Общая характеристика инновационных процессов в системе образования

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ИЗУЧЕНИЮ ПРОБЛЕМЫ

    ИННОВАЦИОННЫХ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ....... 5

1.1. Общая характеристика инновационных процессов в системе

образования.................................................................................................... 5

1.2. Современные педагогические технологии................................................. 9

 

ОСНОВЫ РАЗВИВАЮЩЕГО ОБУЧЕНИЯ РУССКОМУ 

ЯЗЫКУ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ....................................................... 16

2.1. Общая характеристика понятия «развивающее обучение»...................... 16

2.2. Концепции развивающего обучения........................................................... 18

2.3. Особенности развивающего обучение по Л. В. Занкову........................... 24

2.3.1. Общая характеристика системы Л. В. Занкова.......................................... 24

2.3.2. Особенности урока русского языка в системе развивающего

обучения Л. В. Занкова................................................................................. 28

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ..................................................................................................... 33

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ....................................... 36

ВВЕДЕНИЕ

Ушедший XX век поставил перед школьным образова­нием сверхсложную задачу повышения качества образова­ния параллельно с реформированием всей системы обра­зования. Сегодня реализуется масса новых программ и тенденций в образовании, направленных на то, чтобы обеспечить наших детей качественно иным запасом знаний, без которых не может произойти адапта­ции к новым условиям жизни.

Одними из главных задач современного образования яв­ляются перестройка и адаптация учащегося к се­годняшним реалиям, привитие ему навыков самообразова­ния, творческого использования полученных знаний. Успешное решение этих задач связано с преодолением внут­ренних стереотипов, которые сложились в течение несколь­ких последних поколений. Процесс этот сложен, многогра­нен и не терпит однозначного подхода. Отечественные педагоги ищут пути реформирования учебного процесса: в настоящее время в педагогике все большую значимость приобретают педагогические технологии, или технологии обучения, в противовес традиционно выделяемым педагогической, методической и дидактической системам.

В системе образования родной язык занимает особое место, обеспечивая культурно-гуманистическую направленность, формирование нравственного мира личности, развитие духовной среды, что отмечается учеными-классиками (М. В. Ломоносов, С. И. Ожегов, Д. Э. Розенталь, Л. Н. Толстой, Л. В. Щерба, К. Д. Ушинский). Хотя знание родного языка дается ребенку с детства, в школе русский язык выступает как научная дисциплина, изучение которой требует большого труда.

Несмотря на имеющиеся научные разработки по вопросу использования инновационных технологий в обучении русскому языку в начальной школе, проблема имеет сравнительно недавнюю историю и возрастающую актуальность.

 

Анализ теории и практики обучения русскому языку свидетельствует о том, что инновационные процессы касаются содержания образования, педагогических технологий, организации системы управления. Это отражено в работах В. А. Сластенина, Л. С. Подымовой, А. Я. Найна, А. И. Аргинской, В. К. Дьяченко, О. В. Канарской, Л. Н. Плешкиной и др.

Проблематика нововведений в области образования представлена в работах Н. Г. Еленского, В. И. Слободчикова, И. И. Цыркуна, Т. И. Шамовой и других авторов.

Цель исследования: изучить особенности инновационных педагогических технологий обучения русскому языку в начальной школе.

Объект исследования – организация учебно-воспитательного процесса в начальной школе.

Предмет исследования – инновационные технологии обучения русскому языку в начальных классах.

Задачи:

1. Изучить содержание понятия «инновационная педагогическая деятельность».

2. Охарактеризовать педагогические технологии, существующие на сегодняшний день в теории и практике.

3. Проанализировать технологию развивающего обучения, выявить существующие концепции.

4. Изучить особенности обучения русскому языку в начальных классах по технологии развивающего обучения Л. В. Занкова.

5. Разработать примерный план-конспект урока русского языка во 2 классе по системе развивающего обучения Л. В. Занкова.

Методы исследования: теоретический анализ литературных источников по проблеме исследования, обобщение, синтез.

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ИЗУЧЕНИЮ ПРОБЛЕМЫ ИННОВАЦИОННЫХ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ

Общая характеристика инновационных процессов в системе образования

Система образования, несмотря на ее традиционный консерватизм, постоянно находится в динамичном развитии. Пересматриваются содержание образования, общие теоретические подходы к его проектированию, разрабатываются новые образовательные технологии, совершенствуется система оценки учебной деятельности школьников и т. д. Все эти процессы протекают в режиме инновационной деятельности. Однако до сих пор в педагогической науке и практике существуют различные представления о содержании понятия «инновационная деятельность».

Рассмотрим лишь некоторые определения данного понятия.

В словаре-справочнике по педагогике данному термину соответствует следующая дефиниция: «Инновация педагогическая (нововведение):

· целенаправленное изменение, вносящее в образовательную среду стабильные элементы (новшества), улучшающие характеристики отдельных частей, компонентов и самой образовательной системы в целом;

· процесс освоения новшества (нового средства, метода, методики, технологии, программы и т. п.);

· поиск идеальных методик и программ, их внедрение в образовательный процесс и их творческое переосмысление.

Инновационные процессы в системе образования – управляемые процессы создания, восприятия, оценки, освоения и применения педагогических новшеств [1, с.122-123].

Как отмечает Н. Г. Еленский, согласно данной дефиниции, педагогическая инновация – это признанное в педагогике новшество, не требующее доказательств. Следовательно, инновационная педагогическая деятельность – это использование в образовательной практике новшеств, улучшающих ее качественные характеристики. Совершенно очевидно, что словарь не относит к инновационной научную деятельность, сводя педагогические инновации исключительно к внедрению «идеальных методик и программ». Но ведь именно научная деятельность и ориентирована на познание нового, поиск «идеальных методик и программ». Здесь, по мнению Н. Г. Еленского, возникает явное противоречие  [2, с.12].

Автор включает в понятие «инновационная деятельность» следующие компоненты:

· экспериментальная педагогическая деятельность (в том числе проектная);

· внедренческая педагогическая деятельность;

· новационная (новаторская) педагогическая деятельность.

Последнее связано с творческим педагогическим поиском в основном технологических путей повышения эффективности образовательного процесса (модульное обучение, мультипрофильное обучение, развивающее обучение и т.п.)  [2, с.11].

Следует заметить, что в современной педагогической науке и образовательной практике зафиксированы две различные позиции относительно понятия «инновационная деятельность».

Первая связана с пониманием инновационной деятельности как вторичной по отношению к научной. Такая позиция зафиксирована в Инструкции об экспериментальной и инновационной деятельности в учреждениях образования Республики Беларусь, утвержденной Министерством образования 24 февраля 2003 года. В ней не дается определение понятия «инновационная деятельность», между тем сущность инновационного проекта раскрывается следующим образом: «Инновационный проект представляет собой организованный процесс внедрения в практику научных разработок в области педагогики и психологии»  [3].

Вторая позиция, связанная с пониманием содержания понятия «инновационная деятельность»,  зафиксирована  в  ряде  научных  публикаций (В. И. Слободчиков, И. И. Цыркун, А. Я. Найн). Объем понятия «инновационная деятельность» в работах этих ученых значительно шире.

В частности, В. И. Слободчиков в понятие «инновационная деятельность» включает научно-исследовательскую, проектную, образовательную деятельность. По его мнению, «собственно инновационная деятельность направлена на то, чтобы открытие превратить в изобретение, изобретение – в проект, проект – в технологию реальной деятельности, результаты которой, по сути, и выступают в качестве новации. Новация определяется как деятельность, которая не носит целостного и системного характера, ставит своей задачей обновление (изменение) лишь отдельных элементов некоей системы  [4, с. 26].

В  систему  инновационно-педагогической деятельности  И. И. Цыркун,  А. Я. Найн включают научный поиск, педагогический эксперимент  [5; 6; 7].

Таким образом, обобщая все вышеизложенное, можно сделать однозначный вывод: научная деятельность является частью инновационной. По существу, в инновационную деятельность включается целенаправленная педагогическая деятельность, связанная с исследованием, осмыслением или освоением нового, - т. е. экспериментальная педагогическая деятельность, проектная педагогическая деятельность, внедренческая педагогическая деятельность, педагогическое новаторство, основанное на педагогическом творчестве и т. п.

Наибольшее значение для инновационного процесса имеет следующая группа факторов:

· внутренние и внешние коммуникационные процессы;

· организация работы междисциплинарных групп;

· уровень бюрократизации в управлении образованием;

· отношение управленческого персонала, готовность к инновациям;

· ориентация организационной культуры;

· система оценки стимулирования роста.

По мнению Л. Н. Плешкиной, понятие «инновация» относится не просто к созданию и распространению новшеств, но к таким изменениям, которые носят существенный характер, сопровождаются изменениями в образе деятельности, стиле мышления. Категория новизны относится не только (и не столько!) ко времени, сколько к качественным чертам изменений  [8, с.32].

Определение инновации как педагогической категории сводится к понятию обновления, изменения, новшества, введения нового в образовательно-воспитательную работу.

Инновационное обучение изменяет характер протекания педагогической деятельности учителя и познавательной деятельности учащихся. Это обусловлено изменившимися целями учебно-воспитательного промесса, согласно которым ученик становится активным субъектом творческой учебной деятельности, идущим вместе с творческим учителем к знаниям, формируемым одновременно с умениями.

Активно развивающийся в настоящее время во всем мире процесс создания моделей инновационного обучения позволяет выделить:

· инновации;

· модернизации и инновации;

· трансформации.

С помощью моделей первого типа достигается гарантированный результат обучения в рамках традиционной репродуктивной ориентации (технологическая модель). Преобразования, заложенные в модели второго типа, направлены на обеспечение исследовательского характера учебного процесса, организацию поисковой учебно-познавательной деятельности в сочетании с выработкой ценностных ориентации (модель-поиск, реализующаяся в форме исследования, диалога и игры). Технологическая модель соответствует технократической культуре, поисковая – гуманистической. Технологичность и связанное с ней понятие воспроизводимость, равно как поиск и связанное с ним понятие творчество – ценности современной культуры  [9, с.96].

Обновление и инновация учебных дисциплин не только требует включения в процесс обучения технологических новшеств, изменений организационной и содержательной стороны учебного процесса, но и сопровождаются многоуровневым построением обучения, которое сегодня все больше ориентируется на совершенствование подготовки каждого учащегося, познание его способностей и интересов, обеспечивающих развитие личностного творческого потенциала.

Обучение в начальной школе вмещает в себя очень большой объем знаний. Данные знания необходимо дать детям не только в теоретическом виде, но и отработать определенные умения и навыки. Для успешного обучения современного ребенка необходимо создание определенных условий на уроке, которые способствуют развитию интереса к процессу обучения, формированию мотива деятельности учащихся и активизации их речевой деятельности.

Итак, в инновационную деятельность включается целенаправленная педагогическая деятельность, связанная с исследованием, осмыслением или освоением нового, - т. е. экспериментальная педагогическая деятельность, проектная педагогическая деятельность, внедренческая педагогическая деятельность, педагогическое новаторство, основанное на педагогическом творчестве и т. п.

Понятие «инновация» относится не просто к созданию и распространению новшеств, но к таким изменениям, которые носят существенный характер, сопровождаются изменениями в образе деятельности, стиле мышления. Категория новизны относится не только (и не столько!) ко времени, сколько к качественным чертам изменений.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: