Основные опасности при авариях на РОО

ОПАСНЫЕ СИТУАЦИИ, СВЯЗАННЫЕ С АВАРИЯМИ И КАТАСТРОФАМИ НА ТРАНСПОРТНЫХ КОММУНИКАЦИЯХ


Транспортная коммуникация - совокупность путей сообщения, транспортных сооружений и устройств различных видов транспорта, предназначенных для пассажирских и грузовых перевозок, ремонта, технического обслуживания и хранения транспортных средств (подвижного состава) в пределах определенной территории. В составе транспортной инфраструктуры выделяются: транспортные системы городов, единые транспортные системы городов-центров и тяготеющих к ним районов, транспортные системы отдельных регионов и страны в целом.
Ава́рия — разновидность нештатных ситуаций, потенциально опасных для жизни и здоровья человека и животных, безопасности окружающей среды, как правило выражающаяся в форме разрушения сооружений и технических устройств, неконтролируемом взрыве и выбросе опасных веществ
Катастро́фа — крупное неблагоприятное событие (авария, стихийное бедствие и др.), влекущее за собой трагические последствия (разрушения, гибель людей, животных, растительного мира)
Аварии на автомобильном транспорте.
Основным средством для перевозки пассажиров и грузов на небольшие расстояния (100 - 200 км) является автомобильный транспорт. В нашей стране на его долю приходится более 50% объема всех пассажирских и 75% грузовых перевозок.
Источником повышенной опасности на дорогах является совокупность факторов, среди которых на одном из первых мест стоят автомобили. Это связано с огромным их количеством, большой скоростью движения и массой, ограниченной маневренностью, наличием «человеческого фактора», невозможностью мгновенной остановки в случае возникновения опасной ситуации. Если автомобиль движется со скоростью 60 км/ч, то после начала торможения он проходит путь в 15 м, при скорости 100 км/ч тормозной путь увеличивается в четыре раза и составляет 60 м. Чаще всего в результате ДТП транспортные средства резко останавливаются после удара или опрокидывания, деформируются, происходит заклинивание дверей, нередки пожары, взрывы, выбросы опасных веществ. Транспортное средство с людьми может оказаться в воде, в лавине, селевом потоке и т. д.
Причины ДТП:
* незнание или нарушение правил дорожного движения;
* превышение скорости;
* вождение транспортного средства в нетрезвом состоянии;
* неисправность транспортного средства;
* плохое состояние дороги;
* переход проезжей части дороги в неустановленном месте;
* наезд на пешехода;
* неумение ориентироваться в сложной дорожной обстановке;
* неблагоприятные погодные условия: туман, гололед, дождь, снегопад.
Авиационный транспорт.
Современный мир и общество невозможно представить без авиации. Несмотря на то, что вопросам обеспечения безопасности на авиационном транспорте уделяется первостепенное внимание, чрезвычайные ситуации все же происходят.
Чрезвычайные ситуации на авиационном транспорте имеют ряд специфических

особенностей. Это связано с высокой скоростью передвижения летательных аппаратов, наличием на их борту большого количества топлива, способного воспламениться или взорваться, нахождением людей в замкнутом пространстве салона, большой высотой полетов, отсутствием эффективных и надежных мер воздействия и помощи людям, которые терпят бедствие в воздухе, внезапностью и быстротечностью развития событий.
Поражающие факторы на авиатранспорте:
* сила, возникающая от удара воздушного судна при падении;
* пожар, взрыв, отравляющие газы;
* декомпрессия.
























Основные опасности при авариях на РОО

В настоящее время практически любая отрасль хозяйства и науки использует радиоактивные вещества и источники ионизирующих излучений. Высокими темпами развивается ядерная энергетика. Ядерные материалы приходится возить, хранить, перерабатывать. Это создает дополнительный риск радиоактивного загрязнения окружающей среды, поражения людей, животных и растительного мира. В результате аварий могут возникнуть обширные зоны радиоактивного загрязнения местности и происходить облучение персонала ядерно - и радиационно-опасных объектов (РОО) и населения, что характеризует создавшуюся ситуацию как чрезвычайную. Степень опасности и масштабы этой ЧС будут определяться количеством и активностью выброшенных радиоактивных веществ, а также распад ионизирующих излучений. Радиационные аварии подразделяются на: · локальные - нарушение в работе РОО, при котором не произошел выход радиоактивных продуктов или ионизирующих излучений за предусмотренные границы оборудования, технологических систем, зданий и сооружений в количествах, превышающих установленные для нормальной эксплуатации предприятия значения; · местные - нарушение в работе РОО, при котором произошел выход радиоактивных продуктов в пределах санитарно-защитной зоны и в количествах, превышающих установленные нормы для данного предприятия; · общие - нарушение в работе РОО, при котором произошел выход радиоактивных продуктов за границу санитарно-защитной зоны и в количествах, приводящих к радиоактивному загрязнению прилегающей территории и возможному облучению проживающего на ней населения выше установленных норм. К типовым радиационноопасным объектам следует отнести: атомные станции, предприятия по изготовлению ядерного топлива, по переработке отработанного топлива и захоронению радиоактивных отходов, научно-исследовательские и проектные организации, имеющие ядерные реакторы, ядерные энергетические установки на транспорте. Классификация аварий на радиационно-опасных объектах проводится с целью заблаговременной разработки мер, реализация которых в случае аварии должна уменьшить вероятные последствия и содействовать успешной их ликвидации. Возможные аварии на АЭС и других радиационно-опасных объектах классифицируют по двум признакам: · по типовым нарушениям нормальной эксплуатации; · по характеру последствий для персонала, населения и окружения среды. При анализе аварий используют цепочку "исходное событие-пути протеканияпоследствия". Аварии, связанные с нарушениями нормальной эксплуатации, подразделяются на проектные, проектные с наибольшими последствиями и запроектные. Под нормальной эксплуатацией АЭС понимается ее состояние в соответствии с принятой в проекте технологией производства энергии, включая работу на заданных уровнях мощности, процессы пуска и остановки, техническое обслуживание, ремонты, перегрузку ядерного топлива. Причинами проектных аварий, как правило, являются исходные события, связанные с нарушением барьеров безопасности, предусмотренных проектом каждого реактора. Именно в расчете на эти исходные события и строится система безопасности АЭС. Первый тип аварий - нарушение первого барьера безопасности, а проще - нарушение герметичности оболочек твэлов (тепловыделяющих элементов) из-за кризиса теплообмена или механических повреждений. Кризис теплообмена - это нарушение температурного режима (перегрев) твэлов. Второй тип аварий - нарушение первого и второго барьеров безопасности. При попадании радиоактивных продуктов в теплоноситель вследствие нарушения первого барьера дальнейшее их распространение останавливается вторым, который образует корпус реактора. Третий тип аварий - нарушение всех барьеров безопасности. При нарушенных первом и втором барьерах теплоноситель с радиоактивными продуктами деления удерживается от выхода в окружающую среду третьим барьером - защитной оболочкой реактора. Под ним понимается совокупность всех конструкцией, систем и устройств, которые должны с высокой степенью надежности обеспечить локализацию выбросов. Ядерную аварию может вызвать также образование критической массы при перегрузке, транспортировке и хранении твэлов. всех барьеров безопасности. Основными поражающими факторами радиационных аварий являются: · воздействие внешнего облучения (гамма - и рентгеновского; бета - и гамма-излучения; гамма - нейтронного излучения и др.); · внутреннее облучение от попавших в организм человека радионуклидов (альфа - и бетаизлучение); · сочетанное радиационное воздействие как за счет внешних источников излучения, так и за счет внутреннего облучения; · комбинированное воздействие как радиационных, так и нерадиационных факторов (механическая травма, термическая травма, химический ожог, интоксикация и др.). После аварии на радиоактивном следе основным источником радиационной опасности является внешнее облучение. Ингаляционное поступление радионуклидов в организм практически исключено при правильном и своевременном применении средств защиты органов дыхания. Внутренне облучение развивается в результате поступления радионуклидов в организм с продуктами питания и водой. В первые дни после аварии наиболее опасны радиоактивные изотопы йода, которые накапливается щитовидной железой. Наибольшая концентрация изотопов йода обнаруживается в молоке, что особенно опасно для детей. Через 2-3 месяца после аварии основным агентом внутреннего облучения становится радиоактивный цезий, проникновение которого в организм возможно с продуктами питания. В организм человека могут попасть и другие радиоактивные вещества (стронций, плутоний), загрязнение окружающей среды которыми имеет ограниченные масштабы. Характер распределения радиоактивных веществ в организме: · накопление в скелете (кальций, стронций, радий, плутоний); · концентрируются в печени (церий, лантан, плутоний и др.); · равномерно распределяются по органам и системам (тритий, углерод, инертные газы, цезий и др.); · радиоактивный йод избирательно накапливается в щитовидной железе (около 30%), причем удельная активность ткани щитовидной железы может превышать активность других органов в 100-200 раз. Основными параметрами, регламентирующими ионизирующее излучение, является экспозиционная, поглощенная и эквивалентная дозы. Экспозиционная доза - основана на ионизирующем действия излучения, это - количественная характеристика поля ионизирующего излучения. Единицей экспозиционной дозы является рентген (Р). При дозе 1Р в 1см2 воздуха образуется 2,08 · 109 пар ионов. В международной системе СИ единицей дозы является кулон на килограмм (Кл/кг) · 1Кл/кг=3876 Р. радиационная авария облучение дозиметрический Поглощенная доза - количество энергии, поглощенной единицей массы облучаемого вещества. Специальной единицей поглощенной дозы является 1 рад. В международной системе СИ - 1 Грей (Гр).1 Гр=100 рад. Эквивалентная доза (ЭД) - единицей измерения является бэр. За 1 бэр принимается такая поглощенная доза любого вида ионизирующего излучения, которая при хроническом облучении вызывает такой же эффект, что и 1 рад рентгеновского или гамма-излучения. В международной системе СИ единицей ЭД является Зиверт (Зв).1 Зв равен 100 бэр.

 

6. Меры и способы защиты человека в зоне радиоактивного заражения.

1)Изоляция людей от воздействия излучения.
2)Защита органов дыхания.
3)Герметизация жилых помещений.
4)Защита продуктов питания и воды.
5)Обеззараживание и санитарная обработка.
6)Эвакуация населения в безопасные районы.
Использовать респираторы!

 

10. Способы защиты человека, предусматриваемые режимом "обсервация".

Цель обсервации – предупреждение распространение инфекционных заболеваний.

Для этого проводятся такие же лечебно-профилактические мероприятия, что и при карантине, но в условия обсервации изоляционно-предупредительные мероприятия являются менее строгими, т.е., выход населения из зоны заражения не запрещается, а ограничивается и допускается, с условием обязательного проведения профилактических мероприятий.

Для предотвращения массового расширения нужно неукоснительно выполнять правила личной гигиены:

- содержать в чистоте помещения, дворы, улицы, места общего пользования;

- в жилых домах необходимо провести дезинфекцию поручней входов, дверные ручки, унитазы – засыпать хлорной известью, уборку в помещениях проводить влажным способом, не допускать разведение мух и комаров.

В очагах инфекционных заболеваний воду брать из водопровода или незараженных проверенных медицинской службой водоисточников.

Все продукты следует хранить в закрытой таре или обрабатывать перед употреблением:

- воду и молоко прокипятить;

- сырые овощи и фрукты тщательно промыть;

- прием пищи с использованием индивидуальной посуды.

Перед выходом из помещения:

- надеть индивидуальные средства защиты органов дыхания и кожи;

- перед входом в жилые помещения с улицы обувь и плащи необходимо оставить вне помещения, а затем их обработать дезинфекцирующими веществами. Особое внимание обратить на просмотр больных.

Необходимо соблюдать все предосторожности, если больной остается дома (его лучше поместить в отдельную комнату). Если нет такой возможности, закрыть его ширмой.

В помещении провести дезинфекцию, обеззараживание предметов к которым больной прикасался. Обеззараживание провести самыми простыми способами: мытьем их с мылом, кипячение отдельных предметов и т.п.

Карантин или обсервация может возникнуть и в мирное время в случаях опасных заболеваний в районах и регионах. Однако он носит довольно ослабленный характер в зависимости от заболеваний.

Возможно объявление карантина местного значения без ограничений и изоляции территорий без использования военизированной службы и т.д., силами медицинских средств города, района.








Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: