Территориальные бюджеты

 

Территориальные бюджеты являются финансовой базой территориальных органов власти.

Территориальные бюджеты - один из главных каналов доведения до конечных результатов производства.

Экономическая сущность территориальных бюджетов проявляется в их назначении. Они выполняют ряд функций:

- формирование денежных фондов, представляющих финансовое обеспечение деятельности территориальных органов власти;

- распределение и использование этих фондов между отраслями народного хозяйства;

- контроль над финансово-хозяйственной деятельностью предприятий, организаций и учреждений, подведомственным этим органам власти.

Велика роль территориальных бюджетов в реализации общегосударственных экономических и социальных задач, в первую очередь, в распределении государственных средств на содержание и развитие социальной инфраструктуры.

Через бюджет формируется значительная часть общественных фондов потребления.

Доходы территориальных бюджетов формируются за счет собственных и регулирующих источников доходов.

Собственные, или закрепленные доходы - это средства, принадлежащие субъекту бюджетного права, т.е. полностью или в твердо фиксированной доле на постоянной основе поступают в соответствующий бюджет, минуя вышестоящие бюджеты.

Основа собственных доходов - местные налоги и сборы, отчисления от федеральных и региональных налогов, переданные в территориальные бюджеты в твердой доле на постоянной основе.

Собственные доходы не являются основным источником формирования территориальных бюджетов.

Регулирующие доходы - это вся совокупность средств, передаваемых из вышестоящих бюджетов в нижестоящие с целью регулирования (сбалансирования) их расходов и доходов. Это средства, передаваемые вышестоящим органом власти нижестоящему на основании юридического акта (закона), постановления, решения, распоряжения.

Передача средств производится либо заблаговременно, т.е. до начала планируемого года на основании плана регулирования и законодательного акта о бюджете на планируемый год, либо в процессе исполнения бюджета по указанию вышестоящих распорядительных и исполнительных органов.

Расширение процесса урбанизации, динамично развивающиеся экономические и социальные процессы отражаются на расходной части территориальных бюджетов.

Структура расходов отдельных видов территориальных бюджетов не одинакова и зависит от объема хозяйства и подведомственности его территориальным органам разного уровня. Так, республиканским, краевым, областным и городским органам власти подчинена большая часть предприятий местной промышленности, жилищно-бытового хозяйства, торговли, поэтому удельный вес ассигнований на хозяйство в расходах этих бюджетов наиболее значительный и может быть > 40%.

В ведении районных, поселковых, сельских органов власти находятся в основном социально-культурные учреждения, на которые и приходится подавляющая часть расходов (т.е. финансирование социально-культурных мероприятий).

В настоящее время одним из главных направлений использования финансовых ресурсов должно стать финансирование развития местной производственной базы, как основы получения в будущем собственных доходов.

Одной из постоянно возрастающих статей расходов территориальных бюджетов должны стать ассигнования на охрану окружающей среды, улучшение благоустройства городов и сел и др. Имеют тенденцию к увеличению расходы на финансирование народного хозяйства, что связано с ростом и усложнением местного хозяйства.



Внебюджетные фонды

 

Внебюджетные фонды государства - это совокупность финансовых ресурсов, находящихся в распоряжении центральных или региональных местных органов самоуправления и имеющих целевое назначение.

Внебюджетные фонды представляют собой один из методов перераспределения НД органами власти в пользу определенных групп населения.

Основными методами мобилизации НД при формировании фондов являются специальные налоги и сборы, средства из бюджета и займа.

Порядок образования и использования внебюджетных фондов регламентируется финансовым правом.

Внебюджетные фонды решают 2-е задачи:

- обеспечение дополнительными средствами приобретенных сфер экономики;

- расширение социальных услуг населения.

Внебюджетные фонды имеют ряд особенностей и преимуществ:

- у органов государственной власти появляются дополнительные средства для вмешательства в хозяйственную жизнь и финансовой поддержки предпринимательства;

- целевое использование средств фондов обеспечивает эффективный контроль;

- возможность использования для покрытия бюджетного дефицита при определенных условиях - наличие активного сальдо.

В состав бюджетов государственных внебюджетных фондов входят бюджеты государственных внебюджетных фондов Российской Федерации и бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов.

Бюджетами государственных внебюджетных фондов Российской Федерации являются:

1) бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации;

2) бюджет Фонда социального страхования Российской Федерации;

3) бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования.

Бюджетами территориальных государственных внебюджетных фондов являются бюджеты территориальных фондов обязательного медицинского страхования.

Пенсионный фонд РФ - Финансово-кредитное учреждение при Правительстве Российской Федерации, управляющее средствами государственного социального страхования. Создан в 1992 г.

Пенсионный фонд Российской Федерации является самостоятельным учреждением, осуществляющим целевой сбор и аккумуляцию страховых взносов, а также финансирование расходов:

ü на выплату в соответствии с действующим на территории Российской Федерации законодательством, межгосударственными и международными договорами государственных пенсий, в том числе гражданам, выезжающим за пределы Российской Федерации;

ü на выплату пособий по уходу за ребенком в возрасте старше полутора лет;

ü на оказание органами социальной защиты населения материальной помощи престарелым и нетрудоспособным гражданам;

ü на финансовое и материально-техническое обеспечение текущей деятельности ПФР и его органов;

ü на другие мероприятия, связанные с деятельностью ПФР.

ПФР и его денежные средства находятся в государственной собственности Российской Федерации. Денежные средства ПФР не входят в состав бюджетов, других фондов и изъятию не подлежат.

Средства ПФР формируются за счет:

ü страховых взносов работодателей;

ü страховых взносов граждан, занимающихся индивидуальной трудовой деятельностью, в том числе фермеров и адвокатов;

ü страховых взносов иных категорий работающих граждан;

ü ассигнований из республиканского бюджета Российской Федерации на выплату государственных пенсий и пособий военнослужащим и приравненным к ним по пенсионному обеспечению гражданам, их семьям социальных пенсий, пособий на детей в возрасте старше полутора лет, на индексацию указанных пенсий и пособий, а также на предоставление льгот в части пенсий, пособий и компенсаций гражданам, пострадавшим от чернобыльской катастрофы, на расходы по доставке и пересылке пенсий и пособий;

ü средств, возмещаемых ПФР Государственным фондом занятости населения Российской Федерации в связи с назначением досрочных пенсий безработным;

ü средств, взыскиваемых с работодателей и граждан в результате предъявления регрессных требований;

ü добровольных взносов (в том числе валютных ценностей) физических и юридических лиц, а также доходов от капитализации средств ПФР и других поступлений.

Фонд социального страхования РФ - Государственный внебюджетный фонд, находящийся в федеральной собственности России, создается в целях гарантированного финансирования выплат пособий по временной нетрудоспособности, беременности и родам, при рождении ребенка, по уходу за ребенком до 3-летнего возраста, санаторно-курортного лечения и оздоровления трудящихся и членов их семей, а также для других целей социального страхования.

Денежные средства Фонда социального страхования Российской Федерации являются государственной собственностью, не входят в состав бюджетов соответствующих уровней, других фондов и изъятию не подлежат.

Источниками образования фонда социального страхования являются:

ü страховые взносы работодателей;

ü страховые взносы граждан, занимающихся индивидуальной трудовой деятельностью:

ü страховые взносы некоторой категории граждан;

ü доходы от инвестирования части временно свободных средств фонда в ликвидные государственные ценные бумаги и банковские вклады;

ü ассигнования из республиканского бюджета Российской Федерации на покрытие расходов, связанных с предоставлением льгот лицам, пострадавшим вследствие чернобыльской катастрофы или радиационных аварий на других атомных объектах;

ü добровольные взносы граждан и юридических лиц;

ü прочие доходы.

Структурно в Фонд социального страхования Российской Федерации входят региональные и центральные отраслевые отделения (исполнительные органы Фонда социального страхования Российской Федерации), управляющие соответственно средствами государственного социального страхования на территории субъектов Российской Федерации и в отдельных отраслях хозяйств, а также их филиалы. Исполнительные органы Фонда социального страхования Российской Федерации обладают правами юридического лица. Управление Фондом осуществляют председатель и его заместители, назначаемые Правительством Российской Федерации, а также правление Фонда социального страхования Российской Федерации как коллегиальный орган.

Контроль за полнотой и своевременностью начисления и уплаты страховых взносов осуществляется Фондом социального страхования Российской Федерации совместно с Государственной налоговой службой Российской Федерации, а за правильным и рациональным расходованием этих средств на предприятиях - совместно с участием профессиональных союзов.

Фонд обязательного медицинского страхования РФ - Самостоятельное государственное некоммерческое финансово-кредитное учреждение, юридическое лицо, действующее в соответствии с законодательством Российской Федерация.

Цель Федерального фонда обязательного медицинского страхования (ФФОМС) - разработка и осуществление комплекса мероприятий по обеспечению финансовой устойчивости системы обязательного медицинского страхования и созданию условий для выравнивания объема и качества медицинской помощи, предоставляемой гражданам на всей территории РФ.

В рамках системы обязательного медицинского страхования Федеральный фонд проводит финансирование целевых программ, осуществляет сбор и анализ информации о финансовых ресурсах, участвует в создании территориальных фондов, обобщает практику применения нормативных актов, ведет работу по подготовке кадров и международному сотрудничеству, аккумулирует финансовые средства и осуществляет финансово-кредитную деятельность (размещение банковских депозитов, приобретение высоколиквидных государственных ценных бумаг и др.).

Федеральный фонд руководит и взаимодействует с системой территориальных фондов обязательного медицинского страхования.



Заключение

За последние несколько лет анализ экономики России позволяет подтвердить действенность и в российских условиях важнейших составляющих успешной бюджетной политики, определенных на основе международного опыта. Это - базирующаяся на реалистичном уровне государственных обязательств политика жесткого ограничения государственных расходов, обеспечивающая низкий уровень (или полное отсутствие) бюджетного дефицита, способствующая поддержанию на кредитном рынке низких процентных ставок, увеличению финансирования частного сектора. Такая политика содействует достижению устойчивых темпов экономического роста, снижению безработицы, следовательно, и повышению уровня народного благосостояния. Являясь основным финансовым планом государства, главным средством аккумулирования финансовых средств, государственный бюджет, дает политической власти реальную возможность осуществления властных полномочий, дает государству реальную экономическую и политическую власть. С одной стороны, бюджет, являясь всего лишь комплексом документов, разрабатываемых одной ветвью власти и утверждаемых другой, выполняет довольно утилитарную функцию - фиксирует избранный государством стиль осуществления управления страной. Бюджет по отношению к осуществляемой властью экономической политике является производным продуктом, он полностью зависит от избранного варианта развития общества и самостоятельной роли не играет.

Однако именно бюджет, показывая размеры необходимых государству финансовых ресурсов и имеющихся резервов, определяет налоговый климат страны, именно бюджет, фиксируя конкретные направления расходования средств, процентное соотношение расходов по отраслям и территориям, является конкретным выражением экономической политики государства. Через бюджет происходит перераспределение национального дохода и внутреннего валового продукта. Бюджет выступает инструментом регулирования и стимулирования экономики, инвестиционной активности, повышения эффективности производства, именно через бюджет осуществляется социальная политика.

Бюджет, является ведущим звеном финансовой системы любого государства и играет как важную экономическую, так и политическую роль в любом современном обществе. Объединяя в себе основные финансовые категории (налоги, государственный кредит, государственные расходы).

 

 

Тесты

 

1.бюджетный процесс – это:

a) процесс составления проектов, рассмотрения, утверждения и исполнения бюджетов;

b) организационные принципы построения бюджетной системы;

c) совокупность всех действующих на территории страны бюджетов;

d) централизованное распределение и перераспределение ВВП и НД между звеньями финансовой системы.

Правильный ответ: а

 

2.Число стадий бюджетного процесса РФ составляет:

a) две стадии;

b) три стадии;

c) четыре стадии;

d) пять стадий.

Правильный ответ: с (Раздел VI Бюджетного кодекса РФ)

 

3.Четвертая стадия бюджетного процесса заканчивается:

a) рассмотрением бюджета законодательными органами власти;

b) утверждением отчета об исполнении бюджета;

c) утверждением бюджета законодательными органами власти;

d) корректировкой основных показателей бюджета в соответствии с финансово-экономической ситуацией.

Правильный ответ:

 

4.Укажите, различаются ли по странам продолжительности бюджетного процесса:

a) да, различаются;

b) нет, не различаются.

Правильный ответ: a

 

5.Орган, выполняющий функции по составлению проекта федерального бюджета:

a) центральный банк РФ;

b) Федеральное казначейство;

c) Министерство финансов РФ;

d) Комитет Государственной Думы по бюджету, банкам и финансам.

    Правильный ответ:

 

6.Участниками бюджетного процесса в РФ являются:

a) физические лица: резиденты и нерезиденты РФ;

b) юридические лица: резиденты и нерезиденты РФ;

c) финансово-кредитные институты;

d) органы законодательной и исполнительной власти.

Правильный ответ: d (статья 152 Бюджетного кодекса РФ)

 

 

7.Законодательные органы власти РФ:

a) рассматривают и утверждают бюджеты, а также отчеты об их исполнении;

b) составляют проект бюджета;

c) исполняют бюджет;

d) осуществляют организационную и методическую работу по составлению и исполнению бюджета.

Правильный ответ: a (статья 5 ФЗ РФ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации»)

 

 

8.Функция, возложенная на исполнительные органы власти РФ:

a) рассмотрение бюджетов;

b) утверждение отчетов об исполнении бюджетов;

c) составление проектов и исполнение бюджетов;

d) утверждение бюджетов.

Правильный ответ: c (статья 5 ФЗ РФ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации»)

 

9.В функции Министерства финансов РФ входит:

a) рассмотрение и утверждение бюджета;

b) утверждение отчета об исполнении бюджета;

c) контроль над соблюдением налогового законодательства, правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения налоговых платежей;

d) осуществление организационной, методической и практической работы по составлению и исполнению бюджета.

Правильный ответ:

10. Перспективный финансовый план, содержащий данные о прогнозных возможностях аккумулирования доходов, привлечению заимствований и финансированию расходов федерального бюджета, составляется на:

a) 1 месяц;

b) 6 месяцев;

c) 3 года;

d) 15 лет.

Правильный ответ: с


Список используемой литературы:

 

1. Финансы, денежное обращение и кредит / Под ред. проф. Г.Б.Поляка. - М.: ЮНИТИ. 2001.

2. Бюджетная система Российской Федерации / Ермасова Н.Б. – Высшее образование 2008

3. Социология управления / Шевелев В.Н. – Высшее образование 2004

4. www.budgetrf.ru

5. www.minfin.ru

6. www.government.gov.ru

7. www.gks.ru

8. www.cbr.ru

9. http://data.cemi.rssi.ru

10. www.consultant.ru

 



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: