Управление дебиторской задолженностью

 

Управление дебиторской задолженностью является составной частью общей системы управления оборотными активами коммерческой организации. Применительно к задолженности заказчиков (покупателей) за поставку товаров, оказанные услуги или выполненные работы оно является одновременно элементом маркетинговой политики организации, направленной на максимизацию объема прибыли, установление взаимовыгодных отношений. От управления дебиторской задолженностью в значительной мере зависит как оборачиваемость, так и рентабельность оборотных активов предприятия. В балансе (раздел II "Оборотные активы") остатки дебиторской задолженности обычно превышают общую сумму материально-вещественных активов, денежных средств и краткосрочных финансовых вложений. В то же время управление дебиторской задолженностью - средство увеличения объема продаж, предоставления заказчикам выгодных условий оплаты поставляемых товаров.

Управление дебиторской задолженностью должно способствовать расширению объема реализации продукции, финансовой устойчивости организации. Как и при управлении иными оборотными активами, принятию любых решений по управлению дебиторской задолженностью должен предшествовать анализ ее состава, уровня и динамики в предшествующем периоде.

Все это доказывает, что необходимо управлять дебиторской задолженностью с помощью следующих мер:

- контролировать состояние расчетов с покупателями по отсроченной задолженности;

- оценивать состав дебиторской задолженности предприятия по отдельным ее «возрастным» группам, т. е. так называемый реестр старения дебиторской задолженности

- следить за соотношением кредиторской и дебиторской задолженности;

- предоставлять скидки при досрочной оплате.

С целью стимулирования заказчиков широко применяют скидки с цены реализации ("сконто"), например:

а) скидка за предоплату в размере 3%;

б) расчет по примерной схеме "2/15 полная 30", т.е. при расчете в течение 15 дней с момента получения товара предоставляется скидка 2%, при оплате с шестнадцатого по тридцатый день - оплачивается полная стоимость товара, свыше тридцати дней - штраф в размере, указанном в контракте.

В отношении просроченной задолженности необходим поиск взаимоприемлемых решений: отсрочка или рассрочка платежа на определенных условиях, расчеты векселями (банковскими или своими, но авалированные банком), в отдельных случаях - оплата своей продукцией (бартер), если она представляет интерес для поставщика, расчеты акциями заказчика и др.

Предоставление заказчику отсрочки платежа всегда сопряжено с риском. Когда речь идет о постоянных покупателях, то риск невелик. Предоставление товарного кредита новому покупателю может быть обусловлено предоставлением обеспечения: банковской гарантии или поручительства компании с надежной деловой репутацией, залога, надежных векселей к погашению и т.д.

В ЗАО «УРАЛСЕЛЬМАШ» отсрочка платежа должна сочетаться со стимулированием предоплаты системой скидок. Например, при полной предоплате предоставляются скидки 4% от стоимости поставленной продукции, при частичной предоплате в размере 50% стоимости отгруженной партии - скидки 3% и т.д. Система стимулов может сочетаться с системой штрафов, предусматриваемых в договорах за нарушение сроков оплаты. Однако по отношению к постоянным покупателям прибегать к штрафам нецелесообразно.

При решении вопроса о предоставлении заказчику отсрочки или рассрочки платежей за поставленную продукцию учитываются его платежеспособность, деловая репутация, опыт прежних взаимоотношений.

Так как у ЗАО «УРАЛСЕЛЬМАШ» много заказчиков, то их можно предварительно сгруппировать:

надежные покупатели, им может быть предоставлена отсрочка платежа в запрашиваемых ими размере и сроках;

покупатели, которым может быть предоставлен товарный кредит в ограниченном объеме;

покупатели, которым может быть предоставлен коммерческий кредит только под надлежащее обеспечение;

покупатели, кредитование которых сопряжено с высоким риском неплатежей и поэтому нецелесообразно.

Для эффективного управления дебиторской задолженностью необходимо анализировать поведение дебитора по отношению к долгу. Так, например, выделяют три группы поведения дебиторов:

- Деловая порядочность;

- Безразличие- нарушение срока погашения до 30 дней;

- Непорядочность - нарушение срока погашения более 30 дней

В связи с этим ЗАО «УРАЛСЕЛЬМАШ» предлагаются следующие методы воздействия на дебитора (табл. 13).

 


Таблица 13 Методы воздействия на дебиторов

Поведение дебитора Методы воздействия
1 2
Деловая порядочность Установление системы скидок, рассрочка, отсрочка платежа
Безразличие Предложение о сотрудничестве, бартере, взаимозачете после письменного напоминания через 5-10 дней Претензионное письмо через 30 дней после истечения срока оплаты по договору Арбитраж после подачи претензии по установленным законом срокам
Непорядочность Приостановка и разрыв деловых связей Силовая переуступка долга Факторинг, т.е. переуступка долга банку

 

Заключительным этапом управления дебиторской задолженностью должна стать оценка соответствия условий получения и оказания кредита. Как известно, деятельность любого предприятия связана с приобретением материалов, продукции, потреблением разного рода услуг. Если расчеты за продукцию или оказанные услуги производятся на условиях последующей оплаты, можно говорить о получении предприятием кредита от своих поставщиков и подрядчиков. Само предприятие выступает кредитором своих покупателей и заказчиков, а также поставщиков в части выданных им авансов под предстоящую поставку погашения дебиторской задолженности.

Реализация предложенных рекомендаций будет способствовать ускорению оборачиваемости средств, вложенных в расчёты с дебиторами и повышению эффективности деятельности фирмы. Например, ускорение оборачиваемости средств, вложенных в расчёты с дебиторами только на 2 дня, возводит высвободить из оборота средства в сумме 61,7 тыс. руб. Они могут быть направлены на погашение задолженности кредитора.




Заключение

 

Дебиторская задолженность – неизбежное следствие существующей в настоящее время системы денежных расчетов между организациями, при которой всегда имеется разрыв времени платежа с момента перехода права собственности на товар, между предъявлением платежных документов к, а также оценка соответствия правил ведения учёта и порядка отражения информации в бухгалтерской отчётности требованиям законодательства и действующих нормативных документов;

- изучена сущность дебиторской задолженности, способы ее оценки, особенности налогового и бухгалтерского учета;

- проведен аудит дебиторской задолженности ЗАО «УРАЛСЕЛЬМАШ»;

- проанализирована динамика, структура дебиторской и кредиторской задолженности, оборачиваемость средств в расчётах.

По результатам исследования можно сделать следующие выводы:

Синтетический учёт расчетов с покупателями и заказчиками ЗАО «УРАЛСЕЛЬМАШ» ведёт на счёте 62 «Расчёты с покупателями и заказчиками» Аналитический учет ведется в разрезе договоров.

Как недостаток в организации бухгалтерского учёта дебиторской задолженности на предприятии можно отметить то, что в учётной политике не предусмотрено создание резерва по сомнительным долгам и данный резерв не создается.

ЗАО «УРАЛСЕЛЬМАШ» рекомендуется создавать резерв по сомнительным долгам. Резерв создается по каждому сомнительному долгу, не погашаемому в течение 45 дней, если он не обеспечен залогом, поручительством или банковской гарантией. При этом общая сумма создаваемого резерва не может превышать 10% выручки от реализации последнего отчетного периода. Резерв используется на покрытие убытков от списания безнадежных, не реальных к взысканию долгов в связи с истечением срока исковой давности (банкротством или ликвидацией организации-должника). Создание резерва смягчает отрицательные последствия списания безнадежных долгов, но не устраняет их. Поэтому предприятиям необходима взвешенная политика финансовых взаимоотношений с заказчиками: предоставлять отсрочку или рассрочку платежа только при наличии уверенности в надежности заказчика; вести картотеку заказчиков и следить за динамикой их финансового состояния; при отсутствии информации от заказчика требовать предоплаты или поручительства.

Считаем целесообразным ЗАО «УРАЛСЕЛЬМАШ» предусмотреть в учётной политике формирование резерва по сомнительным долгам в бухгалтерском учёте по тем же правилам, что и в налоговом учёте.

Преимущество будет заключаться в том, что:

1. Для начисления налога на прибыль можно использовать данные бухгалтерского учёта, не корректируя их;

2. Не нужно исчислять и отражать в бухгалтерском учёте разницы, прописанные в ПБУ 18/02 – их просто не будет.

Изучение организации системы внутреннего контроля ЗАО «УРАЛСЕЛЬМАШ» позволяет оценить её эффективность как низкую. Недостатки действующей системы контроля заключаются в том, что инвентаризация расчётов не производится, сроки возникновения задолженности проверяются выборочно и нерегулярно, имеются случаи невыставления претензии.

Результаты анализа позволяют сделать следующие выводы.

Доля дебиторской задолженности в общей сумме оборотных активов в на 01.01.2006г составляла 37,88%, на 01.01.2007г – 40,93%,

По результатам анализа состава и структуры дебиторской задолженности, можно сделать вывод, что на начало отчётного периода наибольший удельный вес в структуре активов занимала именно дебиторская задолженность. При этом в составе дебиторской задолженность возрастает доля авансов выданных.

Возросла оборачиваемость дебиторской задолженности с 2,64 раза до 2,96 раз. Это говорит о том, что дебиторская задолженность предприятия быстрее

ЗАО «УРАЛСЕЛЬМАШ» можно предложить следующие рекомендации по совершенствованию системы управления дебиторской задолженностью:

- применять различные методы управления дебиторской задолженности в зависимости от истории деловых отношений с данными покупателями. Для добросовестных покупателей целесообразно дальнейшее предоставление скидок, отсрочек и рассрочек платежа.

- ужесточить механизм истребования долга. Для этого предприятию рекомендуется применять систему штрафов, что должно быть предусмотрено в условиях договора с контрагентами. Кроме того, в условиях договора необходимо предусматривать сроки расчётов за отпускаемую предприятием продукцию

- ежемесячно сверять расчёты с покупателями. Ежемесячная проверка дебиторской позволит высвободить из оборота средства. Они могут быть направлены на погашение задолженности кредитора.




Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: