и животных». Наблюдение за эмоциональным состоянием человека и животного легли в основу самой первой теории эмоций. Теория Ч. Дарвина получила название эволюционной, так как согласно теории, эмоции появились в процессе развития живых существ.

Идеи Ч. Дарвина были развиты в другой теории, авторами которой являлись У. Джелис и Ланге. Они считали, что именно телесные изменения являются первопричинами эмоций, доказывая это тем, что сначала под действием какой либо ситуации из внешнего мира, происходят изменения в организме и только потом, как следствие этих изменений возникает сама эмоция.

У психологов, также как у философов до сих пор нет единого взгляда на место эмоций в жизни и делах человека. Например, большинство исследователей поведения склонны согласиться с мнением Мерфи, что «ничто не враждебно и ничто не приобретено». Они считают, что любой, в сущности, ответ или поведенческий комплекс, требует некоторой практики или опыта. Психолог З. Фрейд разработал теорию аффектов. Ядром концепции является фрейдовская теория инстинктивных влечений.

В.К. Вилюнас определяет эмоции как «…способность психики человека к пристрастному отражению действительности». А.Н. Леонтьев говорит, что эмоции сигнализируют человеку, какой «личностный смысл» относительно собственных потребностей имеет для него некоторое действие, объект или человек.

Согласно многим исследованиям, (К. Мерер, К. Изард), эмоция – это процесс, возникающий в ответ на значимое для индивида событие, включающее 3 взаимодействующих компонента:

1) Субъективное переживание эмоций.

2) Физиологические процессы, происходящие в нервной, эндокринной, дыхательной, пищеварительной, кровеносной, мышечной, кожной системах организма. Эмоции сопровождаются сложными комплексами активации нервной системы, выбросом различных гормонов, учащением либо задержкой дыхания, изменением пищеварения, изменением работы сердца и приливом крови к различным органам, напряжением или расслаблением различных мышц. Например, при страхе возрастает частота сердечных сокращений и циклов дыхания, степень напряжения сердечной мышцы, кровь приливает к нижним конечностям, возрастает нейронная активность;

3) Экспрессия или выразительные движения лица, рук, корпуса (мимика, пантомимика, жесты, интонация).

Для психологов эмоции человека – это проявление психологических особенностей его личности. Психология изучает закономерности, механизм и факты психической жизни человека и животных. Эмоциональная сфера человека изучается в психологии по двум сновным направлениям:

1. Изучение эмоций как реакции организма на взаимодействие с другими категориями психологии;

2. Исследование самого механизма проявления эмоций.

Для прикладной психологии эмоции рассматриваются в

основном с точки зрения их неадекватного проявления, что является признаком многих психических расстройств личности.

Для педагогов эмоции представляют интерес в основном с воспитательной точки зрения, так как эмоциональная сфера человека является как следствием, так и причиной различных отклонений в воспитании ребёнка. Поэтому педагогика рассматривает как вопросы нормального формирования эмоциональной сферы человека в процессе его воспитания, так и вопросы коррекции эмоциональных расстройств. Следует отметить, что на практике

зачастую проблема эмоций рассматривается в сочетании педагогических и

психологических аспектов, так как во многих случаях эмоциональное неблагополучие является следствием психических расстройств. В тоже время, не правильное эмоциональное воспитание ребёнка может в конечном итоге привести к развитию психических болезней.

В психологии и педагогике используется множество методов коррекции эмоционального состояния личности. Здесь важно оценить ситуацию и поставить правильный «диагноз». Необходимо понимать, что степень развития эмоционального неблагополучия может быть различна (начальная стадия, запущенность, переход в болезненное состояние и т.д.), и именно степень развития проблемы определяет, какие методы коррекции необходимо использовать: педагогические, психологические или смешанные. И именно отсутствие чёткой грани между компетенцией педагогики и психологии в исследуемой проблеме, эмоциональная сфера человека рассматривается одновременно как в психологическом, так и педагогическом аспектах. То есть, выясняя причину эмоционального расстройства, психолог изучает все стороны жизни человека, в том числе, в каких условиях и как он воспитывался.

Понятие «эмоциональные расстройства» означает такое проявление эмоций, которое мешает человеку в повседневной его жизни. Например, чрезмерный страх мешает человеку проявлять жизненную активность, заставляет его прятаться от реальности, а чрезмерная уверенность в себе ведёт к наглости и самоуверенности, что мешает человеку реально оценивать ситуацию и принимать правильные решения.

2) Эмоциональные состояния, которые характеризуются изменением нервно-психологического тонуса;

3) Эмоциональные отношения (чувства), которые характеризуются эмоциональной избирательностью или связью конкретных эмоций с определенными лицами, объектами или процессами.

Факторы возникновения эмоций (Симонов П.В):

1) Потребность;

2) Вероятность удовлетворения потребности (Низкая вероятность удовлетворения потребности ведет к возникновению отрицательных эмоций).

Эмоции выполняют следующие функции:

· отражательно-оценочную;

· переключающую;

· подкрепляющую;

· компенсаторную (замещающую);

· побудительную;

· функцию "аварийного" разрешения ситуаций;

· дезорганизующую;

· предвосхищающую;

· эвристическую;

· функцию синтезирующей основы образа, целостности отражения;

· функцию активации и мобилизации организма;

· экспрессивную.

Теории эмоций:

1) Чарльз Дарвин: "Эволюции видов", раздел "Эволюционная роль эмоций":

- базовые эмоции у людей и животных одинаковые;

- у людей разных рас и культур базовые эмоции одинаковые;

- эмоции усложняются по мере развития животных видов.

2) Когнитивная школа: теория "Одномоментного возникновения эмоциональных и физиологических состояний":

"Мы реагируем не на события, а на нашу интерпретацию этих событий";

3) Теория дифференциальных эмоций Изарда.

Нарушения эмоций:

Расстройства эмоций характерны для больных с разными психическими заболеваниями:

1) У больных неврозами отмечаются болезненные эмоционально-аффективные реакции раздражения, негативизма, страха;

У больных неврозом навязчивых состояний наблюдается высокая сензитивность, тревожность; У больных истерией – лабильность эмоций, импульсивность; у больных неврастенией – раздражительность, чувство усталости, утомляемость, слабость;

2) У больных психопатией отмечается склонность к эмоционально-аффективным реакциям патологического характера; эмоционально-агрессивные вспышки при эпилептоидной, гипертимной, истероидной психопатиях. Наблюдается тенденция к пониженному настроению, тоске, отчаянию, вялости при астенической, психастенической, сензитивной психопатиях. У шизоидных психопатов – диссоциация эмоциональных проявлений (“хрупкие, как стекло, по отношению к себе и тупые, как дерево, по отношению к другим”);

3) При эпилепсии отмечается склонность к дисфориям. При височной эпилепсии – страх, тревога, снижение настроения, злобность;

4) Значительными перепадами направленности эмоций характеризуются эмоциональные проявления у больных биполярным расстройством личности (маниакально-депрессивным психозом) - от эйфории до глубокой депрессии. Отмечается склонность к дисфориям у больных депрессией.

5) Изменения в эмоциональной сфере характерны и для больных с сердечнососудистыми заболеваниями (например, при инфаркте миокарда – мрачная окраска будущего).

Роль эмоционально развития в дошкольном возрасте очень велика. В конце раннего детства, при приближении к кризису 3 лет, наблюдаются аффективные реакции на трудности, с которыми сталкивается ребенок. Он пытается что-то сделать самостоятельно, но у него ничего не получается или рядом в нужный момент не оказывается взрослого - некому прийти на помощь и сделать это вместе с ним. В такой ситуации вполне вероятна эмоциональная вспышка. Причиной гнева или плача могут быть, помимо «неподдающихся» вещей, и отсутствие внимания к нему со стороны близких взрослых, занятых своими делами именно в то время, когда ребенок изо всех сил старается их вниманием завладеть; ревность к брату или сестре и т.п. Как известно, аффективные вспышки лучше всего гасятся тогда, когда взрослые достаточно спокойно на них реагируют, а по возможности вообще игнорируют. В противном случае, особое внимание взрослых действует как положительное подкрепление.

Дошкольный возраст, как писал А.Н. Леонтьев - это «период первоначального фактического склада личности». Именно в это время происходит становление основных личностных механизмов и образований. Развиваются тесно связанные друг с другом эмоциональная и мотивационная сферы, формируется самосознание.

  Для дошкольного детства характерна в целом спокойная эмоциональность, отсутствие сильных аффективных вспышек и конфликтов по незначительным поводам. Это новый относительно стабильный эмоциональный фон определяет динамика представлений ребенка. Динамика образных представлений более свободная и мягкая по сравнению с аффективно окрашенными процессами восприятия в раннем детстве. Но из этого совсем не следует снижение насыщенности, интенсивности эмоциональной жизни ребенка.  

Действия ребенка строятся на основе представлений о предмете, о желательном результате, о возможности его достичь в ближайшем будущем. Эмоции, связанные с представлением, позволяют предвосхищать результаты действий ребенка. Еще до того как дошкольник начнет действовать, у него появляется эмоциональный образ, отражающий и будущий результат, и его оценку со стороны взрослых. Ребенок уже заранее знает, хорошо или дурно он собирается поступить. Если он предвидит результат, не отвечающий принятым нормам воспитания, у него возникает тревожность - эмоциональное состояние, способное затормозить нежелательные для окружающих действия. Предвосхищение полезного результата действий и вызванной им высокой оценки со стороны близких взрослых связано с положительными эмоциями, дополнительно стимулирующими поведение.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: