Организационные мероприятия при землетрясениях и др. катастрофах

 

Из всех катастроф: метеорологических, топологических, теллу­рических и тектонических, а также связанных с различными ава­риями — самыми трагическими по масштабам и последствиям яв­ляются землетрясения. Одним из самых разрушительных в истории было землетрясение в Армении в декабре 1988 г. Оно показало, насколько был прав Н. И. Пирогов, который в свое время сказал, что на войне не медицина, а администрация является определяющим фактором. Масштабы и тяжесть повреждений, которые одномоментно возникли в Армении, сравнимы с военными разрушениями. Эта катастрофа еще раз отчетливо показала, насколько важны чисто организационные, заранее спланированные и просчитанные меро­приятия, для того чтобы свести к минимуму масштабы безвозвратных потерь при такой катастрофе, как землетрясение.

В первый период после любой катастрофы с человеческими жер­твами неминуемы более или менее выраженный хаос, отсутствие первоначальной организации спасения, розыска, оказания первой помощи и эвакуации пострадавших, недостаток транспорта вообще и санитарного в особенности, нехватка медицинских работников, психологический шок, который особенно характерен для сильных землетрясений, таких как произошедшее в Румынии в 1974 г. и, конечно, в Армении.

Оценивая масштабы разрушений при землетрясениях, мы всегда сравниваем их с теми предполагаемыми разрушениями, которые могут быть вызваны другими причинами, в частности взрывами ядерных боеприпасов. Известно, что тротиловый эквивалент бомбы, сброшенной на Хиросиму, был приблизительно равен 20 000 т три­нитротолуола (ТНТ). Подсчитано, что шестибалльное землетрясение в Агадире (1960 г.) было эквивалентно взрыву 6000 т ТНТ, вось­мибалльное в Мексике (1985 г.) — 6 млн т ТНТ, а землетрясеню в Чили (1960 г.), магнитуда которого составила 9 баллов, эквивалентно взрыву 200 млн т ТНТ. В сущности при землетрясении нет только двух факторов — светового излучения и проникающей радиации, но в том случае, если в очаг разрушения попадет ядерный реактор электростанции, будет присутствовать и радиационный компонент. Так или иначе землетрясения дают возможность человечеству ясно представить, что его ждет в случае ядерной войны. В тоже время опыт, накопленный при ликвидации последствий землетрясения, должен быть тщательно изучен и использован для пла­нирования спасательных и лечебно-эквакуационных мероприятий при любых авариях и катастрофах и, конечно, для совершенствования организации этапного лечения в системе военно-медицинской службы.

Основные, определяющие факторы, наблюдающиеся при земле­трясении, могут быть сгруппированы следующим образом: массовые санитарные потери, паника, задержка лечения и транспорта, недо­статок медицинского персонала, оборудования, медикаментов, опасность эпидемических вспышек, отсутствие пригодных для жилья помещений, света, воды, отопления. К этому следует добавить, что все землетрясения обязательно «сопровождают» мародеры, крысы в собаки, в связи с чем возникает одно из важнейших требований — охрана спасателей и лиц, оказывающих медицинскую помощь.

Из изложенного неизбежно следует принципальный вывод, за­ключающийся в том, что любые группы, прибывающие в очаг массовых санитарных потерь, должны быть абсолютно автономны. Они должны иметь достаточный запас лекарственных средств и кровезаменителей, аппаратуру и инструментарий, палатки, отопле­ние, запас питьевой воды, транспорт, надежную связь и соответст­вующую яркую, выделяющуюся экипировку. Последнее обстоятель­ство чрезвычайно важно, поскольку одно появление медицинского работника или спасателя в соответствующей униформе является организующим и успокаивающим фактором.

Большее значение имеет структура санитарных потерь в очаге катастрофы. По нашим данным, в очагах землетрясения в Армения структура санитарных потерь была такой: повреждения черепа — 5—20%, груди и живота — 10%, конечностей — 35—40%, сочетанные травмы — 25—80%, комбинированные травмы — 2—5%, синдром длительного сдавления — 50%.

При сравнении структуры санитарных потерь при различных авариях, катастрофах, военных боевых действиях можно установить, что наблюдается совпадение структуры потерь, прежде всего по локализации. Конечно, чем раньше оказана медицинская помощь, тем больше пострадавших поступает с закрытыми и открытыми повреждениями органов брюшной полости, черепа, груди. В целом же структуру санитарных потерь определяют не только и не столько сами по себе повреждающие факторы, сколько период времени от момента получения ранения или повреждения до момента оказания неотложной квалифицированной медицинской помощи. Это главное, и это важно, поскольку можно достаточно точно прогнозировать и структуру пострадавших, и необходимые лечебно-эвакуационные мероприятия.

В любых ситуациях, о которых идет речь, решающую роль играет медицинская сортировка при условии проведения ее хорошо подго­товленными врачами.

Очевидно, что первичную медицинскую сортировку необходимо начинать в очаге поражения и в качестве основных средств опре­деления тяжести состояния и срочности оказания помощи можно использовать только элементарные осмотр, опрос, если пострадавший в сознании, или расспрос окружающих лиц. Желательно измерить артериальное давление и пульс, а также определить состояние зрач­ков и роговичного рефлекса, поэтому первичную сортировку и пер­вичную диагностику должен проводить опытный врач.

Состояние пострадавшего необходимо оценивать прежде всего по степени сохраненное сознания, дыхания, пульса, определяют также локализацию имеющихся повреждений иих особенности — отрывы, размозжения, деформации, открытые и закрытые пере­ломы и т. д. Следует подчеркнуть, что мероприятия первой ме­дицинской и первой врачебной помощи являются решающими как с точки зрения сохранения жизни пострадавшего, так и с позиции профилактики осложнений. Так, по данным ЦИТО, полученным при анализе обширного статистического материала, частота шока у пострадавших с переломами верхних и нижних конечностей при наложении мягкой повязки составляет 13% (7,6% при переломах верхней конечности, 22,8% — нижней), импровизированной ши­ны — 10,4% (6,3 и 13,6%), стандартной шины — до 7,4% (3,0—9,9%), а при использовании повязки-лонгеты она практически равна нулю.

Эти данные наглядно показывают, какие мероприятия необходимо проводить при оказании помощи пострадавшим с переломами.

Демонстративны также сведения о снижении частоты травмати­ческого шока на догоспитальном этапе в зависимости от метода обезболивания. Так, в случае проведения местной анестезии области перелома при изолированных, множественных и сочетанных травмах частота шока уменьшается более чем в 2 раза.

Огромное значение имеет качество оказываемой первой меди­цинской помощи. Так, если ее оказывают случайные лица, то летальность при политравме может достигать 71 %, если же линейная бригада скорой помощи, то летальность снижается до 54%, и лишь при оказании медицинской помощи специализированной травмато­логической бригадой летальность равна 16%.

Показательны данные о совпадении диагнозов, установленных на догоспитальном этапе и в стационаре. Так, если диагностику проводят случайные лица, то их заключение подтверждается не более чем в 5—7% случаев. Диагноз политравмы, установленный линейной бригадой скорой помощи, подтверждается в 43% наблю­дений, а установленный спецбригадой ЦИТО — в 87% случаев.

Из приведенных данных неизбежно следует вывод о необходимости не только подготовки врачебного и фельдшерского состава, но и обучения всего населения правилам и приемам оказания помощи пострадавшим с политравмой в любых ситуациях, а не только в случаях массовых санитарных потерь при авариях и катастрофах.

В современных условиях медицинский работник должен быть готов к работе в очаге в любое время и оказанию помощи при любой катастрофе, а также иметь запас всех необходимых для этого средств. Следует исходить из того положения, что каждый медицинский работник может быть привлечен к оказанию помощи при аварии или катастрофе. В связи с этим совершенно необходимо, чтобы каждый медицинский работник прошел специальную подго­товку и мог участвовать в ликвидации последствий аварий и ката­строф, имел все необходимые навыки для работы в этих нелегких и даже опасных условиях.

Социальная защита медицинских работников, участвующих в ликвидации аварий и катастроф, — особая забота руководителей службы. Дело в том, что, помимо понятной опасности работы в разрушенных строениях, в очагах возникновения санитарных потерь существует еще одна опасность, необходимой правовой защиты от которой у медицинских работников пока нет. Речь идет о СПИДе. В настоящее время заражение ВИЧ при работе с пострадавшими — объективная реальность. В законе о СПИДе, который недавно при­нят, заражение медицинского работника при работе с больными отнесено к категории профессиональных вредностей. Едва ли это достаточная гарантия.

Важной проблемой является организация эвакуации пострадав­ших после оказанияим первой медицинской помощи. При ликвидации последствий аварий и катастроф эффективен принцип этап­ного лечения и эвакуации пострадавших. В современных условиях наиболее рациональным с точки зрения быстроты эвакуации и ми­нимальной дополнительной травматизации в пути способом эваку­ации пострадавших с политравмой является авиация. В нашей стране разработаны, созданы и функционируют специализированные вер­толеты, самолеты АН-26 «Спасатель», ИЛ-74 «Скальпель».

Значение таких транспортных средств невозможно переоценить. В сущности это летающие реанимационные, позволяющие осуще­ствлять весь объем неотложной реаниматологической помощи любым категориям пострадавших. Это подтверждено на практике. Приме­нение этих средств эвакуации при политравме позволяет в несколько раз снизить летальность, которая при использовании обычных средств может достигать 33—44%. Без подобных средств эвакуации нельзя решить проблемы успешной ликвидации последствий аварий и катастроф.

Анализ организации медицинской помощи при крупных авариях, катастрофах и стихийных бедствиях, наблюдавшихся в стране за последние годы, а также данные литературы об организации и функционировании служб чрезвычайного реагирования других стран позволяют сделать вывод о необходимости активной деятельности государственной системы чрезвычайного реагирования.

Такая система, предусматривающая взаимодействие всех соот­ветствующих служб, в том числе медицинской, планирование ме­роприятий по оказанию помощи пострадавшим в случае возникно­вения стихийных бедствий и катастроф на основе моделирования критических ситуаций и глубокого анализа происшедших бедствий может обеспечить снижение потерь и своевременную ликвидацию последствий.

В основе деятельности государственной системы чрезвычайного реагирования при работе в очаге массового поражения лежит прин­цип приоритетности медицинской помощи при работе всех спаса­тельных служб. Это связано с тем, что своевременность и качество оказания медицинской помощи пострадавшим зависят не только от быстроты реагирования и оснащенности медицинских формирований, но и от отлаженного взаимодействия всех участников ликвидации ближайших последствий катастрофы, направленного в первую оче­редь на спасение пострадавших.

Приобретенный опыт оказания медицинской помощи пострадав­шим и результаты научно-исследовательских работ по проблеме лечения пострадавших с политравмой с целью координации действий различных служб и ведомств и наиболее рационального и эконо­мического использования сил и средств гражданской обороны. Крас­ного Креста, военно-медицинской службы свидетельствуют о том, что, помимо создания центров по ликвидации последствий аварий и катастроф, необходимо совершенствование законодательства о ликвидации последствий аварий и катастроф.

Важнейшими направлениями деятельности медицинской службы при ликвидации последствий аварий и катастроф являются:

1) изучение регистрации случаев катастроф, стихийных бедствий и других видов массовых потерь, анализ качества оказания меди­цинской помощи населению при массовом травматизме на основе создания единого автоматизированного банка данных;

2) разработка и внедрение новых методов проведения медицин­ской сортировки в случаях массового травматизма и новых методов диагностики и лечения, предназначенных для использования в кри­тических ситуациях;

3) изучение, обобщение и распространение опыта медицинского обеспечения населения при катастрофах и стихийных бедствиях в разных регионах страны;

4) повышение квалификации врачей и среднего медицинского персонала на семинарах и научно-практических конференциях по вопросам медицинского обеспечения населения при катастрофах и стихийных бедствиях;

5) организация ежегодных учений по отработке планов медицинского обеспечения населения при катастрофах и стихийных бедствиях;

6) изучение готовности медицинской службы к работе в экстремальных условиях, а также потребности в группах медицинского усиления (количественный и качественный состав), специальном оборудовании, медикаментах и т. п.;

7) разработка планов взаимодействия и проведение совместных учений с медицинской службой Гражданской обороны;

8) пропаганда среди населения, на предприятиях, в учреждениях и учебных заведениях медицинских знаний, способствующих вы­живанию при катастрофах и стихийных бедствиях;

9) организация и проведение семинаров и конференций врачей нехирургического профиля по совершенствованию навыков оказания неотложной медицинской помощи при травмах и в экстремальных ситуациях.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: