Цели проверки и источники информации
Цель аудиторской проверки товарных операций — формирование обоснованного мнения о достоверности и полноте информации по выделенному сегменту, отражающему состояние товаров, и соответствии применяемой методологии их учета нормативным и законодательным актам. Для достижения поставленной цели аудитор должен определить основные направления проверки, чтобы с достаточной глубиной выполнить аудиторские процедуры, позволяющие ему высказать мнение о достоверности аудируемого показателя в отчетности.
К наиболее существенным вопросам следует отнести:
- состав товарных запасов и условия их хранения;
- периодичность инвентаризаций, качество их проведения;
- правильность оценки товаров и связанных с ними обязательств;
- порядок отражения в учете операций по поступлению, использованию товаров и реализации;
- соответствие отраженных на счетах операций выполненным действиям с товарами.
Раскрытие информации в рамках поставленных вопросов опирается на соответствующие источники, с помощью которых аудитор может получить ответ о предмете проверки.
|
|
Источники информации по данному объекту проверки включают:
• нормативные документы по движению товаров, в том числе поступление, хранение и отпуск;
• приказ по учетной политике;
• первичные документы по оформлению операций с товарами;
• бухгалтерские регистры синтетического и аналитического учета товаров;
• финансовая (бухгалтерская) отчетность организации;
• налоговые расчеты.
Подбирая информационную базу, аудитор должен установить, насколько многочисленны операции с товарами для данного предприятия. Если объем таких операций значителен, то аудитору необходимо детально исследовать все аспекты, связанные с их движением.
Наиболее полно информация о методических аспектах учета товаров содержится в приказе об учетной политике, а именно:
• установление границы между основными средствами и товарными ценностями;
• порядок учета приобретения (заготовления) товаров;
• методы оценки товаров по их видам при списании.
Первичные документы, которыми оформляются операции с товарами, зависят от видов и групп товаров, которыми располагает предприятие. Формы применяемых первичных документов должны содержать все необходимые реквизиты. К таким документам относятся: доверенности на получение материальных ценностей, приходные ордера, акты о приемке и списании товаров, лимитно-заборные карты и др. Бухгалтерские регистры по учету товаров могут быть различными. Это зависит от применяемых форм и способов ведения бухгалтерского учета на предприятии, а также от видов и групп имеющихся товарных запасов. Но в любом случае аудитор должен проанализировать регистры синтетического и аналитического учета по счетам 19, 41, 91 и 60, 76 и другие, используя рабочий план счетов предприятии, Главную книгу, сальдовые ведомости.
|
|
Информация по товарам содержится в бухгалтерской отчетности предприятия: в форме № 1 «Бухгалтерский баланс» — показатели о товарах запасах сгруппированы во втором разделе актива баланса, в справке о наличии ценностей, учитываемых на забалансовых счетах, в форме № 5 «При ложение к бухгалтерскому балансу» — расходы по обычным видам деятельности, пояснительной записке, прилагаемой к балансу.
Нормативная база
Нормативная база — это совокупность документов, определяющих нормативное регулирование процедур по приобретению, хранению, использованию товаров и налогообложению хозяйственных операций, связанных с их движением.
Основными нормативными документами, используемыми при аудиторской проверке учета товарных запасов, являются:
1. Гражданский кодекс Российской Федерации. Регулирует порядок заключения и исполнения договоров купли-продажи.
2. Федеральный закон Российской Федерации от 21.11.1996 № 129 — ФЗ «О бухгалтерском учете». Устанавливает основные требования к ведению бухгалтерского учета предприятиями.
3. Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтеркой отчетности в Российской Федерации.
4. План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности предприятий и Инструкция по его применению. Утверждены приказом Минфина России от 31.10.2000 № 94. Определяют порядок отражения хозяйственных операций па счетах бухгалтерского учета.
5.Методические рекомендации по применению главы 25 «Налог на прибыль организаций» части второй Налогового кодекса Российской Федерации. Утверждены приказом Министерства по налогам и сборам Российской Федерации от 20.12.2002 № БГ-3-02/729. Содержат указания по формированию стоимости приобретения материально-производственных запасов и составу материальных расходов.
6. Глава 21 «Налог на добавленную стоимость» Налогового кодекса Российской Федерации. Устанавливает порядок учета и зачета НДС по приобретенным товарам.
7. Положение по бухгалтерскому учету «Учет материально-производственных запасов» ПБУ 05/01. Утверждено приказом Минфина России от 09.06.2001 № 44н. Регулирует формирование оценки товаров, как приобретенных, так и изготовленных самим предприятием.
8. Положение Министерства финансов о документах и до-
кументообороте в бухгалтерском учете. Утверждено Министерством финансов СССР 29.07.1983 № 105 по согласованию с Центральным статистическим управлением СССР. Устанавливает общий порядок работы с первичными документами (состав-пение, принятие к учету, исправление ошибок, хранение, сдача в архив) и учетными регистрами. Содержит понятие графика документооборота, который регламентирует движение первичных документов на предприятии.
9. «Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету труда и его оплаты, основных средств и нематериальных активов, материалов, малоценных и быстроизнашивающихся предметов, работ в капитальном строительстве».
11. Письмо Минфина России от 24.07.1992 № 59 «О рекомендациях по применению учетных регистров бухгалтерского учета на предприятиях». Методические указания по инвентаризации имущества и финансовых обязательств. Утверждены приказом Минфина России от 13.06.1995 №49. Содержат общие указания по организации, проведению и оформлению результатов инвентаризации, а также специальный раздел об инвентаризации материальных ценностей.
12. Нормативная база уточняется и расширяется в зависимости от принадлежности аудируемого объекта к конкретной отрасли, видов деятельности и применяемой системы налогообложения.