На основе полученных в результате анализа данных о работе можно определить её параметры, такие как масштаб и сложность:
· Масштаб – определённое количество действий, которые работник должен выполнить в соответствии с предъявленными ему требованиями.
· Сложность – отражает степень обособленности человека в принятии собственных решений и управления ими, зависящая от делегированных ему полномочий и прав.
И масштаб, и сложность позволяют классифицировать и отличить одну работу от другой, регламентируя объём обязанностей, креативности и принятия решений:
Профессор вуза Терапевт поликлиники Работник, обслуживающий станок с ЧПУ на заводе | Декан вуза Заведующий отделением больницы Конструктор |
Руководитель практических занятий Секретарь главного врача больницы Рабочий-сборщик на линии | Заведующий отделением ТСО в вузе Медсестра в больнице Наладчик сборочной линии |
Таким образом, данные характеристики работы позволяют разграничить обязанности и занимаемые в организации должности по уровню их объёма и самостоятельности, независимости.
Восприятие работы
Каждый может воспринимать одну и ту же работу по-разному, в силу тех или иных личностных качеств, понимания целей и задач, а так же в зависимости от потребностей, ожиданий и социальной среды, в которой эта работа выполняется.
Согласно американским специалистам Р. Хакману и Э. Лоулеру можно выделить шесть характеристик, с помощью которых измеряется восприятие определённых аспектов работы:
· Разнообразие – Уровень разнообразия в наборе операций или уровень разнообразия орудий труда и процессов, используемых при выполнении работы.
· Автономность – Уровень самостоятельности при принятии решений по планированию своей работы, а также выбору средств по её выполнению.
· Законченность – Уровень доведения создаваемого продукта (услуги) до конечного результата в рамках данной работы.
· Результативность (обратная связь) – Уровень информированности исполнителя через работу о результативности произведённых им действий.
· Взаимодействие – Уровень требуемого от исполнителя взаимодействия с другими работниками для завершения работы.
· Общительность – Уровень, до которого работа позволяет исполнителю общаться с коллегами и устанавливать неформальные дружеские отношения.
Индивидуальные различия обеспечивают возможность выявления того, как разные люди воспринимают одну и ту же работу. Например, уровень разнообразия в работе является важной характеристикой работы для тех, у кого сильно выражена потребность в самоутверждении.
Перепроектирование работы
Изменение структуры действий, внедрение новых технологий или же, например, принятие мер по установлению определённых правил организационного поведения, и будут являться составными частями или основными причинами процесса перепроектирования работы в организации, в том числе и для повышения эффективности мотивации персонала. А значит и создания более интересных или же увлекательных аспектов рабочего времени.
Сделать работу увлекательнее – значит сделать её более интересной, занимательной, возможно более обогащённой или разнообразной, но в этой связи возникает масса вопросов, связанных с данной проблемой:
· А нужно ли делать работу увлекательнее?
· Для чего нужно делать работу увлекательнее?
· Где необходимо и возможно сделать работу увлекательнее, а где в этом нет надобности?
· Кто должен сделать работу увлекательнее?
Ответы на все эти поставленные вопросы помогут более детально разобраться в поставленной задаче и понять смысл, полную проблематику темы.
Сфера влияния (Где? Для чего?)
Существуют различные методы, способствующие большей заинтересованности в работе, но не во всех областях деятельности возможно их применение. Так, например, в военной сфере, где очень важна точность исполнения и дисциплина, где существует определённый устав и соответствующая мораль, методы и приёмы, проводимые в рамках процесса увлекательности работы, совершенно неприемлемы. Поэтому при анализе и применении действий следует, сначала изучить область приложения усилий, с целью выяснения корректности и возможности дальнейших шагов. Одними из наиболее эффективных и уместных областей в этом аспекте являются сфера услуг и сфера прямых продаж, которые допускают возможность непосредственного общения с людьми, варьируя тем самым различные типы поведения и манеры речи; именно они и будут являться объектом дальнейшего рассмотрения.
Заинтересованность человека в работе является, прежде всего, его удовлетворённостью, а значит и большей результативностью. Ведь чем значительней человека мотивирует работа, под воздействием множества факторов, тем усерднее он будет прилагать свои усилия, повышая производительность, что, безусловно, приносит пользу не только ему самому, но и возможному руководству, которое также стремиться удержать хорошего работника на его месте; а если же сотруднику станет неинтересно, скучно, или же он почувствует себя ненужным, то вполне вероятно, что он покинет организацию. В этой связи неизбежно возникает вопрос, а что же делать? Как повысить заинтересованность работников, чтобы они не уходили, а наоборот способствовали развитию организации?
2.1 Методы: