Методика «Выявление мотивов участия учащихся в делах классного и общешкольного коллектива»

(модифицированный вариант методики О. В. Лишина)

Цель: определить мотивы участия учащихся в совместной деятельности.

Необходимо для проведения. У каждого учащегося должен быть бланк со следующим текстом:

«Как ты думаешь, сколько твоих одноклассников будут участвовать в делах, перечисленных ниже?»

Чтобы правильно выполнить задание, необходимо обвести кружком стоящую перед номером вопроса букву, которая означает ответ, соответствующий твоей личной точке зрения. Ответы могут быть такими:

н — никто; м — меньшинство; п — половина; б — большинство; в — все.

Сколько человек придет на классное собрание

н м п б в I. Ради того, чтобы принять участие в обсуждении важных вопросов?

н м п б в 2. Чтобы лучше узнать о том, что радует и беспокоит одноклассников?

н м п б в 3. Потому что собрание будут снимать для телевидения?

н м п б в 4. Потому что вашему классу поручено оформление зала, где будет проходить общешкольное мероприятие?

н м п б в 5. Если на собрании будут обсуждаться интересные вопросы?

н м п б в 6. Если явка строго обязательна и будет проверка?

Сколько человек будут участвовать в трудовом десанте

н м п б в 7. Ради того, чтобы купить на заработанные деньги игрушки для детского сада?

н м п б в 8. Чтобы вместе потрудиться и после вместе отдохнуть?

н м п б в 9. Чтобы поддержать честь своего класса, организующего этот десант?

н м п б в 10. Ради денег, которые выплатят каждому участнику?

н м п б в 11. Потому что работа будет интересной?

н м п б в 12. Если явка строго обязательна и контролируется?

Сколько человек поедет в лагерь труда и отдыха

н м п б в 13. Чтобы заработать деньги для перечисления их в детский дом?

н м п б в 14. Чтобы и летом иметь возможность общения с одноклассниками?

н м п б в 15. Ради денег, которые будут получены за работу каждым учащимся?

н м п б в 16. Если в лагерь труда и отдыха решили ехать всем классом?

н м п б в 17. Ради интересной жизни в лагере?

н м п б в 18. Если поездка в лагерь обязательна?

Сколько человек пойдет в поход

н м п б в 19. Если его цель — сбор краеведческого материала для музея?

н м п б в 20. Ради того, чтобы побыть вместе на природе?

н м п б в  21. Если каждый участник получит памятный значок туриста?

н м п б в 22. Если поход — часть турслета, который организует ваш коллектив?

н м п б в 23. Просто потому, что интересно?

н м п б в 24. Если участие в нем строго обязательно и контролируется?

Сколько человек будут участвовать в подготовке и проведении вечера песни

н м п б в 25. Потому что вечер запланирован для ветеранов войны?

н м п б в 26. Чтобы и после уроков побыть вместе?

н м п б в 27. Если во время вечера будет устроено чаепитие?

н м п б в 28. Если коллектив вашего класса приложил много сил для его подготовки?

н м п б в 29. Потому что программа вечера очень интересна?

н м п б в 30. Если явка строго обязательна?

Если нет возможности подготовить для каждого ученика такие бланки, то вопросы можно задавать устно. В этом случае на доске целесообразно перечислить варианты возможных ответов на вопросы:

н — никто; м — меньшинство; п — половина; б — большинство; в — все.

Ход проведения. Педагог подробно разъясняет условия выполнения задания, обращая внимание на то, что напротив номера каждого вопроса должна быть обведена одна какая-либо буква. Затем следует привести наглядный пример. Если большинству учеников условия задания понятны, то они приступают к его выполнению. Остальным учащимся следует еще раз объяснить.

Обработка полученных данных. При обработке результатов теста предлагаемый вопросник следует разделить на шесть блоков. Каждый из них состоит из пяти вопросов, направленных на выявление одного из мотивов участия школьников в совместной деятельности. В соответствии с определенными мотивами можно выделить следующие блоки:

а) общественно полезная значимость (вопросы 1,7, 13, 19, 25);

б) личная выгода (3, 10, 15, 21, 27);

в) интерес к общению (2, 8, 14, 20, 26);

г) значимость для коллектива (4, 9, 16, 22, 28);

д) интерес к содержанию деятельности (5, 11, 17, 23, 29);

е) обязательность как принуждение (6, 12, 18, 24, 30).

Для перевода буквенных выражений ответов в баллы используется шкала:

 в — 4 балла; б — 3 балла; п — 2 балла; м — 1 балл; н — 0 баллов.

В соответствии с выделенными блоками вопросов и шкалой оценок ответов составляется матрица:

Фамилия,

имя

 

 

Мотивы

Общественно полезная значимость

Обязательность как принуждение

1 17 13 19 25 Сумма 6 12 18 24 30 Сумма
1. Артемов Олег 2 1 2 2 1 8 3 4 4 4 4 19
2. Белова Надя 2 2 2 1 2 9 4 3 4 4 3 18
3. Волкова Юля 1 2 3 2 1 9 4 4 4 4 4 20
4. Гусев Саша 2 2 2 2 0 8 4 4 4 4 3 19
5. Дулова Оля 2 1 2 1 2 8 4 4 4 4 4 20
Сумма баллов по каждому блоку           42           96

 

Сопоставление полученных сумм баллов по каждому блоку позволяет выявить ведущие мотивы участия школьников.

 

2.2.Методика определения уровня развития самоуправления в ученическом коллективе. (подготовлена профессором М.И. Рожковым)

Цель: определить уровень развития ученического само­управления.

Ход проведения. Каждый учащийся заполняет бланк со следующими цифровыми кодами и предложениями:

43210 1. Считаю для себя важным добиваться, чтобы коллектив моего класса работал лучше.

43210 2. Вношу предложения по совершенствованию работы класса.

43210 3. Самостоятельно организую отдельные меро­приятия в классе.

43210 4. Участвую в подведении итогов работы клас­са, в определении ближайших задач.

43210 5. Считаю, что класс способен к дружным са­мостоятельным действиям.

43210 6, У нас в классе обязанности четко и равно­мерно распределяются между учащимися.

43210 7. Выборный актив в нашем классе пользуется авторитетом среди всех членов коллектива.

43210 8. Считаю, что актив в нашем классе хорошо и самостоятельно справляется со своими обя­занностями.

43210 9. Считаю, что учащиеся нашего класса добро­совестно относятся к выполнению своих об­щественных обязанностей.

43210 10. Своевременно и точно выполняю решения, принятые собранием или активом класса.

43210 11. Стремлюсь приложить все усилия, чтобы за­дачи, поставленные перед коллективом, были выполнены.

43210 12. Готов ответить за результаты своей работы и за результаты работы своих товарищей.

43210 13. Мы хорошо представляем себе задачи, кото­рые стоят перед коллективом школы.

43210 14. Учащиеся моего класса часто участвуют в орга­низации разнообразных мероприятий всего коллектива школы.

43210 15. Мы стремимся помочь представителям кол­лектива класса в органах самоуправления всего коллектива школы в решении задач, стоящих перед ними.

43210 16. Мои товарищи и я регулярно участвуем в об­суждении проблем, стоящих перед коллек­тивом школы.

43210 17. Мы стремимся к тому, чтобы сотрудничать в решении задач, стоящих перед всем кол­лективом, с другими классами и объедине­ниями.

43210 18. Удовлетворен отношением моих товарищей к другим классам.

43210 19. Мы стремимся помочь другим коллективам, младшим в разрешении трудностей, возни­кающих перед ними.

43210 20. Считаю, что учащиеся, избранные в органы самоуправления школы, пользуются заслу­женным авторитетом.

43210 21.Учащиеся моего класса добросовестно относятся к выполнению поручений органов ученического самоуправления всего коллектива.

43210 22. Мы стремимся к тому, чтобы коллектив школы достиг более высоких результатов.

43210 23. Готов отстаивать интересы всего коллектива школы в других коллективах и обществен­ных организациях.

  43210 24. Осознаю свою ответственность за результаты работы всего школьного коллектива.

На доске дано смысловое значение цифровых кодов:

4 — «Да», 3 — «Скорее да, чем нет», 2 — «Трудно сказать», 1 — «Скорее нет, чем да», 0 — «Нет».

I Обработка результатов. При обработке результатов 24 предложения разбиваются на 6 групп (блоков).

Данная систематизация обусловлена выявлением различных аспектов самоуправления:

1) включенность учащихся в самоуправленческую дея­тельность (предложения 1-4);

2) организованность классного коллектива (5—8);

3) ответственность членов первичного коллектива за его дела (9-12);

4) включенность класса в дела общешкольного коллектива(13—16);

5) отношения класса с другими ученическими общно­стями (17—20);

6) ответственность учащихся класса за дела общешколь­ного коллектива (21—24).

По каждому блоку подсчитывается сумма баллов, выстав­ленных всеми участниками опроса. Затем она делится на число участников опроса и на шестнадцать (16 — максимальное коли­чество баллов, которое может указать опрашиваемый в каждом блоке). Уровень самоуправления коллектива класса, объедине­ния определяется по результатам выведения коэффициентов первых трех блоков. Если хотя бы один из коэффициентов меньше 0,5, то уровень самоуправления в классе низкий; если больше: 0,5 и меньше 0,8 — средний; если больше 0,8 — высокий.

Уровень развития самоуправления всего учебного заведе­ния определяется коэффициентом последних трех блоков.

Если каждый из них не превышает 0,55, то уровень самоуп­равления в коллективе низкий, если выше этого уровня, но ниже 0,85 — уровень развития самоуправления средний; если больше 0,85 — высокий.

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: