Способы защиты банкнот

Изменения в мировом денежном обращении происходят постоянно. Устаревшие банкноты выводятся из обращения, вводятся в оборот новые, совершенствуются средства защиты. Невозможно проводить профессиональную экспертизу, опираясь на устаревшие сведения[37].

В целом, современные средства защиты банкнот можно разделить на две группы - органолептические (выявляются органами человека) и машиночитаемые (выявляются приборами). Защитным признакам, относящимся к первой группе, столько лет, сколько печатаются банкноты, и совершенствование органолептической защиты продолжается. В этой группе признаков ведущее место занимают визуальные[38], среди которых такие традиционные, как цветовая гамма, водяной знак, ирисовая печать (плавный переход одного цвета в другой), а также ряд новых, введенных в последние годы: кипп-эффект (скрытое изображение, появляющееся при соответствующем угле падения и отражения света), совмещающиеся рисунки, голографические изображения. Все большее развитие в последние годы получают машиночитаемые признаки, представляющие собой запрограммированные комбинации красок с разными физическими свойствами, распределенные по банкноте в строго определенном порядке и создающие легко распознаваемые образы в какой-либо области спектра. Машиночитаемые защитные признаки образуются путем введения в краски специальных добавок и вносятся в банкноты с использованием уникального полиграфического оборудования, существующего в единичных экземплярах и находящегося под жестким государственным контролем.

У большинства изымаемых из обращения поддельных банкнот качество невысокое, расплывчатый или отсутствующий вообще водяной знак. Многие мелкие детали обычно бывают нечеткими. Бумага, из которой изготовлены купюры, толще штатной и не издает характерный хруст при изгибе. Практически на всех фальшивках отсутствует кипп-эффект.

Однако, несмотря на невысокое качество подделок, огромное их количество все же попадает в денежный оборот. Это связано в первую очередь с отсутствием у миллионов продавцов и кассиров по всей стране необходимых знаний о современных средствах защиты, справочных пособий, помогающих установить подлинность и технических устройств.

Таким образом, необходимость оснащения справочными материалами специалистов на этапе поступления банкнот в платежную систему - не только банков, но также магазинов, транспортных касс, касс обслуживающих предприятий, - проблема, актуальная не только для России. В нашей стране работа по доведению необходимых в работе данных о средствах защиты банкнот, паспортов, ценных бумаг сегодня должна быть поднята на качественно новый уровень.

Пусть история доказывает, что от подделки денег государство несет убытки, тем не менее, есть и обратный пример. В конце 70-х годов авторское изготовление денег привело к усовершенствованию защиты билетов Госбанка. Несмотря на то, что способ изготовления денег слишком сложен и хранится в строжайшем секрете, ни один настоящий фальшивомонетчик не пожалеет ни времени, ни средств, чтобы его разгадать. После многолетних усилий некоторым удается частично воспроизводить подлинные деньги. Фальшивомонетчики делают клише, аккуратно выводят рисунок, хорошо подбирают краски. Многие на этом останавливаются, другие идут дальше, чтобы доказать свою исключительную одаренность. Результаты, которых они достигали, ставили в тупик даже специалистов Гознака. Некоторые авторские деньги было трудно отличить невооруженным глазом от настоящих.

Эксперименты подпольного производства привели к тому, что фальшивомонетчики разгадали слабые стороны печати Гознака и даже могли ему подсказать несколько способов усиления защиты денег. Более того, однажды наступил момент, когда известнейший фальшивомонетчик 70-х годов Виктор Баранов предсказал Гознаку пик подделок пятирублевок... и не ошибся. "Пятерка" легко поддавалась копированию. Ее привлекательность для фальшивомонетчиков заключалась в том, что она была почти однородно синего цвета с рисунком из толстых, лишь слегка изогнутых линий. А защитная сетка на обороте была, напротив, слишком светлой. Лишь через три года после предупреждения, когда начался бум пятирублевых фальшивок, Гознак, наконец, прислушался к советам Баранова и изменил основной тон рисунка и защитную сетку пятирублевой купюры. Затем Баранов предложил Гознаку еще один, более совершенный способ защиты денег, слишком сложный для любого фальшивомонетчика - ставить флуоресцентный штамп на поля десятирублевых купюр. Гознак тут же воспользовался этой идеей, но... о своей новинке не предупредил даже службы МВД. Через некоторое время в МВД стали поступать сигналы о купюре, совершенно похожей на подлинник, но со странным свечением. Распространителей денег задерживали, сами купюры отдавали на экспертизу... Лишь со временем МВД узнало о выпуске денег с новой защитой.

Со старыми деньгами ушли и талантливые изобретатели. Сейчас подделка денег приобрела слегка иной смысл. Авторы денег не стремятся к полному воспроизведению способа печати, они лишь частично его копируют. Высококачественное оборудование позволяет печатать деньги быстро и много. Поскольку в настоящее время продолжается эмиссия купюр нового достоинства, быстрый способ подделки денег оказывается наиболее успешным. Подделки входят в оборот, когда мы еще не успеваем присмотреться к новым деньгам.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: