Взаимосвязь международных стандартов финансовой отчетности и аудита

Международные стандарты финансовой отчетности и аудита являются эффективным инструментарием формирования качественной финансовой информации. Они основаны на обобщении мировой практики в области учета, отчетности и аудита, обеспечивают простоту восприятия финансовой информации и четкую экономическую логику.    

Мировой процесс принятия единых международных стандартов бухгалтерского учета и финансовой отчетности в настоящее время привлекает специалистов всего мира. В деловом и профессиональ­ном сообществе признано, что в наибольшей степени соответствует рыночной экономике система финансовой отчетности, описываемая Международными стандартами финансовой отчетности (МСФО). Она обеспечивает рынок полезной широкому кругу пользователей финансовой информацией и является важной составляющей качественного корпоративного управления компанией. Использование МСФО позволяет компании предоставлять достаточный объем информации о себе, а заимодавцу и потенциальному инвестору — понять и оценить риски, с которыми связано предоставление финансирования. Практика свидетельствует, что если компания составляет отчетность в соответствии с МСФО, то, во-первых, она имеет доступ на международные рынки капитала, а, во-вторых, становится более конкурентоспособной в борьбе за привлечение источников финансирования с рынка.

Международные стандарты, согласно которым составляются финансовые отчеты, разработаны одним из советов МФБ - Советом по международным стандартам бухгалтерского учета (IASB). Он был создан 29 июня 1973 г. в соответствии с соглашением бухгалтерских органов Австралии, Канады, Франции, Германии, Японии, Мексики, Нидерландов, Великобритании, США. Основной задачей этого совета является развитие бухгалтерских принципов, приемлемых и понимаемых во всем мире. Переход к единым стандартам является приоритетным для всего мирового сообщества.

Международные стандарты финансовой отчетности внесли большой вклад как в совершенствование, так и в гармонизацию финансовой отчетности во всем мире. Аналогично МСА они используются:

- как основа для национальных требований к финансовой отчетности во многих странах;

- как международный норматив для тех стран, которые разрабатывают свои собственные требования (включая основные развитые страны и возрастающее число новых рынков, таких как Китай и многие другие страны Азии, Центральной Европы и СНГ);

- фондовыми биржами и регулирующими органами, разрешающими иностранным и национальным компаниям представлять финансовые отчеты в соответствии с Международными стандартами финансовой отчетности;

- наднациональными органами, такими как Европейская комиссия, которая в 1995 г. объявила о том, что в значительной степени опирается на МСФО при подготовке документов, отражающих по­требности рынков капитала; и

- непосредственно экономическими субъектами.       

МСА и МСФО практически не связаны друг с другом и рассматривают разные стороны бухгалтерской деятельности.

МСФО содержат требования по подготовке финансовой отчетности, т. е. регламентируют процедуру отражения и раскрытия в бухгалтерской отчетности информации об активах, о задолженности, прибыли, об убытках, оценке бухгалтерских статей и т. п. МСФО унифицируют основополагающие требования бухгалтерского учета, такие как: содержание отчетности, критерии внесения в отчетность различных ее элементов, правила оценки элементов отчетности, объ­ем представляемой в отчетности информации.

МСА содержат общие требования, предъявляемые к проведению аудита и аудиторам. Они включают: цель аудита (подтверждение достоверности финансовой отчетности); требования к аудиторам (независимость, честность, объективность, профессиональная компетентность, конфиденциальность, профессиональное поведение и выполнение стандартов); требования по планированию аудита, в том числе по изучению систем бухгалтерского учета и внутреннего контроля клиента; требования по сбору аудиторских доказательств и выполне­нию аудиторских процедур; требования по документированию аудита (подготовка аудиторских файлов или досье по результатам работы с данным клиентом); основные характеристики видов аудиторских выборок; порядок контроля качества работы в аудиторских фирмах; основные положения по распределению ответственности, если, например, с данным клиентом работают разные аудиторские фирмы или в аудите используются привлеченные специалисты, не являющиеся аудиторами; требования к оформлению и содержанию аудиторского заключения.

Так,  МСА практически не касаются вопросов бухгалтерского учета, т. е. не содержат положений по проверке конкретных участков бухгалтерского учета (например, проверка основных средств, деби­торской задолженности). Эти вопросы раскрываются иногда в каче­стве практических примеров и обычно не учитывают особенности системы учета и подготовки отчетности данной страны.

Взаимосвязь международных стандартов отчетности и аудита проявляется в следующих направлениях:

- единство терминологии, применяемой в международных стандартах финансовой отчетности и МСА;

- использование аудиторами МСФО, в целом, в качестве критерия соответствия проверяемой отчетности, установленным требованиям.

Одним из преимуществ, которое обеспечивается МФБ, является общая терминология, используемая в МСФО и МСА. Благодаря этому обеспечивается единство взглядов на цели и объекты аудита между аудиторами и представителями аудируемых лиц, отвечающими за подготовку финансовой отчетности.

Аудит финансовой отчетности в понимании МСФО и МСА - это процесс, в ходе которого аудитору предоставляется, возможность выразить мнение в отношении того,- подготовлена ли финансовая отчетность по всем существенным аспектам в соответствии с установленными принципами финансовой отчетности. В качестве основы могут выступать как международные, так и национальные стандарты финансовой отчетности. Если аудируемый субъект составляет отчетность в соответствии с МСФО, то при проведении аудита возникает необходимость в использовании практически всех введенных в действие стандартов финансовой отчетности.

В международных стандартах аудита встречаются прямые ссылки на МСФО и другие документы, разработанные СМСБУ.

Таблица 3

Взаимосвязь МСА и МСФО

Номер и наименование МСА Содержание ссылки на документы, разработанные СМСБУ (IASB)
МСА (ISA) № 200.  Цель и общие принципы ауди­та финансовой отчетности В качестве основ финансовой отчетности, которым должна соответствовать проверяемая информация, первыми названы Международные стандарты финанcoвой отчетности     
MGA (ISA) 320. Сущест­венность в аудите Понятие «существенность» определено в соответст­вии с «Принципами составления финансовой отчетности», разработанными СМСБУ
МСА (ISA) 550. Связан­ные стороны Определения, касающиеся связанных сторон, приведены в МСФО 24 «Раскрытие информации о связанных сторонах». Помимо этого, аудитор должен проверить раскрытие в отчетности взаимоотношений и операций со связанными сторонами, перечисленными в МСФО 24. Данное требование не относится к случаям проверки предприятий государственного сектора
МСА (ISA) 560. События после окончания отчетного периода      Типология событий после окончания отчетного периода определена МСФО 10 «События после отчетной даты»
МСА (ISA) 570.  Допуще­ние о непрерывности деятельности предприятия Использование допущения непрерывности деятельности предусмотрено «Принципами составления финансовой отчетности»; там же дано определение понятия «существенная неопределенность»
МСЛ (ISA) 700. Аудитор­ское заключение по фи­нансовой отчетности Аудитор должен определить, подготовлена ли финансовая отчетность в соответствии с признанными основами финансовой отчётности, в качестве которых могут выступать МСФО   
Международный стандарт, заданий по (ISRE) 2400.  Задания по обзору фи­нансовой отчетности Заключение по обзору финансовой отчетности должно содержать оценку ее соответствия установленным основам финансовой отчетности, которыми могут, быть МСФО

 

Перечисленные ссылки, включённые в текст МСА, дают возможность аудитору получить представление о целях, объеме и методах проверки информации, представленной в финансовой отчетности, составленной в соответствии с МСФО.

Международные стандарты аудита как перечень требований к общему порядку аудита и его процедурам вполне применимы к той системе бухгалтерского учета и подготовки отчётности, которая в настоящее время существует в России, и многие российские аудиторские фирмы с успехом применяют их в своей работе, тем более, что по содержанию больших противоречий между МСА и российскими стандартами нет.

МСА ни в коем случае не смогут заполнить пробел российских компаний в МСФО. Тем не менее российские аудиторские фирмы, имеющие специалистов по МСФО, часто проверяют с их помощью отчетность российских предприятий, подготовленную в соответствии с МСФО, т. е. хорошо владеют и теми и другими стандартами. Как следствие, они могут консультировать различных клиентов в области применения и внедрения МСФО в России. Именно в данном аспек­те проявляется взаимосвязь МСА и МСФО в российских условиях [5]. 

 



ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Сравнивая МСА и российские правила (стандарты) можно сказать, что российскими правилами (стандартами) аудиторской деятельности охвачены главные направления аудиторской деятельности. Однако в связи с тем, что разработка МСА и их совершенствование продолжаются, соответственно, продолжается и работа над российскими правилами (стандартами).

Первые российские правила (стандарты) аудиторской деятельности (ПСАД), одобренные Комиссией по аудиторской деятельности при Президенте РФ, сыграли определенную роль в российском аудите. К сожалению, первые из них разрабатывались еще в то время, когда в России не только отсутствовал официальный перевод Международных стандартов аудита (МСА) на русский язык, но и английский первоисточник МСА находился в распоряжении далеко не всех специалистов-разработчиков. Неизбежно многие российские ПСАД были подготовлены не столько на основе МСА, сколько на основе иной учебной и методической литературы, имевшейся в распоряжении разработчиков. Соответственно, текстуально и по своему строению российские ПСАД значительно отличались от аналогичных им МСА, хотя и соответствовали основным подходам МСА по содержанию. В ходе последующей подготовки ПСАД удалось добиться и большего соответствия МСА по форме, но при этом часто разработчики «из лучших побуждений» добавляли в текст отдельные положения и требования, которые должны были бы, по их мнению, лучше отразить специфику российского аудита.

Цель разработки российских Правил (стандартов) аудиторской деятельности – подготовка пакета документов, основанного на системе МСА, поэтому стандарты, противоречащие МСА, умышленно никто готовить не планировал. Тем не менее, по различным причинам некоторые российские правила (стандарты), даже совпадающие по названию и содержанию с международными прототипами, существенно от них отличаются.

Российские документы отличаются от МСА по структуре и логике изложения, они базируются на положениях российского гражданского права, в них содержатся образцы типичных для российской юридической практики договорных документов и пр. В этом смысле российские стандарты чисто внешне достаточно сильно отличаются от МСА. Тем не менее, мы считаем, что они весьма близки по сути, а имеющиеся расхождения связаны в первую очередь со спецификой российской правовой практики.

Другой причиной различия российских правил (стандартов) и МСА являются требования российских нормативных актов более высокого уровня, которым не должны противоречить положения отечественных стандартов.

 



СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Бычкова С.М., Итыгилова Е.Ю. международные стандарты аудита: учеб. пособие/ под ред. С.М. Бычковой. – М.: ТК Велби, Издательство Проект, 2007. – 432 с.

2. Методические указания по выполнению курсовой работы. Аудит. Для студентов V курса (первое высшее образование) специальности 060500 «Бухгалтерский учет, анализ и аудит».–М.: Вузовский учебник, 2004 – 17с.

3. Подольский В.И., Савин А.А., Сотникова Л.В. международные и внутренние стандарты аудиторской деятельности: Учеб. пособие/ Под ред. проф. В.И. Подольского. – М.: Вузовский учебник, 2006. – 302 с.

4. Подольский В.И. Аудит: учебник для студентов вузов, обучающихся по экономическим специальностям/ под ред. В.И. Подольского. – 4е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА: Аудит, 2008. – 744 с. (Серия «Золотой фонд российских учебников»).

5. Подольский В.И. Аудит: учебник для вузов/ В.И. Подольский, А.А. Сотникова и др., Под ред. проф. В.И. Подольского. – 3е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, Аудит, 2004. – 583 с.

6. Постановление Правительства Российской Федерации от 23 сентября 2002г. № 696 «Об утверждении федеральных правил (стандартов) аудиторской деятельности (ред. Постановлений Правительства РФ от 04.07.2003 N 405, от 07.10.2004 N 532, от 16.04.2005 N 228, от 25.08.2006 N 523, от 22.07.2008 N 557, от 19.11.2008 N 863)

7. Постановление Правительства Российской Федерации от 6 февраля 2002г. № 80 « О вопросах государственного регулирования аудиторской деятельности в Российской Федерации»

8. Соколова Е.С. Аудит / Московский международный институт эконометрики, информатики, финансов и права. - М., 2003. - 87 с.

9. Федеральный закон«Об аудиторской деятельности» №307-ФЗ от 30.12.08г.

10. http://auditruss.ru/6.html

11. http://www.uchebniki-online.com/read/262/


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: