Методика аудита товарооборота

Цели проверки и источники информации

Цель аудиторской проверки товарных операций — формирование обоснованного мнения о до­стоверности и полноте информации по выделенному сегменту, отражающему состояние товаров, и соответствии применяемой методологии их учета норма­тивным и законодательным актам. Для достижения поставлен­ной цели аудитор должен определить основные направления проверки, чтобы с достаточной глубиной выполнить аудитор­ские процедуры, позволяющие ему высказать мнение о досто­верности аудируемого показателя в отчетности.

К наиболее существенным вопросам следует отнести:

- состав товарных запасов и условия их хранения;

- периодичность инвентаризаций, качество их проведения;

- правильность оценки товаров и связанных с ними обязательств;

- порядок отражения в учете операций по поступлению, использованию товаров и реализации;

- соответствие отраженных на счетах операций выполненным действиям с товарами.

Раскрытие информации в рамках поставленных вопросов опирается на соответствующие источники, с помощью которых аудитор может получить ответ о предмете проверки.

Источники информации по данному объекту проверки включают:

• нормативные документы по движению товаров, в том числе поступление, хранение и отпуск;

• приказ по учетной политике;

• первичные документы по оформлению операций с товарами;

• бухгалтерские регистры синтетического и аналитического уче­та товаров;

• финансовая (бухгалтерская) отчетность организации;

• налоговые расчеты.

Подбирая информационную базу, аудитор должен устано­вить, насколько многочисленны операции с товарами для данного предприятия. Если объем таких операций значителен, то ауди­тору необходимо детально исследовать все аспекты, связанные с их движением.

Наиболее полно информация о методических аспектах учета товаров содержится в приказе об учетной политике, а именно:

• установление границы между основными средствами и товарными ценностями;

• порядок учета приобретения (заготовления) товаров;

• методы оценки товаров по их видам при списании.

Первичные документы, которыми оформляются операции с товарами, зависят от видов и групп товаров, ко­торыми располагает предприятие. Формы применяемых первич­ных документов должны содержать все необходимые реквизиты. К таким документам относятся: доверенности на получение ма­териальных ценностей, приходные ордера, акты о приемке и списании товаров, лимитно-заборные карты и др. Бухгалтерские регистры по учету товаров могут быть различными. Это зависит от применяемых форм и способов ведения бух­галтерского учета на предприятии, а также от видов и групп имеющихся товарных запасов. Но в любом случае аудитор должен проанализировать регистры синтетического и аналитического учета по счетам 19, 41, 91 и 60, 76 и другие, используя рабочий план счетов предприятии, Главную книгу, сальдовые ведомости.

Информация по товарам содержится в бухгалтерской отчетности предприятия: в форме № 1 «Бухгалтерский баланс» — показатели о товарах запасах сгруппированы во втором разделе актива баланса, в справке о наличии ценностей, учитываемых на забалансовых счетах, в форме № 5 «При ложение к бухгалтерскому балансу» — расходы по обычным видам деятельности, пояснительной записке, прилагаемой к ба­лансу.

Нормативная база

Нормативная база это совокупность документов, опреде­ляющих нормативное регулирование процедур по приобрете­нию, хранению, использованию товаров и налогообложению хозяйственных операций, связан­ных с их движением.

Основными нормативными документами, используемыми при аудиторской проверке учета товарных запасов, являются:

1. Гражданский кодекс Российской Федерации. Регулирует порядок заключения и исполнения договоров купли-продажи.

2. Федеральный закон Российской Федерации от 21.11.1996 № 129 — ФЗ «О бухгалтерском учете». Устанавливает основные требования к ведению бухгалтерского учета предприятиями.

3. Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтеркой отчетности в Российской Федерации.

4. План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйствен­ной деятельности предприятий и Инструкция по его примене­нию. Утверждены приказом Минфина России от 31.10.2000 № 94. Определяют порядок отражения хозяйственных операций па счетах бухгалтерского учета.

5.Методические рекомендации по применению главы 25 «Налог на прибыль организаций» части второй Налогового ко­декса Российской Федерации. Утверждены приказом Министер­ства по налогам и сборам Российской Федерации от 20.12.2002 № БГ-3-02/729. Содержат указания по формированию стоимо­сти приобретения материально-производственных запасов и со­ставу материальных расходов.

6. Глава 21 «Налог на добавленную стоимость» Налогового кодекса Российской Федерации. Устанавливает порядок учета и зачета НДС по приобретенным товарам.

7. Положение по бухгалтерскому учету «Учет материально-производственных запасов» ПБУ 05/01. Утверждено приказом Минфина России от 09.06.2001 № 44н. Регулирует формирова­ние оценки товаров, как приоб­ретенных, так и изготовленных самим предприятием.

8. Положение Министерства финансов о документах и до-
кументообороте в бухгалтерском учете. Утверждено Министерством финансов СССР 29.07.1983 № 105 по согласованию с Центральным статистическим управлением СССР. Устанавлива­ет общий порядок работы с первичными документами (состав-пение, принятие к учету, исправление ошибок, хранение, сдача в архив) и учетными регистрами. Содержит понятие графика до­кументооборота, который регламентирует движение первичных документов на предприятии.

9. «Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету труда и его оплаты, основных средств и нематериальных активов, материалов, малоценных и быстроизнашивающихся предметов, работ в капитальном строительстве».

11. Письмо Минфина России от 24.07.1992 № 59 «О реко­мендациях по применению учетных регистров бухгалтерского учета на предприятиях». Методические указания по инвентаризации имущества и финансовых обязательств. Утверждены приказом Минфина России от 13.06.1995 №49. Содержат общие указания по орга­низации, проведению и оформлению результатов инвентариза­ции, а также специальный раздел об инвентаризации материаль­ных ценностей.

12. Нормативная база уточняется и расширяется в зависимости от принадлежности аудируемого объекта к конкретной отрасли, видов деятельности и применяемой системы налогообложения.

 





Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: