Коммуникативная и мыслеоформительная функция речи

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ ……………………………………………………………….. 3
Глава 1.ФУНКЦИИ РЕЧИ …………………………………………. 4
1.1. Речь и язык ………… 1.2. Коммуникативная и мыслеоформительная функция речи………… 4 9
1.3Контактоустанавливающая функция…… 1.41.4 Экспрессивная, апелляционная, репрезентативная функции речи 2
Глава 2. АНАЛИЗ РЕАЛИЗАЦИИ ЭСТЕТИЧЕКОЙ ФУНКЦИИ РЕЧИ В РЕКЛАМЕ…………………......…………    1
2.1.Функции речи в рекламе 2.2.   Роль эстетической функции в рекламе………  6
 ЗАКЛЮЧЕНИЕ СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………………… 24 25    
   
     

 

 


 


ВВЕДЕНИЕ

Речь – это процесс практического применения языка для общения. При общении люди выражают свои мнения и эмоции. Они достигают  взаимопонимания, необходимого при осуществлении совместной работы. Язык и речь, как и мышление, возникают и развиваются в процессе и под влиянием труда. Речь является основным средством человеческого общения

Актуальность курсовой работы проблема функций речи относится к числу крупных теоретических и практических проблем современного языкознания.

 Термин функция в данной работе мы употребляем в значении: функция как цель, ´обобщенное обозначение разных аспектов речи и ее элементов с точки зрения их назначения, применения и использования.

 Объектом исследования данной работы является речь.

 Предметом исследования данной работы являются функции речи.

Целью данной работы является изучение функций речи, а также исследований эстетической функции на примере рекламы.

Данная цель определяет ниже перечисленные задачи:

- произвести обзор литературы по данной проблематике;

- на основе изученной литературы  определить основные функции речи;

- сделать анализ эстетической функции речи на примере рекламы.

Специфика исследования данной работы, поставленная цель и ряд перечисленных задач обуславливают необходимость обращения к работам в области    лингивстики,   маркетинга, психологии развития в частности Якобсона Р.О., Выготского Л. С., Леонтьева А.А. и др.

Структура данной работы включает в себя введение, две главы и заключение.


 


Речь и язык

Речь это такое полифункциональное явление, которое интересует исследователей разных областей науки. Речь является объектом изучения не только лингвистов (психолингвистов, социолингвистов, нейролингвистов, фонетистов, специалистов по стилистике), её изучают психологи, физиологи, логопеды, специалисты по теории коммуникации и информатике, по высшей нервной деятельности, акустике. Проблемы речи находятся в фокусе внимания философов, логиков, социологов, литературоведов.

Тем не менее, в современной науке нет единого подхода к пониманию речи. В литературе приводится множество различных определений изучаемого понятия:

· «Речь – это специфически человеческий способ формирования и формулирования мыслей с помощью языковых средств» [18].

· «Речь – это совокупность произносимых и воспринимае­мых членораздельных звуков, имеющих тот же смысл и то же значение, что и соответствующая им система письменных знаков» [17].

· «Речь – это процесс использования языка в целях общения людей, это говорение» [9].

· «Речь – это процесс общения людей посредством языка» [15].

Несмотря на различия перечисленных определений речи, в каждом из них подчеркивается тесная связь речи и языка. Поэтому, изучая понятие речи, необходимо обратиться к понятию языка.

Так же, как и понятие речи, понятие языка различными авторами определяется по-разному:

· «Язык – система условных сигналов, имеющих для людей определенное значение» [18; 15].

· «Язык – это совокупность звуковых, словарных и грамматических средств выраже­ния мыслей» [9].

· «Язык – это система вербальных знаков, относительно независимая от индивида, служащая для целей коммуникации, формирования и форму­лирования мыслей, закрепления и передачи общественно-исторического опыта» [18].

Таким образом, определения понятия языка различаются в меньшей степени, чем определения понятия речи: все перечисленные определения понятия «язык» сходятся в том, что язык представляет собой систему условных знаков. Представление о том, что язык состоит из вербальных (словесных) знаков, а так же звуковых, словарных и грамматических средств, вероятно, следует подвергнуть сомнению, поскольку существует, например, язык жестов как основа речи жестов [19], состоящий из невербальных (бессловесных) знаков.

 Следует заметить, речь не всегда является совокупностью произносимых и воспринимае­мых членораздельных звуков: например, речь жестов, являющаяся основным средством общения людей с нарушениями слуха, не связана с произношением и восприятием звуков. Также речь не всегда сводится к общению или служит исключительно целям общения: в частности, внутренняя речь, осуществляется вне общения человека с другими людьми. Ввёл понятие «внутренняя речь», Л. С. Выготский: «Внутренняя речь есть все же речь, то есть мысль, связанная со словом» [8].

Таким образом, исключение тех смысловых частей определений речи, которые могут быть опровергнуты перечисленными доводами, приводит к сокращению определения речи до одной только составляющей и к выводу о том, что вероятно, речьследует понимать какпроцесс применения языкаданным конкретным субъектом.

Единство языка и речи реализуется в речевой деятельности через языковую и речевую активность индивида. Речевая деятельность – это сменяющие друг друга процессы говорения, слушания, понимания, обобщения, вспоминания, в которых осуществляется переход от системы языка к речевым текстам.

Речевой деятельности присуще функциональные характеристики. Есть функции, которые присуще и языку и речи, но есть функции, относящиеся к языку либо к речи. В связи с этой универсальностью и приоритетностью принятого выделять основные функции присущее и языку и речи, вспомогательные (факультативные) функции которые характеризуют лишь эти категории.

Функции речевой деятельности (функции языка и речи) - прежде всего ее общественное и индивидуально-личностное предназначение, та роль, которую РД выполняет в осуществлении основных видов жизнедеятельности человека и общественной деятельности. Выделяются общие и частные функции РД. Первые из них выступают в любом речевом акте, независимо от специфики и ситуации речевого общения, в которой она протекает. Частные функции, напротив, во многом зависят от специфики того или иного варианта речевой коммуникации. 

Роман Осипович Якобсон — российский и американский лингвист, к общим функциям языка и речи в речевой деятельности относит

(1) коммуникативную,

(2) репрезентативную (номинативную),

(3) мыслеоформительную (обобщения, познания и др.) и

(4) экспресивную (т. е. служащую для выражения эмоций).

Деятельность общения осуществляется на основе ряда функций (номинации, обобщения, познания), которые реализуются речью.

В сфере речевой деятельности ведущее место принадлежит коммуникативной функции, которая в свою очередь, тесно связана с его мыслеоформляющей функцией, отражающей процессы взаимодействия языка, мышления и объективной действительности, так как коммуникация прежде всего, – передача и восприятие некоторого мыслительного содержания.

Коммуникативная и мыслеоформительная функция речи

Коммуникативная и мыслеоформительная функции многими учёными определены, как основные  функции речи, определяющие   остальные,  функции.

 С помощью коммуникативной функции речевую деятельность можно рассмотреть: как потребность установить, продолжить общение или узнать, как работает канал связи [8], а главное как потребность в налаживании психологической контакта между участниками коммуникации для достижения максимального эффекта общения.

Для наилучшего понимания коммуникативной функции речи  обратимся к понятию общения. Общение – это процесс обмена информацией и взаимодействия между людьми, основанный на восприятии и понимании друг друга [9]. Структура общения включает следующие элементы:

1. Коммуникативная элемент – обмен информацией между людьми;

2. Перцептивная элемент – взаимопонимание собеседников в процессе общения;

3. Интерактивная элемент – взаимодействие и взаимовлияние людей.

Из  структуры общения можно определить следующие составляющие коммуникативной функции, которые некоторые исследователи определяют как самостоятельные функции речи [3;4]:

· Информационная сторона коммуникативной функции речи     проявляется в передаче знаний и тесно связана с обозначением и обобщением.

· Выразительная сторона речи  позволяет передать чувства и отношения говорящего к предмету сообщения (информационной стороне): «Живая человеческая речь не является только «чистой» формой абстрактного мышления; она не сводится лишь к совокупности значений. Она обычно выражает и эмоциональное отно­шение человека к тому, о чем он говорит … Можно даже сказать, что чем выразительнее речь, тем более она речь, а не только язык, потому что чем выразительнее речь, тем больше в ней выступает говоря­щий, его лицо, он сам» [5]. Выразительность коммуникативной функции речи соответствует перцептивному элементу общения

· Волеизъявительный аспект коммуникативной функции речи (функция воздействия) заключается в подчинении слушателя замыслу говорящего: «с помощью речи мы пытаемся побудить другого человека или группу людей к определенному действию или фор­мируем у слушателей определенную точку зрения на что-либо» [4].

В первую очередь речь несет информативную сторону общения. Коммуникативная функция речи состоит в том, что речь является средством общения людей и «выступает как внешнее речевое поведение, направленное на контакты с другими людьми», т. е. функция коммуникации служит передаче информации.  

Выразительная сторона, включаясь в речь, перестраивается, входя в ее семантическое содержание. В таком виде эмоциональность играет в речи человека значительную роль. В ней есть эмоционально-выразительные компоненты, проступающие в ритме, паузах, в интонациях, в модуляциях голоса и других выразительных экспрессивных моментах, которые в большей или меньшей степени всегда имеются в речи — особенно устной, сказываясь, впрочем, и в письменной — в ритме и в расстановке слов. Человеческая речь не сводится лишь к совокупности знаний, она обычно выражает и эмоциональное отношение человека к тому, о чем он говорит, и часто к тому, к кому он обращается.  Чем больше речь насыщена эмоциональной составляющей и рефлексией о предмете сообщения, тем она индивидуальнее. Как мы обозначали в параграфе 1.1 данной главы, в речи выражается сам человек. В отличие от языка, который характеризуется социальностью и объективностью. То есть речь является индивидуальной и субъективной, этому и способствует выразительная сторона коммуникационной функции.

Будучи средством выражения, речь является вместе с тем и средством воздействия. Человек говорит не для того, чтобы воздействовать, если не непосредственно на поведение, то на мысль или чувства, на сознание других людей. Речь имеет социальное предназначение, она — средство общения, и эту функцию выполняет в первую очередь, поскольку служит средством воздействия. Воздействие это генетически первичная форма коммуникативной функции речи. Человек говорит, прежде всего, для того, чтобы воздействовать на поведение, мысли, сознание и чувства других людей посредством речи. Но даже когда человек остается один и использует речь, скажем, для мыслительной деятельности, он осуществляет внутренний диалог.

А. А. Леонтьевх подтверждает «смысл речи состоит в том, что она обеспечивает любую другую деятельность человека, планируя, регулируя, контролируя ее и т. д.»[10]. Коммуникативной  функции речи присуще  качества, как взаимодействие, активность и направленность. 

Таким образом, коммуникативная функция речи состоит из следующих уровней: сообщения, выражения и воздействия. Из приведенного описания, информационную сторону можно определить как функцию сообщения, волеизъявительная сторона как функция воздействия, в выразительная сторона коммуникационной функции показывает себя как функция выражения.

Наряду с коммуникативной в качестве основной называется также функция, предназначенная осуществлять мыслительную, интеллектуальную деятельность, которая в различных работах носит название когнитивная и мыслеоформительная функция [11].

Мыслеоформительная (когнитивная от латинского cdgnitio — познавание) функция — это предназначенность языка быть средством выражения, передачи, хранения и развития мыслительного содержания.

Как и коммуникативная функция, мыслеоформительная функция представляет собой сложную совокупность мыслительных субфункций, которые охватывают весь круг проблем, традиционно обозначаемых формулой «речь и мысли». 

Мыслеоформительная функция языка связана с тем, что в знаках языка осуществляется или фиксируется сознание человека. Язык является инструментом сознания, отражает результаты мыслительной деятельности человека. Сущность мыслеоформительной функции определяется категориями мышления

Нейролингвисты  еще не пришли к однозначному ответу о том, что является первичным – язык или мышление. Возможно, неверна сама постановка вопроса. Ведь слова не только выражают наши мысли, но и сами мысли существуют в виде слов, словесных формулировок даже до их устного произнесения. По крайней мере, зафиксировать дословесную, доязыковую форму сознания пока никому не удавалось.

Любые образы и понятия нашего сознания осознаются нами самими и окружающими только тогда, когда облечены в языковую форму. Отсюда и представление о неразрывной связи мышления и языка.

Связь между языком и мышлением была установлена даже с помощью физиометрических свидетельств. Испытуемого человека просили обдумать какую-нибудь сложную задача, и пока он думал, специальные датчики снимали данные с речевого аппарата молчащего человека (с гортани, языка) и обнаруживали нервную активность речевого аппарата. То есть мыслительная работа испытуемых «по привычке» подкреплялась активностью речевого аппарата.

Одна из сторон данной функции обобщение,  посредством мыслительной деятельности и внутреннего диалога придти от частного к общему.   Мыслеоформительная функция определяется как категориальное мышление,то есть охватывает все представления о мире.

Мыслеоформительная функция языка не только позволяет фиксировать результаты мыслительной деятельности и использовать их, к примеру, в коммуникации. Она также помогает познавать мир. Мышление человека развивается в категориях языка: осознавая новые для себя понятия, вещи и явления, человек называет их. И тем самым упорядочивает свой мир. Эту функцию языка называют репрезентативной (называние предметов, понятий, явлений), которой мы коснёмся в следующем параграфе.

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: