Аудиторская проверка расчетов с персоналом по оплате труда

Введение

 

В соответствии с изменениями в экономическом и социальном развитии страны существенно меняется и политика в области оплаты труда, социальной поддержке и защиты работников. Многие функции государства по реализации этой политики возложены непосредственно на предприятия, которые самостоятельно устанавливают формы, системы и размеры оплаты труда, материального стимулирования его результатов. Государство прямо регулирует только размеры минимальной заработной платы. В ведении Правительства России остались также вопросы применения районных коэффициентов к заработной плате и надбавок за стаж работы на некоторых территориях. Одним из основных принципов организации заработной платы в современной экономике является принцип материальной заинтересованности работника в результатах своего труда.

Для подавляющего большинства людей заработная плата является основным источником дохода. Именно от ее величины зависит уровень жизни населения любой страны. Поэтому вопросы, связанные с заработной платой (ее величиной, формой и др.) являются одними из наиболее актуальных как для работников, так и для работодателей.

Учет труда и заработной платы по праву занимает одно из центральных мест во всей системе учета на предприятии. Он должен обеспечить оперативный контроль за количеством и качеством труда, за использованием средств, направляемых на потребление.

Уставной юридической формой регулирования трудовых отношений, в том числе и в области оплаты труда работников, становится коллективный договор предприятия, в котором фиксируются все условия оплаты труда, входящие в компетенцию предприятия.

Интересы сторон, участвующих в заключение соглашений и коллективных договоров, являются противоречивыми и разнонаправленными. Работники заинтересованы в заработной плате, достаточной для обеспечения достойного уровня жизни, а также отражающей их социальный статус и ценность для предприятия и общества. Работодатель ориентирован на такой уровень зарплаты и издержек и на оплату рабочей силы, при которой обеспечивается норма прибыли на инвестированный капитал. Органы государственной власти во время переговоров по вопросам оплаты труда ориентируются на ее взаимосвязь с такими социально-экономическими величинами, как прожиточный минимум, уровень инфляции и безработицы, дефицит государственного бюджета, изменения уровня развития производства.

Актуальна проблема задолженности по оплате труда, которая остается одной из наиболее острых проблем, вызывающих социальную напряженность.

Новые системы организации труда и заработной платы должны обеспечить сотрудникам материальные стимулы. Эти стимулы могут быть задействованы наиболее эффективно при жесткой индивидуализации заработной платы каждого работника, т.е. при внедрении гибкой оплаты труда, от конкурентоспособности и качества выполняемых работ и от финансового положения общества в котором он работает.

Целью при написании данной работы ставится изучение и осуществление аудиторской проверки расчетов с персоналом предприятия.

 

 



Аудиторская проверка расчетов с персоналом по оплате труда

 

Целью аудита расчетов с персоналом является проверка соблюдения действующего законодательства о труде, правильности начисления заработной платы и удержаний из нее, документального оформления и отражения в учете всех видов расчетов между предприятием и его работниками.

Источниками информации для проверки расчетов с персоналом являются: штатное расписание, положения, приказы, распоряжения, контракты, договоры гражданско-правового характера, табеля учета использования рабочего времени и учета заработной платы, наряды, путевые листы, листки временной нетрудоспособности, исполнительные листы, расчетно-платежные, расчетные и платежные ведомости, лицевые счета и налоговые карточки работников, авансовые отчеты с приложенными к ним первичными документами, акты инвентаризации имущества, учетные регистры (журналы-ордера, ведомости, машинограммы) по счетам 68,69,70,73,76,91,94 и др., Главная книга, бухгалтерская отчетность. Положение об учетной политике предприятия и др.

Задачами аудита расчетов с персоналом являются:

- Подтверждение первоначальной оценки систем внутреннего контроля и бухгалтерского учета расчетов с персоналом;

- Подтверждение достоверности производимых начислений и выплат работникам по всем основаниям и отражения их в учете;

- Установление законности и полноты удержаний из заработной платы и из других выплат сотрудникам в пользу предприятия, бюджета, Пенсионного фонда РФ, других юридических и физических лиц;

- Проверка организации аналитического учета расчетов с персоналом по оплате труда и взаимосвязи аналитического и синтетического учета;

- Проверка правильности оформления и отражения в учете расчетов с персоналом по прочим операциям.

Приступая к проверке расчетов с персоналом по оплате труда и по другим операциям, аудиторы должны выяснить: какие формы и системы оплаты труда применяются на предприятии, имеется ли внутреннее положение об оплате труда работников и коллективный трудовой договор; списочный и среднесписочный состав работников; как организован учет расчетов по оплате труда (состав и квалификация бухгалтеров, обеспеченность нормативными материалами, кто осуществляет контроль за их работой, компьютеризирован ли данный участок учета и др.). На основе полученной информации аудиторы заполняют тесты проверки состояния систем внутреннего контроля и бухгалтерского учета по данному разделу проверки и формулируют мнение в отношении первоначальной оценки эффективности указанных систем.

Достоверность произведенных работником начислений заработной платы и других выплат (премий, материальной помощи, подарков и т.д.) проверяется, как правило, выборочно. Для этого в выборку включаются данные по различным категориям работающих или уволенных сотрудников (руководителей, специалистов, рабочих и др.), по основным видам начислений (удельный вес которых, как правило, превышает 5% от общей суммы заработной платы) и по разным временным периодам (обычно, за один месяц каждого квартала). Проверке подвергаются расчетные и платежные ведомости, лицевые счета сотрудников, а также первичные документы (табели, наряды и др.), на основании которых произведены начисления заработной платы. Особое внимание обращается на правильность их заполнения и соответствие требованиям нормативных документов.

При повременной оплате труда выясняется обоснованность применения тарифных ставок и соблюдения условий контрактов.

При проверке первичных документов устанавливается полнота заполнения всех реквизитов, наличие подписей лиц, ответственных за учет выполненных работ, нет ли в документах подчисток, не оговоренных исправлений.

Следует обратить внимание на правильность оформления и начисления различных выплат работникам.

К ним относятся: выплаты стимулирующего характера (премии, вознаграждения по итогам работы за год и др.), выплаты компенсирующего характера (надбавки и доплаты за работу в ночное время, сверхурочную работу и др.), выплаты за не проработанное время (оплата очередных и дополнительных отпусков, по временной нетрудоспособности и др.) и др. Эти выплаты должны быть подтверждены правильно оформленными первичными документами. Аудиторы осуществляют взаимную сверку показателей, указанных в первичных документах, с показателями, используемыми для расчета конкретных выплат; определяют соответствие произведенных начислений требованиям законодательства и положению об оплате труда, действовавшему на предприятии; выполняют арифметический контроль показателей.

Аудиторы изучают также своевременность и полноту удержания из начисленной заработной платы налога на доходы физических лиц, взносов в пенсионный фонд РФ, задолженности по подотчетным суммам, по возмещению материального ущерба, по исполнительным листам и др.

Удержания по исполнительным листам должны производиться только при наличии этих листов или на основании личного заявления работника.

Далее устанавливается соответствие указанных в учетных регистрах схем корреспонденции счетов по начислению заработной платы и удержаний из нее схемам корреспонденции счетов, предусмотренных Планом счетов. Подтверждается соответствие данных аналитического и синтетического учета по начисленное, выплаченной и депонированной заработной плате. Для этого осуществляется арифметический контроль в разрезе табельных номеров и итоговых записей по расчетным ведомостям показателя «К выдаче», который определяется как разница между показателями «Итого начислено» и «Итого удержано». Сумма невыплаченной в конце месяца заработной платы должна соответствовать кредитовому сальдо по счету 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда».

Анализируя расчеты по возмещению работниками материального ущерба, аудиторы должны выяснить: причины возникновения ущерба (несоблюдение условий хранения товарно-материальных ценностей, отсутствие контроль за их сохранностью, несвоевременное или формальное проведение инвентаризаций и др.); полностью ли отнесены на виновных лиц суммы по недостачам; соблюдались ли сроки и порядок рассмотрения информации о фактах недостач, хищений, порчи ценностей. По распоряжению руководителя предприятия в целях предотвращения хищений и злоупотреблений взыскание сумм недостачи товарно-материальных ценностей с виновных лиц может производиться не по учетным ценам, а по рыночным ценам с отнесением разницы на финансовые результаты по мере погашения недостачи. Но в любом случае в соответствии с действующим порядком недостача и порча ценностей сверх норм естественной убыли должна возмещаться виновными лицами. На издержки производства могут относиться только суммы недостачи в пределах норм естественной убыли, а недостачи сверх норм должны относиться на убытки только тогда, если виновные не установлены, или во взыскании с них отказано судом. Следует рассматривать как неправомерное списание сумм выявленных недостач и порчи ценностей сверх норм, по распоряжению руководителя за счет чистой прибыли предприятия вместо отнесения их на виновных лиц.

Типичными ошибками, которые выявляются в ходе проверки расчетов с персоналом по оплате труда и прочим операциям, являются следующие:

- отсутствие документов, подтверждающих законность выплат работникам денежных средств (положений, приказов, распоряжений и др.);

- ошибки при начислении выплат по среднему заработку (отпускных, по временной нетрудоспособности и др.);

- ненадлежащее ведение учета (неправильная корреспонденция счетов, расхождение между данными аналитического и синтетического учета и т. п.);

- неправомерное списание потерь от порчи ценностей сверх норм естественной убыли в себестоимость продукции или за счет чистой прибыли предприятия вместо отнесения их на виновных лиц.

 

Планирование аудита

 

До написания письма-обязательства и заключения договора на аудиторскую проверку аудиторы осуществляют предварительное планирование аудита, которое на практике часто называют предварительной экспертизой состояния дел клиента.

После заключения договора на аудиторскую проверку и перед началом ее проведения крупные аудиторские компании, использующие «конвейерный подход» к аудиторской проверке, передают клиенту перечень документов (их копий), которые в обязательном порядке должны быть представлены аудиторам. Этот перечень может быть различным.

Далее со стороны аудитора составляется письмо-обязательство о его согласии на проведение аудиторских услуг. После составления письма, с согласия двух сторон заключается договор на оказание аудиторских услуг.

Планирование, являясь начальным этапом проведения аудита, состоит в разработке аудиторской организацией общего плана аудита с указанием ожидаемого объема, графиков и сроков проведения аудита, а также в разработке аудиторской программы, определяющей объем, виды и последовательность осуществления аудиторских процедур, необходимых для формирования аудиторской организацией объективного и обоснованного мнения о бухгалтерской отчетности организации.

При планировании аудита аудиторской организации следует выделить следующие основные этапы:

а) предварительное планирование аудита;

б) подготовка и составление общего плана аудита;

в) подготовка и составление программы аудита.

Расшифровка общего плана аудита:

1) Устанавливается правильность произведенных операций по отнесению начисленной заработной платы на соответствующие счета.

2) Проверка соответствия итогов в отдельных ведомостях (цехов, отделов) с общими итогами по предприятию.

3) Ознакомление с расчетами по налогам. Проверка налогооблагаемой базы для расчетов по единому социальному налогу. Проверка соответствия всех сумм, указанных в них, данным бухгалтерского учета;

4) Проверка депонированных сумм по заработной плате. Аудитор проверяет, как организован аналитический учет по счету 76, субсчет «Депонированная заработная плата». Устанавливает, велись ли карточки в разрезе физических лиц и депонированных сумм, как производилась выдача сумм депонированной заработной платы, на какой счет списывалась депонированная заработная плата после окончания срока исковой давности (трех лет) и т.п.,

5) Расценка правильности ведения бухгалтерского учета по налогам;

6)  Проверка своевременности представления расчетов (деклараций) по налогам в налоговую инспекцию; своевременности уплаты налогов и в полном объеме;

7) Отражаемые в отчетности суммы по расчетам с налоговыми органами должны быть согласованы с ними и тождественны.

Расшифровка программы аудита:

1) Проверка соответствия организации синтетического и аналитического учета требованиям налогового законодательства по начислению и удержанию заработной платы;

2) Рассмотрение всех налогов, плательщиком которых является проверяемая организация, с уделением особого внимания тем удельный вес, которых наибольший в общей величине уплачиваемых организацией налогов;

3) Уточняют базу налогообложения для определения единого социального налога (по социальному страхованию, пенсионному обеспечению, медицинскому страхованию). Для проверки правильности формирования базы налогообложения аудитор руководствуется Инструкцией Госкомстата РФ № 116 от 24 ноября 2000 г. «О составе фонда заработной платы и выплат социального характера» и инструкциями соответствующих фондов.

4) Ознакомление с актами по результатам проверок организации со стороны налоговой инспекции и перепиской организации с налоговой инспекцией (инспекциями);

5) Проверка полноты и правильности определения облагаемого оборота;

6) Оценка правильности применения ставок налогов и других платежей;

7) Проверка обоснованности применения налоговых льгот;

8) Проверка соответствия организации синтетического и аналитического учета требованиям налогового законодательства.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: