ГЛАВА 2. Национальные процессы и отношения в Крыму

2.1. Население Крыма и его национальный состав.

Согласно переписи 2001 года население Крыма составляет 2,031 млн. человек, из которых в 4-х наиболее крупных городах автономии – Севастополе (365,8 тыс. чел.), Симферополе (364 тыс. чел.), Керчи (157,2 тыс. чел.) и Евпатории (122 тыс. чел.) – проживает 41%.

Доля городского населения Крыма составляет 63%, живущих в сельских населенных пунктах – 37% (согласно предыдущей переписи 1989 г., это соотношение было 70% к 30%). Доля сельского населения увеличилась за счет вернувшихся в Крым, на свою историческую родину, довольно значительного числа депортированных граждан, в основном – крымских татар, армян, болгар и немцев.

Помимо вышеперечисленных в Крыму насчитывается еще 14 городов. Это Ялта, Алушта, Алупка, Бахчисарай, Балаклава, Старый Крым, Белогорск, Красноперекопск, Джанкой, Армянск, Судак, Феодосия, Щелкино, Саки.

Средняя плотность населения – 78 чел./кв. км (в 1989 г. – 96 чел./кв. км).

В Крыму проживает свыше 80 национальностей, самые многочисленные из них – русские (65 – 70%), крымские татары (18%), украинцы (10 – 15%). Доля остальных этносов незначительна. Языком межнационального общения продолжает оставаться русский.

Наиболее быстрыми темпами население полуострова увеличивалось в период с 1985 по 1993 гг. Среднегодовые темпы роста за этот период – 1,5%. При этом в 90-х количество крымских татар выросло многократно и достигло, по официальным данным, 250 тыс. чел.

Город Симферополь – столица АРК, самый крупный город автономии. Его население на 1 января 2003 г. составило 343,5 тыс. чел., т. е. почти каждый 6-й крымчанин живет в столице.

В Крыму сохраняется миграционный прирост, за первые полгода он составил 2 100 человек.

Как сообщает Главное управление статистики в АРК, число прибывших мигрантов – 17,5 тысяч по сравнению с соответствующим периодом прошлого года увеличилось на 1 тысячу человек, или на 7%. Число выбывших – 15,4 тысячи снизилось на 0,2 тысячи, или на 1,3%.

Наиболее активно миграционные процессы проходили в Судаке, где частота прибытия составила 31,7 человек на 1 тысячу населения. Значительно ниже среднереспубликанских (17,7% и 15,5%) показатели интенсивности прибытия отмечены в Саках и Черноморском районе (7,60/0 и 8,6%), а выбытия – в Керчи (8,9%).

В национальном составе города преобладающее большинство русских – свыше 65%. Каждый 5-й житель столицы – украинец, каждый 14-й – крымский татарин. Русский язык считают родным 85,8% населения города. [14, с. 27 — 29].

Основной задачей всех ветвей власти Автономной Республики Крым является обеспечение, на основе действующего законодательства и международного права свободного и равноправного развития граждан, удовлетворение национально-культурных потребностей всех этносов, проживающих в Крыму. Кроме того, правительство АРК оказывает содействие республиканским национально – культурным обществам, а также участвует в международном сотрудничестве в сфере межнациональных отношений.

Этнодемографическая ситуация в Крыму характеризуется значительным этническим и конфессиональным разнообразием. Автономная Республика Крым – это единственное административно-территориальное образование в Украине, где в силу исторических причин, в составе населения не доминируют представители титульной нации.

 Наиболее крупным этносом, проживающим в автономии, являются русские, которые согласно Всеукраинской переписи населения 2001 г. составляют 58,5 % от общей численности населения. Этнические украинцы, составляют 24,4 %. В результате массового возвращения на полуостров крымских татар их численность достигла 12 %. На долю представителей остальных более чем 120 этнических групп, зафиксированных в Крыму, приходится до 5 % крымского населения.

 Представителями 25 этносов, проживающих в Крыму, образовано 27 республиканских национально-культурных обществ и общин, на практике осуществляющих право на национально-культурную автономию. Эти общества входят в состав 2 объединений – Ассоциации национальных обществ и общин Крыма и Крымского республиканского Фонда межнационального согласия.

 Советом министров Автономной Республики Крым постоянно оказывается содействие республиканским национально-культурным обществам в проведении мероприятий, направленных на сохранение и развитие их языков, культур, издание газет, летнее оздоровление детей, проведение фестивалей, научно – практических конференций.

Начиная с 2001 г., из республиканского бюджета, на эти цели ежегодно выделяются денежные средства в размере 300 тыс. грн. За этот период проведены десятки фестивалей, национальных праздников, семинаров, конференций и других мероприятий.

При Совете министров Автономной Республики Крым функционирует Межнациональный Совет, деятельность которого позволяет оперативно решать задачи, направленные на совершенствование межнациональных отношений в Крыму.

Одной из наиболее актуальных проблем, требующих незамедлительного решения, является сохранение культурного наследия крымских караимов и крымчаков, которые являются малочисленными этносами, постоянно проживающими на территории Крымского полуострова. В соответствии с данными последней переписи населения, караимов проживает в Крыму – 671 человек, крымчаков – 204 человека, средний возраст представителей этих этносов около 60 лет.

Советом министров Автономной Республики Крым постоянно проводиться работа по поддержке и сохранению их культурного наследия, оказывалась правовая, методическая и консультационная помощь. Начиная с 2001 г. национально-культурным обществам крымских караимов и крымчаков выделялись средства на проведение централизованных культурных мероприятий за счет республиканского бюджета.

Факторы, оказывающие позитивное влияние на развитие межнациональных отношений в Крыму, имеют тенденцию к развитию межэтнического диалога в различных формах в первую очередь в форме совместного проведения или соучастия в централизованных социально-культурных мероприятиях. Однако это лишь начальный этап консолидации этносов, проживающих в Крыму. В этом направлении предстоит еще длительная работа на основе системного подхода, с учетом интересов всех этнических, культурных и конфессиональных составляющих крымского общества в целом.

Одним из основных заданий представительной и исполнительной власти Автономной Республики Крым, а также органов местного самоуправления автономии является обеспечение на основании действующего законодательства и международного права интеграции национальных общин Крыма в украинское общество путем свободного и равноправного развития и удовлетворение их национально-культурных нужд, а также участие их в международном сотрудничестве в сфере межнациональных отношений.

Этнодемографическая ситуация в Крыму уникальная для Украины, она характеризуется полиэтничностью и конфессионным разнообразием. Автономная Республика Крым - единственное административно-территориальное образование в стране, где в силу исторических причин в составе населения доминируют представители национальных меньшинств. Поэтому так остро и злободневно стоит проблема их интеграции в украинское общество.

 

 

2.2. Проблемы депортированных народов.

 

За годы независимости Украины крымскотатарское население автономии возросло в 6,4 раза. В целом, этнический состав населения Крыма, в результате массового возвращения на полуостров в конце 80-х крымских татар, репатриации прежде депортированных армян, болгар, немцев и греков, потерпел существенные изменений.

Наиболее острой проблемой, которая требует немедленного решения, есть комплекс вопросов, связанных с обустройством, социально-культурной адаптацией и интеграцией в украинский социум, прежде всего крымских татар, а также армян, болгар, греков и немцев. Эта проблема остается одной из наиболее острых социально-экономических и политических проблем не только Крыма, но и Украины в целом. Многолетний опыт реализации этих мероприятий дает основания утверждать, что процесс репатриации, не закончившись в отведенный срок (5-6 лет), продолжится и в ближайшие годы, хотя его интенсивность значительно снизилась. Настолько же продолжительный и противоречивый характер будут носить адаптация и реинтеграция репатриантов в украинское общество, поскольку возвращение на историческую родину из мест выселения целого народа в условиях острого экономического кризиса начала-середины 90-х лет еще больше заострило социальную напряженность и создало грунт для конфликтов, в том числе и на этнической основе.

Несмотря на все усилия государства относительно решения проблем депортированных народов, ситуация с их обустройством в Крыму остается неоднозначной.

На сегодня к Автономной Республике Крым по данным ГУ МВД Украины в Крыму, численность депортированных граждан достигла 255 тыс. лиц, из них: возвратились и проживают 243.4 тыс. депортированных крымских татар и 4,5 тыс. депортированных армян, болгар, греков и немцев.

Процесс возвращения крымских татар, начиная с 1993 года, характеризуется стабильным снижением темпов репатриации. Если в 1989-1992 гг. к Крыму ежегодно возвращалось 35-40 тыс.чел., то в 1997 г. - 5,3 тыс., в 2001 г. - 2,2 тыс., в 2004 г. - 2,1 тыс. человек. На сегодняшний день за пределами Украины остается еще около 100-120 тысяч крымских татар. Основная масса из них (до 80 тыс. лиц) расселенная в Узбекистане. Около 15 тысяч лиц проживает в России, 2 тысяч - в Таджикистане. Следует отметить, что в связи с трудностями обустройства в Крыму, большое количество крымских татар, которые живут за пределами автономии и знают о ситуации, связывают сроки своего возвращения с созданием соответствующих условий (предоставлением жилья, трудоустройством).

Часть депортированных граждан в составе населения Автономной Республики Крым (без г. Севастополя) достигла 12,8%. в Бахчисарайском, Кировском, Первомайском, Советском районах она представляет от 24 до 29%, в Белогорском - 30% от общего числа жителей. Наибольшее количество крымских татар проживает в Симферопольском районе - 30.5 тыс.чел., г.Симферополь - 24.5 тыс.чел., районы: Бахчисарайский - 23.8 тыс.чел., Белогорский - 21.9 тыс.чел., Красногвардейский - 18.5 тыс.чел., Джанкойский - 18.4 тыс.чел, Кировский -15.6 тыс.чел., Сакский - 14.5 тыс.чел., меньше всего их в г.Керчь -1983 тыс.чел., Красноперекопске -1215 тыс.чел., г. Алушта -2760 тыс.чел., г. Ялта – 2139 тыс.чел. Следует отметить, что согласно переписи населения 1939 года значительная часть крымских татар (до 70%) проживала в предгорном и южнобережном районах Крыма.

На сегодня в Крыму сформировалось около 300 поселков и микрорайонов компактного проживания репатриантов, в том числе 6 армянских, греческих, болгарских и немецких. Больше трети из них не обеспечено водой и до 8% электроэнергией. Уровень газификации и наличия дорог с твердым покрытием не превышает 5-8%. Канализационные сети практически отсутствуют. Острым остается вопрос транспортного соединения и телефонизации поселков. Особенно сложное положение с обустройством репатриантов сложилось в сельских районах.

Начиная с 1991 года в государственном, а с 1999 года и в бюджете Автономной Республики Крым отдельной строкой предполагаются затраты на обустройство депортированных. Общая сумма затрат на эти цели в 1991-2004 годах достигла 826 млн. грн. Свыше 500 млн. грн из этих средств были выделены в 1991-1993 годах и использованы для решения общегосударственных задач, связанных не только с расселением и обустройство депортированных граждан, но и с укреплением и развитием материально-технической базы организаций и предприятий, которые обеспечивают жизнедеятельность населения Крыма. В частности, были созданы 2 крымскотатарских колхоза «Авдет» и «Ватан», совхозы «Аграрный» и «Водопойный», 2 строительных треста и ряд ПМК. На создание и развитие их производственной базы были направлены десятки млн. грн.

На выполнение Указа Президента Украины от 13 марта 2000 года № 460 «О мероприятиях по социально-экономическому развитию Автономной Республики Крым и города Севастополя» Кабинетом Министров Украины утверждена и реализуется «Программа расселения и обустройства депортированных крымских татар и лиц других национальностей, которые возвратились на постоянное местожительство в Автономную Республику Крым», а Советом министров АРК разработана схема усовершенствования расселения депортированных, их потомков и других лиц, которые возвращаются в Автономную Республику Крым и город Севастополь для постоянного проживания и Программа обустройства и социально-культурного развития депортированных граждан в Автономной Республике Крым, которая выполняется за счет средств бюджета АР Крым.

В целом программы по основным статьям затрат выполняются стабильно. Вместе с тем, имеет место регулярное недофинансирование этих программ. Так, в 2002 году госбюджетом было недофинансировано около 9 млн.грн., бюджетом Автономной Республики Крым - больше 4 млн.грн. В 2003 году госбюджетом было обеспечено 100% финансирование затрат на эти цели, бюджетом Автономной Республики Крым недофинансирование составило около 3 млн.грн. В 2004 году затраты на указанные цели из бюджета Автономной Республики Крым были профинансированы в полном объеме, из госбюджета недофинансировано около 1,5 млн.грн.

В 1991-2004 гг. за счет госкапвложений построено около 8 тысяч и выкуплено 1400 домов и квартир, что позволило обеспечить жильем свыше 33 тыс.чел. 110 тыс. крымских татар выстроили собственные дома или приобрели жилье самостоятельно. В очереди на получение государственного жилья в исполкомах и сельсоветах стоят около 6 тыс. семей, которые проживают в Крыму. Больше 16 тыс. семей индивидуальных застройщиков из-за отсутствия средств не имеют возможности завершить начатое строительство домов. Фактически около 100 тыс. депортированных граждан не имеют собственного жилья.

В целом для обеспечения жильем крымских татар необходимо построить до 1,5 млн.кв.м жилья, из которых около 300 тыс.кв.м - за счет государственных капитальных вложений. Для завершения электрификации и водоснабжение поселков компактного проживания необходимо построить больше 70 км линий электропередач и около 400 км водопроводных сетей.

Вопрос предоставления земельных участков депортированным гражданам для индивидуального жилищного строительства является одним из самых острых. С начала массового возвращения крымских татар для индивидуального строительства жилья им выделено около 70,5 тыс. земельных участков (площадь 8361,7га), в г. Судак выделено близко 2.6 тыс. земельных участков (площадь 230,6га), в г. Алушта выделено близко 1.32 тыс. земельных участков (площадь 96.1га.), в г. Ялта выделено близко 1.3 тис. земельных участков (площадь 77,0га.) большинство из которых не осваивается. Несмотря на это на протяжении 2002-2005 лет в южных регионах крымскими татарами осуществлены самозахваты, что повлекло за собой напряженность в Судакском, Алуштинском, Ялтинском регионах.

На такие противоправные действия крымских татар толкало продолжительное игнорирование руководством местных советов многих заявлений депортированных граждан о выделении участков под индивидуальное строительство жилья, с другой стороны - многочисленные факты нарушений земельного законодательства, связанные с выделением участков в рекреационной зоне физическим и юридическим лицам, которые проживают вне границ Крыма и Украины. Еще одной причиной самозахватов служит внутренняя миграция, которая значительно усилилась в последние годы. Сотни семей, которые начали обустраиваться в степной зоне, из за невозможностью найти работу, бытовых неудобств, направляются на юг в приморские регионы, пополняя ряды тех, кто нуждается в земле, не оставляя при этом ранее предоставленные участки. Имеет также место политический аспект, когда определенные силы стремятся использовать ситуацию для дестабилизации общественно-политической обстановки.

Анализ использования земельных участков, предоставленных для строительства жилья, показывает, что на сегодня 18,6 тыс. участков продолжительное время не освоено, из них 10 тыс. - крымскими татарами. С начала 90-х лет гражданам под жилье было предоставлено 3444 земельных участка в районе Большой Ялты, из них депортированным 1299; 7326 участков в районе Большой Алушты, из них депортированным - 1306; 3944 участка в Судаке, депортированным - 2608 и на территории Феодосии - 9084, в том числе депортированным - 1524. Из предоставленных ранее депортированным гражданам земельных участков под строительство и обслуживание жилого дома ими не осваивается в Ялте - 461, в Алуште - 707, в Судаке -525, в Феодосии - 916 участков.

Решается вопрос относительно привлечения к работе в органах власти автономии крымских татар и лиц других национальностей из числа депортированных. В органах исполнительной власти и местного самоуправления работает 336 чел. из числа граждан прежде депортированных национальностей, которые составляет 6,4% от общей численности государственных служащих (4795 чел.).

В кадровом резерве республиканских органов исполнительной власти состоит 2034 чел., в том числе:

- в Управлении делами Совета министров Автономной Республики Крым - 180 чел., из них граждан прежде депортированных национальностей -6 (3,3%);

- в министерствах - 839 чел., из числа граждан прежде депортированных национальностей - 62 чел. (7,4%);

- в республиканских комитетах - 827, из числа граждан прежде депортированных национальностей - 56 (6,7%);

- в других органах исполнительной власти - 188, из числа граждан прежде депортированных национальностей - 13 (6,9%).

В районных государственных администрациях и органах местного самоуправления численность резервистов составляет 4166 чел., в том числе:

- в райгосадминистрациях - 1800 чел., из них граждан прежде депортированных национальностей - 201 (11,2%);

- в органах местного самоуправления - 2366 чел., из них граждан прежде депортированных национальностей -145 (6,1%).

Начиная с 1996 года значительную поддержку в обустройстве и этнокультурном развитии репатриантов оказывают международные организации и страны-доноры. Только в рамках Программы развития и интеграции Крыма, реализованной ООН, осуществлен ряд проектов социально-экономического и гуманитарного характера на сумму свыше 13 млн. долларов США.

Понятно, процесс обустройство и социальной адаптации репатриантов далек от завершения. Необходимы серьезные усилия всех ветвей власти для обеспечения политико-правовой реабилитации депортированных граждан и зашиты их прав. Отсутствие Закона Украины «О восстановлении прав лиц, депортированных за национальным признаком», а также несовершенство законодательства привело к тому, что на протяжении 14 лет практически все вопросы обустройства и социально-культурного развития депортированных граждан и их потомков регулируются на основе подзаконных актов, принятых в некоторых случаях еще Кабинетом Министров СССР, а со временем - Кабинетом Министров Украины. Это порождает немало проблем и значительно усложняет и замедляет практическую работу, много аспектов, в которой вообще не имеют законодательного обоснования.

Для решения указанных проблем нужно:

1) разработать и утвердить Программу (Стратегию) государства относительно обустройства и решение социально-культурных проблем репатриантов;

2) срочно принять Закон «О восстановлении прав лиц ранее депортированных по национальному признаку»;

3) постановлением Кабинета Министров Украины отрегулировать порядок передачи объектов незавершенного строительства, которые сооружались за счет средств государственного бюджета, и объектов, принятых в эксплуатацию актами госкомиссий, из государственной собственности в коммунальную;

4) решить вопрос предоставления репатриантам льготных долгосрочных кредитов на завершение строительства индивидуального жилья, предусмотрев эти средства в госбюджете Украины.

 

2.3. Вопрос русского языка в Крыму.

Самым животрепещущим является вопрос о статусе русского языка на Украине и проводимая в этом государстве политика украинизации. Русские, составляющие 22% населения (11,4 млн. человек), всегда были и остаются крупнейшим народом на территории Украины, фактически, они, наряду с украинцами, - государствообразующая нация. Наибольшее количество русских проживает в Крыму (67% населения), в Донецкой, Луганской, Харьковской и Днепропетровской областях (более 55% в каждой соответственно), в Новороссии. Благодаря высокой урбанизированности русские составляют большинство в крупнейших промышленных центрах Украины и значительные общины во всех крупных городах. Около 30% всех жителей городов Украины - русские.

О степени воздействия русского языка на городскую культуру страны говорят такие цифры: свыше 54% украинцев считают себя русскоязычными, а 72% полагают, что им необходимо знание русского языка. Газеты на русском языке читают 83% русских и 71% украинцев (то есть практически все горожане и часть сельских жителей), в то время как украиноязычную прессу читает лишь 35% украинцев и 7% русских.

Русский язык во всех законодательных актах Украины, начиная с Конституции, игнорируется. Попытки придать ему статус второго государственного языка неизменно блокируются, хотя, по опросам населения, 40% считают такой статус необходимым (против этого - только 18%). Правительством Украины передан 01.07.97 г. в Верховную Раду официально разработанный Госкомнацмиграции очень жесткий законопроект «О развитии и использовании языков на Украине», согласно которому сфера действия русского языка ограничивается максимально. В частности, СМИ, вещающие не на государственном языке, могут быть оштрафованы «за неиспользование государственного языка в случаях, когда его использование предусмотрено законодательством Украины о языках как обязательное» (ст. 30) и лишены лицензий.

В законопроекте, среди прочего, говорится: «Государственным языком на Украине является украинский язык... Государственный язык является обязательным для использования в деятельности государственной власти и органов местного самоуправления, объединений граждан, партий, организаций, а также предприятий независимо от форм собственности...» (ст. 1); «Передачи государственного телевидения, радио, а также издание средств массовой информации органов государственной власти и местного самоуправления осуществляются на украинском языке.... Объем украиноязычной информации на негосударственных теле- и радиоканалах должен составлять не менее 70 процентов от общего объема эфирного времени, оговоренного при выдаче лицензии» (ст. 21); «Государство обеспечивает право граждан Украины на получение образования на украинском языке. Языком обучения и воспитания в дошкольных, средних, профессионально-технических и высших государственных и общественных учреждениях является украинский язык» - при этом право получения полноценного образования на родном языке для нацменьшинств не только не гарантируется, но забота об этом перекладывается на «национальные культурные товарищества» (ст. 17).

Характерную картину дает Крым, две трети населения которого составляют русские. По сообщениям прессы, в городе Севастополе, к примеру, около 500 преподавателей русского языка, но с момента образования независимой Украины система преподавания русского языка перестала получать государственную поддержку. Официальный учебник, признанный украинским Министерством образования, не соответствует современным требованиям, но даже им школы обеспечены лишь на 30%. Методические пособия, необходимые для преподавателей русской словесности, обновляющиеся в России ежегодно, на Украине не издаются с 1992 года. С того же времени не проводятся олимпиады по русскому языку. Городские библиотеки уже несколько лет не получают новые издания русской классической литературы.

Проблема статуса русского языка неоднократно использовалась как один из инструментов в политической борьбе — особенно велика её роль была в президентских кампаниях. Ряд политиков в ходе избирательных кампаний давали различные обещания, связанные с приданием русскому языку статуса государственного. Вопрос о статусе русского языка также остро стоит в ряде регионов, где органы местной власти приняли решения о придании русскому языку «официального статуса» в своем регионе. Легитимность этих решений и их практический смысл остается неясным и является предметом политических дискуссий, как на местном, так и на государственном уровне.

Разные политические силы также по-разному смотрят на необходимость и характер мер по поддержке украинского языка на Украине (за счёт сокращения русского), что также связано с электоральными настроениями. Например, в тех регионах, где русский язык используется более чем 90 % населения, существует сильная оппозиция тем политическим силам, действия которых направлены на восстановление украиноязычной среды. Эти электоральные настроения учитываются политическими силами, которые при обращении к разным группам населения зачастую используют разную риторику относительно статуса русского языка.

Сейчас Крымский парламент намерен инициировать принятие Верховной Радой Украины закона о гарантиях свободного развития, использования и защиты русского языка и других языков национальных меньшинств.

 


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Специфика этнополитического развития Автономной Республики Крым определяется как геополитическим положением полуострова, особенностями его исторического прошлого, так и нынешним характером этнонациональной структуры населения. Преобладание в этой структуре представителей этнических меньшинств, продолжающийся процесс возвращения и обустройства репатриантов, проблемы, связанные с сохранением культуры автохтонных этносов, а также с потребностью общегосударственной, в том числе культурно-языковой интеграции населения автономии при одновременном сохранении и развитии его этнической идентичности - все это требует тщательного изучения и осмысления с целью учета данной специфики при разработке наиболее приемлемых, действенных региональных моделей и стратегий регулирования межэтнических отношений.

С обретением независимости Украина стала перед проблемой выбора стратегии своего этнополитического развития - системы политических взглядов (идеологии) и мероприятий со стороны государства по регулированию этнонациональных аспектов жизни общества. Сложность решения данной проблемы обуславливается не только необходимостью преодоления тяжелых политических, социально-психологических, языково-культурных и других последствий деформации этнонациональной сферы в прошлом, но и потребностью гарантирования этнических прав и согласования с этой целью интересов более 100 разных по численности, характеру этничности, поведенческим стереотипам и конфессиональным признакам этнических общностей и групп. Совместное их общежитие порождает ряд процессов и тенденций, оказывающих существенное влияние на состояние и стабильность развития государства:

- формирование политической нации, консолидацию и интеграцию всех этносов в государственнотворческом процессе;

- подъем самосознания и активную самоорганизацию этнических общностей, их конституирование на политическом уровне;

- углубление взаимовлияния аспектов политической и межэтнической стабильности;

- усиление влияния проблем этнонациональных процессов на общественно-политическую и экономическую жизнь отдельных регионов и государства в целом.

Факторы, оказывающие позитивное влияние на развитие межнациональных отношений в Крыму, имеют тенденцию к развитию межэтнического диалога в различных формах в первую очередь в форме совместного проведения или соучастия в централизованных социально-культурных мероприятиях. Однако это лишь начальный этап консолидации этносов, проживающих в Крыму. В этом направлении предстоит еще длительная работа на основе системного подхода, с учетом интересов всех этнических, культурных и конфессиональных составляющих крымского общества в целом.

 


БИБЛИОГРАФИЯ:

 

1. Арутюнян С.М. Нация и ее психический склад. — Красно­дар, 1966.

2. Баграмов Э.А. К вопросу о научном содержании понятия «национальный характер». — М., 1973.

3. Бороноев А. О., Павленко В.Н. Этническая психология. — Л., 1994.

4. Бруз В. Украина в ООН: вопросы национальной и международной безопасности// Полис.- 2004, №4.

5. Внешняя политика Украины и общественная мысль. Украина и НАТО. Политический портрет Украины. 2007.- Бюллетень Фонда «Демократические инициативы», №18.

6. Гумилев Л. Н. От Руси к России: Очерки этнической исто­рии. — М., 1992.

7. Демографический Энциклопедический Словарь. М., 1985.

8. Зарубин В.Г. Межнациональные отношения и национальная политика государственных образований в Крыму. – К., 2004.

9. Здравомыслов А.Г. Межнациональные конфликты в постсоветском пространстве. - М., 2007.

10. Iванець А.В. Нариси дiяльностi українських полiтичних партiй в Криму (20 столiття) // Ученые записки Симферопольского государственного университета. 2006.

11. Калтахчян С. Т. Марксистско-ленинская теория наций и современность. — М., 1983.

12. Каранашвши Г. В. Этническое самосознание и традиции. –Тбилиси, 1984.

13. Королев В.И. Крым. Век ХХ. Новые страницы истории. - Симферополь, 2006.

14. Крым многонациональный / Сост. Н. Г. Степанова. - Симферополь, 2008.

15. Крысько В. Г. Этническая психология: Учеб. пособие для студ. высш. учеб, заведений. — М.: Издательский центр «Академия», 2002.-320с.

16. Население Крыма. Данные Держкомстат України, 2009.

17. Петтигрю Т. Социология расовых и этнических отношений М., 1968.

18. Полторак А.И. Нюрнбергский процесс. — М., 1969.

19. Поршнев Б.Ф. Социальная психология и история. — М., 1966.

20. Россия – Украина: история взаимоотношений./ РАН, Ин-т славяноведения; Ин-т Открытое общество.- М.: Культура, 2007.

21. Сиденко В. Российский фактор в украинской политике социально-экономической и геоэкономической трансформации// Полис.- 2008, №3.

22. Социология. Под ред. П.Р. Городяненко. – К.: Академия, 2006.

23. Суворова Д.Г. Критика этнопсихологических концепций современной буржуазной социологии. — Алма-Ата, 1971.

24. Толпыго А.К. Украинские политические идеологии// Полис.- 2004, №1.

25. Этнопсихологический словарь / Под ред. В. Г. Крысько. – М., 1998.

26. Энциклопедический социологический словарь /Общ. ред. Осипова Г.В. - М.: ИСПИ РАН, 2005.

27. Этнические и региональные конфликты в Евразии./ общ. Ред. А. Малашенко, Б. Коппитерс, Д. Тренин.- М.: Весь мир, 2000.- кн.2: Россия, Украина, Белоруссия.

 


ПРИЛОЖЕНИЕ

 

Население Крыма за последние 300 лет

 





Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: