Знания, умения и навыки – основные компоненты в структуре профессиональных качеств педагога

Психолого-педагогические и специальные (по тому или иному предмету) знания – важное, но недостаточное условие профессиональной компетентности учителя.

Знания – это отражение человеком объективной действительности в форме фактов, представлений, понятий и законов науки, это коллективный опыт человечества, результат познания объективной действительности. Так как многие теоретико-практические и методические знания являются только предпосылкой интеллектуальных и практических умений и навыков.

Знания: теории и методики воспитания, содержания учебных предметов и методики его преподавания, психолого-педагогические, анатомо - физиолого-гигиенические, методики работы, содержания методов работы с родителями и общественностью, необходимые знания в области политики, истории, краеведения, литературы и искусства, морали, этики, эстетики, атеизма, права, техники и культуры.  

 Умения – это готовность сознательно и самостоятельно выполнять практические и теоретические действия на основе усвоенных знаний, жизненного опыта и приобретенных навыков.

 Навыки – это компоненты практической деятельности, проявляющиеся в автоматизированном выполнении необходимых действий, доведенных до совершенства путем многократного упражнения.

Умения и навыки:

Организаторские: выявлять и организовывать актов класса, управлять им организовывать различные виды коллективной и индивидуальной деятельности учащихся, развивать их активность. Осуществлять педагогическое руководство пионерской работой в классе. Организовывать работу с родителями и общественностью.

Конструктивные: планировать воспитательную работу, отбирать целесообразные виды деятельности. Планировать систему перспективных линий в развитии коллектива и отдельной личности. Осуществлять индивидуальную программу воспитания каждого ученика в условиях коллектива. Осуществлять индивидуальный подход к учащимся с учетом психолого-физических и возрастных особенностей.

Коммуникативные: устанавливать педагогически целесообразные отношения с учащимися, родителями, учителями. Регулировать внутриколлективные и межколлективные отношения. Располагать к себе учащихся, родителей находить нужные формы общения. Предвидеть результат педагогического воздействия на отношения с учащимися.

Исследовательские: изучать индивидуальные особенности учащихся и коллектива. Критически оценивать свой опыт, результаты своей деятельности. Осознанно совершенствовать педагогическое мастерство, самообразование и самовоспитание. Использовать в работе психолого-педагогические исследования, передовой школьный опыт.

 Творческие: рисовать, петь, танцевать, играть на музыкальном инструменте, выразительно читать, массово-затейнические, спортивно-туристические (6,с.66-70).

 В.А.Сластенин все педагогические умения объединяет в четыре группы:

1. умение «переводить» содержание объективной педагогической действительности, объективного процесса воспитания в конкретные педагогические задачи, т.е. изучение (диагностика) личности и коллектива для определения уровня их готовности к овладению новыми знаниями и проектирование их развития на основе диагностики, выделение приоритетных образовательных, воспитательных и развивающих задач;

2. умение выстроить и реализовать логически завершенную педагогическую систему (от планирования образовательно-воспитательных задач, отбора содержания образовательного процесса до выбора форм, методов и средств его организации);

3. умение выделять и устанавливать взаимосвязи между различными компонентами и факторами воспитания, приводить их в действие.

4. умение учитывать и оценивать результаты педагогической деятельности, т.е. осуществлять самоанализ и анализ образовательного процесса, и результаты деятельности учителя, а также определять следующий комплекс приоритетных педагогических задач (10,с.42).

Что представляет собой содержание теоретической готовности учителя, педагога? Она проявляется в обобщенном умении педагогически мыслить, что в свою очередь предполагает наличие аналитических, прогностических, проективных и рефлексивных умений.

Аналитические умения представлены такими частными умениями, как:

· анализировать педагогические явления, т.е. расчленять их на составляющие части (условия, причины, мотивы, средства, формы проявления и т. д.);

· осмысливать каждый элемент педагогического явления в связи с целыми и во взаимодействии с другими элементами;

· находить в педагогической теории положения, выводы, закономерности, соответствующие рассматриваемым явлениям;

· правильно диагностировать педагогическое явление;

· формулировать приоритетные педагогические задачи и находить оптимальные способы их решения.

 Прогностические умения связаны с четким представлением в сознании учителя (который является субъектом управления) цели своей деятельности в виде предвидимого им результата. Педагогическое прогнозирование опирается на достоверное знание сущности и логики педагогического процесса, закономерностей возрастного и индивидуального развития учащихся. Оно выводит на правильное управление учебно-воспитательным процессом.

В состав прогностических умений педагога входят:

· формулировка диагностируемых образовательных целей и задач;

· отбор методов их достижения;

· предвидение возможных отклонений при достижении результата, нежелательных явлений и выбор способов их преодоления;

· мысленная проработка структуры и отдельных компонентов образовательного процесса;

· предварительная оценка затрат средств, труда и времени участников образовательного процесса;

· конструирование содержания взаимодействия участников образовательного процесса (10,с.69-70).

Проективные умения могут реализовываться при разработке проекта образовательного процесса. Они включают умения:

· вычленять поле образовательных проблем;

· обосновать способы их поэтапной реализации;

· планировать содержание и виды деятельности участников образовательного процесса с учетом их потребностей, возможностей (материальных в том числе), интересов, средств, опыта и собственных качеств личности;

· определять форму и структуру образовательного процесса в зависимости от сформулированных педагогических задач и особенностей участников; определять отдельные этапы педагогического процесса и задачи, характерные для них;

· планировать индивидуальную работу с учащимися для оказания своевременной дифференцированной помощи, для развития способностей;

· отбирать формы, методы и средства обучения и воспитания для получения качественного педагогического результата;

· планировать системы приемов, направленных на стимулирование активности школьников и сдерживание негативных проявлений в их поведении;

· планировать развитие воспитательной среды и связей школы с родителями и общественностью (10,с.73).

Рефлексивные умения связаны с контрольно-оценочной деятельностью педагога, направленной на себя.

Рефлексия может пониматься как специфическая форма теоретической деятельности, направленная на осмысление и анализ своих собственных учительских действий.

Содержание практической готовности учителя, педагога можно увидеть (определить) в наблюдаемых (внешних, предметных) действиях, которые проявляются через две группы умений – организаторские и коммуникативные.

К группе общепедагогических организаторских умений относят мобилизационные, информационно – дидактические, развивающие и ориентационные.

Мобилизационные умения – это умения учителя:

· привлекать внимание учащихся, развивать у них устойчивый интерес к учению;

· формировать потребности в знаниях;

· формировать учебные навыки и обучать приемам научной организации учебной деятельности;

· формировать у учащихся активное, творческое отношение к явлениям окружающей действительности путем создания и решения проблемных ситуаций;

· разумно использовать методы поощрения и наказания, создавать атмосферу сопереживания и другие (16,с.45-47).

Информационно – дидактические умения – умения, связанные не только с непосредственным изложением учебной информации, но и с методами ее получения и обработки. Это умения и навыки работы с печатными источниками информации, библиографиями, умения добывать информацию из всевозможных источников и перерабатывать ее применительно к целям и задачам образовательного процесса.

Развивающие умения предполагают:

· определение «зоны ближайшего развития» (Л.С. Выготский) отдельных учащихся, класса в целом;

· создание специальных условий и проблемных ситуаций для развития познавательных процессов, воли и чувств учащихся;

· стимулирование познавательной самостоятельности и творческого мышления, потребности в установлении логических (от частного к общему, от вида к роду, от предпосылки к следствию, от конкретного к абстрактному) и функциональных (от причины к следствию, от цели к средству, от качества к количеству, от действия к результату) отношений;

· постановку вопросов, требующих применения ранее усвоенных знаний;

· индивидуальный подход к учащимся.

Ориентационные умения учителя связаны с формированием морально - ценностных установок воспитанников и их научного мировоззрения; с формированием устойчивого интереса к учебной деятельности, науки, производству и профессиональной деятельности, соответствующей склонностям и возможностям детей; с организацией совместной творческой деятельности в целях развития социально значимых качеств личности.

Коммуникативные умения учителя - это взаимосвязанные группы перцептивных умений, собственно умений педагогического (вербального) общения и умений и навыков педагогической техники (11, с.72).

Перцептивные умения учителя – это умения, которые проявляются на начальном этапе общения, умения понимать других людей (учащихся, учителей, родителей). Для реализации этих умений на практике необходимо знания ценностных ориентаций другого человека, которое находят выражения в его идеалах, потребностях, интересах, в уровне притязаний.

Таким образом, выше перечисленные умения могут стать предпосылками успешного педагогического общения на всех этапах педагогического процесса в будущем.

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: