Оценка товарооборота на предприятии торговли имеет большое значение для конечного результата деятельности предприятия, так как это непосредственно влияет на конечный результат деятельности предприятия (табл. 11).
Прибыль предприятия рассчитывается по формуле:
Прибыль = Товарооборот – Издержки обращения
Расчет прибыли за 2008 год = 1503000 – 1112220 = 390780 руб.
Расчет прибыли за 2009 год = 1646900 – 1217028 = 429872 руб.
Расчет прибыли за 2010 год = 1704200 – 1278150 = 426050 руб.
Изменение товарооборота:
В 2009 г. по отношению к 2008 г. = 1646900 – 1503000 = 144900 руб.
В 2010 г. по отношению к 2008 г. = 1704200 – 1503000 = 201200 руб.
В 2010 г. по отношению к 2009 г. = 1704200 – 1646900 = 56300 руб.
Изменение издержек обращения:
В 2009 г. по отношению к 2008 г. = 1217028 – 1112220 = 104808 руб.
В 2010 г. по отношению к 2008 г. = 1278150 – 1112220 = 165930 руб.
В 2010 г. по отношению к 2009 г. = 1278150 – 1217028 = 61122 руб.
Изменение прибыли:
В 2009 г. по отношению к 2008 г. = 429872 – 390780 = 39092 руб.
В 2010 г. по отношению к 2008 г. = 426050 – 390780 = 35270 руб.
В 2010 г. по отношению к 2009 г. = 426050 – 429872 = -3822 руб.
|
|
Таблица 11
Анализ товарооборота ЗАО «Нокиа», (руб.)
Наименование товарной группы | 2008 г. | 2009 г. | 2010 г. | Изменение, (+,-) | ||
2009 г. от 2008 г. | 2010 г. от 2008 г. | 2010 г. от 2009 г. | ||||
Итого товарооборот, | 1503000 | 1646900 | 1704200 | 144900 | 201200 | 56300 |
Итого издержки обращения, | 1112220 | 1217028 | 1278150 | 104808 | 165930 | 61122 |
Прибыль от реализации, | 390780 | 429872 | 426050 | 39092 | 35270 | -3822 |
На основании представленных данных отметим, что с каждым анализируемым периодом товарооборот ЗАО «Нокиа» возрастает, а также происходит рост издержек обращения с каждым анализируемым периодом. При изучении изменения формирования прибыли можно отметить, что в 2010 году прибыль предприятия возрастает по отношению к 2008 году на 35270 руб., при этом в сравнении с 2009 годом прибыль снижается на 3822 руб., в результате более высоких темпов роста издержек обращения по отношению к росту товарооборота.
Проведем оценку формирования структуры товарооборота по товарным категориям (табл. 12).
Таблица 12
Оценка формирования товарооборота и его изменения
Наименование товарной группы | 2008 г. | 2009 г. | 2010 г. | Изменение, (+,-) | ||
2009 г. от 2008 г. | 2010 г. от 2008 г. | 2010 г. от 2009 г. | ||||
Сотовые телефоны | 700000 | 730000 | 725000 | 30000 | 25000 | -5000 |
Смартфоны | 364000 | 429000 | 442000 | 65000 | 78000 | 13000 |
Коммуникаторы | 150000 | 170000 | 210000 | 20000 | 60000 | 40000 |
Аксессуары, в.т.ч. | 289000 | 317900 | 327200 | 29900 | 38200 | 8300 |
- карты памяти | 126000 | 142500 | 145500 | 16500 | 19500 | 3000 |
- гарнитуры, наушники | 25500 | 32400 | 36000 | 6900 | 10500 | 3600 |
- аккумуляторы | 37500 | 38000 | 38500 | 500 | 1000 | 500 |
- чехлы, брелки | 80000 | 82000 | 84000 | 2000 | 4000 | 2000 |
- стилусы | 20000 | 23000 | 23200 | 3000 | 3200 | 200 |
Итого | 1503000 | 1646900 | 1704200 | 144900 | 201200 | 56300 |
При оценке изменения товарооборота по товарным группам было отмечено, что с каждым анализируемым годом товарооборот предприятия увеличивается в 2009 году по отношению к 2008 году он возрос на 144900 руб., в 2010 году по сравнению с 208 годом на 201200 руб., а в 2010 году по сравнению с 2009 годом на 56300 руб. Данное изменение произошло в результате увеличения выручки по всем товарным группам, кроме изменения выручки по сотовым телефоном в 2010 году по сравнению с 2009 годом. Данное снижения товарооборота в 2010 году по товарной категории сотовые телефоны произошло в результате снижения объемов реализации в количественном показатели, но это не является негативной тенденцией для деятельности предприятия, так как данное снижение спроса на сотовые телефоны произошло в результате увеличения спроса на смартфоны и коммуникаторы, цена реализации которых более высокое, что также повлияло на рост выручки ЗАО «Нокиа».
|
|
Для наглядной оценки изменения динамики формирования выручки по товарным категориям, представим на рис. 6.
На основании представленного рисунка также можно отметить рост выручки за период 2008-2010гг., в результате роста выручки по всем товарным группам, кроме незначительного снижения в 2010 году по отношению к 2009 году выручки от реализации сотовых телефонов.
Рентабельность предприятия рассчитывается по формуле:
Прибыль / Издержки обращения * 100 %
Расчет рентабельности за 2008 г = 390780 / 1112220 * 100 = 35,1%
Расчет рентабельности за 2009 г = 429872 / 1217028 * 100 = 35,3%
Расчет рентабельности за 2010 г = 426050 / 1278150 * 100 = 33,3%
Изменение рентабельности:
В 2009 г. по отношению к 2008 г. = 35,3% - 35,1% = 0,2%
В 2010 г. по отношению к 2008 г. = 33,3% - 35,1% = 1,8%
В 2010 г. по отношению к 2009 г. = 33,3% - 35,3% = 2,0%
Таблица 13
Оценка рентабельности ЗАО «Нокиа»
Наименование товарной группы | 2008 г. | 2009 г. | 2010 г. | Изменение, (+,-) | ||
2009 г. от 2008 г. | 2010 г. от 2008 г. | 2010 г. от 2009 г. | ||||
Итого товарооборот, (руб.) | 1503000 | 1646900 | 1704200 | 144900 | 201200 | 56300 |
Итого издержки обращения, (руб.) | 1112220 | 1217028 | 1278150 | 104808 | 165930 | 61122 |
Прибыль от реализации, (руб.) | 390780 | 429872 | 426050 | 39092 | 35270 | -3822 |
Рентабельность, (%) | 35,1 | 35,3 | 33,3 | 0,2 | -1,8 | -2,0 |
На основании представленных данных рентабельности деятельностиЗАО «Нокиа» отметим, что у предприятия достаточно высокие показатели рентабельности, что свидетельствует об эффективности деятельности предприятия.
При изучении динамики изменения показателей рентабельности предприятия необходимо отметить, что в 2010 году рентабельность предприятия снизилась по отношению к 2008 году на 1,8%, а по отношению к 2009 году на 2%, это связано при формировании прибыли с превышением расходов над увеличением выручки. Данная динамика снижения показателей рентабельности ЗАО «Нокиа» так же связана с кризисом.
Прибыль = Товарооборот – Издержки обращения
Рентабельность = Прибыль / Издержки обращения * 100%
РАСЧЕТ 2008 г.
Прибыль:
Сотовые телефоны = 700000 – 508200 = 191800 руб.
Смартфоны = 364000 – 271360 = 92640 руб.
Коммуникаторы = 150000 – 104800 = 45200 руб.
Аксессуары = 289000 – 227860 = 61140 руб.
- карты памяти = 126000 – 102240 = 23760 руб.
- гарнитуры, наушники = 25500 – 31750 = 1630 руб.
- аккумуляторы = 37500 – 23870 = 5750 руб.
- чехлы, брелки = 80000 – 57200 = 22800 руб.
- стилусы = 20000 – 12800 = 7200 руб.
Итого =1503000 – 1112220 = 390780 руб.
Рентабельность:
Сотовые телефоны = 191800 / 508200 * 100 = 37,7 %
Смартфоны = 92640 / 271360* 100 = 34,1%
Коммуникаторы = 45200/ 104800* 100 = 43,1%
Аксессуары = 61140/ 227860 * 100 = 26,8%
- карты памяти = 23760/ 102240* 100 = 23,2%
- гарнитуры, наушники = 1630/ 31750* 100 = 6,8%
- аккумуляторы = 5750/ 23870 * 100 = 18,1%
- чехлы, брелки = 22800/ 57200* 100 = 39,9%
- стилусы = 7200/ 12800* 100 = 56,3%
Итого =390780/ 1112220* 100 = 35,1%
РАСЧЕТ 2009 г.
Прибыль:
Сотовые телефоны = 7300000 – 519470 = 210530руб.
Смартфоны = 429000 – 306431 = 122569руб.
Коммуникаторы = 170000 – 147630 = 22370руб.
Аксессуары = 317900 – 243497 = 74403руб.
- карты памяти = 142500 – 109310 = 33190 руб.
- гарнитуры, наушники = 32400 – 25910 = 6490 руб.
|
|
- аккумуляторы = 38000 –34082= 3918руб.
- чехлы, брелки = 82000 – 59198 = 22802руб.
- стилусы = 23000 – 14997 = 8003 руб.
Итого =1646900 – 1217028 = 429872 руб.
Рентабельность:
Сотовые телефоны = 210530 /519470* 100 = 40,5 %
Смартфоны = 122569/306431* 100 = 40,0 %
Коммуникаторы = 22370/147630* 100 = 15,2 %
Аксессуары = 74403/243497* 100 = 30,6 %
- карты памяти = 33190/109310* 100 = 30,4 %
- гарнитуры, наушники = 6490/ 25910* 100 = 25,0 %
- аккумуляторы = 3918/34082* 100 = 11,5 %
- чехлы, брелки = 22802/59198* 100 = 38,5 %
- стилусы = 8003/ 14997* 100 = 53,4 %
Итого = 429872/ 1217028* 100 = 35,3 %
РАСЧЕТ 2010 г.
Прибыль:
Сотовые телефоны = 725000 – 533750 = 191250 руб.
Смартфоны = 442000 – 321380 = 120620 руб.
Коммуникаторы = 210000 – 169500 = 40500 руб.
Аксессуары = 327200 – 253520 = 73680 руб.
- карты памяти = 145500 – 112125 = 33375 руб.
- гарнитуры, наушники = 36000 – 28000 = 8000 руб.
- аккумуляторы = 38500 – 36875 = 1625 руб.
- чехлы, брелки = 84000 – 61120 = 22880 руб.
- стилусы = 23200 – 15400 = 7800 руб.
Итого = 1704200 – 1278150 = 426050 руб.
Рентабельность:
Сотовые телефоны = 191250 / 533750 * 100 = 35,8 %
Смартфоны = 120620 / 321380* 100 = 37,5 %
Коммуникаторы = 40500 / 169500* 100 = 23,9 %
Аксессуары = 73680 / 253520* 100 = 29,1 %
- карты памяти = 33375 / 112125* 100 = 29,8 %
- гарнитуры, наушники = 8000 / 28000* 100 = 28,6 %
- аккумуляторы = 1625 / 36875* 100 = 4,4 %
- чехлы, брелки = 22880 / 61120* 100 = 37,4 %
- стилусы = 7800 / 15400* 100 = 50,6 %
Итого = 426050 / 1278150* 100 = 33,3 %
Таблица 14
Формирование показателей рентабельности по группам товаров
Наименование товарной группы | 2008 г. | 2009 г. | 2010 г. | |||||||||
Товарооборот, (руб.) | Издержки обращения, (руб.) | Прибыль, (руб.) | Рентабельность, (%) | Товарооборот, (руб.) | Издержки обращения, (руб.) | Прибыль, (руб.) | Рентабельность, (%) | Товарооборот, (руб.) | Издержки обращения, (руб.) | Прибыль, (руб.) | Рентабельность, (%) | |
Сотовые телефоны | 700000 | 508200 | 191800 | 37,7 | 730000 | 519470 | 210530 | 40,5 | 725000 | 533750 | 191250 | 35,8 |
Смартфоны | 364000 | 271360 | 92640 | 34,1 | 429000 | 306431 | 122569 | 40,0 | 442000 | 321380 | 120620 | 37,5 |
Коммуникаторы | 150000 | 104800 | 45200 | 43,1 | 170000 | 147630 | 22370 | 15,2 | 210000 | 169500 | 40500 | 23,9 |
Аксессуары, в.т.ч. | 289000 | 227860 | 61140 | 26,8 | 317900 | 243497 | 74403 | 30,6 | 327200 | 253520 | 73680 | 29,1 |
- карты памяти | 126000 | 102240 | 23760 | 23,2 | 142500 | 109310 | 33190 | 30,4 | 145500 | 112125 | 33375 | 29,8 |
- гарнитуры, наушники | 25500 | 23870 | 1630 | 6,8 | 32400 | 25910 | 6490 | 25,0 | 36000 | 28000 | 8000 | 28,6 |
- аккумуляторы | 37500 | 31750 | 5750 | 18,1 | 38000 | 34082 | 3918 | 11,5 | 38500 | 36875 | 1625 | 4,4 |
- чехлы, брелки | 80000 | 57200 | 22800 | 39,9 | 82000 | 59198 | 22802 | 38,5 | 84000 | 61120 | 22880 | 37,4 |
- стилусы | 20000 | 12800 | 7200 | 56,3 | 23000 | 14997 | 8003 | 53,4 | 23200 | 15400 | 7800 | 50,6 |
Итого | 1503000 | 1112220 | 390780 | 35,1 | 1646900 | 1217028 | 429872 | 35,3 | 1704200 | 1278150 | 426050 | 33,3 |
|
|
На основании представленных показателей формирования рентабельности по группам товаров необходимо отметить, что рентабельность по видам товарных групп различна.
Сумма издержек обращения складывается из расчета итога по всем видам затрат
Издержки обращения за 2008 г.
= 580689 +47431+ 430000+ 54100 =1112220 руб.
Издержки обращения за 2009 г.
=650560+57568+450000+58900=1217028 руб.
Издержки обращения за 2010 г.
=687030+58820+470000+62300=1278150 руб.
Таблица 15
Анализ формирования издержек обращения
Наименование статей затрат | 2008 г. | 2009 г. | 2010 г. | Изменение, (+,-) | ||
2009 г. от 2008 г. | 2010 г. от 2008 г. | 2010 г. от 2009 г. | ||||
Затраты на закупку товаров | 580689 | 650560 | 687030 | 69871 | 106341 | 36470 |
Накладные расходы | 47431 | 57568 | 58820 | 10137 | 11389 | 1252 |
Затраты на оплату труда | 430000 | 450000 | 470000 | 20000 | 40000 | 20000 |
Прочие расходы | 54100 | 58900 | 62300 | 4800 | 8200 | 3400 |
Итого издержки обращения | 1112220 | 1217028 | 1278150 | 104808 | 165930 | 61122 |
В результате анализа формирования издержек обращения в ЗАО «Нокиа» было выявлено, что большую сумму (значительную) занимают затраты на закупку товаров, а так же не менее весомую часть составляют затраты на оплату труда и накладные расходы. При оценки динамики изменения издержек обращения было выявлено, что издержки обращения с каждым годом возрастают в результате увеличение всех статей издержек.
На основании представленного рисунка можно отметить, что более значительную долю издержек составляют затраты на закупку товаров, а также затраты на оплату труда.
Таблица 16
Оценка формирования издержек обращения
Наименование товарной группы | 2008 г. | 2009 г. | 2010 г. | Изменение, (+,-) | ||
2009 г. от 2008 г. | 2010 г. от 2008 г. | 2010 г. от 2009 г. | ||||
Сотовые телефоны | 508200 | 519470 | 533750 | 11270 | 25550 | 14280 |
Смартфоны | 271360 | 306431 | 321380 | 35071 | 50020 | 14949 |
Коммуникаторы | 104800 | 147630 | 169500 | 42830 | 64700 | 21870 |
Аксессуары, в.т.ч. | 227860 | 243497 | 253520 | 15637 | 25660 | 10023 |
- карты памяти | 102240 | 109310 | 112125 | 7070 | 9885 | 2815 |
- гарнитуры, наушники | 23870 | 25910 | 28000 | 2040 | 4130 | 2090 |
- аккумуляторы | 31750 | 34082 | 36875 | 2332 | 5125 | 2793 |
- чехлы, брелки | 57200 | 59198 | 61120 | 1998 | 3920 | 1922 |
- стилусы | 12800 | 14997 | 15400 | 2197 | 2600 | 403 |
Итого | 1112220 | 1217028 | 1278150 | 104808 | 165930 | 61122 |
На основании проведенной оценки формирования издержек обращения было выявлено, что с каждым анализируемым период издержки обращения возрастают по всем категориям товаров, это связано с увеличением объемов закупки товара, так как реализация растет, а также с увеличением сумм затрат.
Проведем SWOT – анализ положения компании на рынке.
Компания занимается продажам продажей сотовых телефонов, подключением абонентов к сотовой связи и приемом платежей за услуги связи.
Собственник создал компанию несколько лет назад и установил хорошие рабочие отношения со всеми крупными поставщиками.
Таблица 17
SWOT – анализ
Сильные стороны Компании | Возможности Компании во внешней среде |
-известная торговая марка -квалифицированный персонал -высокое качество обслуживания -долгосрочные договора с крупными поставщиками -рыночная структура отдела продаж -наличие собственного торгового помещения, в т. ч. одно из них в центре города | -улучшение качества обслуживания и сокращение времени на обслуживание покупателя -увеличение рентабельности, контроль над затратами -расширение ассортимента продаваемых телефонов |
Слабые стороны компании | Угрозы внешней среды для бизнеса |
- ассортимент продаваемых телефонов уже, чем у конкурентов - снижение спроса на дорогие сотовые телефоны, в связи с экономической ситуацией в стране | -нестабильность курса доллар (закупочные цены привязаны к $ а продают в рублях) -нестабильная экономическая ситуация в стране и в целом в мире |
Проведенный предварительный swot-анализ показывает возможность движения компании к клиентам, к поставщикам, возможность интеграции и диверсификации. Компания может осуществлять плавное движение вверх в типовом жилье и создать новые торговые марки для разных сегментов.
Обеспечение качества – это совокупность планируемых и систематически проводимых мероприятий, необходимых для создания уверенности в том, что продукция или услуга удовлетворяет необходимым требованиям. Обеспечение качества не будет полным, если установленные требования к качеству не отражают полностью потребности потребителя.
Контроль качества – деятельность, включающая проведение измерений, экспертизы, испытаний или оценка параметров объекта и сравнение полученных величин с установленными требованиями к этим параметрам.
Функцию контроля качества оказываемых услуг выполняет в компании ЗАО «Нокиа» коммерческий директор и кладовщик, осуществляющий приемку товара на складе. Они осуществляют инспекционный контроль.
Качество продаваемой продукции ЗАО «Нокиа», а соответственно и ее конкурентоспособность в большой степени зависят от качества работы ее поставщиков. Некачественная продукция, закупленная менеджерами по снабжению, в конечном счете ведет либо к неоправданным затратам, либо к неудовлетворенности конечных потребителей. И то и другое - отрицательно сказывается на результатах деятельности ЗАО «Нокиа», то есть к снижению выручки от реализации, прибыли и количеству покупателей, что наиболее опасно в условиях ужесточения конкуренции.
Кладовщик осуществляет оперативный анализ приобретаемых товаров ежемесячно (анализ рекламаций потребителей, если они были). Такая периодичность позволяет выявить динамику показателей и своевременно мобилизовать дополнительные резервы для обеспечения качества приобретаемых товаров. Проведем анализ рекламаций в компании ЗАО «Нокиа» за последние 6 месяцев. (табл. 18)
Таблица 18
Анализ рекламаций
месяц | май | июнь | июль | август | сентябрь | октябрь |
Объем продаж, тыс. руб. | 240 | 250 | 230 | 200 | 180 | 190 |
Количество рекламаций, шт. | 3 | 3 | 2 | 3 | 1 | 2 |
Объем рекламаций, тыс. руб. | 10 | 9 | 12 | 7 | 4 | 8 |
% рекламаций от объема продаж | 4,2 | 3,6 | 4,8 | 3,5 | 2,2 | 4,2 |
Таким образом, из приведенного анализа видно, что в среднем количество рекламаций в месяц составляет 2, средний % рекламаций за 6 месяцев от объема продаж 4%, в стоимостном выражении 87 тыс. руб. в месяц. В принципе можно говорит, что процент брака и рекламаций не высокий, но даже возврат одной штуки товара может привести к расторжению договора с покупателем и куда большим потерям. Соответственно руководству компании необходимо так организовать работу в компании, чтобы свести к минимуму количество рекламаций и объем поставок некачественного товара.