При открытии и ведении валютных счетов необходимо использовать следующие нормативные документы:
1. Гражданский Кодекс Российской Федерации, ч. 2. Федеральный закон от 26.01.96 № 14-ФЗ (с последующими изменениями и дополнениями);
2. Федеральный закон РФ «О валюном регулировании и валютном контроле» № 173-ФЗ от 10.12.2003 г. (в ред. 22.07.2008);
3. Инструкцию ЦБ РФ «О специальных счетах нерезидентов типа «С» от 28.12.00 № 96-И (с последующими изменениями и дополнениями).
4. Положение ЦБ РФ № 302-П от 26.03.2007 г. «О правилах ведения бухгалтерского учета в кредитных организациях, расположенных на территории РФ»;
и прочие нормативные документы.
В данном вопросе можно выделить два основных направления действий аудитора:
- проверка правильности открытия и ведения валютных счетов резидентов Российской Федерации;
- проверка правильности открытия и ведения счетов нерезидентов в валюте Российской Федерации.
2.2. Проверка правильности открытия и ведения валютных счетов
резидентов Российской Федерации на ОАО «Промстройбанк»
|
|
Для осуществлениярезидентами Российской Федерации внешнеэкономической деятельности ОАО «Промстройбанк» открывает им текущие, транзитные и специальные транзитные валютные счета. Понятия текущего и транзитного счетов были введены Инструкцией ЦБ РФ № 7 в 1992 г., специальный транзитный валютный счет появился значительно позднее. Его существование было закреплено Указанием ЦБ РФ от 20.10.99. № 383-У, и в дальнейшем (с учетом изменений и дополнений к нему) следует рассматривать режим текущего и транзитного счетов в контексте, не противоречащем данным изменениям[1].
Под специальным транзитным валютным счетом понимается счет, открываемый в уполномоченном банке на основании договора банковского счета для совершения резидентом операций покупки иностранной валюты за рубли на внутреннем валютном рынке и ее обратной продажи, а также для учета указанных операций.
Транзитный валютный счет предназначен для зачисления резидентам в полном объеме поступлений в иностранной валюте, в дальнейшем подлежащих обязательной продаже, и проведения операций, связанных с этим. В данном случае используется термин «валютная выручка», под которой понимаются все средства в иностранной валюте поступающие резиденту по заключенным им или от его имени сделкам, предусматривающим обязательную продажу.
Текущий валютный счет можно рассматривать как счет, на котором отражаются все остальные операции клиента.
При рассмотрении аудитором документов, представляемых клиентами (резидентами) в ОАО «Промстройбанке» при открытии валютных счетов, было обращено внимание на:
|
|
наличие в юридическом деле всех необходимых документов в соответствии с законодательством, регулирующим данный вопрос;
отражение во внутренних инструкциях и положениях банка всех дополнительных требований к клиенту.
Поскольку предполагается параллельное открытие транзитного, текущего и специального транзитного валютных счетов, то юридическое дело формируется фактически одно. По каждому счету были предоставлены следующие документы:
• справка об открытии каждого счета в отдельности;
• информационное письмо из налоговой инспекции об ее уведомлении об этом; заявление на открытие счета;
• договор банковского счета;
• распоряжения бухгалтерии об открытии счета;
• режим счета;
• справки из обязательных внебюджетных фондов.
В результате проверки аудитором юридических дел было установлено наличие всех необходимых документов:
• заявления на открытие счета;
• документа о государственной регистрации предприятия (предварительно заверенного соответствующим органом исполнительной власти);
• учредительного договора о создании предприятия (оригинала или копии, заверенной нотариально);
• устава (оригинала или копии, заверенной нотариально или по месту регистрации);
• карточки с образцами подписей первых должностных лиц предприятия, оттиском его печати (нотариально заверенной);
• справки о постановке предприятия на учет в Пенсионном фонде;
• справки о постановке на учет в Фонде обязательного медицинского страхования;
• справки об уведомлении налогового органа о намерении налогоплательщика открыть валютный, депозитный и иной счет;
• информационного письма из налоговой инспекции об уведомлении об открытии валютного счета данного типа;
• справки с присвоенными клиенту кодами ОКПО, ОКОНХ;
• режима счета, подписанного руководителем и главным бухгалтером банка;
• договора банковского счета, подписанного банком и предприятием, скрепленного печатями обеих сторон;
• тарифов по осуществляемым банком валютным операциям;
• распоряжения об открытии счета, подписанное главным бухгалтером.
В ходе проверки правильности использования режимов валютных счетов была выявлена степень соответствия действий банка нормативной базе, связанных с зачислением поступлений на счета и списанием с них средств, в том числе и по срокам выполнения:
- порядка обязательной продажи части валютной выручки;
- порядка обратной продажи средств со специального транзитного валютного счета.
Списание со специального транзитного валютного счета резидента купленной иностранной валюты имеет ограничение по срокам, а именно перевод должен осуществляться в течение 7 календарных дней. В случае превышения срока иностранная валюта подлежит обратной продаже на валютном рынке.
Кроме того, данной процедуре подвергается также иностранная валюта, ранее списанная по распоряжению резидента с вышеуказанного счета в случае возврата:
- авансовых платежей по неисполненным контрактам;
- суммы со счетов покрытия по открываемым уполномоченными банками покрытых аккредитивов;
- суммы в связи с ошибочно произведенными платежами, в том числе по причине неправильно указанных в расчетных документах реквизитов получателя платежа;
- сумм, ранее переведенных резидентами нерезидентам по иным основаниям, за исключением сумм, переведенных для оплаты командировочных расходов.
В соответствии с существующими требованием банк обязан по каждому транзитному валютному счету клиента вести досье, по которому аудитор должен удостовериться в наличии и правильности оформления следующих документов:
• поручения на покупку (в случае импортного товарного контракта с отсрочкой платежа в поручении должно быть отображено открытие рублевого депозита);
|
|
• распоряжения резидента о переводе купленной на валютном рынке иностранной валюты;
• документов, являющихся основанием для покупки иностранной валюты;
• карточки учета операций по специальному транзитному валютному счету.
Аудитором было проверено, соблюдаются ли формальные требования, касающиеся нумерации документов, ведения описи помещенных в досье документов.
2.3. Проверка правильности открытия и ведения счетов нерезидентов
в валюте Российской Федерации
В ОАО «Промстройбанке» нерезидентами открыты следующие виды счетов в валюте Российской Федерации: счета типа «К», «Н», «Ф», «С». Общий порядок открытия и ведения счетов типа «Т», «И» регламентируется Инструкцией ЦБ РФ№ 93-И. Порядок открытия и ведения счетов типа «С» отражен в Инструкции ЦБ РФ №96-И от 28.12.00 г. В уполномоченном банке одному нерезиденту могут открывать только один счет каждого типа.
При проверке правильности открытия счетов нерезидентами были предоставлены:
- документы в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации;
- оригиналы документов, ввезенные из-за границы, легализованные в посольстве (консульстве) Российской Федерации за рубежом либо апостилированные и представленные в банк с заверенным переводом на русский язык. (Не требуется представления в банк заверенного перевода на русский язык альбома образцов подписей лиц, уполномоченных распоряжаться счетом банка-нерезидента в валюте Российской Федерации)[2].
Рассмотрим сначала основные вопросы, связанные с открытием и использованием счетов типа «К», «Н», «Ф».
Отметим, что количество банковских счетов типа «К», «Н», «Ф», открытых на имя одного нерезидента в одном или нескольких уполномоченных банках, не ограничивается. Данные счета открываются уполномоченными банками на основании заключенных с нерезидентами договоров банковского счета.
К категориям нерезидентов, имеющих право открывать в уполномоченных банках счета в валюте Российской Федерации относятся:
|
|
1. физические лица, имеющие постоянное местожительство за пределами Российской Федерации, в том числе временно находящиеся в Российской Федерации;
2. юридические лица, а также предприятия и организации, не являющиеся юридическими лицами, созданные в соответствии с законодательством иностранных государств, с местонахождением за пределами Российской Федерации, в том числе организации, являющиеся банками либо юридическими лицами, имеющими право по законодательству иностранного государства открывать корреспондентские счета, созданные в соответствии с законодательством иностранных государств, с местонахождением за пределами Российской Федерации, а также их филиалы и представительства, находящиеся в Российской Федерации;
3. находящиеся в Российской Федерации иностранные дипломатические и иные официальные представительства, а также международные организации, их филиалы и представительства (в общем виде официальные представительства).
Под рублевыми счетами типа «К» (конвертируемый счет) и типа «Н» (неконвертируемый счет) понимаются счета, открываемые физическим лицам-нерезидентам, юридическим лицам-нерезидентам, в том числе банкам-нерезидентам, официальным представительствам для расчетов в валюте Российской Федерации. Основное отличие данных счетов - режим их использования.
Счет типа «Ф» (счет физического лица) предусмотрен только для физических лиц-нерезидентов для расчетов в валюте Российской Федерации. К основным процедурам аудита использования режимов счетов типа «К», «Н», «Ф» можно отнести:
1) проверку правомерности зачисления денежных средств на счета типа «К», «Н», «Ф» со счетов резидентов;
2) проверку правомерности списания денежных средств со счетов типа «К», «Н», «Ф» на счета резидентов;
3) проверку правомерности списания денежных средств со счетов типа «К», «Н», «Ф» на другие счета типа «К», «Н», «Ф»;
4) проверку правомерности снятия нерезидентами наличной валюты Российской Федерации со своих счетов типа «К», «Н», «Ф» и зачисления нерезидентами наличной валюты Российской Федерации на свои счета типа «К», «Н», «Ф».
Как отмечалось выше, уполномоченный банк может открывать нерезидентам специальные счета типа «С». Использование данных счетов обусловлено операциями нерезидентов с теми ценными бумагами, перечень которых устанавливается Банком России. Счета типа «С» имеют две разновидности: конверсионные и инвестиционные.
К категориям нерезидентов, имеющих право открытия данных счетов, относятся:
1. юридические лица, в том числе не имеющие на территории России филиала или представительства;
2. физические лица, в том числе не являющиеся индивидуальными предпринимателями.
Проверка правильности использования режима специальных счетов типа «С» включает следующие элементы.
1. Проверка правомерности зачисления рублевых средств на специальный счет типа «С» (конверсионный), к которым относятся суммы, поступающие:
- со счета типа «С» (инвестиционного), открытого нерезиденту в том же уполномоченном банке;
- с другого счета типа «С» (конверсионного), открытого тому же нерезиденту в другом уполномоченном банке.
2. Проверка правомерности списания рублевых средств со специального счета типа «С» (конверсионного):
- для оплаты приобретенной нерезидентом иностранной валюты у уполномоченного банка за валюту Российской Федерации по сделкам (заключенным и исполненным в соответствии с требованиями Инструкции ЦБ РФ № 96-И);
- для зачисления на счет типа «С» (инвестиционный), открытый тому же нерезиденту в том же уполномоченном банке;
- для зачисления на другой счет типа «С» (конверсионный), открытый тому же нерезиденту в другом уполномоченном банке;
- для оплаты комиссионного вознаграждения уполномоченному банку в связи с проведением конверсионных операций.
3. Проверка правомерности зачисления рублевых средств на специальный счет типа «С» (инвестиционный), к которым относятся:
- суммы, полученные в результате погашения или реализации ценных бумаг, а также выплат процентного дохода и дивидендов, ранее купленных и оплаченных со счетов типа «С»;
- суммы, поступившие со счета типа «С» (конверсионного), открытого нерезиденту в этом же уполномоченном банке;
- суммы, поступившие с другого счета типа «С» (инвестиционного), открытого тому же нерезиденту в другом уполномоченном банке.
4. Проверка правомерности списания рублевых средств со специального счета типа «С» (инвестиционного), направленных на:
- приобретение ценных бумаг (согласно установленному перечню);
- оплату расходов, связанных с заключением и исполнением сделок с этими ценными бумагами;
- уплату налогов, связанных с получением доходов по ценным бумагам;
- другой счет типа «С» (инвестиционный), открытый тому же нерезиденту в другом уполномоченном банке;
- счет типа «С» (конверсионный), открытый в этом же уполномоченном банке (в соответствии с условиями, установленными ЦБ РФ);
- оплату акций кредитных организаций при их первичном размещении.
Таким образом при проверке правильности открытия и ведения валютных счетов были предоставлены следующие документы[3]:
* юридические дела клиентов, в результате чего был сделан вывод о достоверности и полноте документов, необходимых для открытия данных видов счетов, а также отражающих все изменения, касающиеся ведения и закрытия счетов;
* досье клиентов по валютным счетам, выписок из лицевых счетов клиентов, документов дня для установления соответствия порядка ведения счетов требованиям действующей законодательной и нормативной базы в данной области.
2.4. Проверка выполнения банком функций агента валютного
контроля
К основным законодательным и нормативным документам, регулирующим данные вопросы, относятся следующие:
1.Федеральный закон «О валютном регулировании и валютном контроле» РФ № 173-ФЗ от 10.12.2003 г. (в ред. от 22.07.2008).
2. Инструкция ЦБ РФ «О порядке организации работы обменных пунктов на территории Российской Федерации, совершения и учёта валютно-обменных операций уполномоченными банками» от 27.02.95 № 27 (с изменениями и дополнениями);
3. внутренние документы ОАО «Промстройбанк», не противоречащие закону;
и другие нормативные документы.
Согласно Закону РФ «О валютном регулировании и валютном контроле» целью валютного контроля является обеспечение соблюдения валютного законодательства при осуществлении валютных операций;
при этом к его основным направлениям относятся:
• определение соответствия проводимых валютных операций действующему законодательству и наличия необходимых для них лицензий и разрешений;
• проверка выполнения резидентами обязательств в иностранной валюте перед государством, а также обязательств по продаже иностранной валюты на внутреннем валютном рынке Российской Федерации;
• проверка обоснованности платежей в иностранной валюте;
• проверка полноты и объективности учета и отчетности по валютным операциям, а также по операциям нерезидентов в валюте Российской Федерации.
ОАО «Промстройбанк», являясь агентом валютного контроля и будучи подотчетным органам валютного контроля, в пределах своей компетенции осуществляет контроль за проводимыми в Российской Федерации резидентами и нерезидентами валютными операциями, за соответствием этих операций законодательству, условиям лицензий и разрешений, за соблюдением ими актов органов валютного контроля, а также проводит проверки валютных операций резидентов и нерезидентов. Аудитор в ходе проведения проверки выполнения банком функций агента валютного контроля должен руководствоваться отмеченными выше моментами и исходя из этого выстраивать свои действия.
Отметим, что часто под функциями агента валютного контроля понимаются действия банка, связанные только с первым направлением. В ходе его проверки основными руководящими нормативными актами для аудитора являются: совместные инструкции ЦБ РФ и ГТК РФ № 86-И и 91-И. Наиболее трудоемкой является проверка правильности формирования досье по импорту и экспорту товаров, т.е. проверка наличия всех необходимых документов и их оформления. К основным документам досье по валютному контролю можно отнести:
• контракт (оригинал или копию, заверенную первым лицом предприятия постранично);
• изменения и дополнения к контракту, повлекшие за собой изменения в паспорте сделки (аналогично заверенным);
• паспорт сделки, подписанный со стороны банка и со стороны клиента уполномоченными лицами искропленный печатями;
• учетные карточки;
• ксерокопии грузовых таможенных деклараций, заверенные оттиском личной номерной печати и подписью должностного лица таможенного органа;
• ведомость банковского контроля.
В случае заключения импортного контракта проверяются:
• карточки платежа;
• при наличии предоплаты - оформление рублевого депозита в размере средств, необходимых для конвертации и перевода.
В случае отсрочки платежа по импортному контракту или поступления экспортной выручки после поставки товаров свыше 90 дней требуется проверить наличие разрешения ЦБ РФ.
Аудитор должен проверить документы по экспорту, импорту работ и услуг. В данном случае запрашиваются контракты и акты приемки-сдачи работ, услуг, анализируются их содержание и оформление.
Учитывая разнообразие валютных операций, которые в соответствии с действующей законодательной и нормативной базой совершают клиенты банка, дополнительная информация для аудитора может быть получена из Журнала учета валютных операций.
Как отмечалось выше, в рамках проверки выполнения банком функций агента валютного контроля может рассматриваться проверка осуществления переводов иностранной валюты из Российской Федерации и в Российскую Федерацию без открытия текущих валютных счетов.
Другим направлением действий аудитора является проверка осуществления валютного контроля за валютно-обменными операциями, совершаемыми в обменных пунктах. Здесь можно выделить наиболее существенные процедуры, проводимые аудитором.
1. Проверка порядка оформления и учета бланков строгой отчетности «Справка ф. 0406007», которая является основным документом валютного контроля за валютно-обменными операциями физических лиц (резидентов и нерезидентов). Поэтому аудитор должен особое внимание уделить проверке правильности заполнения, использования, хранения, отражения в учете данного документа.
Справка ф. 0406007 подтверждает приобретение физическими лицами наличной иностранной валюты, платежных документов в иностранной валюте или наличных рублей в банке, а также является основанием для вывоза из Российской Федерации физическими лицами (резидентами и нерезидентами) наличной иностранной валюты и платежных документов в иностранной валюте в соответствии с установленным порядком ЦБ РФ совместно с ГТК РФ.
В ходе проверки аудитор должен обратить внимание на то, чтобы банк не выписывал недействительных справок, т.е. таких справок, в которых реквизиты обменного пункта, наименование банка, находящиеся в верхнем правом углу справки, не читаются или возможно двоякое прочтение, а также присутствуют в оформлении подчистки, помарки, исправления или иные нарушения в части порядка заполнения справки.
2. Проверка выполнения необходимых требований ЦБ РФ по организации обменных пунктов включает проверку наличия и правильности:
оформления стенда;
распоряжения об установлении курсов покупки-продажи наличной иностранной валюты, а также кросс-курса обмена (конверсии);
журнала об изменениях курсов покупки-продажи наличной иностранной валюты;
выписки из приказа по банку о назначении соответствующего лица на должность кассира обменного пункта;
документа кассира обменного пункта, удостоверяющего личность, а также документа, свидетельствующего о прохождении им специальной подготовки по способам выявления неподлинных денежных знаков;
справочных материалов по определению подлинности и платеж-ности денежных знаков иностранных государств, рекомендованных ЦБ РФ, специальных средств по определению подлинности денежных знаков.
3. Проверка порядка обеспечения обменных пунктов авансами в наличных рублях и в наличной иностранной валюте, бланками строгой отчетности, бланками платежных документов.
4. Проверка правильности совершения валютнообменных операций.
Аудитор должен проверить порядок:
оформления операций по выдаче наличной иностранной валюты по кредитным и дебитным картам, а также приема наличной иностранной валюты для зачисления на счета физических лиц (резидентов и нерезидентов);
оформления операций по размену платежного денежного знака иностранного государства на платежные денежные знаки того же иностранного государства;
оформления операций по покупке неплатежных денежных знаков иностранных государств за наличные рубли;
приема от физических лиц (резидентов и нерезидентов) наличной иностранной валюты и платежных документов в иностранной валюте на инкассо.
5. Проверка правильности учета валютно-обменных операций (рассмотрена в параграфе, посвященном проверке правильности ведения бухгалтерского учета валютных операций).